Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 4. Основные функции культуры





Философское содержание понятия «функция» состоит в следующем: «Внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений».[143]Общественные науки рассматривают функцию как предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Можно анализировать функции отдельных элементов культуры (языка, науки, искусства) по отношению ко всей системе культуры. Но прежде всего следует рассмотреть функции культуры в целом по отношению к обществу.

Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию [144] человека к окружающей среде.

В процессе биологической эволюции, благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, происходит адаптация различных видов живых существ к среде своего обитания. Однако адаптация человека происходит иначе.

Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной биологической ниши. По утверждению одного из основателей культурантропологии А. Гелена, человек является «незавершенным», «неопределившимся», «биологически недостаточным» животным. Его биологическая организация не приспособлена к устойчивой форме животного существования. Поэтому человек, чтобы выжить, должен создавать вокруг себя искусственную культурную среду, «защитные слои» – формы культуры, особенности которых обусловлены природными условиями жизни этноса.

При помощи искусственно созданных орудий труда, источников энергии, оружия, медикаментов и т. д. человек безмерно увеличил свои возможности, связанные с «защитной функцией» культуры – способностью приспособления к окружающему миру.

Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Но на смену одним неблагоприятным факторам, которые при помощи технического прогресса человеку удалось устранить, приходят другие. Вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества. Войны, терроризм, религиозные распри, безрассудное истребление природы, отравления и т. д. – это как бы оборотная сторона культурного прогресса. Так функция сопровождается дисфункцией. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать собственную природу, свою духовную жизнь. Поэтому будущее человечества полностью определяется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру

Креативная функция. Термин «креативная» происходит от лат. сreatio – созидание. В ходе развития культуры человек осваивает мир, расширяет среду своего обитания. Он исследует законы развития природы, каталогизирует виды животных и растений, расщепляет атом, определяет типы элементарных частиц, осваивает космическое пространство. В то же время человек познает себя, погружается в глубины своей души, овладевает внутренними силами психики, вырабатывает сложные системы психотехники и т. д. Так, удовлетворяя свою страсть к познанию, человек познает и осваивает мир, а культура осуществляет креативную функцию преобразования и освоения мира.

Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения, она есть условие и результат общения людей.

Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На ранних этапах антропогенеза это были жесты и звуки, затем – членораздельная речь, предоставившая человеку широкие возможности передачи разнообразной информации. Следующим этапом явилось создание специальных средств связи. И здесь мы наблюдаем поразительную эволюцию: от первобытных сигнальных барабанов до системы Интернет.

В результате развития средств массовой коммуникации (СМК) чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми. Есть и другая сторона проблемы: с развитием культуры совершенствуется внутренняя сторона коммуникации. Возрастает значимость духовных и психологических факторов, в общении вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию, сопереживанию.

Сигнификативная функция неразрывно связана с коммуникативной. Она означает придание значений и ценностей различным явлениям и вещам, окружающим человека (sign – англ. знак). Осваивая мир, человек охватывает сеткой значений определенные области природы, которые становятся частью культуры. Так, звездное небо, войдя в круг мифологических представлений, став объектом астрономических теорий, небесных карт, пространством для полета космических кораблей, вошло в круг культурных явлений. На протяжении тысячелетий естественные явления мифологизировались, получали свои названия, затем – физико-химические характеристики и тем самым вовлекались в культурный оборот.

Так человек, расширяя сферу культурного освоения мира, расширяет и область обозначаемых предметов, определяет их ценность, что находит воплощение в мифах, философских системах, научных теориях, искусстве.

Интегративная функция. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. У членов социальной общности формируется чувство принадлежности к одной культурной группе, что является важным условием крепости государства.

Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера связывает различные народы, составляющие «христианский мир» или «мир ислама», «мир буддизма».

Все большую интегративную роль приобретает наука. На Земле распространена единая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географических карт и т. д.), используются одни и те же образцы техники. Объединяющая функция науки неизмеримо возросла с развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным научный обмен между учеными всех стран, научных школ и т. д.

Интегративная функция культуры имеет в то же время сложный, противоречивый характер. На Земле возникали и существуют в наше время различные культуры, что нередко затрудняет общение людей и их взаимоотношение.

Солидарность между представителями одной культуры может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». История дает нам множество примеров религиозных войн, столкновений государств и народов, имеющих различные представления об общественном устройстве, и т. д.

Но различие между культурами совершенно не обусловливает их конфликтных отношений. История дает и иные примеры: диалог культур, их взаимодействие и взаимопроникновение. Особенно актуальными эти тенденции становятся в наше время – в эпоху спутниковой связи теле- и радиокоммуникации, всемирной сети Интернет.

Из национальных культур (о чем пойдет речь далее) образуется всемирная культура, что не уничтожает национальных различий, а обогащает культуру мирового сообщества.

Таким образом, интегративная функция культуры направлена на объединение людей не только в рамках одной культуры, но и в масштабах всего человечества.

Культура как форма трансляции (передачи) социального опыта. Это одна из основных функций культуры. Раскрывая эту проблему, небезынтересно обратиться к размышлениям Ю.М.Лотмана (1922-1993), одного из значительных литературоведов и культурологов ХХ века.

Ю.М.Лотман подчеркивает, что культура есть понятие коллективное; по своей природе, как и язык, культура – «явление общественное, то есть социальное». Продолжая сопоставление с языком как средством общения, он утверждает: «Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла».

Так Ю.Лотман, раскрывая коммуникационную и символическую природу культуры, подводит к мысли о том, что «культура есть память». Он определяет ее как «негенетическую» память коллектива. «Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества». Ю. М. Лотман делает вывод: «Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего».[145]

Таким образом, одна из основных функций культуры – трансляция опыта человечества («культура исторична»). Но культура, как было определено ранее, – «есть такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью» (М. Каган). В процессе деятельности реализуется социальное бытие индивида. Следовательно, культура, являясь типом социальной памяти, выполняет функцию трансляции социального опыта.

Культура передает социальный опыт через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, художественных и познавательных канонов, представлений о прекрасном, видения природы и т. д.

В этом плане необходимо обратиться к понятию «национального мира», то есть того содержания, которое не сводимо к социальной функции культуры. Социальная организация, технологический и экономический уровень развития может быть одинаковым у разных народов, но невозможно спутать их национальную психологию, национальный характер, художественные вкусы, обычаи.

Решающую роль в сохранении «национального мира» играют традиции. [146] Традиция – способ сохранения культуры. Разрыв традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой.

Но характеризует общество и его культуру не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). Традиции и новаторство (новации) – понятия соотносительные. Их связь обеспечивает сохранение и развитие непреходящего содержания культуры.

Различают два типа взаимодействия этих явлений. Для процессов науки и техники между традицией и новаторством устанавливается логическая связь, опосредующая[147] эти два полюса культурного развития.

Для процессов человекотворческих, где присутствует многоликость и многолинейность процессов например, искусства, культуры, соотношение традиций и новаторства возможно по линии духовного родства авторов культуры. Традиция в искусстве знаменует избирательное и инициативно-созидательное овладение наследием предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач, поэтому традиции закономерно сопутствует новаторство, обновление.

Гармония традиций и новаторства как начал взаимодополняющих – важнейшее условие плодотворного творчества. Для искусства малопродуктивны, даже опасны как консервация традиций, их сужение до традиционности, эпигонства, так и культ самодовлеющего новаторства, примеры которого во множестве дает культура модернизма: признание безнадежно устаревшим сам принцип изображения реального мира, который сохранялся на протяжении тысячелетий, рождение беспредметного искусства, антиромана, драмы абсурда и т. д.

Тип культуры отражает своеобразие способа накопления опыта и обновления культуры. Разные типы культуры обусловливают разные системы трансляции знания.

Нормативная функция. Она теснейшим образом связана с предыдущей и состоит в создании норм, стандартов, правил и рецептов поведения, являющихся основой для формирования права, морали, идеологии. Нормативная функция измеряется насыщенностью культуры обычаями и традициями (так называемая «нормативная избыточность»), но в то же время она характеризуется и аномией (от лат. anomia – отсутствие норм), термин, введенный Э. Дюркгеймом, исследовавшим эту проблему. Как «нормативная избыточность», так и «нормативная недостаточность» – явления противоречивые, ведущие как к подавлению свободы действий человека, так и к нарушению общепринятых норм и правил, распущенности, жестокости и т.д. И то, и другое создает напряжение и требует компенсации, которую осуществляет именно культура (книги, искусство и т.д).

Культура как способ социализации личности. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. Культура определяет содержание, средства и способы социализации личности.

Этот процесс продолжается в течение всей жизни, начиная с детства, когда формируются мотивационные установки личности. Культурный контекст, в который погружен каждый человек, обусловливает идеалы, жизненные нормы, способы действий, формы деятельности личности. Результаты, которых достигает человек в своей деятельности, оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей (слава, почести, богатство и т. д.). Но эти внешние факторы обретают ценность только как внутренние качества, раскрывающиеся в индивидуальном мире человека и создающие условия его дальнейшего развития. Сочетание личных свойств человека и достигнутых им успехов характеризует способ отношения к миру, то есть его культуру.

И в процессе социализации личности находит воплощение сочетание традиции и новации. Оставаясь в рамках традиции в плане своих потребностей и интересов, индивид не разрушает систему культуры. В этом случае совпадают культурные нормы, образцы этнического поведения, типы социальных связей и – внутренние качества личности.

В обществе, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту, происходили разрушения традиции. Система социальных оценок расходится с мотивацией индивидуальных действий. Человек оказывается перед проблемой выбора. Характер этого выбора, поступки и действия человека раскрывают содержание его внутренней и внешней культуры. В своем выборе, поведении человек ориентируется на свои потребности – природные (биологические) и социальные. Различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип культуры (приготовление и характер пищи, организация жилья и т. п.). Удовлетворяя свои потребности, человек действует в обществе, руководствуясь социальными запретами (табу), социальным контролем, воспроизводя нормы и образцы поведения, то есть формируя мир культуры.

Релаксационная функция. Термин «релаксация» (от лат. relaxatio – ослабление) означает искусство физического и психического расслабления, разрядки. Существуют формы естественной разрядки – смех, плач, крик, объяснение в любви, исповедь и т. д., которые представляют индивидуальные средства. Снятию коллективного напряжения способствуют стилизованные формы: увеселения, праздники, фестивали, ритуалы, которым свойственен возвышенно-эстетический характер, особая интонационная насыщенность. Сходное воздействие производит посещение театров, музеев, созерцание природы и т. п. Не случайно еще Аристотель обосновал очищающее и возвышающее действие трагедии на человека – катарсис (греч. katharsis – очищение), что освобождает от оков «суетного быта» и сосредотачивает на вечном.

Существуют и отрицательные формы релаксации: криминальный экран, алкоголь, наркотики, рулетка, казино и т. п. К специальным средствам релаксации относятся и фильмы ужасов, эротическая литература и фильмы, боевики, фильмы катастроф, приключенческая литература и фильмы. Они, вовлекая читателей и зрителей в мир, насыщенный эмоциями, необычайными событиями, позволяют мысленно, символически вместе с героями совершать действия, запрещенные культурой или невозможные по каким-либо причинам. Цивилизованное общество стремится вывести из культуры отрицательные формы релаксации.

Своеобразным средством релаксации является игра, удовлетворяющая различные влечения человека символическими средствами. Игра, создавая особую психологическую установку, вызволяет скрытые внутри бессознательные импульсы, пристрастия, различные мотивы поведения. В то же время она создает возможность для тренинга, умения находить выход из различных критических ситуаций, развивает способность к нетрадиционному мышлению.

Единство функций.

Различные функции культуры не существуют обособленно. Их единство проявляется в любом культурном явлении, предмете, событии. В этом плане можно рассмотреть миф как единство различных функций культуры.

Прежде всего, миф выполняет адаптивную функцию, помогая создавать вокруг человека культурную среду, делая мир более осмысленным, понятным. Создавая миф, человек осваивал мир (креативная функция), придавал значения и ценности окружающим предметам (сигнификативная функция). В мифе утверждались нормы морали, идеологии (нормативная функция). Миф выполнял коммуникативную и интегративную функции, объединяя людей, способствуя их общению. На примере мифа воспитывали молодежь, транслировали социальный опыт. Через миф осуществлялась передача традиций и т. д.

Миф сформировался в стройную систему, отражающую мировосприятие древнего человека, определявшую нормы его морали и поведения.

Единство функций проявляется и в процессах, связанных с возникновением и развитием науки и искусства, при помощи которых человек адаптируется к сложному и противоречивому миру, осваивает его, анализируя законы микро- и макрокосмоса, и художественно, образно воспроизводит этот мир, передавая из поколения в поколение знания, этические и эстетические ценности и нормы. Благодаря этому человек формируется как личность, как субъект культуры, способный интегрировать окружающий мир, определить свою роль в процессах его развития, найти применение своим способностям и стремлениям, осуществлять важнейшую функцию культуры – коммуникативную, дающую возможность постоянного межкультурного общения, обмена опытом, распространения информации.

Таким образом, содержанием культурного процесса является развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.

 

 

ТЕМА 5. Семиотика культуры

Термин «семиотика культуры» содержит понятие о культуре как знаковой системе, а о культурных явлениях – как текстах [148], имеющих информацию и смысл.

Языки культуры многообразны. «По сути своей культура полиглотна» (М.С.Каган). Каждый язык культуры имеет свои особенности, он непереводим адекватно ни на один другой язык. «Множество языков нужно культуре именно потому, – утверждает М.С.Каган, – что ее информационное содержание многосторонне богато и каждый специфический информационный процесс нуждается в адекватных средствах воплощения»[149].

Язык каждой культуры уникален, но все они используют одни и те же типы знаков и знаковых систем. Многообразие знаков средств культуры образует ее семиотическое поле. В составе этого поля исследователи выделяют пять типов знаков и знаковых систем[150]:

- естественные,

- функциональные,

- конвенциональные (условные),

- вербальные (естественные языки),

- знаковые системы записи.

Естественные языки. Под «естественными языками» понимаются вещи и явления природы. Они становятся знаками, когда указывают на другие предметы и явления и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Приметы погоды, расположение светил и др. – это знаки, которые могут дан информацию тем, кто их способен «расшифровать». Естественные знаки явились существенным компонентом первобытной культуры: они использовались для ориентировки в природной сфере (следы зверей для охотников, приметы погоды и т.п.). Но это умение утрачивается с развитием цивилизации.

Системы естественных знаков используются в науке. Например, в медицине большую роль играет знаковая система диагностики. Она базируется на фактах, накопленных в многовековом лечебном опыте: это признаки и симптомы болезней, систематизируемые медициной. Сохранились воспоминания о том, что великий русский хирург Пирогов успевал ставить диагноз по естественным признакам внешнего вида больного, пока тот проходил от двери до стола врача (стол специально ставился в дальний угол кабинета). В рентгенологии: система знаков-признаков, отраженная в рентгенограмме, дает возможность сделать вывод о состоянии внутренних органов человека.

В астронавигации: систематическая связь между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя позволяет определить направление пути. Подобные примеры можно привести из практики химиков, физиков и т.п.

Функциональные знаки. Предмет или явление становится функциональным знаком, если в процессе человеческой деятельности устанавливается связь между ним и другими предметами или явлениями, на которые он указывает. Например, дым – признак огня (вспомним пословицу: нет дыма без огня). Находки археологов (посуда, предметы быта, оружие и т.д.) – функциональные знаки, позволяющие восстановить образ жизни людей очень далеких эпох. Даже в наших квартирах, рядом с нами, – множество функциональных знаков, характеризующих профессию, привычки, интересы, даже психологический тип хозяина, его материальный достаток (наличие аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, книг – причем по названиям книг можно определить и вкусы, и уровень развития человека, – вещей личного пользования и т.д.).

В отличие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не законами природы, а их функциями, ролью, которую они играют в жизни и деятельности человека. Этим обусловлена информация, которую несут функциональные знаки. Чтобы ее «прочитать», необходимо иметь определенные знания о роли этих предметов в человеческой деятельности. Замечательные примеры подобной деятельности находим в произведениях А.Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Именно на этом таланте основан метод знаменитого сыщика, проницательного наблюдателя, умеющего установить связь между, казалось бы, незначительными фактами и совершенными преступлениями. Об этих же способностях повествуют произведения Честертона о патере Брауне, Агаты Кристи о миссис Марпл и маленьком бельгийце Пуаро. Собственно, на умении разгадывать функциональные знаки основана деятельность следователей, оперативных работников и детективная литература, отражающая их работу.

С функциональными признаками мы сталкиваемся в обыденной жизни на каждом шагу и «расшифровываем» их, основываясь на своем жизненном опыте.

Функциональные знаки имеют первичные значения, связанные с их функциями, но они могут приобретать и вторичные значения, которые приписывают им люди (нередко это основано на суевериях); например, подкова, прибитая над дверью, становится символом счастья и достатка в доме и т.п.

Функциональные знаки систематизируются следующим образом:

- производственная техника (любой механизм или деталь ¾ знак, несущий информацию о всей технической системе);

- предметы обстановки городского или сельского быта;

- одежда свидетельствует о профессиональной деятельности человека, о его материальном достатке, о его эстетических вкусах;

- «язык тела» – мимика, жесты, позы.

О последнем следует сказать подробнее. Хочу отправить всех, кого интересует эта проблема, к замечательной книге психолога В.Н.Никитина «Психология телесного сознания». Одно из положений его концепции: «…форма тела выступает как функция психической сущности человека, зеркало его душевного и духовного внутреннего мира, состояние тела и телесных функций определяется уровнем сознания человека, включая телесное сознание»[151]. Автор рассматривает влияние социального аспекта на «телесное сознание» человека. «Посредством телесного выражения своего отношения к реальности, – утверждает В.Никитин, – человек информирует окружение о своих неразрешенных проблемах. (…) Телесные проявления человека не могут рассматриваться вне контекста его культуральных, религиозных и социальных предпочтений»[152].

Конвенциональные (условные) знаки. Если для предметов, выступающих в роли естественных и функциональных знаков, их знаковая функция является вторичной, то для конвенциональных [153] – основной. Это знаки в полном смысле этого слова (например, школьный звонок – знак, извещающий о начале урока; красный крест на машине – знак, указывающий на машину «скорой помощи», звезды и полосы на погонах – знаки рода войск, чина их обладателя и т.д.).

Различают четыре типа конвенциональных знаков.

Сигналы. Это знаки извещения или предупреждения. Как правило, их собственное значение не связано со значением предмета или явления, на который они указывают. Оно условно, установлено традицией. Так, цвета светофора, известные нам с детства, по своей сути никак не соотносятся с правилами уличного движения. Люди условились считать так, а не иначе. Чисто условное значение имеют дорожные знаки, также регулирующие движение транспорта на улицах («кирпич», «зебра» и т.п.). К условным сигналам относится флажковая сигнализация на флоте, радиосигналы, звук сирены, огонь маяка и т.д.

Индексы [154] обозначения, применяемые для выделения каких-либо предметов или ситуаций. Всем нам знакомы почтовые индексы, введенные для обозначения городов.

Иногда знаки-индексы подбираются таким образом, чтобы своим внешним видом походить на обозначаемый предмет. К знакам-индексам относятся картографические знаки, условные значки в схемах, графиках и т.п.

Образы. Понятие «образ» неоднозначно: оно используется в различных значениях. «Образ» в широком смысле ¾ это чувственно-конкретное воспроизведение реальных предметов и явлений. В философии понятие «образ» употребляется для обозначения не только чувственного, но и интеллектуального отражения предметного мира психикой человека или животного.

Специфическую форму «отражения» действительности представляет художественный образ, являющийся в то же время выражением мыслей и чувств художника, конструированием особого рода материально-духовных предметов, имеющих форму, созданную языком того или иного искусства. Именно превращение формы в язык дает возможность художнику разговаривать с людьми. «Поэтому-то образы искусства должны получать двойную конкретизацию – как художественных и как воплощенных: первый эпитет говорит об особенностях духовного содержания образа в искусстве, второй – о материализации этой духовности»[155].

Образ рождается в воображении художника и, благодаря воплощению в произведении искусства, переносится в воображение читателя, зрителя, слушателя. В творческой деятельности художника синкретически [156] слиты познание, ценностное осмысление и проектирование вымышленной реальности. В художественном образе – познавательное отражение некой объективной реальности, эмоциональное выражение оценки изображаемого художником и создание нового идеального объекта, преображающего реальность.

Как видим, художественный образ имеет трехмерную структуру, которая становится четырехмерной, благодаря диалогической обращенности произведения искусства к зрителю, читателю или слушателю, которого автор-художник призывает к со-творчеству, к своеобразному диалогу, имеющему своей целью выработку художественной информации.

Художественный образ – это система, которая может иметь разные масштабные воплощения: микрообраз, например, метафора в стихе, интонация в музыкальной фразе, жест в танце и т.д., и макрообраз, ведущий в произведении относительно самостоятельное существование, например, персонаж в романе (Андрей Болконский в «Войне и мире», Родион Раскольников в «Преступлении и наказании»), образ ландшафта в картине (море в пейзажах Айвазовского, лес в картинах Шишкина), значимой вещи в натюрморте (предметы искусства у Шардена, цветы у Сарьяна); музыкальная тема в симфонии (образ фашистского нашествия в 7-ой симфонии Шостаковича), в опере (тема Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин»). Наконец – мегаобраз, характеризующий произведение искусства в целом или даже творчество художника (образ поэта в творчестве Пушкина и Лермонтова).

Содержание художественного образа вызывает к жизни художественную форму, необходимую для его воплощения. Форма должна быть, с одной стороны, конструктивно-материальной, а с другой – знаково-языковой. Только в этом случае возможен диалог с читателем – зрителем – слушателем[157].

Все это резко отличает художественный образ от иных образов – продуктов духовной деятельности: понятий, идей, проектов, формул, суждений, концепций, теорий, учений и т.п., являющихся средством объективации и трансляции, отличающихся обобщенным характером, в какую бы знаковую систему ни была включена их форма.

Особенность художественной образности в том, что она глубоко духовна, как и познание в целом, но функционирует как материальный предмет, имеющий конкретную форму своего существования и обращенный к переживанию человека.

В этом смысл термина «воплощенный образ», т.е. образ, воплощенный в художественном произведении средствами – языком – того или иного искусства. Следовательно, образ в системе художественного воссоздания действительности является связующим звеном духовного содержания и материальной внешней формы искусства. Он обладает одновременно конструктивными и семиотическими (т.е. знаковыми) качествами, которые делают его понятным людям, этот образ воспринимающим.

Символы [158]. Смысл символа – многоуровневый, на разных уровнях его понимания в него могут включаться различные историко-культурные слои. Все толкования символа можно свести к двум традициям – Аристотеля и Платона. В первом случае символ понимается сугубо рационалистически как знак, значением которого является некоторый знак другого рода или другого языка. Во втором случае – содержание символа выступает в качестве своеобразного перехода из мира рационального в мир иррациональный [159].Здесь трактовка символа связана с интуицией, прозрением.

Обратимся к трактовке символа, которую дал один из выдающихся философов ХХ в. – А.Ф.Лосев. Он различает в символе две стороны: образность и ту «беспредельность», которая при помощи этой образности определяется. Символ, считает Лосев, не связан с той вещью, которую обозначает, «в нем даже ничего о ней не говорится или говорится частично». «Символ, с одной стороны, тождествен тому, что символизирует, а с другой стороны, резко от него отличается»[160]. Он лишь намекает на определенную действительность, создает условия для ее понимания.

Сопоставление символа с образом и знаком находим в определении С.С.Аверинцева: «…символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и …он есть знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа»[161]. Аверинцев утверждает диалектическую взаимосвязь между предметным образом и глубинным смыслом в структуре символа: это «два полюса, немыслимые один без другого». И далее: «Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого «вхождения в себя»[162].

Символ и знак – не одно и то же, не вид одного другого. Но у них есть общее – это способность «представлять или замещать» какие-либо предметы или отношения между ними. В то же время между символами и знаками есть и существенное различие: символ представляет замещаемый им предмет, опираясь на структурное соответствие или аналогию с ним, «т.е. наглядно-образным способом, знак же – произвольным и безразличным к замещаемому им предмету»[163].

Отличительная особенность символа – вызывать множество различных ассоциаций, в то время как знак строго однозначен, обращен к рационально-рассудочной стороне нашего сознания. Образная форма символического выражения, наряду с рациональным началом, имеет эмоциональное, чувственное. Этим объясняется его глубина и неисчерпаемость элементов его содержания.

К символам – образам относятся религиозные, философские, символы искусства, художественные, являющиеся вершиной проявления природы символа. В развитии культуры идет постоянный процесс взаимодействия различных форм символического выражения: художественные символы переходят в религиозные, религиозные – в философские и т.д.

Пример – изображение Троицы, исконного христианского символа, в искусстве. Здесь важно, кто является создателем произведения, в какую эпоху, в какой исторический момент художник обратился к этой идее. Так, «Троица» Андрея Рублева, созданная в ХVI веке, явилась глубоко гуманистическим и объединяющим символом, неисчерпаемым в своей смысловой глубине. Она воплотила христианский образ мира, этот всеобщий, универсальный символ. В работе Рублева ее невидимое и «умопостигаемое», выраженное через материальное, связывает земной мир с высшим, «мир дольний» с «миром горним» (П.Флоренский), с миром высшей сущности – с вечностью.

Вербальные [164] звуковые системы – естественные языки.

Информационное содержание культуры многообразно, каждый специфический информационный процесс нуждается в адекватных средствах воплощения. Такими средствами, как мы уже знаем, являются знаковые системы – языки культуры. Важнейшие из созданных людьми знаковых систем – вербальные знаковые системы – естественные языки.

Вне языка культура невозможна. Только то, что выражено словом, становится достоянием культуры и существует для данного народа. При помощи языка фиксируются символы, нормы, обычаи, передаются научные знания, различная информация. Посредством языка передаются модели поведения людей, происходит усвоение культурных норм и социальных ролей, т. е. происходит социализация.

Любой естественный язык – это исторически сложившаяся знаковая система, которая образует фундамент культуры народа, говорящего на этом языке.

На основе психо-физиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека, сформировался древнейший язык – кинетический [165]и одновременно невербально-звуковой. В то же время стал формироваться словесный язык, кардинально отличивший человека от животных. Судьба этих языков – различна. Два первых сохранились как сопутствующие человеческой речи, подчеркивающие ее выразительно – коммуникативные средства. Они нашли образное воплощение в художественной культуре – танце, музыке, сценическом искусстве, где включились в семиотический ансамбль сложных языков художественного изображения.

Кинетический и звукоинтонационный языки обладают широкими эмоционально-выразительными возможностями, но ограниченными ¾ в плане интеллектуальной выразительности. Слову же подвластно и выражение эмоций, и мыслей человека, самой сущности явлений, их связей и соотношений.

Развитие и реализация языковой способности у людей происходит только в процессе общения, и хотя язык имеет биологические предпосылки, он является социальным феноменом.

Языки разных народов различаются фонетическим строем и грамматической структурой. Но в то же время они обладают общими чертами, которые делают их именно человеческим языком. На универсальности разговорного языка основана возможность овладения одним человеком различными языками, ценностями многих культур.

Этапное значение в истории культуры имело изобретение письменности. Она дала возможность преодолеть узкие пространственные и временные пределы действия живого слова







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.