Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Медитативное завершение практики





После завершающей Шавасаны в конце последнего блока асан Суриндер выключает свет и переходит к «сопровождению» в Йога-нидре. Порядок сканирования отдельных частей тела для него не слишком важен, главное — распространить осознанность на все тело, изменив на это время уровень восприятия. Перед возвращением к обычному состоянию Суриндер неизменно внушает своим ученикам: «С каждым днем я становлюсь совершеннее и совершеннее!» Затем он предлагает сесть через поворот на левый бок и некоторое время пребывать в неподвижном состоянии, сосредоточившись на Аджна-чакре. После произнесения вслух мантры «Асато ма сад гамая…» и позволения открыть глаза повторяется массаж лица, как перед началом практики, далее пальцы сплетаются в замок, и руки вытягиваются над головой ладонями вверх. Наконец, производится по два скручивания в каждую сторону, зажигается свет в комнате, и Суриндер предлагает подходить с любыми вопросами.

Панкадж Шарма

Панкажд Шарма во многих аспектах кажется полной противоположностью Суриндера Сингха, начиная с того, что его афишами оклеены все стены Ришикеша. В зимний период, когда в предгорьях Гималаев «не сезон» — довольно прохладно и сильные ветры — многие залы пустуют, а на занятия Панкаджа неизменно собирается до 20 человек. Но вовсе не броская реклама делает его одним из самых популярных инструкторов среди иностранцев, а действительно тщательная работа с телом в каждой асане. Панкаджу 30 лет, к настоящему времени он более десяти лет изучал айенгар-йогу в Ришикеше и Бомбее, а также около полугода — шивананда-йогу, и это «отступление» позволяет ему не вписываться в рамки типичного «продолжателя традиции». Один из его основных учителей — Рудра — является непосредственным учеником Б. К. С. Айенгара, поэтому преимущественно Панкадж дает айенгар-йогу, но с дополнениями и вариациями. Кроме проводимых им классов в Ришикеше, он три года преподавал йогу в Восточной Африке. По всеобщему мнению, Панкадж представляет собой «редкостное сочетание прекрасного учителя с прекрасным человеком»: йога для него подлинное призвание, и он необыкновенно отзывчив.

Интенсивный курс асан

Периодически Панкадж выделяет специальное время для занятий с начинающими, что вообще не характерно для его индивидуальной манеры построения практики. Стиль преподавания Панкаджа отличается проведением «интенсивов» разной длительности — недельных, десятидневных или двухнедельных, хотя сертификатов он никому не дает. Занятия длятся по два часа утром и вечером, и, как правило, после окончания курса устраиваются 1-2 выходных, а затем сразу начинается следующий интенсив. Надо заметить, что при всей значительной физической нагрузке подобные интенсивы очень хороши именно для начинающих, поскольку на них дается тщательный разбор каждой асаны вплоть до еле заметного движения кожи на малейших участках тела, не говоря уже об отстройке положения костей, мышц, связок. Причем объяснения не низводятся до уровня бодибилдинга и даются с учетом дыхания, движения потоков энергии в теле, соотношения областей мозга с состояниями сознания. Многие иностранцы, проживающие в Ришикеше месяцыми, посещают интенсивы Панкаджа один за другим, ибо их распорядок никогда не повторяется.

Изложить всю систему объяснений Панкаджа в объеме одной главы просто нереально. В качестве примера построения занятия я приведу последовательность только шестого дня десятидневного интенсива, на которой можно продемонстрировать тщательную отстройку асан, коррекцию со стороны инструктора, использование подручных средств, объяснение приемов взаимопомощи и самокоррекции. К стенограмме отдельного занятия, объективно находящегося в середине интенсива, я буду добавлять некоторые пояснения, которые давались в другие дни, но имели отношение к тем же самым асанам. Таким образом, можно приблизительно воссоздать восприятие ученика, который при выполнении асаны в последний день курса самостоятельно учитывает все предшествующие рекомендации. Следует помнить о специфике айенгар-йоги: это не динамическая последовательность, а отстройка отдельных асан в определенном порядке.

1. Вирасана. По возможности, отвести голени от бедер. Сплести пальцы в замок, поднять руки, замок вывернуть, потянуть спину вверх. Обратить внимание на мизинцы на ногах, постараться отвести их наружу, чтобы растянуть сухожилия щиколоток. Плавно лечь на спину между голеней, вытянув руки за головой, и расслабиться. При подъеме основное усилие обязательно направлено таким образом, чтобы вперед шла грудная клетка, сохраняя прямой или даже выгнутый позвоночник.

Дополнения:………

2. Промежуточное движение: встать прямо, поднять руки вверх, ладони на ширине плеч обращены друг к другу. Производить скручивание вдоль вертикальной оси попеременно по часовой стрелке и в обратном направлении, очерчивая пальцами правильную окружность над головой.

3. Уттанасана. Соединить руки в локтевой замок, сделать наклон, опустив локти вниз и несколько отведя вперед. В качестве опоры для головы можно использовать деревянный блок.

4. Ардха-чандрасана. Сесть лицом к стене, прижав к ней стопы, затем отметить место расположения ягодиц и встать на него спиной к стене. Медленно наклониться вниз до горизонтального положения, одновременно подняв ногу и поставив стопу на стену, а прямую руку опустив на блок. Все тело и поднятая нога составляют прямую линию, перпендикулярную к опорной ноге. Выпрямить вторую руку вверх, чтобы руки тоже оказались на одной вертикали. При этом развернуть грудную клетку и бедра, чтобы все тело находилось строго в одной плоскости. Удерживать предельно долго, повторить на другую сторону.

5. Супта-бандхасана. Поза для расслабления с помощью валика, веревки и блока. В положении лежа под спину подкладывается валик так, чтобы таз оставался на полу, а все тело и голова оказались горизонтально приподняты над полом. Веревка завязывается в кольцо определенного диаметра, чтобы можно было охватить им туловище со спины на уровне талии и подтянутые к телу стопы, причем колени разведены в стороны и веревка оказывается между ног. Вложить блок между стоп, не сбивая положение веревки. Руки расслабленно лежат вдоль тела ладонями вверх.

6. Прасарита-падоттанасана. В положении стоя широко расставить ноги в стороны, наклониться вперед с прямой спиной, взяться руками за стопы, голову поставить на пол или блок. Можно переставить ладони на пол возле головы.

7. Ширшасана. Свернуть тонкое одеяло так, чтобы можно было поместить его между руками, сложенными на полу для стойки на голове. Опустить голову на одеяло и выйти в стойку на голове, создавая давление на локти и раскрывая область плеч. Голова оказывается выше лежащих на полу предплечий.

8. Сету-бандха. Лечь на спину, согнуть ноги в коленях и поставить стопы вплотную к телу на ширине бедер. Поднять таз вверх, установить блок под крестцом таким образом, чтобы можно было положить руки вдоль тела и полностью расслабиться. Постепенно и поочередно вытянуть вперед ноги, прижав стопы к полу, снова расслабиться. При выходе из асаны следует сначала вернуть ноги на прежнее место, вынуть блок и задержаться на некоторое время в верхнем положении, а потом мягко опустить спину на пол.

9. Скручивание. Оставаясь в положении на спине с согнутыми ногами, развести руки в стороны ладонями вверх и опустить колени в сторону так, чтобы нижнее колено легло на пол, а верхнее – на стопу нижней ноги. При этом вся спина и ягодицы остаются плотно прижаты к полу. Вернуться в прежнее положение и повторить в другую сторону.

10. Пашчимоттанасана. Из предыдущего положения лежа на спине: вытянуть ноги, сесть, установить между коленями блок, взяться за большие пальцы ног и притянуть прямую спину к прямым ногам, сложившись пополам в тазобедренных суставах.

· Уджджайи-пранаяма. Положение – лежа на спине. Вдох нормальный, но в четыре приема: от промежности до пупка, от пупка до диафрагмы, от диафрагмы до центра груди, от центра груди до ключиц. Задержать дыхание на вдохе, а затем произвести выдох по типу уджджайи со специфическим скребущим горловым звуком, как описано для аштанга-виньяса-йоги.

«Запредельные» асаны

Асаны в исполнении Панкаджа Шармы, представленные на фоторгафиях, лишь в незначительной мере осваиваются на текущих занятиях, даже построенных по типу интенсива, ибо для большинства практикующих они относятся к разряду «запредельных». Смысл приведения их в книге для начинающих заключается в аспекте работы с сознанием. Начинающий должен хорошо представлять весь путь, который ему предстоит пройти, совершенствуясь в асанах, иначе он так навсегда и останется «начинающим», выполняя каждый день давно освоенные несложные асаны.

Демонстрация усложненных вариантов позволяет простроить цепочку от осознания до воспроизведения телом. Сначала воспринимается ментальный образ асаны. Затем, при длительном представлении выполнения данной асаны постепенно меняется течение потоков в теле. Тем самым воображение, которое напрямую воздействует на тонкую «реальность», начинает подгатавливать энергетический каркас для физической формы. Далее остается только «вписать» собственное грубое тело в конфигурацию собственного тонкого тела, которая скрепляет позу. Можно напомнить известный пример из практики самого Б. Н. С. Айенгара, когда он посоветовал своему немощному пожилому ученику выполнять стоячие асаны, которые очень сложны и при длительном удержании требуют неимоверных усилий, но делать их сначала лежа. После подобной ментально-энергетической подготовки ученик смог выполнять их самостоятельно в положении стоя.

Дополнительный момент состоит в открытии для себя реальных возможностей, кототые не используются просто в силу их неизвестности. Вариации позволяют прорабатывать тело в новых аспектах, что открывает соответствующие перспективы в работе с полным спектром состояний сознания. Так, после демонстрации Панкаджем вариантов Ширшасаны, я попросила научить меня выполнять ее с опорой на скрещенные перед лицом руки. На следующий день Панкадж вместо обычной пятиминутной стойки на голове предложил всей группе простоять одну минуту в данном варианте Ширшасаны. Поначалу по залу прокатился гул недоверия, поскольку со стороны данная асана действительно выглядит намного более сложной. Однако среди тех учеников, у которых обычная стойка на голове не вызывала никаких трудностей, практически все смогли выполнить новый вариант с первой попытки, удивляясь впоследствии его легкости и непривычному чувству равновесия.

Комплексная пранаяма

Нижеследующий комплекс пранаямы был создан Панкаджем посредством сочетания методов, взятых из разных стилей хатха-йоги. Я привожу его без подробностей и лишь как «исторический документ», поскольку для самостоятельного выполнения он слишком «сильнодействующий», хотя и очень показательный как пример синтеза пранаямы и медитации, служащего завершением интенсивного курса асан. Хотя описание будет кратким, по длительности реальное выполнение заняло около двух часов. Многие детали Панкадж отмечал и поправлял непосредственно на теле, поэтому передать их словами задача заведомо невыполнимая, и я вынуждена оставить все в виде конспекта. Начинающие получат общее представление о дополнительных возможностях, а практикующим не нужно объяснять, каким образом подобные сочетания можно ввести в практику, ибо в любом случае они переработают их по-своему. Относить же себя к «начинающим» или «практикующим» каждому придется самостоятельно, равно как и на данный интенсив инструктор не производил никакого «отбора» — люди решали сами, подвергать ли себя подобному воздействию.

1. Уджайи-пранаяма на счет 4:4:6:2 со сменой положения рук: сначала ладони перед грудью, затем ладони на плечах со стороны спины.

2. Бхастрика-пранаяма с интенсивным движением руками вверх-вниз — три длительных цикла.

3. Повторение «Аум» длительное время.

4. Медитация на «Со-хам», где «Со» мысленно произносится на вдохе, а «Хам» — на выдохе. Ритм дыхания периодически меняется с быстрого на медленный и обратно.

После длительной гипервентиляции возможны неконтролируемые эмоциональные выбросы, как во время сеансов холотропного дыхания. Это дополнительная причина, по которой начинающим не следует пытаться практиковать данный курс самостоятельно, а находиться под присмотром инструктора. Данное описание предназначено только для тех, кто владеет всеми названными техниками по отдельности настолько, что они уже не представляют для него сложности в совокупности, и ему достаточно увидеть название, чтобы самостоятельно воспроизвести все тонкости выполнения в рамках любой подобной практики. После проведения вечером пранаямы в завершение курса асан, на следующий день Панкадж отменил занятия и организовал для всей группы поездку в гималайскую пещеру, расположенную на самом берегу святой Ганги, для длительной медитации.

Йоги Сандип

Йоги Сандип — ученик Свами Кутти Кришны, с которым некоторые знакомы по фотографиям, представленным в книге его учителя Свами Шивананды «Наука пранаямы». Таким образом, Сандип принадлежит к прославленной традиции, и он вполне мог бы ограничиться тем, чтобы стать ее продолжателем. Однако его интерес к йоге оказался «всеобъемлющим», поэтому он изучил также кундалини-йогу, мантра-йогу, крийя-йогу, аштанга-йогу и другие стили. Сейчас он преподает йогу в Лакшман Джхула — небольшом поселке выше по течению Ганги от Ришикеша — в Саи-Центре хатха-йоги и медитации, рассчитанном на 15 человек. Как видно из названия центра, сам Сандип является преданным Шри Сатья Саи, а в зале для занятий йогой висит портрет Шри Ширди Саи — его предыдущего воплощения.

Йоги Сандип интересен как тип преподавателя, склонного к смешению стилей в «свободном потоке». Ежедневно он дает новую серию асан, следуя ситуации и внутреннему чувству. Это бесконечная импровизация, в которой асаны сменяют друг друга самым неожиданным для ученика образом, и он никогда не может «привыкнуть» к последовательности. Данный стиль характерен для тех русских инструкторов, которые не имели возможности приобщиться к традиции, а узнавали понемногу из самых разных источников. Однако позиция Сандипа — не вынужденная, а вполне сознательная. Сейчас он пишет книгу, стремясь выразить свой подход к практике (именно по этой причине он не позволил мне фотографировать).

Сандип — один из немногих в Ришикеше, кто проводит занятия отдельно для начинающих, практикующих и продвинутых учеников. Как правило, учителя «специализируются» на начинающих, поскольку уровень западных паломников в среднем невысок, а иногда объявляют «интенсивы». Ежедневная программа в центре Сандипа, где все классы ведет он сам, начинается в 8 утра с классов для начинающих, затем в 10 утра проходят занятия с продвинутыми (если таковые имеются), после обеда проводится лекции, а в 4 вечера — класс для практикующих среднего уровня. Каждое занятие длится полтора часа.

Я приведу здесь только два примера последовательностей — для начинающих и практикующих. Важно помнить, что это именно примеры импровизаций, а не сбалансированные комплексы для ежедневного повторения. Вы можете их испробовать на себе, если вы вообще склонны часто менять последовательности, компенсируя недостатки предыдущей в последующей. В таком случае акцентирование тех или иных асан не может «накопиться» и привести к перекосу в воздействии на тело в целом. Тогда вы можете просто найти что-то новое для себя в энергетических «настройках» Сандипа. Если же вам необходим «основной» комплекс для ежедневного повторения, то применять в этом качестве нижеследующие два настоятельно не рекомендуется.

Практика начинается с повторения «Аум» трижды. К общим моментам, характерным для индивидуального стиля Сандипа в целом, относится прежде всего частое произнесение в процессе занятий «настраивающих» фраз, поддерживающих медитативное состояние. Рефрен практики составляют внушения «Сосредоточьте сознание» и «Наблюдайте за дыханием». К объектам концентрации относятся и потоки энергии, на которые Сандип также периодически обращает внимание практикующих. Также для углубления восприятия он использует прием повтора асаны дважды или даже трижды. Кроме того, своеобразным авторским нововведением выглядит постановка комплекса Сурья-намаскар в середину практики, что будет отмечено в соответствующем месте. Вообще, нижеследующее описание представляет собой практически стенограмму комментариев Сандипа, к которой добавлены объяснения производимых телодвижений.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.