Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нарушения чтения при поражении лобных долей мозга





Впредыдущих разделах мы описали четыре группы возможных форм алексии: алексия, возникающая на осно­ве нарушения оптического восприятия, алексии, возника­ющие в синдроме речевых расстройств, нарушение чте­ния, связанное с дефектами в системе движения глаз, и на­рушение чтения, протекающее в системе нарушения целе­направленной деятельности. В первых двух группах алек­сии по разным основаниям нарушается одно и то же звено в структуре чтения — звено, обеспечивающее звуко-буквенный анализ. Что же касается остальных звеньев — воз­никновение адекватных смысловых догадок, сличение возникающих гипотез с исходными данными (контроль), то они оказываются во всех этих формах алексии не только сохранными, но опора на них является одним из возмож­ных путей восстановления чтения. Относительно сохран­ным может остаться и уровень понимания, который также может оказать положительное влияние на восстановление чтения. Исследование уровня понимания показало также значительную положительную роль контекста в восста­новлении аналитического чтения.

Несколько иначе обстоит дело с нарушением чтения, возникающим при акустико-мнестической афазии. В этом случае чтение нарушается из-за дефектов в звене, обеспе­чивающем объем восприятия и удержание объема вербаль­ного материала. Это приводит преимущественно к нару­шению уровня понимания при чтении, но не сенсомоторного уровня, обеспечивающего «технику» чтения. Однако сохранные звенья — звуко-буквенный анализ, догадки, контроль, ориентировочная деятельность, мотивация — оказывают положительное компенсаторное влияние на понимание читаемого.

Большой интерес представляет еще одна форма алек­сии, при которой уровень понимания при чтении также может оказаться нарушенным. Эта форма алексии, как мы писали выше, возникает при поражении лобных долей мозга. Однако причиной этого нарушения являются уже не дефекты в звене удержания объема вербального матери­ала или в звене звукоразличения и др., а дефекты в звеньях в структуре деятельности, которые обеспечивают органи­зацию чтения как деятельности, обеспечивают мотивы де­ятельности, ориентировочно-исследовательские дейст­вия, формируют стратегию чтения, предусматривающую возникновение адекватных смысловых догадок и контро­лирующие действия.



Из литературы известно, что эти звенья в структуре де­ятельности обеспечиваются лобными долями коры голов­ного мозга, и если они окажутся нарушенными, то и чте­ние, как одна из таких форм психической деятельности, нуждающаяся в организации, программировании и конт­роле протекания, будет нарушенным. Естественно, что на­личие дефектов в этих звеньях может превратить процесс подлинного чтения в неконтролируемую сеть неадекват­ных догадок, побочных связей, инертных установок и т.д. Литература вопроса и наши экспериментальные данные подтверждают это положение.

Анализ ошибок чтения больных с «лобным синдро­мом» показал, что в основе нарушения чтения может ле­жать либо нарушение избирательности в системе смысло­вых связей, или зрительного восприятия буквы (псевдоаг­нозии), либо патологическая инертность, ведущая к шаб­лонам в чтении, либо нарушение концентрации внима­ния. Отсутствие мотивов деятельности и потребности в контроле своих действий не ведут к коррекции ошибок, но ведут к угадыванию, которое, в отличие от всех предыду­щих форм алексии, идет вне контекста, догадки носят не смысловой, а случайный характер. Если все предыдущие формы «угадывающего» чтения были следствием наруше­ния звуко-буквеиного анализа или дефектов слухо-речевой памяти, то «угадывающее» чтение при лобном синдро­ме является следствием распада высших форм деятельно­сти. Разная природа «угадывающего» чтения требует, как мы уже видели выше, и разных способов его преодоления. Методы восстановления чтения, в свою очередь, указыва­ют и на его происхождение, и на механизм «угадывающе­го» чтения. Так, если «угадывающее» чтение оптической, акустической, кинестетической природы невозможно преодолеть простой фиксацией внимания больного на ошибочности его чтения, то угадывание при лобной алек­сии можно нередко затормозить внешней организацией деятельности чтения как целенаправленной деятельности, фиксацией внимания больного на ошибках, на необходи­мости контроля и т.д.

Исследование влияния уровня контекста на процесс чтения у больных с поражением лобных систем мозга по­казало, что контекст не оказывает влияния на их процесс чтения: скорость чтения текстов с высоким уровнем кон­текста не увеличивается и количество ошибок не уменьша­ется. Приведем выписки из протоколов.

Больной Г., 56 лет, образование 7 классов, был опе­рирован по поводу опухоли головного мозга. На опера­ции была вскрыта внутри мозговая киста левой лобной доли.

Исследование чтения отдельных букв выявило ошибки, в основе которых лежала нестойкость внима­ния. Отдельные буквы воспринимались им глобально, а те «микрознаки», которые нередко являются существен­ным признаком буквы, отличающим ее от другой, похо­жей буквы, остаются незамеченными им. Концентрируя внимание больного на этих деталях буквы, можно доби­ться правильного называния (чтения) буквы.

 

Искажение смысла больным не замечается, он не ис­пытывает потребности в контроле своего чтения. Однако концентрация внимания больного с помощью педагога ве­дет к исправлению ошибок и правильному чтению.

Дальнейшее исследование чтения на материале тек­стов не выявило у больного других механизмов нарушения чтения, кроме указанных выше — нарушения мотивов ориентировочно-исследовательской деятельности, ее це­ленаправленности, контроля.

Анализ чтения больного и характера его ошибок пока­зал, что у больного, несмотря на отсутствие первичных де­фектов в чтении, на первичную сохранность сенсомоторного уровня, оказывается нарушенным понимание читае­мого. Это обнаружилось в специальных опытах, в которых от больного требовалось найти картинки, соответствую­щие содержанию предложений и текста. В этих опытах больной не смог выполнить задания, он всякий раз подбирал картинки не по смыслу предложения (или текста), а по от­дельным его словам. Процесс понимания текста носил фрагментарный характер, больной не мог оценить смысла целого, а устанавливал лишь непосредственную связь между значениями отдельных слов и соответствующими элементами в картинке.

Полученные данные позволяют считать, что пораже­ние левой лобной доли может привести к нарушению чте­ния как деятельности, несмотря на сохранность аналитико-синтетических операций чтения. Здесь нарушается уровень понимания, но уже не из-за дефектов в звене звуко-буквенного анализа или кратковременной памяти, а в звене смысловых догадок и контроля. Эти звенья, в свою очередь, оказываются дефектными из-за нарушения вы­сших форм поведения больного и в целом — целенаправ­ленной деятельности. Восстановительное обучение в этих случаях должно быть направлено на организацию поведения больного в момент протекания процесса чтения: на создание мотивов деятельности, на организацию ориентировочно-ис­следовательской деятельности, стратегии и контроля.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.