Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Биография: межкультурный синтез





Свами Шивананда родился в 1887 году в штате Тамилнад (Южная Индия), и в детстве проявлял склонность в равной мере к гимнастике и религии. Его родители были преданными бога Шивы, и ежедневно в доме совершалась пуджа. Естественная склонность к помощи ближним привела Шивананду в область медицины, а его рвение и способности заслужили признание профессоров. Получив диплом врача, Шивананда отправился в Малайзию, где люди нуждались в медицинской помощи. Вскоре ему доверили управление больницей, и много лет Шивананда был известен как превосходный доктор. Часто он отказывался от платы за консультации, а нередко и покупал бедным лекарства на свои деньги. Однажды Шивананда вылечил странствующего санньясина, и тот посвятил его в йогу и веданту. С того дня жизнь Шивананды изменилась, и он постепенно стал погружаться в самосозерцание, не прекращая раздумывать над смыслом жизни. Теперь он чувствовал потребность помочь людям на более глубоком уровне, не только излечивая их тела, но и помогая им находить средства от всякого страдания.

Переполненный желанием духовного роста, Шивананда отправился в Гималаи в поисках учителя. В святом городе Ришикеше он встретил гуру, посвятившего его в санньясу, после чего приступил к интенсивной духовной практике. Спустя десять лет ежедневных занятий йогой множество садху стали приходить к Шивананде за духовными наставлениями, он стал одним из самых известных учителей йоги, а впоследствии основал Лесную академию йоги и веданты и Общество божественной жизни. Хотя Шивананда редко оставлял небольшой город Ришикеш, его учение распространилось по всей планете, ибо он написал более 200 книг на темы йоги и философии. Многие, вдохновленные его книгами, приезжали со всего мира, чтобы учиться у него непосредственно. Учение Шивананды сосредоточено в шести словах: служите, любите, дарите, очищайтесь, размышляйте, осуществляйте.



Линия преемственности

· Свами Вишнудевананда

Свами Вишнудевананда родился в 1927 году в штате Керала (Южная Индия). В детстве главной чертой его характера было упрямство. Его мать, известная как Матаджи после принятия санньясы от Свами Шивананды рассказывала, что никто не мог повлиять на ее сына. Так, с пяти лет он начал сам ходить в школу, хотя ему ежедневно приходилось пробираться через дикие джунгли. Поскольку у него не было денег на обучение в университете, он вступил в армию, чтобы получить образование. Однажды он искал потерянную бумагу в корзине, и его взгляд наткнулся на писания Свами Шивананды: «унция практики лучше, чем тонны теории». Сила этих простых слов заставила Вишнудевананду пересечь всю Индию, чтобы встретиться с Шиванандой в Гималаях. Короткое посещение произвело неизгладимое впечатление на юношу, и он решил возвращаться как можно скорее.

В следующее посещение Вишнудевананда получил два урока от Свами Шивананды. Когда он почувствовал робость и некоторое высокомерие, не позволившие ему поклониться гуру при встрече, тот сам склонился перед юношей, давая ему урок смирения. А когда во время церемонии Арати на берегу реки Ганги он усомнился, зачем молиться простой воде, Шивананда улыбнулся и пристально посмотрел на юношу, который сразу воспринял реку как поток дивного света. Тогда Шивананда предложил юноше остаться в ашраме, чтобы изучать йогу. В течение десяти лет Вишнудевананда изучал йогу в ашраме Шивананды и глубоко постиг хатха-йогу и карма-йогу. Наконец, Свами Шивананда дал ему десять рупий (меньше доллара) и свое благословение, повелев отправиться на Запад и распространять учение веданты.

· Sivananda.org — директорий ашрамов

В 1957 году Свами Шивананда послал своего преданного и трудолюбивого ученика Свами Вишнудевананду на Запад, где тот основал систему Международных Центров Шивананда-йоги и Веданты. Он стал всемирно признанным авторитетом в области хатха-йоги и раджа-йоги, и его называли «Летающим Свами», поскольку с целью выполнения своей миссии он непрерывно перемещался по всему миру на личном маленьком самолете. Безгранична энергия и глубокое вдохновение руководили им при основании центров, и сейчас во всем мире действует около двадцати центров йоги и семь ашрамов, в которых к настоящему времени подготовлено более восьми тысяч инструкторов йоги. Кроме того, он использовал средства массовой информации для распространения учения и выпустил множество брошюр в защиту мира, непрерывно повторяя святую мантру «Ом Намо Нараяна».

Пурна шивананда-йога

· Пурна-йога — «полный спектр» йоги

Свами Шивананда признавал, что каждый человек обладает предрасположенностью к самовыражению посредством разума, сердца, тела или суждения. Поэтому он включил в практику методы каждого из четырех наиболее известных пути йоги, и его синтез включает джняна-йогу, раджа-йогу, бхакти-йогу, карма-йогу.Однако он не принуждал к практике всех составляющих, а позволял ученикам в соответствии с их склонностями выбирать для самореализации один из этих путей. С целью упростить разъяснение сложной философии при обучении йоги, Вишнудевананда суммировал мудрость йоги в пяти принципах, которые показывают путь к развитию физического и умственного здоровья, а также духовного роста. К пяти принципам относятся: надлежащее упражнение (асана); надлежащее дыхание (пранаяма); надлежащее расслабление (шавасана); надлежащая диета (вегетарианство); надлежащее размышление (дхьяна).

· Шивананда-йога — стиль хатха-йоги

Шивананда-йога как стиль хатха-йоги представляет собой лишь определенный ракурс постижения пурна-йоги Свами Шивананды, однако он интересен как наиболее подходящий вариант именно для начала занятий йогой. Асаны и пранаямы в данной традиции не являются средоточием духовной практики, а служит подготовкой тела к социальному служению с одной стороны и постижению божественной жизни с другой. В силу их «прикладного» характера, технически они разработаны не в такой мере, как в традиции Шри Кришнамачарьи. Однако поскольку Шивананда был врачом, в описаниях асан лучше выражено их терапевтическое воздействие и особенности влияния на состояние всех внутренних органов. Особый акцент делается на расслабление в процессе практики, и после каждой асаны при необходимости можно выполнять промежуточную Шавасану.

Пранаямы применяются достаточно широко, хотя примечательно мнение Шивананды, что только за счет практики модификаций нади-шодханы — простейшей и основной пранаямы для очищения тонкого тела — вполне можно достичь эффекта пранаямы вообще. Существенное внимание уделяется очистительным крийям, а также диете, выбору продуктов и их влиянию на тело и сознание. К числу важнейших трудов Шивананды относится его руководство по кундалини-йоге, в котором присутствуют инструкции по выполнению асан и пранаям, мудр и бандх, способствующих пробуждению глубинной энергии. Для понимания происходящих процессов немалую ценность представляют также проводимые в нем параллели между физической и тонкой анатомией. Это направление в практике получило дальнейшее развитие преимущественно в Бихарской школе йоги.

Бихарская школа йоги

Линия преемственности

Сатьянанда-йога, как называют эту традицию в самой Бихарской школе, возводится к Ади Шанкарачарье и представлена тремя духовными учителями: Свами Шиванандой Сарасвати, Свами Сатьянандой Сарасвати и Свами Ниранджананандой Сарасвати. Ади Шанкарачарья жил в VIII веке, распространял философию адвайта-веданты, которая ведет к получению опыта наивысших ступеней йоги, и был признан бесспорным духовным наставником по всей Индии. Он стал основателем движения дашмани-санньясы, призванного объединить различные группы отшельников, которые были рассеяны по всей стране, общей идеей санатана-дхармы — «священного долга». Приверженцы этого течения донесли до настоящего времени и продолжают передавать его вечное послание единства всех вер, достигающего высшей точки в адвайте — недвойственном видении действительности, где все вещи существуют согласно своей подлинной сути. Свами Шивананда был посвящен в санньясу одним из таких подвижников в Гималаях.

· Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Сатьянанда родился у подножия Гималаев, в 19 лет оставил семью и отправился на поиски духовного учителя, которым стал Свами Шивананда. На протяжении более десяти лет Сатьянанда верно служил своему учителю и заслужил его благосклонность. Впоследствии он много путешествовал по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, а в начале 1964 года основал Бихарскую школу йоги в Мунгере. В своих скитаниях Сатьянанда изучил также тантрические аспекты кундалини-йоги и интегрировал их в хатха-йогу. Поэтому в отличие от других школ традиции Шивананды, бихарский подход включает в себя элементы тантры: пробуждение и перераспределение праны путем визуализации и крийи — последовательности асан, пранаям, мудр и бандх. Сатьянанда ввел в систематическую практику и широко известные ныне техники йога-нидры и свара-йоги.

· Свами Ниранджанананда Сарасвати

Свами Ниранджанананда Сарасвати родился в 1960 году в штате Мадхья Прадеш и, поскольку он был сыном одного из преданных Сатьянанды, вырос при ашраме. Свами Сатьянанда посвятил его в традицию дашмини-санньясы в 1970 году и уже через год направил за границу основывать ашрамы и центры йоги в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. После принятия парамахамса-санньясы в 1993 году, он был признан преемником в линии Свами Сатьянанды, а гуру оставил все основанные им социальные институты и отправился в скитания по Индии, чтобы достичь полного отрешения и подготовиться к уходу в самадхи. Став руководителем Бихарской школы, Свами Ниранджанананда основал дополнительные подразделения, предназначенные для научного изучения йоги и подготовки инструкторов. Он автор многих классических книг по йоге и тантре, и в настоящее время делит свое время между управлением филиалами школы во всем мире, и пребыванием в главном ашраме в Мунгере.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.