Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава XI: Виды психологических защит.





 

Даже наличие одной только потенциальной возможности актуализации той или иной защиты оставляет в нервной системе определенное количество напряжения. Видов защит существует масса и обо всех можно прочитать в интернете или специализированных книгах, поэтому я опишу только самые распрастраненные из них. Одной из первых защит является изоляция. Этот механизм позволяет младенцам засыпать во время стрессовых ситуаций, чтобы нервная система не перегружалась. Таким образом, ребенку не нужно искажать реальность, что часто делают защиты – он просто уходит от нее. В более позднем возрасте, эта защита приобретает социальные качества, когда человек избегает эмоционального контакта во время проблемных ситуаций. Симптом засыпания тоже остается на месте – за всю мою практику я часто встречал людей, у которых резко заболевала голова и их начинало сильно клонить в сон, буквально в течение пяти минут разговора об их фундаментальных проблемах. Чем более ранняя и глобальная травма задевается, тем более ранняя (примитивная) защита актуализируется. Она и одна из самых культурных: плохое самочуствие – хорошая причина, чтобы закончить неприятный разговор. Как правило, в подобной ситуации, человеку и правда нужно дать отдохнуть. Возникновение такой реакции говорит о том, что вы наткнулись на что-то очень важное, однако, дальше вы вряд ли добьетесь каких-либо результатов, ведь человек теряет всякую способность и желание рефлексировать, а насильственное продолжение не закончится ничем хорошим. Исследование такой части психики может занять достаточно продолжительное время, и как один из советов в данном случае – попробуйте другие способы и подходы. Скорее всего, вы напрямую говорите о проблеме, что, конечно же, будет вызывать огромное сопротивление у человека, никак не помогающее потенциально полезному делу.

Следующей защитой после изоляции можно назвать отрицание. Ее возникновение обусловленно «магическим» убеждением ребенка: «Если я отрицаю что-либо – этого не существует». Такой вид защиты очень безопасен для детей и понятно для чего существует. Благодаря ему, в некоторых случаях, им не приходится проживать болезненное расставание с близкими родственниками, поскольку они попросту не признают его утрату. Самые ужасные события могут быть полностью вытеснены из сознания, даже на мгновение не доходя до него, до тех пор, пока у организма не появится больше возможностей пережить столь болезненным опыт. В более взрослом возрасте, эта защита позволяет человеку, как минимум, отдалить проживание шокового события. С этим чаще всего сталкиваются родители, у которых погиб ребенок, хотя этот вид защиты актуализируется и в менее шоковых ситуациях. Например, отрицание часто проявляет себя в стыде, когда человек не может позволить себе признать что-либо, поскольку это может означать потенциальную возможность изгнания из общества и аннулирования его социального статуса. То есть, такого может и не быть, но если есть такая убежденность, отрицание – подходящая защита в таких ситуациях. Людям бывает очень сложно признать зависть или ревность, потому что в глазах своих родителей это может делать их плохими людьми. В такие моменты актуализируется отрицание, которое часто приходит вместе с агрессией. Можно точно сказать, что объективная ошибка определенного утверждения сама по себе не способна вызвать агрессию. Поэтому, если такая реакция случается, есть повод задуматься о том, что могло послужить причиной ее возникновения.

Еще одним проявлением, происходящим за счет отрицания, является маниакально-депрессивный синдром. Обсуловлен он тем, что из-за отрицания каких-либо потребностей, человек, игнорируя усталость или свои желания, с помощью различной деятельности исключает возможность появления времени на переживание травмированного состояния. Когда сил на маниакальность не остается, человек входит в депрессивное состояние. И, отдохнув в нем, и не меня возможности выносить себя или свои проблемы, он снова переключается в маниакальную фазу. Такой цикл может повторятся всю жизнь, а может и закончится на одной из двух фаз. Я знаю людей, которые до старости лет прожили в фазе отрицания и с ними всё было в полном порядке. Они смогли организовать свою маниакальность, сделав свою жизнь очень простой и понятной. Не знаю, чем в таком случае они заплатили, поскольку с помощью такого состояния они смогли многого добиться для себя. Отрицание – мощный ресурс, чтобы попробовать сделать свою жизнь лучше. Оно далеко не всегда работает конструктивно, но вместо того, чтобы полностью избавляться от этого механизма, я бы посоветовал, для начала, попробовать придать ему конструктивный характер. У людей есть право чувствовать себя защищенными. Психотерапевты не отбирают это право, они помогают сделать так, чтобы защиты не мешали качеству жизни. Если отрицание приобретает маниакально-депрессивный характер, тогда следует снизить влияние таких качелей до минимума. Конечно, можно и вовсе лишить человека его фундаментальных механизмов защиты, если они приносят чрезмерное количество дискомфорта самому клиенту, однако, и у этого могут быть не самые благоприятные последствия, ведь так человек может лишиться привычной движущей силы.

Механизм «Всемогущий контроль» также относится к самым ранним психологическим защитам, и его мы уже затрагивали. Он напрямую связан с магическим мышлением и убежденностью ребенка в том, что он является причиной всего происходящего в его жизни. Этот механизм необходим для формирования достоинства и самоуважения, поскольку без уверенности, что ты на что-то можешь влиять, человеческая самооценка была бы невероятно низкой. Конечно, со временем, ребенок будет отделять себя от других людей и понимать, что он не обладает над ними властью. Таким образом, эгоцентричность будет структурироваться согласно объективной реальности, однако, очень часто, эта структуризация является частичной и незавершенной. Как мы уже знаем, люди обладают огромными магическими конструкциями и идеями, которые дают им некое ощущение контроля над их жизнью. Не всегда эти идеи стоит отнимать у клиента. Один из известных мне гипнологов утверждал, что отобрать такую идею, все равно, что лишить человека смысла жизни. Опять же, здесь может не существовать абсолютного блага, которое мы могли бы дать человеку. Есть смысл разбирать по полочкам магические идеи, только если они являются причиной неврозов и проблем, с которыми человек пришел на консультацию. И даже в этом случае, человек может не захотеть расставаться со своими представлениями о том, как всё устроено. Опять же, никаких насильственных методов использовать не нужно – клиент сам берет ответственность за знание, которое он от вас получает.

В моем случае, одним из таких примеров была в меру религиозная девушка, которая была уверена в том, что наслаждение – это грех, поскольку каждый раз, когда она была счастлива, происходило что-то, что это счастье у нее отнимало. В конечном счете, она испытывала огромное количество стыда за свое счастье и полностью игнорировала ситуации, в которых этот механизм не срабатывал, списывая это на совпадения. И всё у нее не клеилось – ни с парнями, ни с сексом, ни с дружбой. Отказ от магических идей испугал ее и мы переключились на другие проблемы. При всем при этом, она сама является психологом, так что даже в этом случае люди хотели бы чувствовать себя защищенными. Ведь если людей кто-то наказывает, то он же и присматривает за ними, давая взамен что-то хорошее. Сложно отказаться от такой идеи. Особенно, когда это напрямую связанно со следующей защитой.

Она называется «идеализация». После того, как ребенок перестает считать себя властелином мира, в следствие отделения себя от родителей, он перенаправляет им эту функцию, фантазируя о их бесконечном величии и способности дать ему всё необходимое. Для ощущения себя в безопасности, ребенку необходимо быть уверенным в том, что если не он, то хотя бы кто-нибудь его защитит. Он еще не может взять на себя ответственность за свою жизнь, поэтому идеализирует того, кто может. Этот механизм прекрасно работает в различных религиозных и духовных учениях, когда человек, убегая от ответственности, очень рад отдать ее авторитетному учителю. В принципе, такой механизм не обязательно связан с чем-то мистическим. В роли учителя может выступать народная или традиционная медицина, а в главной степени люди, которые пропогандируют те или иные подходы. Люди, не обладающие критическим мышлением, с радостью вверят свою жизнь в чужие руки многообещающих специалистов. Здесь же появляется возможность для гипноза, в котором идеализируется гипнолог и очень хочется ему помочь ввести себя в состояние полного подчинения.

 

Затем создать главу про виды ПЗ. А потом про жизнь без защит.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.