Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные установки, стереотипы и ценности личности. Связь социальных установок с традициями, групповыми нормами и культурой в целом.





Регуляторами поведения, относящимся к внутренним личностным факторам, являются: установки, стереотипы и ценности личности. Эти феномены относятся непосредственно к психике конкретного человека и являются частью внутренней структуры личности. Они формируются как на основе личного опыта индивида, так и в процессе социализации личности, посредством социальной коммуникации.

ü Социальная установка (аттитюд)– (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий - психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир. Это п сихологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, или как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Функции: 1) приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности. Через усвоение установок происходит социализация. Виды: 1) Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию. 2) Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки. Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки: 1) когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность; 2) аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии); 3) конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту. !!! Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

ü Связь социальных установок с традициями, групповыми нормами и культурой в целом: в способствует идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы)- инструментальн. ф-ия. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы - эгозащ. ф-ия; индивид реализует себя в отношении к социальным объектам - самовыражения ф-ия; стремление упорядочивания окружающего мира, включается в процесс социального познания - функция организации знаний. Оценка человека своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного «измерения» допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения. В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, ценностные ориентации регулируют выработку жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей.

ü Ценности - установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается как ядро личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этнос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами — с другой.

ü Стереотип —один из видов социальной установки (регулятор поведения): впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Это знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом для обозначения предвзятых мнений и представлений. Стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Динамика стереотипов: стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия. В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно. В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

ü Способы диагностики соц. установок: шкалы измерения социальных установок предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности реакций человека по отношению к различным категориям стимулов. К наиболее известным методам измерения и построения шкал установок относят: 1). Шкала социальной дистанции Э. Богардус 2). Метод равных интервалов (Л.Терстоун); 3). Метод суммарных оценок (Р.Лайкерт); 4). Метод кумулятивного шкалирования (Л.Гутман). Фишбейн и Айзен приводят более пятидесяти операций, призванных измерять аттитюд. Они включают в себя стандартные шкалы аттитюдов, а также многие показатели измерения чувств, намерений, знаний). Опосредованно аттитюд измеряют через кожно-гальваническую реакцию, пульс, реакцию зрачка, ЭКГ и другие физиологические методики. Однако такое широкое толкование аттитюда приводит к обессмысливанию его как психической реальности, оно малопродуктивно. 5) Наиболее интересная методика измерения аттитюда - методика семантического дифференциала Чарльза Осгуда: где конкретный аттитюд измеряется наиболее комплексно во взаимосвязи с другими аттитюдами и в их динамике в рамках семантического пространства, сами по себе методики измерения аттитюда обычно «нацелены» на один из его компонентов, а это уже ставит задачу изучения компонентов, структуры аттитюда..

Парадокс Р. Лапьера — феномен социальных установок. Несовпадение между социальными установками, которые фиксируются в вербальных ответах, и реальным поведением. В эксперименте Лапьера показано, что в то время, как в анкетировании были выражены негативные межнациональные установки, в реальных взаимоотношениях с реальными представителями других народностей они проявляются значительно меньше.
Динамика возникновения и изменения социальных установок: факторы, механизмы и закономерности: Закономерности: 1. Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные– методики Терстоула, Лаперта, Осгуда); 2. Закономерность соответствия и несоответствия ситуаций социальным установкам (контрастный эффект,ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемойпозиции); 3. Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой, неизменность внутренней социальной установки, но внешне не афишируемой, устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой от социальных установок личности по отношению к группе (конформные, антиконформные). Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа – личность; личность в группе.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.