№
| Рисковая ситуация
| Период мониторинга
| Описание рисковой ситуации
| Превентивные меры по устранению риска
|
1.
| Снижение прибыли разработчика вследствие привлечения инвестора за долю в компании более 40%
| При поступлении сведений.
| Несогласие потенциального инвестора вступать в проект на предлагаемых разработчиком условиях. Затягивание сроков переговоров более чем на 20 дней, относительно запланированных
| · Фандрайзинг: ведение переговоров с несколькими потенциальными инвесторами, направление заявок в различные инвестиционные фонды.
· Более качественная проработка бизнес-плана.
· Тренинг ораторских способностей и навыков проведения презентации разработчика.
|
2.
| Снижение качества исполнения основных работ по проекту вследствие привлечения объема средств меньше запланированного
| При поступлении сведений.
| При привлечении средств в объеме меньше 10-20% запланированного, уменьшается возможность формирования кадровых ресурсов, в результате чего снижается уровень качества разработки портала
| · Фандрайзинг.
· Привлечение собственных средств разработчика.
· Сокращение объема работ по поисковой оптимизации, SEO.
· Разработка дизайна сайта и верстка портала внешними, а не штатными специалистами (фрилансеры).
|
№
| Рисковая ситуация
| Период мониторинга
| Описание рисковой ситуации
| Превентивные меры по устранению риска
|
3.
| Сокращение прибыли вследствие появления проекта-аналога
| Ежемесячно
| Уменьшение количества постоянных пользователей портала более чем на 10%, уменьшение запланированных темпов прироста аудитории более чем на 15%, снижение объема продаж более 20%
| · Мониторинг рынка внешкольного образования и основных конкурентов на предмет появления новых продуктов.
· Разработка комплекса уникальных услуг, не предоставляемых конкурентами.
· Дополнительные рекламные мероприятия.
|
4.
| Снижение объемов продаж из-за некачественного образовательного контента вследствие недостаточной квалификации специалистов
| Еженедельно
| Отклонение фактического уровня продаж более чем на 20% от запланированного. Превышение негативных отзывов слушателей курсов положительных.
Низкий рейтинг образовательного курса.
| · Введение в организации должности контент-менеджера, отбирающего специалистов для разработки курсов и ответственного за качество образовательных программ.
· Введение рейтинговой оценки курсов с целью мониторинга качества контента.
· Разработка критериев отбора преподавателей.
· Разработка формализованы требований к наполнению учебных курсов.
· Мониторинг негативных отзывов пользователей и удаление некачественных образовательных курсов.
· Разработка системы мотивации преподавателей (премия за слушателей курса).
|
№
| Рисковая ситуация
| Период мониторинга
| Описание рисковой ситуации
| Превентивные меры по устранению риска
|
5.
| Недостижение запланированного объема продаж вследствие неверной интерпретации предпочтений потребителей
| Ежемесячно
| Отклонение фактического уровня продаж более чем на 20% от запланированного, при этом отклонение фактических показатели количества пользователей портала и прироста аудитории от запланированных незначительно.
| · Дополнительное маркетинговое исследование рынка образовательных услуг.
· Организация фокус-групп среди преподавателей, школьников 5-11 классов и их родителей.
· Разработка программы маркетинговых мероприятий по продвижению портала
|
6.
| Возникновение дополнительных издержек в связи с необходимостью официальной интеграции работы портала в сферу школьного образования
| При поступлении сведений.
| Негативная реакция дирекций школ и образовательных органов. Требование оформления официальных документов, подтверждающих соответствие стандартов работы портала образовательным стандартам.
| · Адаптация работы портала под образовательные стандарты и специфику работы государственных образовательных учреждений.
· Использование неофициальных каналов продвижения продукции: ориентация на преподавателей и предоставление школьникам дополнительных услуг минуя школы.
|
7.
| Недостижение запланированного количества пользователей портала вследствие низкого рейтинга портала в поисковых сетях
| Еженедельно
| Отклонение фактического количества оригинальных посетителей от запланированного более чем на 25%.
При поисковых запросах по ключевым словам ссылка на сайт не входит в 1ю пятерку-десятку.
| · Привлечение высококвалифицированных специалистов по SEO (поисковой оптимизации).
· Продвижение портала в поисковых системах Яндекс и Рамблер.
|
№
| Рисковая ситуация
| Период мониторинга
| Описание рисковой ситуации
| Превентивные меры по устранению риска
|
8.
| Недостижение запланированного уровня трафика вследствие неправильной разработки оформления сайта
| Еженедельно
| Процент повторных посещений сайта менее 30%.
Процент активных пользователей после регистрации менее 60%.
Наличие негативных отзывов пользователей.
| · Тестирование дизайна перед запуском портала.
· Анкетирование пользователей портала на предмет отношения к оформлению сайта.
· Разработка функции изменения внешнего вида страниц по заданным шаблонам
|
9.
| Недостижение запланированного уровня трафика вследствие недостаточного удобства пользовательского интерфейса
| Еженедельно
| · Тестирование удобства пользовательского интерфейса перед запуском портала.
· Анкетирование пользователей портала на предмет удобства пользовательского интерфейса.
· Мониторинг отзывов пользователей портала.
· Разработка пошаговой иллюстрированной инструкции работы с порталом (создание образовательных курсов, тестов, организация образовательного процесса, проведения тестов, написание дистанционных работ)
|
№
| Рисковая ситуация
| Период мониторинга
| Описание рисковой ситуации
| Превентивные меры по устранению риска
|
10.
| Программный сбой в работе портала в результате атаки портала хакерами
| Ежедневно
| Невозможность доступа к порталу, несанкционированное получение кодов доступа к правам администратора неуполномоченными лицами.
| · Тестирование портала на уязвимости на стадии запуска.
· Еженедельное создание виртуальной копии портала (сохранение данных).
· Использование системы безопасности сайтов GeneGuard.
· Ежеквартальный аудит безопасности портала (проверка программного кода на наличие посторонних инъекций).
|
Помимо вышеописанных мероприятий для предотвращения возникновения описанных рисков планируется проводить еженедельные 15-минутные мозговые штурмы в рамках каждого отдела для идентификации возможных угроз и уменьшения последствий их влияния на компанию. Результаты штурмов предоставляются руководителю проекта в обобщенном виде и вносятся в базу знаний компании.
Также для мониторинга и анализа рисковых ситуаций, описанных в таблице 5, в пунктах 7, 8, 9, планируется использовать систему веб-аналитики.
В таблице 6 отражен алгоритм реагирования участников инновационного проекта на рисковую ситуацию при ее возникновении и бюджет управления рисками проекта.
Идентификация риска происходит на основании параметров, отраженных в графе «Описание рисковой ситуации» в таблице 5.
Для управления рисками проекта используется распределенная модель, то есть за идентификацию и устранение риска отвечает специалист, в рамках должностных обязанностей которого находится область возникновения риска.
После завершения действий по минимизации последствий наступления рисковой ситуации информация о причинах возникновения риска и действиях, предпринятых для его устранения, должна быть внесена в базу знаний компании, а отчет должен быть представлен руководителю проекта. Руководителем проекта является разработчик портала.