|
Сюжетных и ролевых игр детей третьего года жизни ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
На третьем году жизни у детей начинает развиваться сюжетная игра, которая являясь формой детской самодеятельности, имеет собственные законы развития. Основные линии развития сюжетной игры можно выразить следующей схемой:
Появление ролевого поведения, когда ребенок начинает осознавать себя в роли «другого» и действовать как он, считается высшим этапом развития сюжетной игры у детей третьего года жизни. Этот этап является переходным к полноценной сюжетно-ролевой игре, характерной для детей дошкольного возраста. Становление игровой деятельности в этом возрасте полностью зависит от взрослого, так как, приходя впервые в детский сад, большинство детей начала третьего года жизни практически не умеет играть. Поскольку побудительным мотивом, вызывающим игру, является желание ребенка действовать как взрослый, и так же самостоятельно, как он, необходимо создать такую ситуацию, в которой ребенок эмоционально почувствовал бы себя взрослым. Основным приемом создания этой новой позиции ребенка является создание ситуации оказания помощи взрослому. Поддерживать позицию «самостоятельного взрослого» поможет выражение благодарности ребенку за оказанную помощь и подтверждение того, что ребенок действительно выполняет очень важную работу. Чтобы составить план-сценарий развития сюжетной или ролевой игры у детей третьего года жизни необходимо: · определить задачи развития игры, решаемые на конкретном этапе с конкретными детьми; · отобрать из указанных источников и подробно расписать создаваемые игровые ситуации с конкретным обозначением в прямой речи действий взрослого и ребенка. Приведем фрагмент плана-сценария развития игры «Приготовление пищи»:
План-сценарий разрабатывается на две недели самостоятельной работы студентов. В нем предусматривается проведение целенаправленной работы по развитию игры не меньше двух раз в неделю. В течение этого времени должно быть решено не менее двух задач. Выбор задач зависит от степени развития сюжетной игры детей. В процессе самостоятельной работы с детьми можно решать следующие задачи развития игры: · показать детям, как можно создавать игровую ситуацию; · привлечь детей к выполнению игровых действий; · учить детей решать простые проблемы, связанные с обыденной жизнью; · создать новую позицию ребенка, в которой он эмоционально почувствовал бы себя взрослым; · учить детей строить тему игры «Кормление»; · учить детей сроить тему игры «Приготовление пищи»; · формировать игровые действия с предметами-заместителями и изобразительные игровые действия; · учить детей объединять две темы в один сюжет; · развивать у детей умение понять и принять на себя роль «другого» (взрослого, животного, предмета). Завершается деятельность студента-практиканта по развитию сюжетной игры детей 3-го года жизни анализом, который проводится в графе, предусмотренной планом-сценарием. Ориентироваться в вопросе обучения детей умению строить тему игры поможет таблица, взятая из методических указаний Л.Г. Лысюк и З.Р. Железняковой «Как развить игру у детей 2-3 лет». В ней представлены предметы, их свойства и действия с предметами, на основе которых строятся различные игровые темы.
Примеры игровых тем
Одним из важных направлений деятельности воспитателя по формированию игры детей в 1-ой младшей группе является развитие у малышей умений понять и принять роль, сотрудничать по содержанию игры. Развитие умения понять, принять роль и действовать в соответствии с ней позволяет перевести игру трехлетних детей на более высокий уровень, превратить ее в сюжетно-ролевую. С этой целью используются следующие методы приемы взаимодействия воспитателя с детьми: -обозначение взрослым себя образом «другого» («Я – мама- лиса») - показ детям способов принятия образа «другого». - раскрытие образа «другого» через особенности внешнего вида, образа жизни и выполнение соответствующих игровых действий (У меня есть ушки - вот какие, носик – вот как я им нюхаю, есть еще большой, красивый, рыжий хвост – им я заметаю следы, Я живу в лесу, в норе, очень люблю выслеживать зайцев, мышей, ими питаюсь); - рассказ-мотивация как способ побуждения детей к принятию роли «другого» («Я – мама лиса, пришла с базара к себе домой, в норку, а все мои детки-лисята разбежались. Мне очень грустно без моих лисят. Ребята, кто хочет стать моим лисенком?»); - содействие детям в принятии на себя роли «другого»? («Вы мои лисята? И Петя, и Машенька, и Лида? Как здорово! Лисята, а где у вас ушки? А носик, а большой, красивый, пушистый хвост?»); - эмоциональное комментирование игровых действий каждого ребенка, поощрение детей, обозначивших свои роли словом, атрибутами; - совместные игры взрослого с детьми; - разделение действий, обмен действиями, создание ситуаций, когда один ребенок выступает для другого объектом действия.
Литература
1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992. – С. 20-29. 2. Зворыгина Е., Яворончук Л. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12. – С. 39-42. 3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988. 4. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. – С. 16-37. 5. Лысюк Л.Г., Железнякова З.Р. Как развивать игру у детей 2-3 лет. – Брест, 1998.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|