Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ





 

 

Дисциплина для направления

050700.62 – Педагогика

 

Рабочая программа с методическими указаниями

 

 

СОГЛАСОВАНО Разработала

Начальник учебного доцент кафедры педагогики

Отдела ИНПО ___________ Звяглова М.В.

________ Жегурова В.В.

«____»_________2011 г. «___»__________2011 г.

 

 

Принята на заседании

Кафедры педагогики

Зав. кафедрой педагогики

____________ Горычева С.Н.

 

 

1 Цели и задачи дисциплины

Данная дисциплина входит в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Р.05) учебного плана направления 050700.62 – Педагогика, изучается на третьем курсе. Она тесно связана с такой дисциплинами как «Теоретическая педагогика», «Социальная психология», «Этнопедагогика и этнопсихология».

Целью изучения курса является формирование профессиональной компетентности студентов путем развития понимания психолого-педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов.

Задачи курса:

- сформировать целостное представление о психолого-педагогических основах семьи и особенностях семейной социализации;

- сформировать представления об оптимальном стиле семейных взаимоотношений между субъектами семьи;

- развить проектировочные, рефлексивные, коммуникативные педагогические умения осуществлять взаимодействие с современной семьей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент, изучивший дисциплину, должен

Знать

· основные современные психолого-педагогические подходы по исследованию семьи;

· проблемы в области современных брачно-семейных отношений;

· основные закономерности, механизмы становления внутрисемейного пространства;

· основные причины дисфункционального развития личности, детерминанты развития ребенка в семье;

· особенности развития семьи, ее жизненный цикл;

· стратегии и стили семейного воспитания и типичные ошибки семейного воспитания;

Владеть навыками

· анализа информации о системе внутрисемейных отношений;

· разнообразными методиками исследования супружеских отношений;

· консультирования семьи и отдельных её членов.

Уметь

· проектировать и осуществлять исследование развития семьи, влияния семьи на отдельных её членов;

· находить причину неблагоприятного варианта развития семьи и ее членов, методологически грамотно выделять проблему, анализировать ее и находить варианты преодоления неблагоприятных вариантов развития личности человека, обусловленных особенностями семейного взаимодействия;

· составлять научно-методические рекомендации по вопросам профилактики семейного неблагополучия, семейного воспитания.

 

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую и консультативную.

 

 

Выписка из ГОС 2005 направление «Педагогика»

ОПД.Ф.13

Психология семьи и семейного воспитания

Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.

 

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля   экзамен

 

 

Содержание занятий

 

Тема занятий Лекции Семинары Сам.раб.
  Семейная педагогика в системе наук      
  Психология супружеских отношений      
  Феномен родительства      
  Родительская любовь как единство любви матери и отца      
  Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений      
  Особенности семейного воспитания детей в различных типах семей      
  Семья и социум      
  Психологическое консультирование родителей      
  Семейное консультирование      
  Семья, личность, общество      
  Проблема семейного насилия      
  Диагностика семьи: основные этапы и методы изучения      
  Организация работы с различными категориями семей      
  Техники семейного консультирования      
         
             

 

Содержание теоретических занятий

3.1 Семейная педагогика в системе наук

Системный подход в описании семьи.Социальные и педагогические функции семьи.Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Структура семьи, функции и типология семей. Семья как институт первичной социализации и воспитания ребенка. Проблемы современной семьи. Психологическое здоровье современной семьи.

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании. Понятия «семья» и «брак». Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений.

3.2 Психология супружеских отношений

Типы супружеских отношений в браке. Адаптация супругов в семье. Динамика супружеских отношений, профили брака. Стадии развития семьи, стереотипы взаимодействия, семейные подсистемы и границы между ними. Семейные мифы.

Семейные ссоры и специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

Феномен родительства

Родительство как социокультурный феномен. «Педагогическое образование родителей» и «воспитание родителей». Модели «воспитания родителей».

Основные компоненты родительства: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания.

Факторы, определяющие формирование родительства. Методы повышения педагогической культуры родителей.

Родительская любовь как единство любви матери и отца

Любовь матери как первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Специфика любви отца. Институты материнства и отцовства: исторические особенности возникновения и развития. Факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви.

Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений

Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. Связь старшего и младшего поколений в обществе и семье как механизм психологического наследования. Личные отношения прародителей (бабушек и дедушек) и их детей и внуков.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.