Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА





II ПОЛОВИНЫ XVII1 ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.

В 1654 г. Украина, кроме Галиции, Волыни, Буковины и Закарпатья, вошла в состав Российского государства. Часть украинских земель продолжала оставаться под властью Польши. Подолия некоторое время (1672 – 1699) была под властью Турции, а потом снова перешла к Польше.

На Переяславской раде Украина была присоединена к России как автономная казацкая республика, управляемая выборным гетманом и старшиной. В таких исторических условиях второй половины XVII – первой половины XVIII вв. получила дальнейшее развитие украинская культура.

В этот период, после присоединения Украины к России примерно до середины XVIII в., Киево-Могилянский коллегиум (с 1701 г. – академия) оставался образовательным центром Руси. Здесь учились не только украинцы, но и белорусы (С. Полоцкий), русские (К. Истомин, В. Зотов), молдаване, румыны и представители других народов. По его образцу были организованы коллегиумы в Переяславле, Харькове, Чернигове, а также Московская Заиконоспасская школа, впоследствии переименованная в Славяно-греко-латинскую академию. Многие выпускники Киево-Могилянского коллегиума стали не только украинскими, но и белорусскими, русскими видными культурными деятелями, писателями. Это Е. Славинецкий, А. Сатановский, С. Полоцкий, С. Яворский, Ф. Прокопович и др.

 

Литература и театр

В украинской литературе второй половины XVII – первой половины XVIII вв. следует отметить, кроме расцвета школьного стихотворства и драматургии, дальнейшее развитие прозы: проповеднической, полемической литературы и особенно – светского летописания.

Проповедническая литература развивала традиции ораторской прозы. Но стиль этой литературы был новым, использовавшим достижения европейской литературы, – барокко[283], для которого были характерны изысканность, чрезмерная словесная орнаментация, языковая сложность, сочетание христианской символики с образами античной мифологии.

Наиболее известными украинскими проповедниками-ораторами второй половины XVII – начала XVIII вв. были И. Галятовский, А. Радивиловский, Л. Баранович, Д. Туптало (Ростовский), С. Яворский и Ф. Прокопович. Все они имели одну общую основу – " киевскую школу " ораторского искусства, присущую Киево-Могилянскому коллегиуму, но каждый из них имел свою индивидуальную манеру. Лучшие произведения проповеднической украинской литературы: "Ключ разумения" Галятовского, "Меч духовный" и "Трубы словес проповедных" Барановича, "Венец Христов" Радивиловского.

Интенсивно развивается в этот период легендарно-житийная и полемическая литература. Мастером полемической литературы был Михаил Андрелла (Оросвиговский) (1637 – 1710), он поднялся до уровня И. Вышенского, вступая в полемику с римско-католической церковью. Свои мысли Андрелла излагал живым языком, образно и доступно, что способствовало его популярности в Закарпатье.

В украинской прозе второй половины XVII – первой половины XVIII вв. значительное место занимают светские летописи, в которых нашел отражение интерес к истории родины. В 70-е годы XVII века появляются исторические обзоры: " Кройника " игумена Киево-Михайловского монастыря Ф. Сафоновича, " Синопсис " (обзор), приписываемый архимандриту Киево-Печорской лавры И. Гизелю. Затем эту линию продолжают казацкие летописи, возникающие с конца XVII до середины XVIII вв.

На основе "казацких летописей" были созданы новые исторические обзоры, наиболее интересный – " Краткое описание Малороссии " (1734).

В литературе Украины XVII – XVIII в.в. развивается и достигает своего расцвета школьное стихотворство и драматургия. Литературное направление, в рамках которого идет это развитие, называют школьным классицизмом. Его стилистические нормы регламентировались тогдашними школьными пиитиками – средневековыми курсами теории литературы.

В поэзии развивается также жанр исторической и духовной лирики. Основной герой исторической поэзии – Богдан Хмельницкий, его победы. К таким историческим стихотворениям примыкает " Дума казацкая " о битве под Берестечком в 1651 г. В исторических стихотворениях описываются события шведской интервенции и Полтавской победы 1709 г. (" Эпиникион " – песня победы Ф. Прокоповича), сражения русско-казацких войск с турками и татарами (" За могилою Рябою " Ф. Прокоповича), Хотинская битва 1739 г. и другие.

Духовная лирика возникает на основе более ранних церковно-религиозных виршей. Наиболее известными были рождественские драмы: "Комедия на день рождества Христова" (1702), приписываемая Д. Туптало: "Действие на рождество Христово" М. Довгалевского.

Нередко школьные драмы используют аллегорические[284] образы: терпение, отрада и т.п., высказывающие различные советы и поучения. В отдельных случаях драмы-моралите затрагивали вопросы современности, например, "Воскресение мертвых" Конисского.

К школьной драматургии относится историческая пьеса " Владимир " Феофана Прокоповича и " Милость божия " неизвестного автора. Трагикомедия "Владимир" – первая украинская пьеса на историческую тематику.

Многие школьные драмы сопровождались интермедиями, которые разрабатывали в юмористическом или сатирическом плане бытовые или социальные темы современности. Писались они на простом разговорном языке. В интермедиях были заключены зерна будущих социально-бытовых комедий И. Котляревского, Г. Квитка-Основьяненко и других

С течением времени интермедии приобрели самостоятельный характер, часто разыгрывались отдельно от школьных драм. Нередко их исполняли странствующие дьяки, которые способствовали сближению школьной драмы с вертепом.

Вертеп – украинская форма кукольного театра, возникшего во второй половине XVII века; он проник и в Россию, объединив школьную драматургию с народным театром.

 

 

Изобразительное искусство

В живописи этого периода ведущее место занимает икона, в создании которой наблюдается взаимодействие народного и профессионального искусства. Испытывая в XIV – XV вв. влияние то балканской, то русской школ иконописи, украинская икона, начиная с XVI в., отличается элементами национальной специфики: орнаментированные резьбой или тиснением золотые фоны, изображение народных вышивок на костюмах, детали, наблюденные в окружающей действительности, типы лиц, элементы пейзажа. В первой половине XVII в. художники начинают испытывать влияние западноевропейской, преимущественно голландской, гравюры.

Лица Богоматери, Архангела Михаила и других святых в иконах XVII – XVIII столетий отличаются утонченной красотой, мягкостью выражения и неповторимостью индивидуаль­ной характеристики. Художники воплощали в них свое представление о красоте, сложившееся под влиянием окружающей действительности.

Во второй половые XVII – первой половине XVIII вв. Львовщина выдвигает крупных живописцев, в творчестве которых реализовалось своеобразие нескольких живописных школ: Илью Бродлаковича, Ивана Рутковича, Иова Кондзелевича, отличавшихся как мироощущением, так и манерой письма.

В то же время и в других городах творят художники, не уступавшие киевским: Иосиф Иванович из Лубен, Василий Реклинский и мастер Самуил с Полтавщины, семья Боровиков из Миргорода.

В XVI – XVII столетиях на Украине широкое распространение получает портретный жанр. Появляется особый тип портрета, который в России назывался парсуной. Его отличали яркая декоративность, плоскостность изображения, застылость поз, протокольная точность воспроизведения индивидуальных черт лица.

Реалистические черты проявлялись в " ктиторских " портретах XVIII в.: они отличались от икон некоторыми деталями – отсутствием нимбов около головы и т.п. Такие портреты создавались в полный рост или полуфигурные.

Выдающимся художником был И. Паевский, его можно поставить в ряд с крупнейшими современными ему западноевропейскими мастерами.

Уже в XVII в. гравюра[285] существовала в Киеве не только для оформления книг, а имела и самостоятельное значение. Вначале это были иконы, выполненные на бумаге или шелке, покрывала для алтарных престолов.

На конец XVII – начало XVIII в. приходится наивысший расцвет древнего украинского граверства, когда оно вступает в период классики, выдвигая плеяду мастеров мирового значения. Первым из этих классиков украинской гравюры может быть назван А. Тарасович. Он и его брат Леонтий овладели техникой гравюры на меди, которая дает возможность создания тонких и разнообразных эффектов светотени, мягких переходов одного тона в другой, обработки деталей.

Темы работ Л. Тарасовича – разнообразны: религиозные композиции, батальные сцены, аллегорические картины, портрет. В 1702 г. Л. Тарасович выполнил гравюру в честь победы над турецкими войсками при взятии Азова и Кизикермена.

Мастером гравюры был также Инокентий Щирский.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.