Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Технология общения учителей с родителями, находящимися в группе риска развития кризисов в ходе взаимоотношений «родитель-ребенок-учитель»





Приложение 3

(по Мероприятию 6)

Технология общения учителей с родителями, находящимися в группе риска развития кризисов в ходе взаимоотношений «родитель-ребенок-учитель»

Методическое сопровождение педагогических советов и родительских собраний с целью информирования педагогов и родителей об особенностях детско-родительских отношений

Оглавление

Глава 1. Технология общения учителей с родителями, находящимися в группе риска развития кризисов в ходе взаимоотношений «родитель-ребенок-учитель». 3

1.1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося. 3

1.2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя. 5

1.3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей. 8

1.4. Психологические основы проведения родительского собрания. 9

1.5. Основные условия грамотного общения педагог – родитель. 14

Глава 2. Приемы взаимодействия педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. 16

2.1. Основа взаимоотношений с данной группой родителей. 16

2.2. Как организовать обучение ребенка?. 18

2.3. Консультирование родителей детей с ОВЗ. 23

Глава 3. Как общаться педагогу с родителями трудных подростков. 33

3.1. Беседа с родителями трудных подростков. 33

3.2. Как понять, почему дети становятся трудными?. 35

3.3. Что делать, чтобы ребёнок не стал трудным?. 36

Глава 4. Методические рекомендации по проведению родительских собраний: психологические приемы эффективного взаимодействия в системе «учитель-родитель». 40

4.1. Условия эффективности родительского собрания. 40

4.2. Виды родительских собраний. 41

4.4. Методика проведения родительских собраний. 43

4.4.1. Приемы знакомства учителя и родителей на собрании. 44



4.4.2. Приемы начала родительских собраний. 47

4.4.3. Приемы проведения родительского собрания. 49

4.4.4. Игры и игровые ситуации на родительских собраниях. 58

4.4.5. Приемы завершения родительских собраний. 62

Глава 5. Общение педагога с родителями из неблагополучных семей. 66

5.1. Общие критерии неблагополучия семьи. 66

5.2. Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей. 71

5.3. Методы работы с неблагополучными семьями. 74

Список литературы.. 78

 

Глава 1. Технология общения учителей с родителями, находящимися в группе риска развития кризисов в ходе взаимоотношений «родитель-ребенок-учитель»

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.

Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.

Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.

Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Индивидуальное общение.

При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:

1) цель;

2) содержание беседы;

3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Может быть два варианта такого общения:

1) по инициативе учителя;

2) по инициативе родителей.

Психологические основы проведения родительского собрания

Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей. Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают применение различных методов.

Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.

Начало разговора.

Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.

Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.

Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?

Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.

Ни в коем случае не за столом!Это такое коварное место – учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.

Если класс большой, придется стоять. Опять-таки – рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей.

Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев.

При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотнесите голос с размерами помещения.

Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:

– повторение последних слов,

– модулирование акцентов при помощи голоса.

Следите за паузами: они должны быть!

Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а с взрослыми людьми. Они умеют думать. А думать лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.

При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.

Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и многое другое, что вам хорошо известно.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.

Четко определите тему и придерживайтесь ее.

И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.

Общение, важная составляющая жизни каждого человека. Общение – одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо, как пища. В жизни множество примеров того, что малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически. Он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Эти примеры подтверждают слова Людвига Берне “Без многого может обходиться человек, но только не без человека”. Человек – существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья – словом, вся его жизнь.

На вопрос: “Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?” 62% учащихся ответили: радость общения и взаимопонимания. А при изучении мотивации учебной деятельности среди учащихся 7-8 классов было установлено, что дети ходят в школу в первую очередь общаться, только потом учиться.

Почему сегодня мы говорим - дети, родители, учителя? Потому что все мы являемся участниками образовательного процесса. И качество нашего общения влияет на качество обучения и благоприятную обстановку в школе, имидж школы. И наши взаимоотношения я бы выразила в следующей схеме (рис.2):

“Счастье – когда тебя понимают”. Ведь одна из целей общения – быть понятым и понимать другого человека, и сегодня мы постараемся выявить причины, которые мешают нам общаться, и обогатим свой опыт некоторыми приёмами и способами гармоничного общения. Условия, необходимые для гармоничного общения - доверие, открытость, умение прощать, мудрость, взаимопонимание, умение слышать и слушать другого человек. Качества учителя необходимые для успешного общения с учениками - толерантность, доброта, честность, терпимость, бесконфликтность. Качества личности, мешающие успешному общению -нетерпимость, раздражительность, невоспитанность, несдержанность, вспыльчивость, конфликтность, лживость.

Хотя все мы знаем правила гармоничного общения, бывают и конфликты, и разногласия.

Гармония в семье – это огромный труд и знания. Общение школьных и домашних воспитателей – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта и знаний, которые учитель и родители предлагают друг другу. Общение учителя и родителя выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами подхода к детям.

Кресло идентичности

Итак, как же говорить с родителями ребенка о его проблемах? Удачной моделью становится «кресло идентичности» исследователя Дж. Лэйка, который применил эту модель в работе с детьми и родителями, пережившими утрату. Основу личности человека предложено понимать как кресло, которое имеет спинку и подлокотники (поддержку), сиденье (основу) и 4 ножки (которые придают устойчивость спинке и сиденью). Консультант может начать рисовать модель перед родителями, начав с сиденья. Сиденье - это идентичность, которая может обновляться, включать все новые и новые качества, в зависимости от того, в какую ситуацию попадает человек – должен ли он вырабатывать к себе отношение как ученику, специалисту, члену семьи и т.д. Первая ножка кресла – это базовое доверие, формирование привязанности, основанной на уверенности в любви близких людей и открытости в отношениях. Вторая ножка кресла – автономия, способность действовать независимо. Третья – инициатива, готовность быть активным в выстраивании отношений, решении проблем. Последняя – оснащенность человека ресурсами. В качестве «подлокотников» кресла рассматриваются связь между поколениями, готовность участвовать в строительстве идентичности человека другого поколения, и интеграция своего прошлого опыта и надежд на будущее в настоящее. Спинка кресла – это интимность, т.е. предельная открытость другому и готовность принять его открытость.

Психолого- педагогическое сопровождение семей детей с собыми образовательными потребностями, определено следующими видами деятельности педагога-психолога:

· Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

· Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению

· Круглый стол для родителей:

ü «Как взаимодействовать с тревожными детьми»

ü «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»

· Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

· Индивидуальные консультации для родителей особых детей по:

ü обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.

ü повышению самооценки детей.

· Групповая консультация для родителей детей-инвалидов:

ü «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».

ü «Упрямый ребенок»

ü «Организация летнего отдыха»

· Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»

· Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

· Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.

План работы социального педагога по оказанию помощи семьям в социальных вопросах:

· Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.

· Социально – педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).

· Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.

· Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.

· Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.

· Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

· Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, уклоняющихся от исполнения обязанности по воспитанию, обучению детей

· Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе.

· Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей –инвалидовна темы:

ü «Профилактика жестокого обращения с детьми»

ü «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка – инвалида».

ü «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».

ü «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».

ü «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»

ü «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»

ü «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».

· Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей-инвалидов достигших 16-летнего возраста.

· Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.

· Организация экскурсии для родителей детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе, в ПУ с целью профориентации и определения дальнейшего места их обучения в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.

· Анкетирование родителей на тему: «Занятость детей-инвалидов в летнее время»

· Беседа с родителями, составление катамнеза выпускников - детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.

· Если ребенок с особыми образовательными нуждами, обучающийся в инклюзивной школе, испытывает сложности в овладении процессами чтения и письма, речевым общением в целом, родители могут получить квалифицированную помощь учителя – логопеда. Взаимодействие и оказание логопедической помощи семьямосуществляется через следующие виды деятельности:

· Диагностика устной и письменной речи учащихся на начало учебного года. Информирование родителей о результатах диагностики.

· Консультирование родителей. Темы консультаций:

· Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

· Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.

· Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

· Леворукий ребенок в школе

· Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи

· Как организовать логопедические занятия дома

· Закрепление произношения звуков в повседневной речи.

· Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки

· Упражнения для формирования навыков письменной речи

· Формирование связной речи.

· Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков

· Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности на конец учебного года.

· Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.

· Оказание консультативных услуг родителям

При имеющихся у ребенка нарушениях пространственной ориентировки, мелкой моторики, мыслительной деятельности, необходима помощь учителя-дефектолога. Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов по вопросам психологической поддержки и социальной адаптации их детей выражено в плане работы учителя-дефектолога:

· Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.

· Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.

· Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений развития детей-инвалидов.

· Анкетирование родителей для корректировки индивидуального маршрута обучения ребенка.

· Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания

· Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.

· Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.

· Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей

· Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:

· Воспитание интереса к учению.

· Особенности формирования навыков чтения и письма.

· Развитие крупной и мелкой моторики детей.

· Соматическая ослабленность детей-инвалидов.

· Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам

Следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.

Виды родительских собраний

· Установочные или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы.

· Знакомящие с аналитическими материалами из жизни школы (об успеваемости, медосмотре, правонарушениях и др.) без фамилий детей и родителей.

· Консультативные, направленные на какое-то общеклассное дело и требующие совета, поддержки и одобрения родителей.

· Посвященные чрезвычайным ситуациям, требующим коллективного совета взрослых людей.

· Совместные с учениками и родителями, по отдельным принципиальным вопросам.

· Отчетные, которые показывают достижения детей в определенной области (художественной, технической, театральной и т.д.) или освещают длительный поход, экскурсию и т. д.

· Связанные с помощью отдельным семьям и детям.

· Информационно-просветительские, направленные на рассмотрение проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.

Первое собрание учебного года обычно проводится за неделю до начала занятий. Цель такого собрания – установить дружелюбные отношения между учителем и родителями.

Такое собрание обычно начинается со знакомства всех присутствующих. Родители детей первого класса часто приходят на такие собрания вдвоем. Это следует поощрять и поддерживать. Проведение родительских собраний является сложным и ответственным делом. Их подготовка и проведение требуют большой изобретательности педагогов и учета особенностей взрослой аудитории.

4.3. Подготовка к родительскому собранию

· Тщательно продумайте “сценарий” собрания.

· Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.

· Продумайте оформление классной комнаты, чтобы соответствовало проблеме, которую вы хотите обсудить с родителями.

· За несколько дней перед собранием желательно провести анкетирование родителей или детей, или тех и других вместе, чтобы посмотреть на проблему глазами детей и родителей.

· Можно использовать домашние или классные сочинения детей, выдержки из них послужат предметом для обсуждения. Предметом обсуждения может быть статья, книга, популярная телепередача, кинофильм.

· Подготовьте стенгазету, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса.

· Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все были на равных.

· Продумайте персональные приглашения каждому родителю на собрание (используйте всякий раз новые формы приглашений);

· Привлекайте к подготовке родительского собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.

Неполная семья

- Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей.- Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.- Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.- Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.- Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.- Проведение родительского лектория (на радио, телевидении и т. д.)- Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.- Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.- Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Список литературы

1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей – Изд-во: У-Фактория, 2004.

2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.:Апрель-Пресс, 2000

4. Бартол К. Психология криминального поведения. – Спб, 2004

5. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1995

6. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М., 2002

7. Бикеева А.С. Семья особого назначения или рецепты позитивного родительствования на каждый день. М., 2009

8. Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб., 2003

9. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1998

10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое сообщество России, 2003

11. Гинот Х.Г. Книга для родителей. Как преодолеть проблемы переходного возраста. М., 2004

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2006

13. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М., 2008

14. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей.- М.- СПб, 2008

15. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000

16. Жестокое обращение с детьми/ Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал и др. – М., 1993

17. Залунина Л.М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. СПб, 2004

18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986

19. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. СПб.: Речь, 2010

20. Землянская М. Решение семейных конфликтов. Психологический практикум. М.:ЭКСМО, 2003

21. Зинкевич-Евстегнеева Т., Фролов Д. Мало пользы от силы там, где нужна мудрость, или как научиться в ссоре не терять истину. СПБ.: Речь, 2010

22. Зыгмантович П. Тайны взаимоотношений или как любить долго и счастливо. СПб.: Речь, 2010

23. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006.

24. Клейберг Ю.А., Дружинин В.Н., Руденский Е.В. Психология девиантного поведения.- М., 2001

25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989

26. Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург, 2004

27. Кравцова М. Мой ребенок – подросток. Понять, принять, подружиться. – М.: ЭКСМО, 2008.

28. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях). Книга для семейного чтения. М., 2002

29. Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000.- С. 579-580

30. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье // Ж-л «Семейная психология и семейная терапия. – М., 1997.- С. 106-117

31. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей. СПб., 2007

32. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1994

33. Млодик И. Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему. М., 2009

34. Нартова – Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. 140 вопросов семейному психологу. М., 2002

35. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации/Под редакцией Н.М. Платоновой, Ю.П. Платонова. – Спб. : Речь, 2004

36. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: научно-методическое пособие / Под ред. Алексеевой Л.С.-М.,2000.

37. Наш проблемный подросток: понять и договориться/Под ред. А.А. Реана. СПб, 2004

38. Никитина О.А. Жестокое обращение с детьми. – Магнитогорск, 2000.

39. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003

40. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996

41. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006

42. Орлова Т.Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь. М., 2005

43. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2004

44. Осипова И.И. Профессиональное сопровождение семьи. М., 2009

45. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009

46. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М.: Прогресс, 1992

47. Петрова Е.А., Нестерова А.А. Суслова Т.Ф. технологии работы психолога с семьей, находящейся в социально опасном положении: Учебное пособие. – М.: РИЦ «АИМ», 2007.

48. Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания. М., 2003

49. Полякова И.Ю., Панова О.И., Меньшова А.Ю. Как сохранить любовь. Искусство взаимоотношений. СПб.: Речь, 2008

50. Полякова И.Ю., Панова О.И., Меньшова А.Ю.Искусство быть вместе: мужчина и женщина, искусство взаимоотношений. СПб.: Речь, 2008

51. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М.: Владос, 2003

52. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001

53. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993

54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004

55. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2004

56. Цымбал Е., Сафронова Т. Как защитить ребенка от насилия. – М., 1998.

57. Шарапановская Е. Социально-психологичсекая дезадаптация детей и подростков. – М.: Сфера, 2005.

58. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. – Спб. :Речь, 2003

59. Шипицына Л.М. Психология детского воровства. СПб.: Речь, 2007

60. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-пресс, 2000

61. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1985

62. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М.:Академия, 1996

63. Эйдемиллер Э.Г., В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. – Спб.:Питер, 1999

 

 

Приложение 3

(по Мероприятию 6)

Технология общения учителей с родителями, находящимися в группе риска развития кризисов в ходе взаимоотношений «родитель-ребенок-учитель»

Методическое сопровождение педагогических советов и родительских собраний с целью информирования педагогов и родителей об особенностях детско-родительских отношений

Оглавление

Глава 1. Технология общения учителей с родителями, находящимися в группе риска развития кризисов в ходе взаимоотношений «родитель-ребенок-учитель». 3

1.1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося. 3

1.2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя. 5

1.3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей. 8

1.4. Психологические основы проведения родительского собрания. 9

1.5. Основные условия грамотного общения педагог – родитель. 14

Глава 2. Приемы взаимодействия педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. 16

2.1. Основа взаимоотношений с данной группой родителей. 16

2.2. Как организовать обучение ребенка?. 18

2.3. Консультирование родителей детей с ОВЗ. 23

Глава 3. Как общаться педагогу с родителями трудных подростков. 33

3.1. Беседа с родителями трудных подростков. 33

3.2. Как понять, почему дети становятся трудными?. 35

3.3. Что делать, чтобы ребёнок не стал трудным?. 36

Глава 4. Методические рекомендации по проведению родительских собраний: психологические приемы эффективного взаимодействия в системе «учитель-родитель». 40

4.1. Условия эффективности родительского собрания. 40

4.2. Виды родительских собраний. 41

4.4. Методика проведения родительских собраний. 43

4.4.1. Приемы знакомства учителя и родителей на собрании. 44

4.4.2. Приемы начала родительских собраний. 47

4.4.3. Приемы проведения родительского собрания. 49

4.4.4. Игры и игровые ситуации на родительских собраниях. 58

4.4.5. Приемы завершения родительских собраний. 62

Глава 5. Общение педагога с родителями из неблагополучных семей. 66

5.1. Общие критерии неблагополучия семьи. 66

5.2. Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей. 71

5.3. Методы работы с неблагополучными семьями. 74

Список литературы.. 78

 

Глава 1. Технология общения учителей с родителями, находящимися в группе риска развития кризисов в ходе взаимоотношений «родитель-ребенок-учитель»









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.