Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ





РАЗДЕЛ 1. Введение.

Дисциплина «Философия» представляет собой фундаментальный базовый курс. Он относится к блоку гуманитарных дисциплин, поскольку в нем изучаются фундаментальные основы мировоззрения и базовые человеческие ценности. При этом существенно, что философское мышление составляет теоретический фундамент не только социально – гуманитарного, но и естественнонаучного, технического образования. Мы привычно считаем разум, разумную деятельность исключительным качеством человека, а науку и научно-техническую деятельность – столь же исключительной прерогативой человечества. Действительно, разум человека (ratio) обладает способностью преодолевать границы непосредственного восприятия мира, создавая сверхчувственные, умопостигаемые модели бытия – научные принципы, теории, законы, в которых действительность рационализируется, приобретает характер оснований продуктивной деятельности, творческого познания, освоения мира. Техника, технологии, многие социально-политические и экономические изменения воплощают в себе практические результаты познания. В этом процессе теоретического и практического освоения мира человеком философское мышление является рефлексией о предельных основаниях человеческой деятельности, открывающихся на каждом этапе развития культуры. Такие предельные основания, или универсалии культуры, находят выражение в категориях философии, воспроизводят способы отношения человека к миру и тем самым его, человека, качества, ценности, установки.

Сегодня задачи философского образования в вузе особенно актуальны: обостряющиеся кризисы в экологии, политике и других сферах человеческого бытия побуждают искать новые формы разумной деятельности и научно–технического развития, новые ценностные ориентиры. Именно на это и направлена философская рефлексия, выявляющая и исследующая условия мышления, нравственности, веры, границы свободы и ответственности, «человекоразмерности» науки и технологий, самоопределения человека в мире. Актуальным и значимым является сегодня понимание инженером, технологом, специалистом по управлению коллективами людей и технологиями того, что бытие во всех его проявлениях дается человеку не целиком, не тотально, а в определенном «зазоре», частично, в соответствии с уровнем развития культуры, знаний, характером технологий и ценностных ориентаций. Например, ценностная ориентация на силу и насилие порождает феномен милитаризации научных исследований и техники, т.е. предпочтительность исследований в области военных технологий в глазах власти, политиков, тех, кто распределяет бюджеты государств, а в результате и научного сообщества, технических специалистов. Поэтому столь важно развивать в процессе образования способность критического самопознания, оценки истоков тех или иных научных теорий, концепций, технических решений и приложений. Это предполагает в свою очередь глубокое понимание исторических и современных проблем взаимосвязи различных сфер культуры, изучаемых в курсе философии.

 

 

Цель и задачи курса.

 

Цель курса - формирование развитой мировоззренческой культуры как основы самосознания, самоопределения и самореализации личности гражданина и специалиста.

 

Задачи курса:

- приобщение студентов к классическим образцам философского мышления и вовлечение их в рациональный процесс смысложизненного поиска;

- ознакомление студентов с основными концепциями общественного развития и формирование у них навыков социально-исторического анализа;

- привлечение студентов к участию в философском осмыслении проблем современной цивилизации, науки, научно-технического развития, определении ориентиров собственной социальной позиции и самоопределения в бытии.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать классическое философское наследие;

- иметь развитые способности теоретического осмысления проблем человеческого бытия;

- владеть категориальным аппаратом философской теории;

- обладать навыками философской оценки исторических событий и умениями ориентироваться в современной социальной действительности.

 

Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость дисциплины            
Аудиторные занятия            
Лекции            
Семинары (С)            
Самостоятельная работа            
Подготовка к контрольной работе            
Выполнение домашних заданий            
Реферат   -        
Вид итогового контроля Э        

РАЗДЕЛ 2. Программные материалы к курсу и экзаменационные вопросы.

Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п Тема Лекций, ч Семинары, ч Самост. работа, ч Всего, ч
  Философия, ее предмет и место в культуре        
  Философия Древнего мира и античности        
  Средневековая философия        
  Философия эпохи Возрождения        
  Философия Нового времени и просвещения (XVII-XVIII вв.)        
  Немецкая классическая философия. К.Маркс и марксизм        
  Русская философская мысль второй половины XIX-XX вв.        
  Современная западная философия        
  Учение о бытии (онтология)        
  Проблема сознания. Сознание и самосознание        
  Природа человека и смысл его существования. Философская антропология        
  Учение об обществе (социальная философия)        
  Ценностное отношение человека к миру. Аксиология        
  Познавательная деятельность человека. Гносеология        
  Научное познание. Философские проблемы науки и техники        
  Будущее человечества в контексте глобальных проблем современности        
  Выполнение домашних заданий - -   -
  Подготовка к контрольной работе - -   -

ИТОГО 34 34 68 136

 

Программа подготовки утверждена проректором по учебной работе В.И. Лобановым.

Примерные вопросы к экзамену.

1. Философия и мировоззрение. Самоопределение человека в мире и типы мировоззрения.

2. Особенности философского знания. Теоретическое освоение бытия человеком. Предмет философии, его исторические формы.

3. Философия и миф: от пребывания в бытии к рационально - осознанному мироотношению.

4. Философия и религия, знание и вера.

5. Философия и наука, предельный и открытый характер философской проблематики.

6. Античная философия и рациональность. Космологизм и космоцентризм. Понятие логоса.

7. Философия средних веков в Европе, теоцентризм. Трансцендентное и земное, мир творца и сотворенный мир.

8. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Истоки научной рациональности.

9. Рождение современной науки и проблема метода научного познания в философии Нового времени. Ф.Бекон и Р.Декарт.

10. Гуманистические идеалы Просвещения: вера и общественный прогресс как результат усилий человека и его разума. Концепция общественного договора.

11. Сфера и границы познания мира человеком в философии И.Канта. Трактовка познавательных способностей в «трансцендентальном идеализме».

12. Антропология и этика в понимании И.Канта. Сфера и границы свободы воли.

13. Систематическая философия и диалектика Г.Гегеля.

14. Гегель о человеке и обществе.

15. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

16. К.Маркс: материалистическое понимание истории и его методологические принципы.

17. Проблема предметного освоения мира и сущности человека в философии К.Маркса.

18. Философия в России в ХIХ-ХХ вв. Различие ориентаций (западники и славянофилы).

19. Русская религиозная философия о смысле жизни и предназначении человека, философские идеи В.Соловьева.

20. Основные идеи философии жизни. (С.Киркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

21. Психоанализ о человеке и его природе (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм).

22. Экзистенциализм о сущности и существовании человека.

23. Основные концепции бытия: монизм, дуализм, плюрализм.

24. Пространство и время, движение и развитие как проблемы философского исследования. Диалектика.

25. Проблема происхождения и природы сознания в философии и науке.

26. Предмет социальной философии. Особенности общественного бытия.

27. Общество и власть. Государство в политической системе, политические режимы.

28. Гуманизм как проблема философии и культуры.

29. Отчуждение человека, его сущность и формы проявления.

30. Природа ценностей и роль разума в выборе человека. Аксиология о парадоксах смысла человеческого существования, соотношении добра и зла в жизни людей.

31. Структура общественного сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

32. Природа идеологии. Роль идеологии в жизни современного общества.

33. Познавательная деятельность человека. Теория познания: чувственное и рациональное.

34. Проблема истины в философии и науке.

35. Наука и техника, современное научно-техническое развитие и его основные противоречия.

36. Человек и природа. Судьба технологической цивилизации (постиндустриального общества) в свете экологии человека.

 

РАЗДЕЛ 3. Краткое содержание лекционного курса и основная литература к

Нему.

 

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

Мировоззрение: потребность самоопределения человека в мире. Культурно-исторический характер и сущность мировоззрения. Значение убеждений, проблематика ценностей, оценки и личного выбора. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

Разум, чувства и воля человека как способы освоения бытия. Мифо-религиозная и теоретическая (в философии, науке) установки человека по отношению к миру. Миф как чувственное, образное, волевое переживание и философия как сфера умопостигаемого. Конечность человеческого существования в бесконечном универсуме: «отчаяние» и «удивление» разума перед лицом бытия, поиски смысла собственной жизни как начало философии. Разум и рациональное (умопостигаемое, сверхчувственное, рефлексивное) отношение человека к миру – основа возникновения философии, становления ее предмета и мировоззрения как осознанного мироотношения. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.

Предельный и открытый характер философской тематики. Человек и мир, бытие и сознание. Определение предмета философии под углом зрения отношения «мир – человек» (бытие-человека-в-мире). Философия как «мышление о всеобщем» и предельное осмысление индивидуального бытия. Философская рефлексия как высший уровень самосознания культуры.

Философия в современном мире. Многообразие философских взглядов. Мировоззренческий кризис в обществе и поиск новых оснований человеческого бытия. Познание и нравственность. Роль философии в целостном самоопределении человека, самореализации личности.

 

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ

Процесс рождения философии в середине первого тысячелетия до н.э. «Осевое время» истории (К. Ясперс): удивительное смысловое сходство индийской, китайской и греческой философской мысли. Путь от мифа к логосу, рационально-теоретическому пониманию мира. Человек «осевого времени» в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-цзы. Характерные черты древнеиндийской и древнекитайской философии: этическое содержание и ориентация на самопознание человека.

Античная культура Средиземноморья. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции. «Семь мудрецов» Эллады. Рациональность – средство сделать мир доступным и понятным для человека («понять – значит выразить в понятиях»). Космологизм как тип культурного мышления, мера как основание космоса. Поиск единого основания сущего в учениях милетской школы. Переход от чувственно-сверхчувственных к «чистым» (теоретически заданным) моделям субстанции. Онтология как учение о бытии, варианты античной онтологии. Логос как основание космической и социальной гармонии.

Классический период в развитии греческой философии. Афинская школа: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ и софисты. Софистический тезис Протагора. Сократ об истинном познании как пути к добродетели: тезис о самопознании и рождение европейской этики. Смещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям. Диалектика как искусство творческого диалога. Объективность, всеобщность и необходимость как гносеологическое условие познания, практическое условие действия, онтологическое условие достижения блага. Платон: иллюзия действительности и реальность идеи. Тело и душа. Познание как припоминание. Учение Платона об идеальном государстве, законах, справедливости. Идея как смысловой принцип, причина и первообраз вещи: полемика с Аристотелем. Аристотель об индивидуальном бытии (вещи) как единстве формы и материи, о причинности. Целевая причина, ее смысловая роль. Диалектика возможности и действительности. Энциклопедическая философская система Аристотеля.

Эллино-римский период античной философии: школы эпикурейцев, стоиков, скептиков, ориентация на этическую проблематику как основание разумного действия. Судьба человека и проблема свободы воли.

Космоцентричность и универсальность античной философии, ее место в развитии человечества. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Философия Древнего мира и античности как выражение первого европейского культурно-исторического типа рациональности.

 

ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Встреча Афин и Иерусалима: взаимодействие ветхозаветной традиции и античной философии. Христианство как новая эра европейской духовности. Новая постановка вопроса о роли разума и свободе воли человека. Теоцентризм как системообразующий принцип философии средневековья. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Освобождение от первородного греха как совместное дело человека и Бога. Варианты отношения Академии и Церкви: Тертуллиан, бл. Августин, св. Фома Аквинский. Философия как рациональное средство обоснования истин откровения.

Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Плотин. Августин и идея «града Божьего». Мир как градация степеней добра. Рационализм и иррационализм: схоластика и мистика. Проблема универсалий: реализм и номинализм. Классическая философия средневековья – Фома Аквинский о граде земном и граде небесном, об истинах разума и веры. Проблема доказательства бытия Бога. Дуализм Бога и мира: философия и наука как знание о сотворенном мире, теология как знание о творце. Философия истории в средние века. Напряженность человеческой истории как пути спасения – основы моральной и социально-политической концепций христианства.

Особенности развития философии в Византии, ее влияние на православие. Логический дискурс западных мыслителей и созерцательный характер восточного мышления. Средневековая философия мусульманского Востока.

 

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Формирование раннебуржуазного общества и феномен Возрождения: всемирно-историческая переориентация культуры. Открытие уникальной индивидуальности. Синтез традиций античной и христианской духовности в светском мировоззрении - секуляризация духа и десакрализация человека. Антропоцентризм как новый культурно-исторический тип рациональности: культ творца и художника, ориентация на познание природы, пробуждающийся разум. Живопись как форма философствования. Гуманизм: творчество и свобода как определения человеческой сущности. Пико делла Мирандола и его речь «О достоинстве человека». Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии. Реформаторские идеи в христианстве (М. Лютер).

Пантеизм натурфилософии Возрождения: обожествление природы. Человек как центральное звено цепи космического бытия. Идея бесконечности и принцип совпадения противоположностей. Социальная философия эпохи. Политическая философия «открытой» истории Н. Макиавелли, его «Государь», разграничение политики и морали. Утопические идеи идеального государства. Возвышенность и теневые стороны гуманизма.

Рождение современного естествознания и начало формирования научной картины мира (Л.да Винчи, Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей). Мир как сфера проявления силы человека, опирающегося на собственный разум (homo sapiens).

 

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ(XVII-XVIIIвв.)

Научная революция XVII века. Новый образ науки. Рационализация природы - теоретическое условие рационального господства человека над природой. Природа как «машина мира» и знание как «сила». Механический детерминизм и редукционизм.

Поиски универсального метода открытия истины и обоснования достоверности познания. Эмпиризм и теоретизм (или рационализм в узком смысле) как модификации европейского идеала рациональности. Ф. Бэкон о влиянии социальных факторов на познание и помехах-«идолах», препятствующих достижению истины. Обоснование эмпиризма как познания из опыта и разработка индуктивного метода. Вариации сенсуалистического эмпиризма в Англии (Д.Локк, Д.Беркли, Д.Юм). Рационально-теоретическая установка Р. Декарта и смысл его cogito-аргумента: «Мыслю - следовательно, существую». Обоснование теоретизма как познания, основанного на самодостаточности разума, интуиции, инсайта. Аксиоматико-дедуктивный метод и разработка логико-математических средств познавательной деятельности. Три онтологических основания поиска научной картины мира: монизм, дуализм, плюрализм.

Своеобразие пантеистического монизма Б.Спинозы. Мышление как атрибут бога-природы, отрицание субстанциальности духа. Знание и нравственность: интеллектуальная любовь к Богу – способ включения человека в универсальность бытия, моральное поведение – способ возвышения индивида над хаосом аффектов для гармонизации этого включения. Рациональное истолкование свободы и необходимости. Свобода – познание с точки зрения вечности и, в конечном итоге, познанная необходимость. Созерцательно-антропологические идеи французских материалистов П.Гольбаха и К.Гельвеция о природе человека, источниках его активности. Дискуссии о роли воспитания и среды в формировании личности.

Основные идеи просветителей XVIII века. Вера в общественный прогресс как результат усилий человека и его разума. Разработка модели исторического субъекта, господствующего над природой и создающего социальную реальность. Концепция суверенного субъекта, неотчуждаемых прав человека. Формирование понятия «гражданское общество». Особенности французского Просвещения (Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро, энциклопедисты). Идеал естественного права, союз государей и философов, предпосылки утопического социализма. Концепция общественного договора как раннебуржуазный идеал государственного устройства (от человека через гражданское общество к государству как уполномоченному органу выбранных народом его представителей). Влияние Просвещения на французскую революцию, разработку «Декларации прав человека и гражданина», Конституции США, устоев демократии. Просветительские идеи в России, Вольтер и Екатерина, Герцен и декабристы.

 

ТЕМА 6.НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. К.МАРКС И МАРКСИЗМ

Открытие деятельной социально-исторической природы человека. Кантианский (антропологический) поворот в философии: обращение к априорной родовой человеческой «объективной субъективности» как точке конституирования науки, этики и других форм теоретического и духовно-практического освоения мира человеком. Проблема сферы и границ познания мира родовым человеком в «Критике чистого разума». Научное познание как конструирование картины мира. Разграничение сфер науки и практического мировоззрения: проблема свободы воли и моральной автономии личности в «Критике практического разума». Самозаконность и самоценность морали, безусловное первенство долга. Этика, прагматика жизни и религия: полемика с утилитаризмом и христианской традицией. Человек как цель: утверждение абсолютного достоинства и полноценности каждой личности.

Философская система абсолютного идеализма Гегеля: онтологизация разума, абсолютная идея как субстанция – субъект. Тождество всеобщих форм бытия и мышления в логике, диалектический метод. Законы и категории диалектики. Абстрактное и конкретное, истина как тотальность. Природа как отчуждение абсолютной идеи, иерархия природных форм. «Феноменология духа» – исток и финал гегелевской философии. Гегель о человеке, обществе, истории. Самосознание человека и практическое удвоение мира: снятие отчуждения. Свобода как субстанция духа и как познанная необходимость, история как прогресс в сознании свободы. Роль личности в истории: «хитрость мирового разума», величие и ничтожность действительного человека. Замкнутый характер системы мирового разума.

Антропологический материализм и атеизм Л.Фейербаха. Природно-биологическая трактовка родовой сущности человека. Познание как самосознание природы в человеке посредством чувств, разума и воли. Трактовка сущности христианства (религии) как самоотчуждения родовой сущности человека. Гуманизм Фейербаха, его «Философия будущего» как растворение теологии в антропологии земной любви человека к человеку, возвращения последнему его сущностных сил. Возможности современного прочтения трудов Фейербаха.

Идея коммунизма и мотивы философии Фейербаха в мессианской антропологии «раннего» Маркса. «Экономико-философские рукописи 1844 г.». Концепция отчужденного труда. «Тезисы о Фейербахе»: критика созерцательного материализма и неприятие модели социальности как результата сознательного (произвольного) конструирования ее людьми. Философия практики как предметной деятельности и снятия отчуждения, зависимости человека от процесса и результатов собственной деятельности. Сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Идея критической социальной философии – от познания мира к его изменению в соответствии с его собственными внутренними законами развития.

Человек как субъект истории. Производство, потребление, потребности – основа объективной социальности. Опредмечивание и распредмечивание. Мысль, мышление, идея как распредмеченная предметность бытия. Товарный фетишизм и превращенные формы сознания. Иллюзии капитализма и частной собственности, природа идеологии. Действительная роль разума, науки и личности в истории: познание законов бытия и «действие со знанием дела» (Ф.Энгельс). Социоцентрический рационализм и материалистическое понимание истории как философская концепция и новый метод социального познания. История человечества как закономерный процесс. Общество как система, методологическое значение принципа предметной деятельности, общественно-экономическая формация как единица теоретического анализа общества. Материалистическая диалектика как инструмент революционной критики и форма развития природного и социального бытия. Восхождение от абстрактного к конкретному - способ теоретического воспроизведения органических целостностей. Логика «Капитала» Маркса и коммунизм. Исторические судьбы марксизма и основные представители неомарксизма ХХ века: А. Грамши, Д.Лукач, А.Альтюссер. Некоторые издержки марксизма. Учение о классовой борьбе и революциях, агрессивность диалектики, рационалистический европоцентризм философии истории. Догматизация и вульгаризация марксизма. Проблема исторической «вины» мыслителя.

 

ТЕМА 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX вв.

Традиции русской духовности и проблемы формирования русской философии. Задача самосознания русской культуры. Отношение русского философствования к европейской философской традиции. Православие и русская философия. Духовная напряженность вопроса о судьбах мира и человека: тема спасения. Философия как «сверхнаучное интуитивное знание о мировоззрении» (С.Франк). Внетеоретические формы философского творчества. Великая русская литература – «кладезь самобытной русской философии» (А.Ф.Лосев).

Русская философия в поисках целостности. Вл.Соловьев: «преодоление хаоса посредством Логоса» (А.Ф.Лосев). Истина как сущее всеединое – исходный принцип философии Вл.Соловьева. Божественное начало как идеальная форма всеединства. Материальное бытие: преобладание дифференциации над целостностью. Мировая душа – становящееся всеединство. Красота как сила одухотворения материи. Богочеловеческий процесс: свободное соединение Бога и человечества и преображение мира. Система цельного знания: синтез веры, разума и нравственности. Философия как «свободное соединение Бога и человечества и преображение мира». Система цельного знания: синтез веры, разума и нравственности. Философия как «свободная теософия». Апокалиптические предчувствия. Эсхатология Вл.Соловьева.

Онтологизм религиозной этики как особенность русского философствования. Оппозиция «истины» и «правды». «Правда» как религиозно-нравственный принцип мироздания. Духовный мир личности как особая реальность в ее сопряжении с божественным и космическим бытием. Соборность русского духа: «Мы - философия». Религиозная этика коллективного человечества.

Россия – «загадка-проблема» (Г.Шпет) историософии и философии культуры. Критика европейской цивилизации как воплощения начала ratio и индивидуализма. Русская мессианская идея: всемирно-историческое призвание России.

«Серебряный век» русской культуры и философии, его деятели. От марксизма к идеализму и христианству. Философия всеединства в ХХ веке (С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, Л.Н.Карсавин, П.А.Флоренский). Софиологические изыскания. Русская экзистенциальная философия: от Ф.М.Достоевского к Л.Шестову и Н.Бердяеву.

Трагизм человеческого существования – источник экзистенциального философствования. Тема антроподицеи у Н.Бердяева. Конфликт личности с общеобязательным: критика «самоочевидностей разума» и вечных начал морали. Дегуманизация современной культуры. Тема грехопадения человека: мир «объективации» как мир отчуждения. Прорыв мира «объективации» («мира Ничто»). Свобода как «дерзновение» (Л.Шестов) и творческий акт (Н.Бердяев). Вера – источник свободы. Экзистенциальный «скачок» (А.Камю): от иррационального мира к трансцендентному божественному смыслу.

Трагическая судьба русской философии.

 

ТЕМА 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Две эпохи в развитии новоевропейской философии: классика и современность. Кризис европейской цивилизации и классического философского гуманизма.

Философия Ф.Ницше: «духовный порог» (К.Ясперс) ХХ века. «Бог умер» - философский диагноз эпохи. Нигилизм как судьба Европы. «Переоценка всех ценностей». Ницше и христианство. Разоблачение «морально-оптических обманов» сознания. Жизнь и воля к власти – основа полагания ценностей. «Сверхчеловек»: провозвестие нового предназначения человека. «Глашатай чудовищной логики ужаса»: трагизм судьбы и философии Ницше в контексте кризиса европейского самосознания.

Феноменология Э.Гуссерля. Феноменологическая концепция сознания. Кризис европейской рациональности и «жизненный мир» человека. Феноменология в философии ХХ в.

«Духовная ситуация времени» и экзистенциализм. «Вслушивающееся созерцание» (М.Хайдеггер): герменевтика как метод экзистенциального философствования. Открытие человеку его подлинного бытия – задача философии. Христианский (К.Ясперс, Г.Марсель) и «атеистический» (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) экзистенциализм.

Экзистенция как «бытие-между». Экзистенция и «мир объективации». «Смерть Бога» и «заброшенность» человека. Открытость экзистенции Ничто. «Пограничная ситуация». Человеческое существование как «забота». «Скука», «ужас», «тревога», «отчаяние» как бытийные феномены сознания. Экзистенция и трансценденция: устремленность человеческого существования к безусловному. Проблема свободы. Экзистенциальная коммуникация. Этическое требование верности самобытию.

«Поворот» в творчестве М.Хайдеггера. Бытие и сущее. Тема нигилизма как «забвения бытия» и «фундаментального свершения» в истории Европы. Постижение истории бытия в слове.

Язык как «дом бытия», истина как «открытость». Критика диалектического разума. Проблема выбора своей судьбы, приоритета существования перед сущностью, понимания человека как самоосуществляющегося «проекта». Экзистенциализм и гуманизм.

З.Фрейд: психоаналитическое истолкование природы человека, возможностей и целей человеческого бытия. Сознание и бессознательное. Конфликтность человеческого существования и «несчастное Я». Феномен вытеснения. Символическая природа бессознательного. Освобождающий смысл психоанализа как этико-терапевтической доктрины. Преломление психоанализа в философии и искусстве ХХ века. К.Г.Юнг об архетипах коллективного бессознательного. Неофрейдизм: синтез психоаналитических, экзистенциальных, марксистских идей. Э.Фромм.

Аналитическая философия: неклассический рационализм. Критическая оценка традиционной «метафизики». Критико-рефлексивный анализ языковых форм как задача философии: логический позитивизм, лингвистический анализ.

Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Концепция чистого опыта и редукции теоретических высказываний к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений, проблема разграничения науки и философии («физики и метафизики»). Неудачи в реализации программы позитивизма. Постпозитивизм, принципы фальсификации и интерсубъективности. Философская ограниченность сциентизма. Расширение проблемного поля аналитической философии в конце ХХ века.

Прагматизм и инструментализм.

Философская герменевтика. Постструктурализм.

Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер и др.). Влияние философских дискуссий на развитие современной цивилизации.

 

ТЕМА 9. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

Мир как целокупная реальность. Непосредственное мироощущение бытия как чувственно переживаемой реальности: мифологические, художественные, обыденные образы действительности. Переход от чувственно-сверхчувственных к умопостигаемым представлениям о субстанции в античной философии. Формирование метафизики, разграничение проблем метафизики и физики. Картины мира в философии, религии, науке.

«Полюсы» бытия: существование мира и жизнь человека. Дискуссии о видах бытия (субстанциях, атрибутах единой субстанции) в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Реальность объективная и субъективная. Понятие субъективной реальности как предельное обобщение индивидуально-психического опыта человека. Понятие объективной реальности как предельное обобщение духовно-практического опыта деятельности человека в природе и обществе. Грани бытия для человека: природное, общественное и индивидуальное. Возможность иррациональной трактовки бытия-человека-в-мире. Экзистенциализм. Пострациональный (опосредствованный, теоретизированный) характер современного иррационализма. Предельность и открытость проблемы бытия в рациональном мышлении.

Основные монистические направления в философии. Идеализм: разум как субстанция. Материализм: материя как субстанция, объективная реальность и всеобщий субстрат. Качественное многообразие бытия и проблема его единства в идеализме и материализме. Прерывность и непрерывность, устойчивость и изменчивость бытия: движение, развитие. Истолкование метафизики как ограниченного метода изучения бытия. Диалектический метод: категории, принципы, законы развития. Противоположность «парных» диалектических категорий и поиски «единства противоположностей». Противоречие как философская проблема и принцип непротиворечивости как канон научного мышления. Цикличность, круговороты, поступательность в развитии. Иерархия устойчивых и взаимосвязанных материальных форм. Понятие прогресса. Концепция структурных уровней бытия и генетический аспект единства мира. Детерминизм как концепция универсальной закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Причинность. Исторические формы детерминизма: динамические и статистические закономерности, принцип системности. Механические, органические и социокультурные системы.

Система как онтологическая категория и смысл как регулятивная идея системного мышления. Космос, универсум, Вселенная. Становление и эволюция научных картин мира после «коперниканского переворота» в мировоззрении. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной в космологии ХХ века.

Свойства субстанции: пространство и время, их взаимосвязь с движением (развитием). Бытие и время: вечность, временность, мгновенность. Проблема сознания и ее решение в философском материализме. Дискуссии о природе идеального. Проблема жизни (конечность или бесконечность, множественность или земная уникальность).

Грани бытия и структура философского знания.

 

ТЕМА 10. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Дискуссии о происхождении и природе сознания, зависимость их исхода от принятой концепции бытия. Генезис сознания с позиций естествознания, психологии, теологии, космологии. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства культуры. Мышление, общение, язык. Трудовая теория антропосоциогенеза как модель генезиса сознания.

Язык как непосредственная действительность сознания (К.Маркс). Знаковая природа языка. Знак и значение. Синтаксис, семантика и прагматика языка. Значение знака как употребление его по правилам и образцам предметной деятельности человека в культуре. Информационно-сигнальная функция языкового общения. Информатизация современного общества и проблема «искусственного интеллекта». Идеальность сознания. Дискуссии о природе идеальной реальности в истории философии и в материализме. Уровни языка: мимика и жесты, устная и письменная речь, предметный мир культуры. Язык искусства. Символический характер языкового общения. Прерывное и непрерывное, выразимое и невыразимое в языке.

Активность сознания. Обращенность на себя: самосознание и рождение личности. Особенности рефлексивной способности мышления и сложность самосознания. Проблема понимания. Интуиция, воображение, озарение, инсайт. Место убеждений, самооценки, самоконтроля в структуре самосознания личности, рождение этической и аксиологической проблематики. Самосознание как ключ к постижению бытия, «зеркало природы». Самосознание как выражение целей и смыслов жизни че







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.