|
Роль и место студенческих трудовых отрядов в социально-профессиональном самоопределении молодежи. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Разрабатывая тему социальной значимости движения студенческих трудовых отрядов для общества и самой молодежи, следует обратить особое внимание на их педагогическую ценность. Педагогическая ценность студенческих трудовых отрядов в решении вопросов профессионального самоопределения заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта мобильности при включении в разнообразные виды трудовой деятельности, накоплении профессионально значимых способов деятельности в настоящем во имя будущего. Динамика современных социально-экономических преобразований в нашей стране определяет особое место проблемы профессионального самоопределения молодежи, предписывая необходимость активизации субъектно-личностных основ прогнозирования, проектирования и реализации перспектив профессиональной деятельности человека. Многочисленные исследования обнаруживают ряд обстоятельств, затрудняющих профессиональное самоопределение современного подрастающего поколения: нечеткость личных ценностных орентаций; неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора, возникающей на разных этапах социального становления; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста. Современная молодежь демонстрирует серьезную неподготовленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера. Исследования нравственных проблем подготовки молодежи к жизни и труду отмечают несоответствие между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подготовленностью основной массы молодежи к их разумной реализации. С другой стороны, в современных исследованиях появилось понятие "социальный психотравматизм", выступающий среди населения, особенно у молодежи и подростков, как тревога и беспокойство, социальный пессимизм, страх, порожденные нестабильностью социальной, экономической и моральной обстановки в обществе. Это не только не способствует формированию психологического комфорта у подрастающего поколения, но не создает даже элементарной социальной защищенности. Почти 28% выразили боязнь оказаться беззащитными, 23,3% - никому не нужными, 23% - опасаются превратиться в батраков в будущей взрослой жизни. В этой связи психологи считают необходимым улучшать психологическую подготовку подрастающего поколения к самоопределению в сложной и быстро меняющейся социальной обстановке. Так, в критической для человека ситуации, он должен определить фактор значимости для него происходящего события и быть способным к "психологической защите". Жизнедеятельность любого человека происходит в условиях неповторимого, только ему свойственного окружения - его микросреды. Социальная среда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности. Перемены, захлестнувшие мир и страну, существенно изменяют культуру и механизмы ее передачи. В связи с тем, что молодому поколению предстоит жить в мире, значительно отличающемся от того, в котором живет нынешнее взрослое поколение, на первый план выдвигается задача стимулирования социально значимой позиции молодежи, включающей самостоятельность действий и способность принимать решения в новых, динамично меняющихся ситуациях. Общество диктует свои требования к труженику, ядро комплекса составляет несколько качественных характеристик: индивидуализм, работоспособность, профессионализм, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, мобильность, жизненный оптимизм. Молодежь необходимо этому учить: ориентировать и тренировать, формируя необходимые знания и умения. Требуется оказание необходимой целевой помощи по приспособлению к существующей действительности. Это осознается и запрашивается молодыми людьми, в отличии от того, что еще недавно они требовали лишь материальной помощи. Существенную роль в преодолении вскрытых осложнений играют временные трудовые коллективы, такие как студенческие трудовые отряды, деятельность которых приближена к реальной жизни социальной микросреды и позволяет расширить пространство социального взаимодействия человека с окружающим миром. В деятельности студенческих трудовых отрядов, на первый план выдвигается необходимость создания наиболее благоприятных условий для самореализации личности, так как ценностно-смысловая позиция по отношению к своему существованию, социальному становлению и профессиональному развитию существенным образом обусловлена региональными, демографическими, социально - стратификационными факторами, которые конкретизируют реальность жизненной ситуации человека, определяя его профессиональные ориентации. Наличие в структуре общества целей, развивающих личностный потенциал его членов, обеспечивает, в свою очередь, обогащение самого общества совокупностью неповторимых индивидуальностей. Центральной для привлечения внимания молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов является идея самореализации личности. Преодолевая внутреннее движущее противоречие несоответствия реального уровня саморазвития его возможному уровню, человек сохраняет целостность собственного "Я", становится более независимым, "полноценно функционирующим". В отечественной психологии находит все большее понимание значимость самореализации личности для включения человека в жизнь социума на основе ценностных представлений об "образе Я", обеспечивающих его активность в преобразовании себя и среды. Бесспорным представляется такой результат самореализации, как изменение и развитие человека на сознательном и на более глубинном уровне своей личности, нацеленное на то, чтобы справиться с трудностями жизни более конструктивно, разумно, социализированно, так, чтобы она приносила ему большее удовлетворение. Индивид становится более цельным, более действенным, он становится более зрелым в поведении, более способен подойти творчески к ситуации. Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного личностью жизненного опыта управления детерминирующими факторами является, таким образом, реальным базисом выбора при любых ограничениях и, следовательно, играет существенную роль в процессе самоопределения личности в любой сфере жизнедеятельности, включая профессиональную. Вполне вероятно, что характер самореализации, уровень ее осуществления, может стать критериально значимым показателем, состоявшегося, последовательно реализуемого самоопределения. Важно подчеркнуть, что самоопределение - это скорее стремление человека в чем-то определиться, но еще не реализация этого стремления. Жизнь показывает, что студенческий трудовой отряд - реальное пространство для социально-профессионального самоопределения личности. Студенческий трудовой отряд осуществляет решение задач, не всегда посильных для современной школы, институтов или Центров профессиональной ориентации. Если названные учреждения способны дать информацию о том, как заняться профессиональным самоопределение, то студенческий трудовой отряд предоставляет поле реальной жизнедеятельности молодому человеку. Таким образом, реализуется необходимая для самоопределения триада: самообразование в мире профессий, самопознание и самореализация (проба сил и развитие потенциала личности). Опыт деятельности студенческих трудовых отрядов в современных экономических условиях свидетельствует о возможностях социально-педагогической поддержки молодежи - действенной, целевой, реальной.
Приложение
УСТАВ СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА Утвержден постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ 10 мая 1977 года
Студенческий отряд – объединение юношей и девушек, добровольно изъявивших желание в период летних каникул работать в составе Всесоюзного студенческого отряда в народном хозяйстве. Отряд призван воспитывать студентов в духе коллективизма и коммунистического отношения к труду, формировать высокие нравственные качества, идейную стойкость, чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
I
1. Членами отряда могут быть студенты, успешно выполняющие учебную программу, не имеющие медицинских противопоказаний для работы в отряде, прошедшие обучение правилам техники безопасности, признающие и соблюдающие настоящий Устав. Прием в члены отряда производится комсомольским бюро факультета, курса учебного заведения в индивидуальном порядке, на основании личного заявления, по рекомендации комсомольской организации учебной группы. Принятым в отряд в торжественной обстановке вручаются комсомольские путевки, значки Всесоюзного студенческого отряда и знаки различия. 2. Члены отряда - своим самоотверженным трудом вносят конкретный вклад в выполнение народнохозяйственных планов, добиваются высокого качества работы; - умножают героические традиции ленинского комсомола, воспитывают в себе коммунистическое отношение к труду, творческий подход к процессу производства, новаторство, дисциплинированность, организованность, активно участвуют в социалистическом соревновании; - мужественно преодолевают любые трудности, проявляют принципиальность, товарищескую взаимопомощь, ставят интересы коллектива выше личных, берегут и приумножают высокую гражданственность, бескорыстие и моральную чистоту патриотического движения; - являются активными пропагандистами политики Коммунистической партии Советского Союза, достижений народов СССР в строительстве коммунистического общества, принимают участие в общественной жизни отряда, местной комсомольской организации; - укрепляют дружбу народов СССР, вносят вклад в развитие сотрудничества с юношами и девушками социалистических стран, демократической молодежью мира; - строго соблюдают трудовую дисциплину, бережно относятся к социалистической собственности, неукоснительно выполняют правила техники безопасности; - глубоко знают документы, регламентирующие жизнь и деятельность трудовых студенческих коллективов, руководствуются ими в своей практической деятельности, сознательно выполняют решения штабов и распоряжения руководителей отрядов, внутренний распорядок жизни отряда, всегда подтянуты, имеют опрятный внешний вид; - имеют право обращаться с вопросами в любой штаб студенческих отрядов, вплоть до Центрального штаба, и требовать ответа по существу своего предложения, просьбы ли заявления.
II 1. Основной структурной единицей Всесоюзного студенческого отряда является линейный отряд – коллектив студентов, объединенный общим фронтом работ, определяемым хозяйственным договором с предприятием, организацией, конкретными политико-воспитательными и агитационно-пропагандистскими задачами. Линейный отряд может состоять из нескольких производственных бригад, размещается в студенческом лагере, оборудованном в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями, и организует свою деятельность в соответствии с Положением о студенческом отряде и настоящим Уставом. 2. Руководство жизнью и деятельностью линейного отряда осуществляет штаб, который утверждается комитетом комсомола соответствующего учебного заведения в составе командира, комиссара, мастера, медицинского работника, бригадиров и общественного инспектора по охране труда. Принципом деятельности штаба является коллегиальность в принятии важных решений, определяющих жизнь и деятельность отряда. Штаб не реже двух раз в месяц проводит общеотрядные собрания с отчетом о своей деятельности и обсуждением состояния дел в отряде. Контроль за ведением расходов и учетом отрядных средств осуществляет контрольно-ревизионная комиссия, избираемая общим собранием отряда и ему подотчетная. 3. Персональную ответственность перед комитетом комсомола учебного заведения, ректоратом и вышестоящим штабом за производственную, идейно-воспитательную и общественно-политическую деятельность отряда, обеспечение безопасных условий труда, внутриотрядную и трудовую дисциплину несут командир и комиссар. Командиру принадлежит право единоначалия в оперативном руководстве деятельностью отряда, что означает точное и своевременное исполнение членами отряда распоряжений командира. О принятых в оперативном порядке решениях командир обязан информировать штаб отряда. В отсутствие командира его обязанности выполняет комиссар отряда. 4. В случае несоответствия занимаемой должности командир, комиссар, мастер, медицинский работник линейного отряда могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей вышестоящим штабом с последующей информацией соответствующего комитета комсомола и ректората вуза.
III 1. Члены отряда имеют форменную одежду, знаки различия установленного образца, нарукавную эмблему. 2. У линейного отряда имеется флаг единого образца, а также наименование, которое присваивается решением соответствующего комитета комсомола.
IV 1. Командир, комиссар, штаб отряда в своей деятельности используют меры морального поощрения, а также вносят предложения о награждении членов отряда, достигших лучших результатов в труде и общественной работе, руководством соответствующего предприятия, организации, комсомольскими, профсоюзными, советскими органами. Предложения о представлении к награждению в обязательном порядке обсуждаются и утверждаются на общем собрании отряда. 2. Нарушения Устава подлежат обсуждению штабом общим собранием отряда и влекут за собой взыскание вплоть до исключения из отряда. Наблюдение правил техники безопасности, употребление алкогольных напитков, игры в карты и другие отклонения от морально-нравственных норм поведения советского студента несовместимы со званием члена студенческого отряда. 3. Настоящий Устав действует в течение трудового семестра.
Настоящий Устав рассмотрен и одобрен на совещании руководителей республиканских, краевых, областных студенческих отрядов 14 – 15 апреля 1977 года.
Численность участников движения за 1959 – 1980 гг.
Качественный состав всесоюзного студенческого отряда за 1971-1980гг.
За ранние годы нет полных данных. В таблицы не включены освобожденные комсомольские работники, молодые специалисты. Итоги производственной деятельности отрядов нестроительного направления за 1971-1980гг.
За ранние годы нет полных данных.
Итоги производственной деятельности студенческих отрядов на строительных объектах за 1959-1980 гг.
За 1959-1960 гг. учтены только итоги работы отрядов МГУ, а до 1966 года показатели СТО, работавших в Казахской ССР.
Численность студенческих отрядов по видам работ в народном хозяйстве за 1971-1980 гг.
В 1970 году во Всесоюзном отряде численность коллективов нестроительного направления составила 42.7 тыс. человек, за предыдущие годы нет полных данных.
Литература
1. АРТЕМЬЕВ Е.Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи: История, опыт патриотического движения студенческой молодежи (1959 – 1975 гг.): Учебное пособие./ Под ред. Я.П.Тарасенко.- М.: ВКШ, 1978.- 106 с. 2. АРТЕМЬЕВ Е.Ф. Ступени возмужания: История, опыт патриотического движения студенческих отрядов. – М.: Молодая гвардия, 1984.- 216 с. 3. БЕЗБОРОДОВ А.Б. Студенческие пятилетки: Вузовская молодость Москвы на ударных стройках. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 94 с. 5. ВИНОГРАДОВА Э.М. Провинциальная ментальность /Опыт четырех массовых опросов социально слабозащищенных слоев населения/ Учебное пособие. – Оренбург, 1999.-104 с. 6. ЕРМОШИН Г.Т. Студенческий отряд и хозяйственная организация: правовые вопросы. – М., 1987. 7.ИВАНЕНКОВ С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 1999. – 290 с. 8. КОЛОСОВ Ю.П. Идейно-воспитательная и общественно-политическая работа в ССО. – Казань: Изд.-во Казанского ун-та, 1982. – 120 с. 9. ЛИСОВСКИЙ В.Т., ДМИТРИЕВ А.В. Личность студента. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 10. ЛИСОВСКИЙ В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с. 11. МОЛОДЕЖ РОССИИ: социальное развитие. – М.: Наука, 1992. – 205 с. МОЛОДЕЖ: БУДУЩЕЕ РОССИИ. Монография. – Москва, - 240 с. 12 РОМАНТИКА трудовых будней / Сост. С.П.Шалухин. - Уфа: Башкир. кн. Изд-во, 1987. – 173 с. 13. Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография. – Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. – 151с. 14. СТУДЕНЧЕСКИЙ отряд: вопросы и ответы: Методич. пособие по организации деятельности студенческих отрядов / Е.Ф. Артемьев и др. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 318 с. 15. ТРУДОВОЙ семестр: Справочное пособие по организации деятельности студенческих отрядов / Е.Ф. Артемьев, Е.А. Белый, С.Д. Жадовский и др. 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 254 с. 16. УВАРОВ Б.Ф. Проблемы планового регулирования трудовой деятельности студентов: Автореф. диссертации. – Л., 1978. – 21 с. 17. ФАРХТДИНОВ Р.Т., ЧЕРКАСОВА Т.В. Социальная напряженность и конфликтность в молодежном социуме: реалии и перспективы. Теоретико – эмпирическое обоснование. – Уфа, 1996. – 152 с.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|