Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Архитектура, изобразительное искусство





В XIX веке на Украине оживилось градостроительство. В архитектуре утверждается классицизм. Примером может служить ряд сооружений в Киеве, Одессе и других городах. Так, в Одессе по проекту архитектора Тома де Томона в античном стиле было построено здание театра. Памятником архитектуры стали знаменитая Потемкинская лестница и Воронцовский дворец (проекты Ф.К. Буффало).

В тесной связи с архитектурой развивалась и скульптура, основываясь на достижениях народной резьбы по дереву, искусства малой пластики и т.д. В честь великих исторических событий были созданы скульптурные памятники, среди них – " Самсон раздирает пасть льву " (Киев, 1809) в честь Полтавской битвы, монумент Славы в Полтаве (1805 – 1811) и др. В стиле классицизма создан бронзовый памятник князю Киевской Руси Владимиру (Киев, 1853). Его авторы – В.И. Демут-Малиновский, П.К. Клодт, архитектор К.А. Тон.

В первой половине XIX века интенсивно развивается живопись и графика. В живописи особенно плодотворным было обращение к жанрам портрета, пейзажа, жанровой бытовой и исторической картины.

Значительный вклад в развитие живописи в Украине внесли такие замечательные художники, как А. Антропов, В. Тропинин и другие. С Украиной было связано раннее творчество В.Л. Боровиковского, родившегося в Миргороде.

В своих портретах Левицкий и Боровиковский утверждали высокий гуманистический идеал, что оказало определяющее влияние на развитие отечественной живописи. Именно на рубеже XVIII ­ XIX вв. начинается новый процесс – укрепление реалистических тенденций в развитии портретной живописи в украинском искусстве.

Эпохой в развитии украинского изобразительного искусства стало творчество Т.Г. Шевченко. Ранее уже шла речь о развитии его дарования графика и живописца. Особый интерес представляют его живописные и графические портреты, в которых он прокладывал путь реалистическому искусству, правдивому и непредвзятому изображению действительности.

Свой вклад в этот процесс внесли художники К.С. Павлов (картина "Бондарь" 1838 г.), А.Н. Мокрицкий, товарищ Шевченко, ученик К. Брюллова и А. Венецианова. Мокрицким создана галерея портретов писателей: Н.В. Гоголя, Е.П. Гребенки и др. В области портретной живописи работал друг и земляк Шевченко – И.М. Сошенко; серию портретов украинских общественных деятелей написал Г.А. Васько.

В первой половине XIX в. на Украине интенсивно развиваются художественные промыслы. Значительное распространение приобретают произведения народной живописи. В них изображаются сцены из жизни и быта украинского народа: "Сидит казак над вербой", "Казак-бандурист", "Казак-запорожец" и другие

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В этот период активно развиваются различные отрасли науки, в том числе языковедение, литературоведение. Большое значение для филологической науки имели труды профессора Харьковского университета А.А. Потебни (1835 – 1891), который разрабатывал вопросы общего языковедения, грамматики русского и украинского языков, проблемы исторического синтаксиса, диалектологии.

 

Литература

Период второй половины XIX века в украинской литературе – это время торжества реализма и таких жанров, как повесть, роман, драма, лиро-эпическая поэма. Борьба за тра­диции Шевченко явилась борьбой за глубину, народность, выражение в искусстве национального самосознания народа. В 1861 г. в Петербурге начинает выходить журнал " Основа ", просуществовавший два года, вокруг него объединились украинские писатели. На украинском языке здесь публиковались произведения Т.Г. Шевченко, Марко Вовчок, А. Стороженко, Л. Глебова, П. Кулиша, Н. Костомарова, С. Руданского и др., помещались литературоведческие и публицистические статьи.

Проза этого периода обогащается социально-бытовыми, психологическими повестями и романами (Марко Вовчок, А. Свидницкий, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Франко), драматургия – социальной драмой и комедией (М. Кропивницкий, М. Старицкий, Карпенко-Карый), поэзия – социально-бытовой, философской поэмой (П. Грабовский, Б. Гринченко, И. Франко), достигает расцвета басня и юмореска (Л. Глебов, С. Руданский),

Наряду с реализмом, изображающим жизнь в формах самой жизни, в ее типических проявлениях, находит свое воплощение и романтизм, питающийся мечтами и чаяниями народа. В 60-е годы существовали так называемые " громады ", где объединялись писатели, представители искусства. Велика их роль в развитии фольклористики, сборе и публикации фольклорно-этнографических материалов. Особую роль в этом процессе сыграл М. Драгоманов, публицист, историк, фольклорист, издавший сборники "Малорусские народные предания и рассказы" (1876), два тома.

Самобытными путями шла украинская драматургия в тесной связи с театром. Украинские писатели-драматурги были одновременно и артистами, и режиссерами. Национальный театр поднимал свой голос в борьбе за отечественную культуру. Писатели-драматурги вместе с блестящими артистами – Кропивницким, Заньковецкой, Саксаганским, Садовским – боролись за реализм, высокую художественность театрального искусства.

Во второй половине XIX века усиливаются процессы демократизации литературы, шире отражается жизнь народа. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Марко Вовчок (Мария Александровна Вилинская, 1833 – 1907 ).

Изучение народного быта, сбор фольклорного материала нашли отражение уже в первом ее сборнике – "Народные рассказы" (1857). Эти произведения были переведены на русский язык И.С. Тургеневым в 1859 г. Писала она и на русском языке – "Рассказы из народного русского быта".

Своей деятельностью Марко Вовчок способствовала развитию межнациональных культурных связей. Благодаря высокому гуманизму, глубине чувств, яркости и богатству народной речи Марко Вовчок внесла значительный вклад в развитие украинской прозы.

В 50-е – 60-е годы XIX в. в украинской литературе активно развивается жанр сатирической басни, мастером которой явился Леонид Иванович Глебов (1827 – 1893). Им написано свыше ста басен: "Волк и ягненок", "Щука", "Совет мышей", "Медведь-пасечник" и др. В них раскрыты социальные конфликты эпохи. Значительный вклад в украинскую поэзию внес Степан Васильевич Руданский (1834 – 1873).

Жизнь поэта была недолгой: больной туберкулезом, он прожил последние годы в Ялте, где практиковал как врач (Руданский окончил Петербургскую медико-хирургическую академию) и занимался литературной деятельностью. Там, в Ялте, он и похоронен, одна из улиц названа именем Руданского, мемориальной доской отмечен дом, где он жил и работал.

Талант Руданского был многогранен. Он писал романтические баллады, лирические стихотворения "К дубу", "Гей, быки", "Над колыбелью" и другие, юмористические произведения, где поэт раскрыл национальный характер юмора, свойственного украинскому народу: "Пан и Иван в дороге", "Заседатель", "Хорошо торговалось" и другие.

В 70-е – 80-е гг. в украинскую литературу вступает видный писатель-реалист Иван Семенович Нечуй-Левицкий (1838 – 1918).

Широкую популярность приобрела драма Нечуй-Левицкого " Маруся Богуславка ", изображающая события XVI в. – борьбу за освобождение украинцев, томящихся в турецкой неволе. Левицкому принадлежит историческая драма "В дыму и пламени", посвященная теме освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого. В произведениях Нечуй-Левицкого воссозданы яркие народные характеры, черты украинской национальной жизни.

Традиции реалистической прозы получили дальнейшее развитие в творчестве Панаса Мирного (1849 – 1920).

Писатель-реалист, Панас Мирный ставил в своих произведениях животрепещущие проблемы времени. Одна из них - тема "пропащей силы", трагедии сильной, волевой личности, гибнущей в условиях противоречивой действительности. Особенно глубоко эта проблема раскрыта в романе "Разве ревут волы, если ясли полны?". Другое название романа – " Пропащая сила ".

На протяжении нескольких десятилетий работал Панас Мирный над романом " Гулящая ". Произведения Панаса Мирного отличаются глубиной психологического анализа, художественным мастерством.

Иван Яковлевич Франко (1856 – 1916). Неутомимый общественный деятель, Франко оставил богатое наследие в поэзии, прозе, драматургии, публицистике, теории литературы, критике, истории, фольклористике, этно­графии. Значительна деятельность Франко и как переводчика на украинский язык произведений мировой литературы.

При жизни Франко вышло несколько сборников его произведений. Первый имел название " Вершины и низины ", тут поэт обосновывал гражданскую направленность своего творчества, во многом перекликаясь с основными направлениями поэзии Шевченко. Франко явил себя мастером пейзажной и интимной лирики в произведениях, включенных в сборник " Увядшие листья " (1896, 1910). Своеобразное место в поэтическом наследии Франко занимает сборник " Мой измарагд " (1898) и другие.

И. Франко обратился к жанру поэмы и достиг здесь выдающихся успехов. В душевной драме героев поэм " Иван Вышенский ", " Похороны ", " Моисей " автор сумел передать силу патриотического чувства, идеи стойкости и непреклонности в борьбе за судьбу народа. И в прозе И. Франко пишет на исторические темы. Такова повесть " Захар Беркут ", где создан романтизированный образ героя из народа эпохи героической борьбы против татарского нашествия.

Наиболее ярким прозаическим произведением И. Франко является повесть " Борислав смеется ", посвященная жизни рабочих Галиции. Писатель создал различные характеры, особенно выразительны образы непримиримых бунтарей братьев Басарабов.

Свое слово сказал И. Франко и в драматургии, где также обратился к различным жанрам (драме, комедии, сказке и т.д.). Вершиной его драматургии является социально-психологическая драма " Украденное счастье ", сюжет которой построен на мотивах народного творчества.

Определяя значение творчества И. Франко, О. Гончар сказал: "Никак не будет преувеличением сказать, что Шевченко и Франко – это на самом деле те два могучие крыла, которые вынесли украинское слово, украинскую культуру на мировое пространство[286].

 

Драматургия и театр

Развитие драматургии во второй половине XIX века неотделимо от становления украинского национального театра. Свою литературную деятельность украинские драматурги сочетали с организацией театральных трупп, были актерами и режиссерами.

Марк Лукич Кропивницкий (1840 – 1910): "Дай сердцу волю, заведет в неволю", "Мироед, или паук" (1882).

Михаил Петрович Старицкий (1840 – 1904): "Ой, не ходи, Грицю, да на вечерницы", "В темноте" (1892), "Богдан Хмельницкий" (Год), "Маруся Богуславка" (Год), "Оборона Буши" (Год).

Выдающимся украинским драматургом явился И. Карпенко-Карый (1845 – 1907):"Батрачка" (1885), "Несчастная" (1884 – 1885), "Савва Чалый" (1896), "Хозяин" (1900).

Музыка

Вторая половина XIX века – важнейший период в развитии украинской музыки. В это время широко распространяется музыкальное образование, создаются музыкальные школы, оживляется концертная жизнь. В этот период появляются композиторы-профессионалы: С.С. Гулак-Артемовский, П.П. Сокальский, Н.В. Лысенко и другие.

С.С. Гулак-Артемовский (1813 – 1873) раскрыл свое дарование как композитор и оперный певец. В своем творчестве он обратился к темам народной жизни. Им была создана первая украинская опера – " Запорожец за Дунаем ", входящая в репертуар музыкальных театров в наши дни. Впервые эта опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Роль Ивана Карася исполнял сам автор.

Наибольшего взлета украинская музыка в XIX веке достигла в творчестве Н.В. Лысенко (1842 – 1912), великого украинского композитора, пианиста, дирижера и педагога. Работая над песенным репертуаром, композитор обратился к народному творчеству, к украинскому песенному фольклору. Им выпущены сборники, в которые вошли 600 песен. Н.В. Лысенко создал цикл произведений "Музыка к "Кобзарю" Шевченко". В 70-е – 90-е гг. он пишет ряд опер на гоголевские сюжеты: "Рождественская ночь", "Утопленница", опера " Тарас Бульба " – наивысшее достижение творчества выдающегося композитора. Эта опера написана в традициях М.И. Глинки, проникнута народным духом. В ее музыке автор широко использовал украинское народное творчество. Н. Лысенко принадлежит также музыка к пьесе И.П. Котляревского "Наталка-Полтавка".

Значительно, что в этот период украинская тематика входит в творчество выдающихся русских композиторов. Так, П.И. Чайковский, подолгу живший на Украине, написал оперы " Мазепа " и " Черевички ", М.П. Мусогорский – оперу " Сорочинская ярмарка ", где использованы народные мелодии. Сюжеты повестей Гоголя " Майская ночь " и " Ночь перед Рождеством " легли в основу одноименных опер Н.А. Римского-Корсакова. К украинской тематике обращались А.Н. Серов, А.Г. Рубинштейн и другие композиторы.

Изобразительное искусство

Ведущей темой украинского изобразительного искусства второй половины XIX века стала жизнь народа, красота родной природы.

В 1890 г. в Одессе возникло Товарищество южнорусских художников, выставки которого пропагандировали реалистическое искусство. Невозможно не увидеть здесь прямой связи с деятельностью русских художников-передвижников.

В украинской реалистической живописи этого периода особое развитие получил бытовой жанр, связанный с творчеством последователей Т.Г. Шевченко– Л.М. Жемчужникова, И.И. Соколова, К.А. Трутовского.

Выдающиеся украинские художники этого периода: Л.М. Жумчужников (1828 – 1912) – «Кобзарь на шляху» (1854), офорты к альбому «Живописная Украина» (1861 – 1862).

К.А. Трутовский (1826 – 1893) – картины на народную тему: «Лирник в крестьянской хате», «Свадебный выкуп» и другие. Тяжесть крестьянской жизни изображена в картине «Больной» (1883).

И.И. Соколов (1823 – 1910): «Погорельцы», «Калики перехожие», «Проводы рекрутов».

К.К. Костанди (1852 – 1921) – «В люди» (1885), «Ранняя весна» (1890) и другие.

Н. К. Пимоненко (1862-1912): «Жница», «Возле реки» и другие.

С.И. Светославский, В.Д. Орловский, И. Труш и другие художники создали жанровые картины, портреты деятелей украинской культуры.

К передвижническому движению примыкали: И.П. Похитонов, П.А. Левченко, Т. Копыстинский, И. Труш и другие.

Украинская тема во второй половине XIX века плодотворно развивается и в творчестве русских художников: Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского, Н.А. Касаткина, заметное место украинская тема заняла в творчестве И.Е. Репина (" Вечерницы ", " Запорожцы пишут письмо турецкому султану ").

 

Графика

В области станковой графики работали почти все украинские художники: И.И. Соколов, К.А. Трутовский, Д.И. Бесперечный, Н.И. Мурашко, П.Д. Мартынович и другие. Особенно много графических рисунков оставил К.А. Трутовский, его работы публиковались во многих отечественных журналах. В технике автолитографии Н.И. Мурашко выполнил портрет Т.Г. Шевченко. Галерею портретов украинских кобзарей создал А.Г. Сластион, им опубликован альбом литографий «Древность украинская и запорожская».

Во второй половине XIX века продолжает развиваться книжная и журнальная графика, издаются иллюстрированные юмористические и сатирические журналы.

Скульптура

Реалистическое направление во второй половине XIX века утверждается и в скульптуре. Л.В. Позен (1849 – 1921).– "Шинкарь", "Кобзарь", "Переселенцы", "Пахота в Малороссии" и другие. Внимание скульптора привлекла и историческая тематика. Он создает скульптурные работы "Скиф", "Запорожец в разведке" и другие.

В жанре портрета работал скульпторП.П. Забила (1830 – 1947): мраморный портрет Т.Г. Шевченко, исполненный для музея в Чернигове.

Скульпторы Украины пробовали свои силы и в монументальной скульптуре.

Таким образом, в течение второй половины XIX века художественная культура Украины сделала значительный шаг вперед. Сформировалась национальная литература, реалистическая школа живописи, графики, скульптуры; были созданы замечательные произведения национальной музыки, украинский профессиональный театр. Украинская художественная культуры XIX в. внесла значительный вклад в развитие мировой культуры.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.