|
Кафедра педагогики и психологии дошкольнойСтр 1 из 2Следующая ⇒ Учреждение образования “Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина” Кафедра педагогики и психологии дошкольной Психолого-педагогическая практика Учебно-методические рекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания по специальности “Дошкольное образование” Брест 2003 УДК ББК Составили: Александрович Т.В. Васильева О.К. Горностиай Т.Л. Железнякова З.Р.
Рецензент: канд. пед. наук, доцент Леонюк Н.А. Редактор: канд. пед. наук, доцент Васильева О.К. Печатается по решению Знаков В учебно-методических рекомендациях педагогической практики в группах детей раннего возраста определены ее цели, задачи и содержание. Предлагается наиболее эффективная методика взаимодействия воспитателя с детьми в целостном педагогическом процессе; даются методические рекомендации к разработке планов-сценариев развития сюжетных игр, развлечений, конспектов дидактических и подвижных игр, прогулок, занятий. Предназначаются для студентов факультета дошкольного воспитания УДК ББК Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003 Редактор ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Раннее детство, охватывающее первые три года жизни ребенка, – уникальный период в развитии человека. В этот период закладываются основы его физического, психического и личностного развития. Причем процесс этот совершается чрезвычайно быстро, а его результаты – сказываются на дальнейшей судьбе человека. Успешное развитие ребенка зависит от внимательного, доброго и грамотного отношения к нему взрослых дома и в дошкольном учреждении. Посещать дошкольное учреждение большинство детей начинает в два-три года. Именно второй и третий год жизни выделен в отдельную группу и называется ранним возрастом, а педагогика получает название педагогика раннего возраста. Воспитание детей раннего возраста требует специальных знаний, особенных методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и образования маленьких детей. Овладеть этими знаниями, умениями и навыками взаимодействия с детьми студенты могут в процессе специально организованной педагогической практики в группах детей раннего возраста, так как педагогическая практика является важнейшим средством совершенствования теоретических знаний студентов, подготовки их к самостоятельной педагогической деятельности, к решению разнообразных профессиональных проблем и способствует формированию у них опыта общения с родителями. Психолого-педагогическая практика в группах детей раннего возраста состоит из четырех разделов: 1-ый раздел “Цели и задачи практики”, 2-ой раздел – “Права и обязанности руководителей практики и студентов;” 3-й раздел включает в себя содержание психолого-педагогической практики и методические указания по его реализациии 4-ый раздел – “Отчетная документация студентов по педагогической практике” Предлагаемые учебно-методические рекомендации по психолого-педагогической практике в группах детей раннего возраста могут быть полезны и интересны не только студентам, но и воспитателям дошкольных учреждений, работающим с маленькими детьми. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ Психолого-педагогическая практика в группах раннего возраста проводится в 6-ом семестре на 3 курсе в первых младших группах дошкольных учреждений г. Бреста в течение 5 недель. Цель практики: Профессиональное и личностное развитие студентов как субъектов педагогического процесса. Задачи практики: 1. Создать условия для профессионального самоопределения будущих педагогов. 2. Формировать мотивацию будущих воспитателей, направленную на развитие их профессионального становления. 3. Познакомить студентов с организацией жизни и деятельности детей 3-го года жизни и своеобразием педагогического процесса в первых младших группах дошкольного учреждения (ДУ). 4. Научить их наблюдать за организацией педагогического процесса и видеть его своеобразие, оценивать его соответствие установленным педагогическим правилам, выявлять воспитательно-образовательную эффективность. 5. Познакомить студентов с организационно-методической работой в группах раннего возраста. 6. Формировать у студентов профессиональные умения: · диагностические (уметь обследовать и определять уровень психического и физического развития детей и разных видов их деятельности, используя общепринятые нормативные показатели); · прогностические (уметь видеть перспективу развития каждого ребенка и группы в целом); · проектировочные (определять задачи, содержание, формы и методы работы с отдельными детьми и группой в целом); · гностические (самостоятельно отбирать, анализировать, систематизировать знания и внедрять их в свою практику); · коммуникативные (уметь общаться с детьми, родителями, коллегами). 7. Формировать умение осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с детьми в процессе проведения оздоровительной, воспитательной и образовательной работы, системно, целостно, перспективно планируя и организуя разные виды деятельности детей. 8. Формировать готовность к рефлексии собственной педагогической деятельности. С целью обеспечения эффективного прохождения психолого-педагогической практики студентами, к каждой 1-ой младшей группе ДУ прикрепляется два студента-практиканта на весь период практики. Рабочий день практиканта составляет 6 часов при пятидневной рабочей неделе. Работа в ДУ организуется посменно. Каждый день студенты меняются сменами. Предусмотрены «встречные часы» (1 час при пересменке), во время которых студенты обсуждают все текущие вопросы дня. График работы согласовывается с руководителем дошкольного учреждения и утверждается групповым руководителем практики (преподавателем университета).
РАЗДЕЛ 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ И СТУДЕНТОВ
I. Курсовой руководитель практики: - обеспечивает организацию и планирование практики; - подбирает базы практики по согласованию с органами образования; - организует медосмотр студентов; - проводит установочную и заключительную конференции, выставку студенческих работ на факультете; - организует и контролирует работу групповых руководителей, проводит инструктивные совещания с групповыми руководителями по вопросам практики; - контролирует оформление документации на оплату лиц, привлекаемых к руководству педагогической практикой; - подводит итоги практики, вносит предложения по повышению ее эффективности; - составляет общий отчет по психолого-педагогической практике курса и предоставляет его заведующему кафедрой. II. Групповой руководитель практики: - организует, непосредственно руководит и контролирует работу практикантов своей группы; - совместно с руководителем дошкольного учреждения проводит инструктивно-методическую работу с воспитателями 1-ых младших групп; - консультирует студентов по возникающим вопросам, анализирует и оценивает их деятельность; - контролирует ведение документации, подписывает конспекты занятий, игр, прогулок, планы-сценарии сюжетных игр и развлечений; - обеспечивает соблюдение студентами правил внутреннего распорядка дошкольного учреждения; - подводит итоги практики на педсовете дошкольного учреждения; - проверяет и анализирует отчетную документацию студентов, оценивает их работу; - готовит экспонаты выставки к заключительной конференции - составляет письменный отчет по практике и предоставляет его курсовому руководителю практики.
III. Воспитатель детского сада: - знакомит студентов с планами своей работы, организацией оздоровительной, воспитательной и образовательной работы в группе, ведением необходимой для групп раннего возраста документацией; - совместно с групповым руководителем уточняет содержание деятельности студентов, консультирует их при подготовке и выполнении программы практики; - участвует в анализе и оценке всей работы студента в период практики. 1V. Руководитель базы практики: - обеспечивает условия для проведения педагогической практики в учреждении, организует эффективную работу персонала групп раннего возраста; - знакомит студентов с учреждением, кадрами, диагностикой развития детей и формами контроля, вопросами планирования и учета работы, ведением документации, содержанием работы с родителями; - совместно с курсовым и групповым руководителем обеспечивает расстановку студентов и выполнение программы практики; - по необходимости выборочно наблюдает и анализирует работу практикантов, выставляет оценку в дневник и ставит свою подпись под разработанными студентами конспектами и планами-сценариями.
V. Студенты-практиканты: - обязаны изучить программу практики; - ежедневно посещать базу практики и выполнять задания, предусмотренные программой практики; - изучить инструкцию «Об охране жизни и здоровья детей» и строить свою работу с детьми на ее основе; - соблюдать психологические и социально-педагогические условия организации работы воспитателя с детьми; - соблюдать правила внутреннего распорядка дошкольного учреждения; - систематически оформлять текущую документацию; - по завершении практики в указанные сроки сдать отчетную документацию и наглядное пособие; - в случае болезни и т.п. обязаны сообщать групповому руководителю практики причины пропусков, а также решать вопрос о продлении (при необходимости) или перенесении сроков практики.
Студенты-практиканты имеют право: - консультироваться у всех, отвечающих за практику преподавателей университета, курсового и группового руководителей, заведующего детским садом и у его заместителя по основной деятельности; - пользоваться методической литературой, методическими пособиями и фондами детского сада, университета; - обращаться с просьбами к курсовому и групповому руководителям о переносе сроков педпрактики (по уважительным причинам), изменении графика работы в детском саду.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
3.1. Основные направления педагогической деятельности студента-практиканта в период прохождения практики
Весь период прохождения практики делится на два этапа: ознакомительный (одна неделя) и самостоятельной работы с детьми 3-го года жизни (две недели). На первом ознакомительном этапе студенты: - знакомятся с дошкольным учреждением, расположением групповых комнат, с заведующим д/садом, его заместителем по основной деятельности и воспитателями групп; - изучают инструкцию «Об охране жизни и здоровья детей» и анализируют выполнение её содержания в данном детском саду с заведующим дошкольным учреждением; - наблюдают за организацией целостного педагогического процесса и взаимодействием воспитателя с детьми, оценивают его соответствие установленным педагогическим правилам и определяют эффективность; - знакомятся с методическим кабинетом и содержанием методических материалов, находящихся в кабинете: справочной и методической литературой по вопросам воспитания детей раннего возраста, дидактическими пособиями и игрушками, ТСО; составляют список методических материалов; - знакомятся с планами воспитательно-образовательной работы в своей группе, документацией воспитателя ясельных групп, детьми группы по журналу «Сведения о детях и родителях». Записывают в свой дневник план воспитательно-образовательной работы на две недели; составляют перечень необходимой документации и список детей группы с указанием их точного возраста, вносят все эти сведения в педагогический дневник наблюдения и анализа педагогической работы в д/с; - наблюдают, анализируют и оценивают организацию оздоровительной работы и взаимодействие воспитателя с детьми во время проведения режимных процессов (в 1-ую и во 2-ую половину дня: утреннего приема, утренней гимнастики, умывания, кормления, туалета, сна и бодрствования, одевания детей на прогулку и раздевания после нее, закаливающих процедур и физкультурных занятий и т.п.); - наблюдают, анализируют и оценивают организацию и руководство дидактическими, подвижными и сюжетными играми, предметной самостоятельной деятельностью, развлечениями в 1-ую и 2-ую половину дня; - наблюдают, анализируют и оценивают организацию и руководство образовательной работой с детьми в 1-ую и 2-ую половину дня: проведение всех видов занятий с детьми 3-го года жизни, дидактических игр, прогулок; - совместно с заместителем заведующего по основной деятельности проводят диагностику физического и нервно-психического развития детей 3-го года жизни и заполняют диагностическую карту (см. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.- С. 113-130); - изучают раздел календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми «Сотрудничество с родителями», анализируют формы и методы сотрудничества детского сада с родителями; определяют наиболее приемлемые для себя формы взаимодействия с родителями своих воспитанников; - во время ознакомительного этапа практики студенты разрабатывают на первую неделю 2-го этапа практики развернутые конспекты занятий, трех дидактических и трех подвижных игр с усложнением, трех прогулок с детьми, составляют по одному плану-сценарию развития сюжетной игры и развлечения. В пятницу все конспекты, планы-сценарии должны быть заверены воспитателем группы, заместителем заведующего ДУ или заведующим дошкольным учреждением и сданы на проверку групповому руководителю практики. При отсутствии заверенных конспектов студент не допускается к самостоятельной работе с детьми и получает неудовлетворительную оценку в первый день самостоятельной работы. Содержание работы студента на 1 этапе практики отражается в педагогическом дневнике по следующей форме.
Содержание работы студента на 1 этапе практики:
При анализе педагогического процесса в ясельных группах рекомендуется использовать следующие пособия: 1. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. - Мн., 2000.- С. 58-146 2. Психолого-педагогическая практика в группах раннего возраста /Программа и методические указания для студентов 11 курса факультета дошкольного воспитания. – Брест, 1993.- С. 10-20. 3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г..Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.- С. 113-130. 4. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998. – С. 123-331.
Второй этап практики длится две недели и называется этапом самостоятельной работы студентов с детьми раннего возраста. Самостоятельная педагогическая работа студента проводится по плану воспитателя группы, по самостоятельно разработанным и заверенным конспектам. Студент, работая в 1-ую или во 2-ую половину дня, выполняет все обязанности воспитателя группы: организует прием, предметную и самостоятельную деятельность детей; проводит утреннюю гимнастику, игры, занятия, развлечения, прогулки, все режимные процессы, организует индивидуальное взаимодействие с родителями воспитанников, готовит наглядный материал и дидактические пособия. Ежедневная педагогическая деятельность студента оценивается и анализируется или воспитателем группы, или заведующим ДУ, или его заместителем по основной деятельности, или курсовым руководителем практики. Оцениваться могут как отдельные моменты, так и вся деятельность студента в 1-ую или во 2-ую половину дня. Оценка выставляется в «Дневник оценки работы студента» (схему дневника, в котором отражается организация и содержание воспитательной работы с детьми (заполняется студентом) см. на с. 11). Графу в этой схеме «Анализ деятельности студента руководителями практики» заполняет или воспитатель группы, или администрация детского сада, или групповой руководитель, отмечая положительные и отрицательные моменты в деятельности студента, затем выставляет оценку и расписывается. При оценивании деятельности студента учитывается его отношение к педагогической практике По окончании практики студенты предоставляют на факультет качественно изготовленное методическое пособие для работы с детьми раннего возраста и папку со всей отчетной документацией.
Схема ведения «Дневника оценки студентов»
Анализ работы воспитателя с родителями, знакомство с документацией по повышению квалификации воспитателей групп раннего возраста и осуществлением контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребёнка.
АНАЛИЗ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: - место раздела «Работа с родителями» в плане воспитательно-образовательной работы; отметить, указаны ли сроки проведения разных форм работы с родителями, как осуществляется учет этой работы (приложить план работы с родителями на предыдущий месяц); - планируются ли в группах раннего возраста следующие формы работы с родителями: групповые собрания, доклады, беседы (групповые и индивидуальные), консультации (групповые и индивидуальные), посещения на дому; средства наглядной агитации; родительские уголки, тематические стенды, папки-передвижки, выставки педагогической литературы по вопросам воспитания детей раннего возраста; (выписать темы собраний, выставок детских работ, консультаций, бесед и т.д.); - на основе анализа планов работы с родителями в течение учебного года, бесед с воспитателями и заместителем заведующего по основной деятельности сделать выводы, о том как педагоги групп раннего возраста обеспечивают единство требований в общественном и семейном воспитании, изучают и распространяют опыт семейного воспитания, знакомят родителей с жизнью дошкольных учреждений (подтвердить выписками из планов воспитателя); - отметить, насколько целенаправленно, планомерно, систематически ведется работа с родителями; - как осуществляется дифференцированный подход к родителям на основе знания семьи и ребенка (в чем это выражается?); - как раскрываются вопросы психологии и педагогики раннего возраста в коллективных и индивидуальных формах работы с родителями (перечислить темы собраний, консультаций, бесед); - участие заместителя заведующего по основной деятельности, медицинской сестры, врача в родительских собраниях (указать круг освещаемых ими вопросов); - встречаются ли в практике работы воспитателей просьбы к родителям по вопросам оформления участка группы, групповой комнаты (подтвердить примерами); - оказывает ли помощь воспитателям родительский комитет (и какую?); - отметьте мотивы обращения воспитателя к родителям и родителей к воспитателю, няне; - определите сформированность у воспитателей группы навыков общения с родителями; - встречаются ли конфликты при взаимодействии воспитателя с родителями; - личные впечатления студента об организации работы с родителями в данной группе.
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: - укажите, какими документами руководствуются заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности данного дошкольного учреждения при организации работы с воспитателями; - на основе анализа годового плана работы ДУ, планов заместителя заведующего по основной деятельности сделайте вывод об использовании в дошкольном учреждении разных форм работы с персоналом: индивидуальных и групповых консультаций, взаимопосещений, коллективных просмотров работы опытных воспитателей, семинаров-практикумов, педагогических совещаний и т.д. (подтвердить примерами); - перечислить темы, отбираемые воспитателями для самообразования; - отметить отношение воспитателей к необходимости совершенствовать своё педмастерство.
КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ: - диагностика физического и нервно-психического развития детей и методы контроля: опрос родителей, наблюдение за детьми; - показатели физического развития детей, которые находятся под контролем врача, медицинской сестры; - учитываются ли все показатели при оценке поведения детей воспитателем группы: настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности детей; - имеются ли в данных яслях карты нервно-психического развития детей; своевременно ли они заполняются (отметьте наличие в методическом кабинете я/сада материала и методик для выявления уровня развития ребенка по всем показателям); - соблюдается ли заместителем заведующего по основной деятельности методика проведения диагностики нервно-психического развития: установлен ли эмоциональный контакт с ребенком, проводится ли обследование с одним ребенком или с несколькими сразу (если обследование проводится сразу с несколькими детьми, то как это влияет на его результат – стимулируется ли желание ребенка выполнить задание, оценивается ли результат деятельности для самого ребенка; удается ли выявить уже сформированные умения малыша); - выделяются ли все показатели в оценке уровня развития детей третьего года жизни: развитие активной речи: сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельностей; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности; - существует ли взаимосвязь в комплексной оценке развития ребенка со стороны воспитателя, врача, заместителя заведующего по основной деятельности; - как используются результаты контроля для дальнейшей работы с детьми; какие записи фиксируются в дневнике группы, перспективном плане работы воспитателя; - проводятся ли групповые совещания о состоянии воспитательной работы в группах раннего возраста. Приложить карту физического, нервно-психического развития ребенка раннего возраста, заполненную студентом совместно с заместителем заведующего по основной деятельности яслей-сада.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ (любая половина дня) Тема: «Солнечный зайчик» Программное содержание: учить детей отыскивать солнечный зайчик и рассказывать о его местонахождении, используя предлоги (в, на над, под). усложнение для старшей подгруппы: предлог «около». Создавать у детей радостное настроение, желание помогать друг другу. Предварительная работа: заранее дать представление детям о солнечном зайчике. Познакомить их со стихотворением А.Бродского «Солнечные зайчики». Материал: зеркальце, игрушечный зайчик, коробка. Подготовка воспитателя: продумать ход занятия, подобрать художественное слово, музыку для физкультминутки, подготовить необходимый материал. Место проведения: игровой уголок в групповой комнате.
Ход занятия І. Воспитатель сообщает детям о появлении в групповой комнате гостя – солнечного зайчика. Читает стихотворение: «Солнечные зайчики играют на стене. Помани их пальчиком – пусть бегут к тебе. Вот он – светленький кружок. Не поймать его, дружок!» ІІ. Воспитатель с помощью маленького зеркала переводит «зайчика» на стену, потолок, на пол. Дети по очереди отвечают, где спрятался «зайчик». При необходимости воспитатель направляет ответы детей, помогает использовать разные предлоги. Ш. Повторное чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» (используя зеркальце). Раздать детям зеркальца и предложить самим попускать зайчиков.
I. Игра «Бабочки». На сигнал «бабочки летают» дети бегают в разных направлениях, на сигнал «бабочки улетели» присаживаются, отдыхают (3-4 раза). II. Основные упражнения. 1. «Бабочки машут крылышками» И.П. Ноги на ширине ступни, руки внизу. 1-4 – поднять руки, помахать ими. 5 – И.П. (4 раза). 2. «Бабочки хлопают крылышками» И.П. То же 1-2 – развернуться влево (вправо). Хлопок руками (по 3 раза в каждую сторону). 3 – И.П. 3. «Бабочки сели на цветок» И.П. Ноги на ширине ступни, руки в стороны. 1 – присесть 2 – встать (6 раз) 4. «Бабачки перелетают с цветка на цветок» И.П. Ноги на ширине ступни, руки в стороны На 4 счета кружиться вправо, на 4 – влево (3 раза). III. Основные движения: 1. Ходьба и бег в заданном направлении и темпе. На сигнал «бабочки летают» дети ходят по площадке за воспитателем, делают руками взмахи; «подул ветер» – бегают по площадке в быстром темпе (3 – 4 раза). 2. Прыжки на двух ногах. «Бабочки перелетают через ручеек» (две линии на расстоянии 30 см). Выполняют одновременно (по 6-8 прыжков). Игра «Ловля бабочек» 3. Ходьба по кругу за воспитателем, на сигнал «бабочки отдыхают» дети присаживаются на корточки, «отдыхают» (2-3 раза).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Цель: воспитывать эмоциональный отклик на музыку, желание слушать ее. Развивать умение вслушиваться в музыку, узнавать знакомые произведения. Стимулировать двигательный отклик на музыку. Учить рзличать музыкальные игрушки по высоте и тембру звучания. Формировать певческие интонации, элементарную ритмичность Структура занятия: - построение и двигательные упражнения под музыку; - слушание музыки; - пение; - музыкально-ритмические движения; - музыкально-дидактическая игра /проводится в любой части занятия/.
Роль воспитателя на музыкальном занятии Воспитатель заранее (не позже, чем за день) знакомится с планом музыкального занятия, переписывает кратко структурное содержание занятия в свою рабочую тетрадь: построения и двигательные упражнения под музыку, которые будут выполнять малыши в музыкальном зале, музыку, которую будут слушать (указывается автор, название произведения, песенок) и петь дети, музыкально-ритмические движения, музыкальные и дидактические игры. Роль воспитателя на музыкальном занятии сводится к тому, что он включен в совместную деятельность с детьми по плану занятия, т.е. обеспечивает возможность услышать звучащую мелодию (не шуршать, не двигать стульчиком, не разговаривать), вместе с детьми поет распевку и песенки (слова песен выучивает при ознакомлении с планом занятия), стимулирует мимикой и жестами подпевание песни за воспитателем, выполняет все музыкально-ритмические движения вместе с детьми (подпрыгивание, полуприседания и т.д.) стимулирует их желание двигаться, приглашает детей к участию в играх, хороводах; сам исполняет в музыкально-дидактических играх роль зайки, медведя, петуха и т.п. На музыкальном занятии очень важна эмоционально-положительная настроенность воспитателя, его активность. После музыкальных занятий, в свободное время, воспитатель поет знакомые детям песенки и просит подпевать. Таким образом, дети хорошо усваивают текст и эмоционально откликаются впоследствии на мелодию знакомой песни. Стимулом к пению может явиться красочная картинка, предложенная воспитателем детям, на которой изображены те персонажи, о которых дети поют: мишка, зайка, курочка и т.д. План-сценарий развлечения Тема: «Ладушки-ладошки» Форма развлечения: пальчиковая игра. Время и место: 2-я половина дня, групповая комната. Атрибутика: игрушка курочка, матрешка, лукошко, два кубика, «крыша» для домика.
Содержание Дети располагаются на стульчиках вокруг воспитателя, который сидит за детским столом. На столе игровой материал. Воспитатель: Дети, у нас есть очень хорошие друзья (показывает свои руки). Они умеют играть, убирать игрушки, умеют умываться, могут покормить куклу. А еще они умеют громко хлопать! (Хлопает) Что это за друзья? Как их зовут? Воспитатель: Да, это наши ладошки, еще их называют ладушки. Что значит ладные, хорошие. Давайте поднимем их высоко (поднимают руки вверх). Вот такие у нас ладушки-ладошки. Посмотрим, что они умеют делать. Повторяйте движения вместе со мной. Мыли мылом ушки («моем» ушки) Мыли мылом ножки (потираем ножки) Вот такие ладушки, (поднимаем руки вверх и вращаем ими) Ладушки-ладошки!
Наварили кашки (Мешаем воображаемой ложкой «кашку») Помешаем ложкой. Вот такие ладушки, Ладушки-ладошки!
Курочке Пеструшке (Сыплем на стол воображаемые крошки перед Накрошили крошки игрушкой курочкой) Вот такие ладушки, Ладушки-ладошки!
Строили ладошки (Ставит кубик на кубик и сверху накрывает Домик для матрешки, «крышей». Рядом стоит матрешка) Вот такие ладушки, Ладушки-ладошки!
Присели ладошки (Поднимаем лукошко и «перебираем» в нем Ягоды в лукошке. ягоды) Вот такие ладушки, Ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки, (Хлопаем ладонями и притопываем) Танцевали ножки. Вот такие ладушки, Ладушки-ладошки!
Устали ладошки, (Соединяем ладошки вместе и прикладываем Отдохнут немножко. их к щеке) Вот такие ладушки, Ладушки-ладошки!
Дети, понравилась вам игра «Ладушки-ладошки»? А что еще они умеют делать? (Дети отвечают и по-возможности показывают. Воспитатель поощряет детей к ответам). Воспитатель: А еще наши ладошки умеют дружить. Давайте встанем, и крепко возьмемся за руки. Вот как хорошо! А теперь поднимем высоко наши дружные ладошки и похлопаем ими! Молодцы! А теперь погладим ими друг друга на голове. Вот какие замечательные у нас ладушки-ладошки, как они нас любят. В следующий раз мы обязательно с ними поиграем, а сейчас давайте помашем ими, как будто мы с ними «прощаемся». (Дети машут ручками).
Составление плана-сценария развития Литература
1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992. – С. 20-29. 2. Зворыгина Е., Яворончук Л. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12. – С. 39-42. 3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988. 4. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. – С. 16-37. 5. Лысюк Л.Г., Железнякова З.Р. Как развивать игру у детей 2-3 лет. – Брест, 1998.
Дидактическая игра «ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ» Дидактическая задача: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле. Игровая задача. Одеть куклу на прогулку. Игровые действия. Одевание куклы. Игровые правила. Выбрать необходимую одежду, правильно называть ее, одевать куклу в определенной последовательности. Брать только по одному предмету одежды. Материал. Кукла, одежда для куклы, зонтик. Ход игры. Говорю детям, что кукла Катя уже выздоровела и ей нужно погулять. Но одеть на прогулку куклу нужно так, чтобы она вновь не простудилась /т.е. соответственно погоде/. Предлагаю детям поочередно выбрать из одежды необходимую, уточняю название предметов одежды и последовательность одевания. Если на улице пасмурно, то спрашиваю: – Что еще нужно взять кукле на прогулку? /зонт/. После того, как кукла готова идти на улицу, дети тоже одеваются. Кукла Катя «напоминает» последовательность одевания, «уточняет» у некоторых детей название предметов одежды.
Литература 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. 2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1984. 3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1978. 4. Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. – Киев, 1989.
Наблюдение за дождем
Цель: Учить детей замечать состояние погоды, обозначать словами: дождливый день, пасмурный, хмурый, на улице сыро. Методика проведения: Предлагаю детям прислушаться: - Что это стучит по стеклу, по подоконникам? - Как идет дождь? Постучите пальчиками по столу (полу, подоконнику, о ладошку). Он капает то быстро, то медленно. - Где же солнышко? - Давайте скажем дождю: «Дождик, дождик, полно лить! Наших детушек мочить». – Бегите все под зонт, пока вас дождь не промочил. Когда дети собираются под зонтиком, говорю: на улице пасмурно, хмуро, сыро. Почему, Оленька, (Саша, Юра, Таня и др.), мы не можем пойти гулять? Какая на улице погода? Еще раз попросим: «Дождик, дождик, полно лить! Наших детушек мочить».
СОТРУДНИЧАЕМ С СЕМЬЕЙ
Основными задачами в сфере взаимодействия д/сада с семьей будут: · объединение усилий семьи и д/сада в решении задач, связанных с разносторонним гармоническим развитием детей; создание атмосферы сотрудничества и сотворчества; · обеспечение преемственности воспитания в семье и в ДУ; · оказание помощи родителям в овладении психолого-педагогической культурой гуманистическим подходом к ребенку; · повышение эффективности их воспитательных воздействий на детей, укрепление веры в своего ребенка и себя как компетентного развития. Методические рекомендации
Многообразие традиционно принятых в дошкольной педагогике форм работы с родителями позволяют воспитателям дошкольных учреждений успешно сотрудничать с семьей. После наблюдения и анализа работы с родителями, изучения плана работы с родителями студенты определяют для себя объём работы с семьей в течение двух недель (всего не менее двух-трех мероприятий). Это могут быть индивидуальные консультации для родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, например: «Как формировать самостоятельность при одевании», «Как упражнять детей в различении цветов»; индивидуальные беседы с родителями, например: «Чтение сказок, рассказов, стихов малышам», «Знакомство с предметами окружающей действительности; оформление папок-передвижек для родителей, например: «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников», «Совершенствование восприятия у малышей»; статей в родительском уголке, например: «Знакомство детей с животными», «Обыгрывание детских построек из строительного материала» и другие. Студенты также могут принять участие в смене информации в родительском уголке в разделах «Чему мы научились», «Что нас ждет интересного в этом месяце», «Чем мы занимались сегодня», «Как мы под Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|