|
Абу-Абдаллах Мухаммад ибн Исмаил аль- ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Бухари, г. х. 194-256. Абу-л-Хасан Муслим ибн аль-Хаджадж аль- Кушайри, г. х. 204-261. Абу-Абдаллах Мухаммадибн Язид Ибни Мадаах аль-Казвини, г. х. 209-273. Абу-Дауд Сулейман ибн аль-Ашаф ас- Саджистани, г. х. 202-275. Абу-Иса Мухаммад ибн Иса ат-Термизи, г. х. 209-279. Абу-Абдур-Рахман Ахмад ибн Шуайб ан- Насаи, г. х. 214-303. Нужно упомянуть, что полностью все предания о Мухаммаде передавались из уст в уста, и спустя какое- то время от имени Мухаммада многое высказывалось добродетельными проповедниками и многомудрыми духовными лицами, по речам которых Пророк выходил XX совсем наивным. Поэтому мусульманские ученые подходили к проблеме с разных сторон, чтобы отличить на самом деле сказанноеПророком от приписанного ему, и их силами их работа развилась в философскую систему. Они определенно поняли, что подлинное предание обязано отвечать некоторым требованиям. 1. Должна быть сделана прямая ссылка на то, что такое-то высказывание или поступок были сделаны самим Пророком. 2. Рассказчик обязан заявлять, что он присутствовал при том, что говорил или делал Пророк; в противном случае, он должен представить полную цепь рассказчиков, последний из которых связывал бы свое сообщение с самим Пророком. 3. Должно быть доказано, что каждый из рассказчиков на самом деле встречался с тем, от кого он получил сообщение. 4. Каждый из повествователей, начиная с последнего перед Пророком, должен быть личностью, известной своим благочестием, добродетелью и правдивостью. 5. Каждый из рассказчиков должен отличаться ученостью, так что можно было бы считать доказанным, что он правильно понял и верно передал другим то, что он услышал или увидел. 6. Должно быть доказано, что каждый из рассказчиков в то время, когда он слышал предание, находился уже в том возрасте, когда мог уяснить полный смысл услышанного или увиденного. Мусульманские ученые против имени каждого повествователя указывали: 1) его имя, прозвище, звание, происхождение и занятие; XXI 2) лгал ли он в отношении преданий о Пророке; 3) был ли он обвинен вкаком-либо злодеянии или жебыл известен как лжец; 4) часто ли он ошибался, плохо справлялся с делом; 5) бывал ли он небрежен и легкомыслен в отношении к преданиям; 6) был ли он замечен в безнравственности на словах или в поступках; 7) был он замечен в фантазировании; 8) высказывался ли он против заслуживающих доверия людей; 9) был ли он невежествен или глуп; 10) были ли у него какие-либо особенные взгляды на религию; 11) не оставил ли он по себе дурную память (10). Предания отвергались как лживые, по следующим причинам: 1) если они противоречили ясным словам Корана, подлинно известным изречениям Пророка содержали что-либо явно противоречащее здравому смыслу, и каждодневному жизненному опыту; 2) если предания несли угрозы, наказания, несоразмерного с тяжестью проступка; 3) если они об ещали вознагр аждения, несоразмерные с совершенным добром; 4) если чрезмерно и нелепо порицали или восхваляли отдельных лиц и группы людей; 5) если в них речь шла о сектантстве (11). При выявлении ложности предания ученые фиксируют: XXII 1) выдумано ли оно рассказчиком; 2) было позаимствовано ли у других рассказчиков или у народа; 3) было ли оно основано на других ложных сообщениях; 4) объясняется ли лживость сообщения скептицизмом рассказчика; 5) не проявлялось ли невежество со стороны излишне доверчивого или набожного человека; 6) был ли проявлен религиозный фанатизм; 7) не было ли это угождением или лестью, власть имущим; 8) не преследовал ли рассказчик цель обрести известность (12). Мусульманские ученые прикладывали все усилия, чтобы разобраться, передал ли рассказчик подлинные слова Пророка, или только свое впечатление, когда он услыхал их, и, если только это не был человек, известный своею ученостью и чистотой нрава, всякие отклонения считались подозрительными, и сообщение полностью осуждалось (13). Мусульманские ученые даже составили сборники ложных преданий, чтобы уберечь изучающих эту тему от ошибок. В этом отношении наиболее известны труды Ибни Джаузи, Ибни Абдул-Барра, Али аль-Куари и Шаукани. К чести богословов говорит и то, что в своем критическом изучении преданий они не щадили ни халифа, командующего войсками, ни кади (верховный судья или вообще судья), ни почитаемых благочестивых святых, - открыто показывая, где те искажали хадисы. Так, о Бухари сообщается, что он проехал сотни фарсангов (14) от своего родного города, чтобы записать изречения Пророка от одного благочестивого и ученого человека. Подъехав к его дому, он, однако, XXIII увидел, что этот человек манит свою лошадь, что паслась в стороне, пустым мешком для зерна. Бухари тут же заключил, что человек этот лжив, и, ни мига более не оставаясь там, покинул то место. Мусульманские ученые с презрением отвергли даже такие традиционные авторитеты, как Мухаллиб ибн Абу-Суфрах из двора Умайя (15), Ахмад Джоибари, Ибни Уккашах из Кирмана, Ибни Тамим из Фарьяба (16), Ибни Абу-Яхья из Медины, Вакиди из Багдада, Макатиль ибн Сулейман из Хорасана, Мухаммад ибн Сайд из Сирии (17). Пусть в других отношениях они были набожными и учеными, но в данном случае их осудили как нечестивых кузнецов лжи на имя Пророка. Сотни и тысячи ученнейших людей, впоследствии известных как мухадцисы, проводили жизнь за этими благочестивыми изысканиями. Они путешествовали с места на.место, встречались с теми, кто рассказывал предания, придирчиво изучали жизнь тех людей; подробно расспрашивали о житии тех, кто уже умер, у тех, кто истинно видел их, разговаривал или проживал вместе с ними. Так воссоздавались традиции Ислама методом, известным какмАсма-ур-Риджалм ("Жизнеописания"); были воссозданы из ранней истории Ислама около 100*000 отдельных жизнеописаний со всеми подробностями, что говорит об их истинности. Самый ранний труд такого рода "Асма-ур- Риджал", кажется, был написан Яхьей ибн Саидом аль- Каттаном; затем последовали работы Укайли, Ахмада ибн Абдул-Аджали (19), Абдур-Рахмана ибн Хатима ар- Рази (20), Даракутни и Ибни Ади, которые заложили основы для последующих сборников. Из них более всего известны и достоверны "Тадибул-Камал", составленный Юсуфом ибн Заки, более известным как Аллама Миззи (21), труд Алаудцина Мугалтаи (22) в 13 томах; работы Дахаби (23), Ибни Хаджара Аскалани "Тадиб-ут-Тадиб" XXIV в lO томах, и "Мизанул-Итидал" пера Дахаби, "Лисанул-Мизан" Ибни Хаджара. "Такриб", "Тарихи Кабир" и "Тарихи Сагирн Бухари, "Факат" Ибни Хаббана, "Тадкира" и мМуштабах-ун-Нисбатм Дахаба, "Ансаб" Самани и мТадибул-Асмам - вот несколько из лучших сохранившихся до нашего времени книг. ИЗРЕЧЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА [1] Нет мусульманина, который не совершает омовения (24) и, совершив его как следует, тогда встает и возносит краткую молитву, будучи с нею и душой, и телом (25); только в раю место ему. Укба ибн Амир, МУ, АБ, ТИ, НА. И ... Если после омовения он встает и молится Аллаху как должно, душа его воссоединяется с ним, и выходит он (чист) от изъянов, как в тот день, когда мать его дала ему жизнь. Амру ибн Абаса, МУ. [3] Пророк сказал: "Кого пожелает Аллах вести прямо, уширяет тому грудь дляИсламаи (26); и еще сказал: "Когда свет войдет в душу его, она становится сияющей".Сказано было: "О Пророк Божий! Есть ли признак, по которому мы бы сие узнали? и Ответил Пророк: "Есть: держитесь в стороне от дворцов лжи (27) и обратитесь в сторону Вечности (28), и будьте готовы к смерти до прихода ее." Ибн Масуд, БА. [4] Никакой слуга (Божий) не равнодушен к миру (29), но Аллах также посеет мудрость в сердце его, и положит ее на язык его, и откроет пред ним все пороки мира, и недуги его, и лекарства от них, и проведет его через все препоны к Царствию Покоя. Абу-Дарр, БА. [5] Одеваясь в грубый холст и вкушая грубую пищу, не отойдешь от сего мира; отказ от мира сего есть одна лишь быстротечность желаний. Суфьян ат-Таури, БГ. [в] Отрешение от мира не есть запрещение (дозволенного), и не расточение богатств, но отрешение от мира есть то, что ты не с тем, что в руках твоих (30), но крепче держишься за то, что в руках Божиих (31). Абу-Дарр, ТИ, ИБ. [7] Кто бы ни пожелал обрести грядущее (32), Аллах в сердце его вложит от Себя, и будет тот воодушевлен Им, и соберет Он для того войска Свои, и этот мир сам явится ему против себя. Анас, ТИ; Абан, от Зейда ибн Фабнта, АХ, ДА. [8] Трое мужей явились пред женами Пророка и вопросили о благочестивых служениях его. Но узнавши о них, однако, не приняли сего всерьез и изрекли: "Где уж нам до Пророка Божиего, ведь Аллах уже простил ему все грехи, что были у него!". "И один из них сказал: "Что до меня, то я буду молиться все ночи напролет, беспрестанно. " Другой сказал: "Я буду поститься все дни и не есть. "Третий же сказал: "Я отвернусь от женщин и никогда не женюсь. "После того Пророк вышел к ним, говоря: "Вот вы тут сказали то-то и то-то, но, клянусь Аллахом, я, поистине, боюсь его более всех вас, вместе взятых, опасаюсь Его более всего (средь вас), но что до меня, то я пощусь, но и ем (тоже), я молюсь (ночами), но и сплю (тоже), и есть у меня жены; кто же не расположен следовать примеру моему, пусть да не прикрывается именем моим". Анас, БУ; МУ: НА. Усман ибн Мазуун дал обет стоять на молитве всю ночь и поститься весь день, и так всегда, и никогда не взять жены. РА. Пророк послал (слово) ему, говоря: "Ты питаешь отвращение ко мне? " Тот отвечал: "Богом клянусь, нет! О Пророк, я хочу (последовать) по пути твоему. " Сказал Пророк: "Поистине, я сплю (ночами) и молюсь также, пищу вкушаю, но и пощусь, и есть у меня жены. Потому побойся Бога, о Усман! Ибо истинно есть долг твой перед народом твоим, и истинно есть долг твой перед ближними твоими, и истинно есмь долг твой перед самим собою; посему пост соблюдай, но и пищу вкушай, молись (ночами), но и спи также". Айша, АБ. Поведали Пророку, что сказал я: "Клянусь Аллахом! Я поистине буду пост держать все дни напролет, и буду я стоять (нй молитве) все ночи до утра, и так всегда. " Он спросил: "Ты ли так сказал? " И отвечал я: "Да, я сказал так, о Пророк Божий! " Он тогда сказал мне: "Конечно, невозможно тебе поступать так; поэтому постись, да ешь; становись (молиться) ночью, но и спи; постись же ты три дня в месяц; и будет сие тебе как постоянный пост. "Я возразил: "Но я могу и более того! " Отвечал он: "Не может быть лучше содеяно, чем я сказал тебе". И добавил: "Ты не знаешь, насколько, возможно, продлится жизнь твоя, но твое рвение ослабит тебя, и содеешь ты так, что глаза твои западут глубоко, словно в ямы, на лице твоем, и дух твой станет слаб; и никакой постящийся не держит поста всегда". Абдаллах нбн Амру нбн аль-Аас, БУ; МУ; АБ; НА. Пророк пришел в мечеть и заметил веревку, протянутую между двумя колоннами. Он спросил: "Что это? " Ему ответили: "Эту веревку Зейнаб (протянула), чтобы, если она устанет (стоять на долгой молитве), она подвесит себя за нее". Сказал Пророк: "Пусть каждый из вас молится со всею живостию (сердца его), покуда находит сие приятным, а как только усталость почувствует, так пусть сядет". Анас, БУ; АБ; НА. [9] Истинно, во всем есмь (временно) юношеский пыл, и который потом теряет (свою) силу, потому, если обладатель его будет честен и деяния вершит, тогда надейтесь (на удачу его), но если будут на него показывать пальцами (33), не сводите счеты с ним. Абу-Хурайра, ТИ. О вы, люди! Трудитесь, как обычно, ибо истинно, что Аллах не сражаем усталостью (вознаграждать вас), пока сами вы не сражены ею (от трудов), и поистине Аллаху угоднейший из (всех) трудов тот, который длится постоянно, хотя бы и в малом. Айша, БУ; МУ; АБ; ТИ; НА; МА. Истинно, сия вера (ваша) легка, и никто не будет жесток в ней, если только не в тягость будет она ему: тогда станет она камнем ему могильным. БУ; НА. И не будьте слишком суровы в душах своих, ибо за то Аллах будет суров с вами. Анас, АБ. В последние десять дней (месяца) Рамазан удалялся Пророк (для молитв, поста и размышлений); тогда Айша испросила позволения и ей делать так же, и позволение было дано ей. И она поставила шатер (для того). Услыхав о том, Хафса поставила другой шатер; то же сделала и Зейнаб. Когда утром Пророк туда пришел, увидел он четыре шатра, и спросил: "Что это значит? " Будучи осведомлен о том, сказал Пророк: "Благочестие с тем не приходит. Снесите же шатры, дабы я их более не видел." И шатры были снесены. Айша, БУ; МУ; АБ; ТИ; НА; МА. [10] Сказал я: "О Пророк Божий! Научи меня (чему- нибудь) ". Пророк ответил: "Не брани никого." Я после того не бранил ни свободного человека, ни раба, ни верблюда, ни овцу. "И не презирай ничто доброе, - сказал Пророк. - И говори с братом твоим открыто и доброжелательно, и, воистину, сие деяние угодно Аллаху. И если человек оскорбляет тебя, и упрекает за сущее в тебе, известное ему, не попрекай его известным тебе за ним, ибо оттого вознаграждение будет тебе, а грех останется за ним". Абу-Джарайи Джабир ибн Сулаим, АБ; ТИ. [11] Поистине, ветер есть милость Божия: он приносит счастье, но и муки также; поэтому, когда вы видите сие, не бранитесь, но молите Аллаха за добро его (ветра) и ищите прибежище в Аллахе от зол ветра того. Абу-Хурайра, АБ. [12] Из двоих, которые бранятся и проклинают друг друга, вина падает на начавшего первым, если только обиженный не преступил границ. Абу-Хурайра, АБ; ТИ. [13] Не поноси мертвого, ибо то принесет вред живущим. Мугира, ТИ. [14] Не поноси мертвых, ибо, поистине, они заслужили то, что готовили себе прижизни (34). Айша, БУ; АБ; НА. [15] О Аллах! Я лишь человек: какого же мумина тогда могу бранить или проклинать я воздаяния. Айша, МУ; сравни: Абу-Хурайра, БУ; МУ. [16] "Кто лучший из людей? "-спросили Пророка. "Тот, чья жизнь долга и дела добры, н- был ответ. "А кто худший средь людей? н- спросили его. "Тот, чья жизнь долга и деяния злы,отвечал Пророк. Абу-Бакр, ТИ; АХ; ДА. [17] Умми Салама (35) сказала: иО Пророк Божий! Будем ли мы изничтожены, когда есть среди нас праведные люди? " "Да, - сказал Пророк, - когда прелюбодеяние великое зло - живет среди вас". Малик, МА. [18] Прелюбодеяние глаз ваших есть похотливые взоры, прелюбодеяние ушей ваших есть внимание лжи, прелюбодеяние языка вашего есть лживые речи, прелюбодеяние рук ваших есть преступные касания, прелюбодеяние стоп ваших есть - ходить за запретным, а сердце вожделеет и страстно желает, и тайно сбирающиеся между собою люди что-либо утверждают или отвергают. Абу-Хурайра, БУ; МУ; Ибн Аббас, БУ; МУ; АБ. [19] Не из нас тот, кто обольщает и совращает жену от мужа ее или рабыню от господина ее. Абу-Хурайра, АБ. [20] Некий Хуззал из рода Делам, сообщил Пророку о случае прелюбодея, и было это незадолго до того, как введено было наказание для клевещущих на женщин. Сказал Пророк: "О Хуззал! Если бы ты прикрыл их плащом своим, и то, несомненно, было бы лучше для тебя." Ибн-уль-Мусайяб, АБ; МА. [21] Некий муж пришел к Пророку и признался в прелюбодеянии с одной женщиной, которую он назвал по имени; после того Пророк за нею послал и спросил ее о том же. Но она отвергла обвинение. И тогда Пророк по закону (36) повелел наказать того человека плетями, а женщину отпустил восвояси. Сахл иби Саад, АБ. [22] Некий человек из рода Бекра ибн Лайфа пришел к Пророку и четырежды признался пред ним в совершении прелюбодеяния с женщиною. Повелел Пророк дать ему сто ударов плетью (37). За-тем Пророк повелел ему предоставить свидетельства против женщины, но она сказала: иКлянусь Аллахом! О Пророк Божий, этот человек лжет! " И тогда повелел Пророк дать ему еще 80 плетей в наказание за клевету. Ибни Аббас, АБ. [23] Саад ибн Убада сказал: "О Пророк Божий, что думаешь ты, если застану я со своею женой чужого мужчину, мне терпеть такое, пока я не приду туда с четырьмя свидетелями сего? " Пророк отвечал: "Воистину так." Абу-Хурайра, МУ; АБ; МА. [24] "Что думаешь ты об этом, о Пророк Божий: (если) муж застанет с женою своею чужого мужчину, убить ему его?" Пророк Божий ответил: "Нет" Саад же сказал: "Но, клянусь Им, почтившим тебя Истиною! Если тем мужем окажусь я, отплачу я такому человеку собственным мечом, и сразу же. " "Выслушай же, что говорит тебе вождь твой. Поистине, ревностен ты, но я ревностнее тебя, и Аллах Всемогущий более ревностен, чем я, (и все-таки есть закон) " (38). Абу-Хурайра, МУ; АБ; МА. [25] Все забавы суетны; и нет развлечений, достойных похвалы, кроме трех, а именно: выращивать лошадь, веселиться с женою и пускать отрелы из лука. Сии (деяния) поистине хороши. Укба иби Амир, АБ; ИБ; БА. [26] Воистину, гнев - от Иблиса. Абу-Ваиль, АБ. [27] "Кого назовете вы сильным и могучим?" - спросил Пророк. "Того, кто повергает людей наземь", - ответили ученики его. "Нет! - изрек Пророк, -это тот, кто господин гневу своему". Ибии Масуд, МУ; АБ. [28] Не тот силен и могуч, кто повергает людей наземь, но тот средь нас крепок, кто есть господин гневу своему. Абу-Хурайра, БУ; МУ; МА. [29] Поистине, гнев - горящий уголь в сердце сына человеческого: не видеть бы налитых кровью глаз его, надувшихся яремных вен его! Кто ни почувствует сие, пусть его оставят в покое. Абу-Сацд аль-Худри, ТИ. [30] Когда один из вас разгневан, пока стоит, пусть сядет; если ярость покинет его (тогда хорошо), иначе же пусть он ляжет. Абу-Дарр аль-Гифари, АБ. [31] Некий человек пришел к Пророку и сказал: "О Пророк! Научи меня, однако же не требуй слишком многого, ибо я могу забыть". Сказал ему Пророк: "Не будь гневлив." Абу-Хурайра, БУ; МУ; ТИ. [49] Некий человек попросил Пророка преподать ему урок поведения. "Не будь гневен", - сказал Пророк. И повторил он сие несколько раз. Абу-Хурайра, БУ. [33] Если кто, проявляя нрав свой, подавляет свой гнев, Аллах призовет его в Судный день и вознаградит большою мерою (39). Сахл ибн Муад ибн Анас аль-Джухани, АБ; ТИ. [34] Нет слуги (Божиего), что не выпил бы снадобий лекарских в подавление гнева своего, ибо угоднее Богу так, и отыщет тем слуга сей благоволение (40) Господне(41). Ибн Умар, АХ. [35] Воистину, гнев портит веру, как капля сока трав горьких портит мед. Баз иби Хаким, от прадеда своего, Б А. [36] Даже если кто ни за что воробья убьет, сей воскликнет громко пред Богом в Судный день, говоря: "О Господи! Такой-то человек ни за что убил меня; никогда бы не убил он меня ради добра". Шураид ибн Сувейд, НА. [37] Нет такого человека, что убьет воробья или ниже его (42), не заслужившего того, чтобы Аллах не взыскал с него за то (43). Ибни Умар, НА. [38] Проходя мимо нескольких людей, пускавших стрелы в барана, Пророк остановил их, говоря: "Не калечьте тварей живых". Абдаллах ибн Джафар, НА. [39] Не пускайте стрелы в создания живые. Ибн Аббас, МУ; ТИ; НА. [40] Пророк запрещал убивать все живое, связанное или стесненное в свободе своей. Джабир, МУ. [41] Пророк запрещал стравливать между собою скотину и прочих тварей. Ибн Аббас, АБ; ТИ. [42] Некий человек проезжал мимо Пророка на осле, и было у того осла на морде выжжено клеймо. Заметив сие, сказал Пророк: "Да проклянет Бог того, кто сделал это! " И также запрещал он бить по лицу и выжигать клеймо на нем. Джабир, МУ; АБ; ТИ. [43] Однажды была прощена прелюбодейка, которая ф проходила мимо пса, язык же его уже вывалился наружу от убивавшей его жаады; тогда женщина сняла свои туфли, привязала их к халату своему и набрала для пса воды; за то была она прощена. Спросили тогда: "Будем ли мы вознаграждены за доброе обращение наше с тварями живущими? " "Награда, - отвечал Пророк, дня всех наделенных добрым сердцем". Абу-Хурайра, БУ; МУ. [44] Однажды, некий человек в пути испытывал жестокую жааду. Найдя колодец, он спустился в него и напился. Но когда он уходил, увидал он пса, высунувшего язык и пожиравшего глину от жажды. И сказал тот человек себе: "Этот пес, пришедший сюда, страдает без воды так же, как и я мучился." И он снова спустился в колодец, набрал воды в туфли свои и в рот, выбрался наружу и напоил пса. За это Аллах исполнился благоволения к нему и простил ему (грехи его). Сказали тогда: "О Пророк Божий! Будет ли и нам награда (за наши деяния) за тварей живущих? " Отвечал Пророк: "Награда (за все содеянное добро) за каждое живущее с добрым сердцем". Абу-Хурайра, БУ; МУ; АБ; НА. [45] Некая женщина была осуждена за своего кота, которого она держала связанным, так что он умер от голода. И не давали ей еды, и не развязывали ее, и питалась она лишь акридами и гадами земными. Ибн Умар и Абу-Хурайра, БУ; МУ. [46] Муравей укусил, одного из великих пророков древности, и пророк повелел сжечь жилище муравьев; тогда Бог открылся ему, говоря: "Тебя укусил муравей, но ты сжег тварей (таких же, как ты сам), которые праздновали во славу Господню". Абу-Хурайра, БУ; МУ; АБ; НА. [47] Не срежь челку лошади, ибо благопристойность в ней; ни гриву, ибо оберегает она; ни хвост, ибо чем (ей) тогда мух бить. Утба ибн Абд-ус-Салами, АБ. [48] Замечено было, как Пророк вытирал морду своей лошади полою собственного халата и, будучи спрошен о том, ответил: "Ночью Бог укорял меня за мою лошадь". Яхья иби Сайд» МА. [49] Даже кобыл назвал бы Пророк конями (44). Абу-Хурайра, АБ. [50] Воистину, Господь кроток, и любит кронсих, и благоволит им, и помогает им, но не одаряет грубых и жестоких; потому, когда вы едете верхом, и ведете тварей бессловесных, пусть они спустятся туда, куда захотят; и если земля будет бесплодна, поведите их туда, где они будут довольны (45); и пусть путь ваш будет ночью, ибо ночью вы можете проделать такое путешествие, какого не сможете днем. Хал ид иби Мадан, МА. [51] Не торопите же поднимать в путь тварей ваших, остановившихся на отдых; истинно, Аллах дал их вам на служение, дабы могли вы достичь удаленных стран, коих не достигнете иначе, как с великими лишениями. Абу-Хурайра, АБ. [52] Проезжая на норовистом верблюде, я грубо обошлась с ним на что Пророк сказал: "Быть доброй обязана ты." Айша. [53] Однажды, когда Пророку случилось быть в саду одного ансара, пришел верблюд и громко всхлипнул, и из глаз его полились слезы. Пророк приблизился к нему и погладил его по голове, и верблюд остановился. И спросил Пророк: "Кто хозяин этого верблюда? " Один юноша - ансар ответил: "Это я, о Пророк Божий! " Сказал Пророк: "И не боишься ты Аллаха, что так обращаешься с верблюдом, которого Он дал тебе в обладание? Вот сие животное пожаловалось мне, что обижаешь ты и утомляешь его." Абдаллах иби Джафар, АБ. [54] Мы путешествовали вместе с Пророком, когда увидели птицу певчую, с нею же было два птенца. Мы забрали их, и мать-птица порхала вокруг. Тогда подошел Пророк и спросил: "Кто обидел ее, кто забрал детей ее? Верните ей малых ее! " Так же Пророк увидал жилище муравьев, подожженное нами, и спросил: "Кто же сжег его? " Отвечали мы: "Это мы". Сказал тогда Пророк: "Не подобает никому наказывать (другого) огнем, если то не Господь (карает) огнем Своим." Абдаллах, через сына своего Абдур-Рахмана, АБ. [55] Мы были вместе с Пророком, когда пришел один человек; у него был ковер, в который было что-то завернуто, сверток. И сказал он: "О Пророк Божий! Идя к тебе, я проходил через лес и услышал писк птенцев, и я взял их и положил в мой ковер. Тогда мать их стала летать вокруг моей головы. Я показал ей детей ее, и она опустилась возле них и приникла к ним. Тогда я завернул их всех в мой ковер и вот я их принес сюда. " Сказал Пророк: "Отпусти их." Он отпустил их: мать же их осталась с ними и отказывалась их покинуть. Пророк сказал своим сотоварищам: "Вы изумлены чувством матери к детям своим? " Они отвечали: "Да, о Пророк Божий! " Сказал тогда Пророк: "Клянусь Тем кто возвысил меня с Истиною! Аллах любит слуг своих более, чем птица-мать малых ее. А ты вернись же и оставь их там, откуда ты взял их, и мать их пусть останется с ними. " И тот человек выполнил сие. Амир, через Мухаммеда иби Исхака, АБ. Некий человек однажды украл несколько яиц из птичьего гнезда и тогда Пророк повелел ему возвратить их в гнездо их. БУ. [56] Сказал я: "Есть среди нас такие, кто прорицает. " Сказал на то Пророк: "То они находят в душах своих, но пусть не воспрепятствует сие им деяния творить или не творить". Муавийя иби аль-Хакам, МУ; АБ; НА. [57] Сказал я: "Есть среди нас и такие, кто ходит спрашивать совета у прорицателей. " Ответил Пророк: "Теперь не ходите к ним!". Муавийя ибн аль-Хакам, МУ; АБ; НА. [58] Зло, гнездящееся в людях, есть жадность, что причиняет беспокойство, и малодушие, которое разрушает (все добродетели его). Ибн Умар, АБ. [59] Не должно быть двух изъянов в мумине: жадности и злонамеренности. Абу-Саид аль— Худри, ТИ. [60] Знаете ли вы, что есть злословие? Это когда говорят о ком-то из вас то, что он ненавидит в брате своем. Один человек спросил: "Но что если сие будет в брате моем? м "Если сие будет в нем, как ты говоришь, - отвечал Пророк, - ты злословил бы о нем; но если нет в нем сего, как ты сказал, то лживо обвинишь ты в том его". Абу-Хурайра, АБ; ТИ. [61] Злословие и клевета более ужасны, нежели прелюбодеяние; Аллах не простит клеветника, пока не простит его сам обиженный им. Абу-Саид и Джабир, БА. [62] Тот, кто удерживает (кого-нибудь) от (поедания) плоти брата его злословием (46), уверен, что спасет Аллах его от пламени (адского). Асма, дочь Язида, БА. [63] Тому, пред кем его собрат-муслим злословием поражен, и кто, будучи в силах помочь ему, помогает, - Аллах поможет в этом мире и в будущем; но если тот не поможет ему, будучи в силах помочь, Аллах будет преследовать его за то в этом мире и в том. Анас, БГ. [64] Некий из ансар пришел к Пророку, прося подаяния. Пророк сказал ему: НУ тебя ничего нет в доме твоем? " Отвечал тот: "У меня есть шерстяной ковер, часть его мы расстилаем, а частью покрываемся, и чашка, из которой мы все пьем воду". Сказал Пророк: "Приди ко мне со всем этим". Человек пришел к нему со всем названным, и Пророк взял его за руку, и вывел к людям, и вопросил: "Кто купит эти вещи? " Ответил один муж: "Я дам за них один дирхем". Тогда спросил Пророк: "Кто даст более, чем дирхем? " Так он повторил дважды и трижды. Другой муж предложил: "Я куплю это все за два дирхема". Тогда Пророк отдал ему вещи, взял два дирхема и отдал их тому человеку, сказав: "На один дирхем ты купишь пищи и отнесешь ее своей семье, а на второй купи топор и приходи с ним ко мне". Тот так и сделал. Пророк собственными руками укрепил топор на рукояти и затем сказал: "Иди же, руби дрова и продавай их, и да не видеть мне тебя пятнадцать дней". Человек тот сделал так, как было велено. И когда он снова приШел, было у него уже десять дирхемов, на часть которых купил он одежды и на часть - еды. И сказал ему Пророк: "Это лучше для тебя, чем если бы ты появился в Судный день с черными отметинами на лице твоем". Анас, АБ; ТИ; ИБ. [65] Если познали вы нищенство, никто из вас в другой раз не пойдет на то. Аид ибн Амру, НА. [66] Пророк позвал меня и велел мне, говоря: "Ничего у людей не проси. " Ответил я: "Да будет так. " И добавил он: "Даже если бы была кара тебе: если падет она на тебя, прими и проглоти ее." Абу-Дарр, АХ. [67] Воистину, нищенство не пристало ни богатым, ни крепким телом, ни здоровым духом; но для тех позволительно оно, кто нищ, влачит жалкую жизнь или несостоятелен перед кредитором; а кто нищенствует меж людей, дабы увеличить свое богатство, на лице его в Судный день будут черные царапины и раны, и сожрет он ненавистный ему адский камень; теперь же пусть те, у кого нет ничего, приумножают достояние свое (нищенством). Хабшн Джанада, ТИ. [68] Рука, протянутая сверху, лучше руки, протянутой снизу: высшая дарует, низшая же просит милостыни. Ибн Умар, БУ; МУ; АБ; НА; МА, [69] Кто нищенствует средь людей, хотя имеет то, что делает его состоятельным, войдет в Судный день с деяниями побиравшегося - черными царапинами и ранами на лице его. Ибн Масуд, АБ; ТИ; НА; ИБ; ДА. [70] То, что один из вас возьмет веревку, и пойдет к горе, и принесет на спине своей вязанку дров, и продаст ее, и тем Аллах охранит его, - лучше сие для него, чем ежели будет он побираться средь людей, подадут они ему или нет. Зубейр, БУ. [71] Нищенство - раны человека, которые ранят лицо его; пусть тот, кто хочет, сохраняет их на лице своем, и пусть тот, кто волю проявит, уберет их с лица своего, - если сие не есть то, что некто спрашивает у другого, признанного мудрым, совета в том, от чего сам он не нашел лекарств. Самура ибн Джундуб, АБ; ТИ; НА. [72] О Кабиса! Не пристало просить никому, кроме как одному из трех сих, а именно: тому, кто берет на свои плечи чужое бремя, которого уже не снести ему далее; он может попросить (людей о помощи), пока не будет достаточно, после чего пусть он откажется; тому, кого поразило несчастье, и кто нуждается; он может попросить (у людей помощи), покуда в жизни не утвердится; и тому, кто сокрушен голодом, - так что три мудрых человека из народа его скажут, что такой-то голодом поражен; и может он просить (помощи людской), пока жизнь его не войдет в русло. Никто, кроме трех сих, не может просить. О Кабиса! Нищий ест незаслуженно. Кабиса ибн Мухарик, МУ; АБ; НА. [73] Я просил подаяния у Пророка, и он дал мне; затем я (снова) попросил у него, и он дал мне, но тогда сказал он мне: "О Хаким! Поистине, сие приятно для глаз и сладко на вкус; и кто принимает сие, будучи свободен духом, будет благословен; но кто принимает сие с алчностью, нет ему благословения, ибо он подобен тому, кто пожирает, никогда не насыщаясь; и высшая рука лучше низшей." Я ответил ему: "О Пророк Божий! Юынусь Аллахом, пославшим тебя к нам с истиною! Не возьму я более ничего из добра чьего бы то ни было после того (сказанного тобою), пока живу на этом свете". Хаким ибн Хизам, БУ; МУ. [74] Некоторые ансары просили подаяния у Пророка, и он давал им; и снова они просили у него, и он подавал, и истощился оттого дом его. И сказал тогда Пророк: "Что есть добра у меня, не скрою от вас; кто бы ни был бережлив, будет он от Бога бережлив; и кто бы ни был состоятелен, будет таким от Бога; и кто бы ни был терпелив, Аллах даст ему терпения; и никому не дано дара, лучшего и более пригождающегося, чем терпение". Абу-Саид аль-Худри, БУ; МУ. [75] Сказал я: "О Пророк Божий! Побираться мне? " Ответил он: "Нет, и если ты хочешь сего от ншцетгы, тогда спроси лучше правильного (пути) у мудрого." Абнул-Фирасн, АБ; НА. [76] Кто надежен предо мною тем, что не побирается он средь людей, тому я порукой пред раем (которого он достигнет). Таубан, АБ; НА. [77] Поистине, когда я подаю что-либо человеку и он уходит от меня, держа сие в руке или набьет этим брюхо, сие не что иное, как огонь, м - сказал Пророк. "Но почему то, что подаешь ты, есть огонь, о Пророк? спросил Умар. "Бог не дал мне скаредности," - отвечал Пророк. Хабши, РА. [78] Когда кто-нибудь из вас видит похоронные носилки, не следуя за ними, пускай стоит он на месте, пока их не пронесут или не положат наземь. Амир ибн Рабия, БУ; МУ; АБ; ТИ; НА. [79] Мимо проносили похоронные носилки, и Пророк стал на месте, и мы стояли вместе с ним, и сказали: "О Пророк Божий! Ведь это еврейка умерла. " Ответил Пророк: "Воистину, смерть страшна; потому и вы, когда увидите похоронные носилки, станьте". Джабир, БУ; МУ. [80] Мимо проносили похоронные носилки, и Пророк встал с места. И было сказано ему: "Ведь это несут умершего еврея." Ответил Пророк: "Но разве он не был живым существом?" Абдур-Рахман ибн Абу-Лайла, БУ; МУ. [49] Пророк проклял и подносителей мзды, и мздоимцев при разрешении дел. Ибн Амру ибн аль-Аас, АБ; Абу-Хурайра и Ибн Амру, ТИ. [82] Кого выбрали мы для разрешения дел и обеспечили пропитанием, если он после того еще берет (мзду какую), он преступивший (закон). Бурайда, АБ. [83] Не радуйся несчастьям брата твоего, ибо Аллах может быть благосклонен к нему и ввергнет тебя в тяготы. Ватила, ТИ. [84] Кто покинул брата своего на целый год, то же, как если бы он пролил кровь его. Абу-Хираш ас-Суламн, АБ. [85] Нет такого человека, который бы порицал другого за злонамеренност< Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|