Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дети-попрошайки: как себя вести с ними?





Предельным и самым несправедливым следстви­ем социального и экономического расслоения оказы­вается появление множества детей-беспризорников и попрошаек. Дети не виноваты, что их судьба скла­дывается трагически. А благополучные родители считают, что эти дети — обязательно с опытом нарко­мании, алкоголизма, ранних сексуальных контактов, включая перверсии, — не лучшие друзья для их детей.

Справка для родителей

По данным Государственного доклада о положении детей в РФ, численность детей-сирот и оставшихся без попече­ния родителей, составляет не менее 700 тысяч. Из них только 10-15% усыновляются. По неофициальным дан­ным, в стране 4 миллиона социальных сирот — тех, кто имеет живых отца или мать, но болтаются на улицах.

Как назло, попрошайки собираются как раз там, где живет и ходит респектабельная публика, — что­бы увеличить сборы милостыни.

Как нам себя вести с этими детьми и что гово­рить своим? «Ему не повезло»? «Не подходи к не­му, он чумазый!»? «Как ты думаешь, сколько ему лет?»? «Будешь себя плохо вести, станешь таким же!»? «Куда смотрят их родители?!»? «Надо вызвать милиционера!»? Но чаще всего мы молчим и отво­рачиваемся, не очень задумываясь над тем, как вос­принимает нас этот чумазый, плохо одетый и кое-как накормленный ребенок. Когда из тысяч людей, которые ходят мимо, только один внимательно по­смотрит в глаза и скажет что-то ерундовое, но чело­веческое, становится не на что жить эмоционально. Если представить внутри каждого человека огонек, показывающий уровень эмоционального тепла, он у них, как у лягушек, едва теплится. Они просят не только мелочи — им необходимо наше внимание.

Мы их боимся, потому что плохо знаем. Мы их и знать иногда не хотим, потому что думаем: они — это недоразумение в нашей жизни и жизни наших детей. Позиция взрослых обычно такова: «Это госу­дарство должно беспокоиться о проблемных катего­риях граждан».

Многие дети жалуются на жестокость своих ро­дителей и в качестве примера приводят как раз их черствость по отношению к нищим и попрошайкам. Я помню: в девятилетнем возрасте мой сын вместе со своим приятелем Славкой стал собирать и сдавать бутылки, чтобы отдавать мелочь нищим на паперти. Мне пришлось говорить с ним по этому поводу, но рассказывать о том, что нищие образуют преступные «синдикаты» и неплохо зарабатывают, я не стала. Отложила на потом. В этом возрасте для сына была важна моя способность откликаться на горе других людей, а значит, понять и его, если возникнет какая-то проблема. Я просто стала подавать копейки ни­щим и попрошайкам, когда мы гуляли вместе.

Самое тяжелое время для людей одиноких и без­домных — это праздники и выходные. Глядя на нашу жизнь в домах, они с усталостью ждут от нас снис­хождения и жалости. В такие дни их больше на ули­цах, и нам нужно дарить им хоть немного мелочи.

ЧТО ГОВОРИТЬ О «ЦВЕТНЫХ»?

Это иллюзия считать, что современный ребенок может прожить свою жизнь, не сталкиваясь с «цвет­ными», которых у нас почему-то ставят в один ряд с бездомными, нищими и попрошайками. Мы пыта­емся держаться от них «от греха подальше», но дети отличаются почти врожденной толерантностью — в силу любопытства и интереса ко всему необычному и новому. И, в силу своей «неграмотности», мы про­сто не успели им надеть шоры на глаза.

Толерантность, терпимое отношение к другим — это любовь, приятие, которое не обязывает подчи­нять свою жизнь законам и традициям другой эт­нической или социальной группы, принципам окру­жающей жизни.

Справка для родителей

На территории России сегодня проживают представители более 150 национальностей. В 2001 году, по официаль­ным данным, было зарегистрировано 808 тысяч бежен­цев и переселенцев, среди них 236 тысяч детей. В 2005 же году в стране было 5 миллионов беженцев и нелегальных переселенцев. А между тем на получение гражданства РФ уходит по-прежнему не менее 2 лет.

Толерантность — это базовая установка для де­тей. Это значит, что ребенок с одинаковым уровнем доверия и симпатии относится к любому новому че­ловеку и событию.

Отношение к другим этническим группам не ис­черпывается полярными оценками «нравится — не нравится». Психологи выделяют б градаций межна­циональных отношений. Ознакомившись с ними, каждый родитель определит, на каком уровне толе­рантности он находится сам. Как вы относитесь к представителям иных культур — азербайджанцам, американцам, французам, индейцам? От этого зави­сит и уровень воспитания и адаптации ваших детей.

 

На первом уровне толерантности люди вообще отрицают различия между культурами. Несмотря на массовые миграции, около 80% людей и сегодня живут и работают там, где они родились, то есть в относительно монокультурном окружении. У таких людей знания о представителях других националь­ностей чаще всего сводятся к стереотипным: «Ки­тайцы — желтокожие», «Негры — темнокожие и неграмотные», «Французы знают толк в любви», «Русские пьют водку» и прочее. Это те начальные знания, которые мы и наши дети усваиваем на бы­товом уровне благодаря стереотипам. Чаще всего эти стереотипы отрицательные, просто потому что они сформировались очень давно, когда «чужак» воспринимался жестко — как враг.

На втором уровне человек видит представите­ля другой культуры в деталях. Но в описаниях все больше становится агрессии и неприятия. «Амери­канцы — тупые и толстые». «Большинство преступ­лений в Москве совершается лицами кавказской национальности». «Узкоглазые — тупые». Общая установка таких людей: «Свои всегда лучше, умнее чужих». Такой психологией обладают люди, которые подолгу живут в закрытых обществах. Я помню, как в 1986 году я, молодая аспирантка, принимала участие в психологическом сопровождении первых телемо­стов «США — СССР». Их вели люди с большим опы­том международного общения — Владимир Познер и Фил Донахью. Основным лозунгом того времени было «За дружбу! За диалог культур!» Но уже пер­вые программы показали, что обе аудитории, как американская, так и советская, относятся друг к другу с неприязнью, иногда даже с ненавистью. А спустя всего неделю-вторую после прямых эфиров зрители обеих стран не могли вспомнить ни лиц, ни высказываний иностранных участников, зато точно «знали», что они ужасные, глупые, агрессивные. Глубокая ненависть к другим людям может ослепить нас. Новые знания могут активизировать отрицатель­ные стереотипы и из состояния безразличия, отсут­ствия интереса к инородцам, как это было на пер­вом уровне толерантности, перевести в активную, агрессивную неприязнь.

На третьем уровне человек пытается миними­зировать культурные различия и делает акцент на позитивных чертах, сходных с его собственными.

Это романтическая фаза в межнациональных отно­шениях. Человек говорит себе и другим: «Ну, конеч­но, мы разные, но не стоит преувеличивать. У нас столько общего! В конце концов, все люди хотят

 

 

жить в мире, любви, согласии». Этот этап можно назвать братанием.

Нейтральное признание межкультурных разли­чий. Оно состоит в том, что различия признаются и фиксируются, но не драматизируются. «Да, мальчик, с которым дружит мой Петя, — казах. У них свои обычаи, но я не считаю, что это может препятство­вать дружбе».

Нарастающая межкультурная компетентностьj— содержание пятого уровня толерантности. На этом этапе мы уже не только спокойно, но и с активным интересом относимся к представителям другой куль­туры. Приехав в другую страну, мы стараемся здо­роваться с людьми на их родном языке. А, придя в гости, мы не бычимся: «Странные все-таки эти Ка­римовы. Их манты — это только ухудшенная версия наших пельменей. Пусть придут к нам, мы им пока­жем класс!» Напротив, мы подробно интересуемся, как готовить то или иное блюдо, в каких случая его едят, как ведут себя за столом, что считается дурным тоном. Та легкость и интерес, с которыми наши де­ти осваивают японскую кухню, орудуя палочками, их любовь к восточным единоборствам показывают, что при известной мотивации можно быстро нарас­тить свою культурную компетентность.

Мой опыт наблюдения за детьми российских эмигрантов во время продолжительных экспедиций во Францию и США показывает, что дети уже через несколько месяцев способны установить дружеские отношения со своими иностранными сверстниками. Под стеклом письменного стола моего уже взросло­го сына лежат фотографии его одноклассников из Франции и США.

Он со своей славянской внешно­стью в окружении темнокожих и желтокожих юно­шей и девушек, в обнимку с юной тайской красави­цей. В 13 лет он назначил свидание ей в одном из кинотеатров Парижа, но в первый раз они не нашли друг друга. А попали в кино только на следующий день после долгих объяснений, уж не знаю на каком языке. Я хочу только напомнить, что помимо непри­язни, есть еще колоссальный интерес к иной куль­туре, восторг перед ее необычностью, красотой. Это заставляет нас двигаться навстречу друг другу.

Я много лет сопровождала международные сме­ны для детей разных возрастов — в России, Фран­ции, США. Некоторые из них — для одаренных детей со всего мира (Германия, Франция, Бельгия, Шотландия, Англия, Россия). Одна из моих подопеч­ных, десятилетняя девочка, влюбилась во француза. С тех пор прошло 8 лет. Девочка выросла и выигра­ла конкурс на знание французского языка и сейчас учится в Париже. Теперь кажется невероятным пре­дупреждение ее мамы во время нашей первой встре­чи: «Юля такая тупая в языках. По-моему, мы толь­ко напрасно тратим деньги...»

Но самый высокий, шестой уровень восприятия иной культуры показывают люди, которых с дет­ства растят в условиях двух культур. Это случает­ся все чаще, например, с детьми межкультурных браков. Как специалиста меня часто спрашивают: «Не тяжело ли растить детей в семьях, где родители говорят на разных языках?» Конечно, это нелегко. Но если оба родителя занимаются ребенком всерьез, он получает колоссальное преимущество в личност­ном развитии перед другими детьми. Такие ребята легко включаются в любую ситуацию, играючи ос­ваивают не только иностранные языки, но и другие гуманитарные предметы, — словом, проявляют вы­сокую коммуникативную мобильность.

Мои наблюдения за поведением детей в между­народных лагерях показывают, что уровень интел­лекта практически не влияет на этапы адаптации к другой культуре. Дети настороженно и даже враж­дебно могут встретить друг друга, стараться дер­жаться поближе к своим соотечественникам. Спус­тя несколько дней дети уже откровенно ругаются, но все-таки это довольно активная форма пусть не­гативного, но общения. Мы с моими иностранными коллегами называем эту фазу иронично «этапом ин­тернационализации мата», потому что дети ругались на всех языках мира. Потом мы наблюдали, как по­являлись звезды в коллективе — те, кому удавалось устанавливать контакты с детьми различной нацио­нальности. А под конец смены расцветали междуна­родные романы. Мальчики и девочки влюблялись по уши друг в друга, невзирая на культурные различия, и — феноменально! — начинали бешеными темпа­ми учить язык, хватая просто на лету сложные грам­матические конструкции.

Сто способов поздороваться

Но даже если дети растут в монокультурной сре­де, им следует дать представления о том, что люди разных национальностей живут, работают, общаются по-разному. Вы уже поняли, что я сторонница вариа­тивного, а не альтернативного воспитания и считаю, что по возможности одну и ту же задачу ребенок должен уметь решать как минимум тремя способа­ми. Так вот, толерантностьэто и есть способ­ность мыслить вариантами.

На самом деле культуры задают такое разнообра­зие, что нам и не снилось. Хочу привести несколько вариантов «приветствия», потому что непонимание между нами может возникнуть «с первого взгляда».







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.