Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Техники семейного консультирования





Цель: знакомство с основными техниками семейного консультирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическое консультирование родителей.

2. Основные вопросы семейного консультирования.

3. Технология ведения беседы консультантом.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу основных моделей семейного консультирования на основе психолого-педагогической литературы и источников по семейной психотерапии.

2. На семинарском занятии проигрывание отдельных ситуаций консультирования по вопросам воспитания детей.

Литература:

1. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учеб.пос.- М.: ОСЬ-89, 2003.

2. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Гл.15,16.

3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учеб.пос. - М.: ОСЬ-89, 2003.

4. Овчарова Р.В.Психология родительства: Учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.

5. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пос.- М.: Сфера, 2005.

6. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 2002.

7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб.пос.- М.: Гардарики, 2004.

8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для вузов / Под ред.Е.Г.Силяевой. - 3-е изд.,стер. - М.: Академия, 2004 (2005).

 

 

Литература

Основная литература:

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб.пос. - Спб: Речь, 2005.

2. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб.пос.- М, 2005.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для вузов / Под ред.Е.Г.Силяевой. - 3-е изд.,стер. - М.: Академия, 2004 (2005).

4. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пос.- М, Академия, 2005.

5. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пос. - М.: Владос, 2006.

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб.пос.- М.: Гардарики, 2004.

 

Дополнительная литература

1. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учеб.пос. - М.: ОСЬ-89, 2003.

2. Ерусланова Р.И. Насилие в семье: учеб.пос.- М.: «Дашков и К», 2011.

3. Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации. Под ред. Н.М.Платоновой. – СПб, 2004.

4. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Гл.15,16.

5. Николаева Я. Г.Воспитание ребенка в неполной семье. Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пос. для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2006.

6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: Учеб. пос. – М., 2003.

7. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Уч.пос. –М.: «Ось-89», 2003.- 336 с.

8. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. – Самара, 2000 (2005).

9. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пос.- М.: Сфера, 2005.

10. Пчелинцева Е.В. Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие и утрату близких: Учебно-мет. рек. – В.Новгород, 2004.

11. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб.пос. - СПб: Речь, 2006.

12. Семья: между насилием и толерантностью: Кол.монограф. - Екатеринбург, 2005.

13. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Владос, 2005.

14. Словарь-справочник по социальной педагогике и социальной работе./ Автор-сост. М.В.Звяглова. – Великий Новгород, 2003.

15. Торохтий В.С. Психологическое здоровье семьи: учеб.-метод.пос. - Спб:Каро, 2009.

16. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М, 2002.

17. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - Спб.: речь, 2007.

18. Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога: учеб.пос.- М.: Академия, 2008.

19. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учеб.пос.- М.: ОСЬ-89, 2003.

20. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб.пос. - СПб: Речь, 2003.

21. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 2002.

23. Эпштейн М.Н. Отцовство: метафизический дневник. – СПб, 2003.

 

6. Самостоятельная работа студентов.

Цели самостоятельной работы:

§ Углубление знаний по предмету;

§ Формирование профессиональной компетентности студента;

§ Развитие умений работать как с научной литературой, так и разрабатывать собственные методики работы с семьей.

Формы самостоятельной работы:

§ Подготовка к семинарским занятиям;

§ Выполнение практических домашних заданий;

§ Составление анкет, схем и таблиц по основным разделам курса;

§ Подготовка докладов и выступлений на семинарских занятиях.

Задания для самостоятельной работы

1. Составить по различным источникам (научная, справочная, учебная литература) таблицу и на основе сравнительного анализа выделить сущностные характеристики семьи.

2. На основе изучения и анализа учебной, научной и справочной литературы сформулировать собственное определение понятия «насилие».

3. Выделить основные проблемы человека (женщины, ребенка, пожилого), испытавшего насилие на различных уровнях: физическое, сексуальное, психическое, эмоциональное и.др.

4. Письменно составить «карту семьи» на основе анализа одной из знакомых вам семей.

5. Разработать собственную методику диагностики семьи и аргументировано доказать ее.

6. Составить таблицу основных моделей семейного консультирования на основе психолого-педагогической литературы и источников по семейной психотерапии.

 

Подготовка к экзамену

Экзаменационный билет включает два вопроса: первый – теоретический, второй – анализ предложенной ситуации.

 

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

– пороговый (оценка «удовлетворительно») – 90-112 б.

– стандартный (оценка «хорошо») – 113-134 б.

– эталонный (оценка «отлично») – 135-150 б.

 

Критерий Студент демонстрирует:
пороговый знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации учения;
стандартный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации учения;
эталонный полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации учения.

 

7. 1 Теоретические вопросы

1. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества. Современные исследования брачно-семейных отношений.

2. Проблема любви и брака.

3. Семья как система. Основные параметры семьи как системы. Нарушения жизнедеятельности семьи.

4. Жизненный цикл развития семьи, нормативные и ненормативные семейные кризисы.

5. Семья как первичный институт социализации и воспитания личности. Роль семьи в развитии личности на различных возрастных этапах.

6. Типология семей. Особенности семейной субкультуры.

7. Психология супружеских отношений.

8. Развод и его влияние на детей и бывших супругов.

9. Феномен родительства: теоретические подходы, компоненты родительства, факторы, определяющие формирование родительства.

10. Родительская любовь как единство любви матери и отца. Стрессы родительства.

11. Родительство и «воспитание родителей». Основные концепции «воспитания родителей».

12. Прародители в системе семейных отношений. Взаимоотношения поколений в семье.

13. Проблема семейного насилия: объекты, виды насилия, пути решения проблемы.

14. Проблемы и трудности семейного воспитания, стратегии и стили семейного воспитания.

15. Организация работы с родителями в школе: формы и методы.

16. Социальный кризис семьи: девиантные матери и их дети.

 

7.2 Ситуации

Ситуация 1: «Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома – я и мои подруги, в детском саду – нянечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему уже скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?»

 

- какой тип семьи представлен в данной ситуации?

- дайте характеристику проблем данного типа семьи и возможные пути решения.

 

Ситуация 2: «Когда я впервые узнала, что у моего мужа есть возлюбленная на стороне, я просто начала сходить с ума. Жили мы всегда довольно замкнуто, и, кроме старшей дочери, поделиться бедой мне было не с кем. Она сразу встала на мою сторону, даже перестала разговаривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Я поехала к нему с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в истерике. Дочь меня еле увела…

Первый раз мы по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь я сама внушила, что он предатель. Чувствую, что теряю дочь! Вот какой «дорогой ценой», слезами и нервами моих детей оплачен наш развод».

- какую ошибку в своем поведении допустила женщина?

- назовите основные проблемы данной семьи;

- какие из проблем возможно разрешить, а какие нет?

 

Ситуация 3: «Детей своих – у меня их трое: пять лет, три года и один год – люблю безумно. Денег на них никаких не жалею, способна купить любую игрушку, любые сладости. Но если они начинают баловаться и меня не слушают, я кричу на них, бью посуду. Дети плачут – я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать – хорошую. Не такую как я. И с мужем тоже не ладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но когда выпьет – мне его убить хочется. Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения? ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются».

- определите основные проблемы этой семьи;

- в чем причина такой позиции матери.

 

Ситуация 4: Прошло три месяца после свадьбы, но Андрея одолевали неясные сомнения. В каждой мелочи он ощущал причину для разочарования и какой-то душевной тревоги. Леночка, чей образ всегда был связан с сердечным трепетом и радостным ожиданием, теперь вызывала в нем непонятную настороженность и даже неосознанное раздражение. Приветливая и улыбающаяся Сказочная Принцесса на глазах превращалась в ворчливого, требующего постоянного внимания Домашнего жандарма в стертых шлепанцах: «Газету читаю – недовольна, хоккей смотрю – ворчит, пальто не подам – замечание, а у друга задержусь – и вовсе скандал» - говорит Андрей, вспоминая, что у него в семье все по-другому было. Мать отцу полную свободу давала. Да и вставала всегда раньше его, чтобы завтрак приготовить. Кто мог подумать, что она такая лежебока – Ленку не то, что завтрак готовить, на работу не добудишься. У нее, говорит, отец всех завтраком кормил. Ужин, правда, делает, да и то похвалы постоянно требует. Вообще уж больно она комплименты любит да признания в любви: каждый день готова их слушать. А он – не попугай, чтобы одно и то же повторять. Да и любовь как-то незаметно проходит… а жаль! Ведь они раньше любили друг друга, всё свадьбы дождаться не могли.

- почему не сложились отношения у Андрея и Лены в начальный период брака, каковы причины;

- какое развитие ситуации представляется вам наиболее вероятным?

 

Ситуация 5: Супруги К., будучи очень молодыми, не имели ни малейшего представления, как строить семейную жизнь. Зато оба были самонадеянны; им казалось: раз любим, - значит, жизнь сложится сама. Дочурке было уже три года, а отношения жены с мужем все еще не налаживались. Из-за чего? Чаще всего из-за пустяков и вздорности…начиналось с резкого слова, вырвавшегося от раздражения или усталости, потом пошло: «Ты первой начала!» - «Нет, это ты!», «Почему мне первой уступать?» и т.д. Однажды супруги так поссорились, что представилось самое худшее: развод… всю ночь она не могла уснуть, а когда рассвело, подошла к окну. Была осень. Листья слетали с деревьев, и улица была золотой от них. И вдруг она вспомнила: такой же был рассвет, когда они бродили всю ночь после объяснения в любви. Жена обернулась к мужу – он спал, поджав колени под подбородок, как спят мальчишки, и было в его позе столько трогательного, милого, что она почувствовала, что не все еще прошло, он здесь, с ней. Она прикоснулась к его волосам, он открыл глаза – они были ясные и светлые. И вдруг глаза его померкли. Она очень испугалась этого ушедшего в себя взгляда. По привычке хотела упрекнуть: вот, мол, до чего я тебе опротивела, и улыбнуться не можешь. Но поняла: упрекну – все останется по-прежнему, и грубое слово застыло на губах…Жена смотрела на мужа, стараясь всю свою любовь передать в этом взгляде. Наконец он тоже улыбнулся. «Доброе утро», - сказала она…

- в чем причина неблагоприятного семейного микроклимата?

- какие вопросы, проблемы не были решены в первые годы совместной жизни?

 

Ситуация 6: Восьмое марта. В доме закончилась предпраздничная суета. Отец и дочь, подвязав фартуки, совместными усилиями приготовили ужин, колдовали над салатом, жарили мясо…Наконец все готово, мать вернулась домой, все сели за стол. Увы, мясо пересушено, салат пересолен, компот из-за избытка сахара неотличим от сиропа. Неудача! Обидная неудача!

«Виноват!- кается отец. – Моя вина, и только моя! Натка говорила, что сковородку уже надо с огня снимать, а я все твердил: пусть лучше подрумянится. Вот и подрумянилось в угольки. И салат второй раз посолил опять я…»

«Папка, ты это брось, - отзывается дочь. – Мамочка, это мой грех. И компот это тоже на мне. Ты же знаешь, какая я сладкоежка, - сколько сахара не сыплю, все мало. И про соль меня папа из кухни спрашивал, а я с Витькой по телефону говорила и что-то не то ответила…»

- как вы оцениваете позицию участников этой «ситуации неудачи»?

- каким вы представляете психологический климат и взаимоотношения в этой семье?

- какой «итог» разговору отца с дочерью подведет, по вашему мнению, мать?

 

 

Ситуация 7: «Мама, Борис мне сделал предложение. Наверное, мы поженимся. Ну что же ты не радуешься? Ты ведь давно мечтала о моем семейном счастье». В общем, готовься к свадьбе». «Как у тебя все просто! Вы ведь знакомы всего несколько месяцев. К чему такая поспешность?»

«А к чему медлительность? Неужели пример твоей старшей дочери ни о чем не говорит? Нинка своего Володю еще со школы любила. Да как любила! Из армии ждала – вечером из дому выйти боялась. А он вернулся, весь такой «благодарный», да говорит: «Извини, мол, другую полюбил» и…помахал Нине ручкой…А Борис – парень положительный. Обеспечен, имеет квартиру. Что же еще надо? Ты уж извини, мама, но я, как Нина, ждать не хочу…»

- какая из позиций участников диалога вам ближе? Почему?

- имеет ли значение для прочности брака срок знакомства? Если имеет, то какой срок вы считаете оптимальным и почему?

- согласны ли вы с мнением, что брак по любви менее прочный, чем брак по расчету? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Ситуация 8: «Помягчела мать…уж на что строга была к нам с братом. Глаз на нее не смели поднять, не то чтоб слово поперек сказать. А сегодня они с Валькой о чем-то заспорили, а та ей возьми и скажи: «Бабушка, ну что ты в современной жизни понимаешь, ты при царе Горохе родилась!» Думала, мать взовьется. Ничуть не бывало. Засмеялась и говорит: «Так при царе Горохе, Валечка, дурочки родились не чаще, чем сейчас». Я потом ей сказала: «Она же тебе нагрубила. Почему ты не одернула ее, нам бы ты этого не спустила». А она мне: «Эх, Зина, дети до венца, а внуки до конца! Понимать надо!» Вот и поговори с нею!»

- почему бабушки и родители часто имеют разные взгляды на воспитание детей и внуков?

- как урегулировать возникающие в таких случаях конфликты?

 

Ситуация 9: «Семья…Как это много значит для человека. Каждому свой дом несет радость, каждый стремится поскорее войти в него. От него так и веет теплом. А мне он кажется холодным, и нет никакого желания возвращаться домой после школы. Для каждого отец и мать – самые близкие и родные. А мне они кажутся то близкими, то очень далекими. Отец относится к матери с презрением, упрекает ее в неверности, доводит до слез и скандалов, а она все терпит. Не пойму только, почему, ради чего и кого она это делает? Неужели ради меня? Но видеть ее слезы, слышать их скандалы – разве это не пытка?! Когда я была маленькой, я этого не понимала. Но сейчас, когда мне 16, я не могу этого видеть, не могу больше жить в этом доме.

- охарактеризуйте проблемы данной семьи?

- каковы могут быть причины подобного поведения супругов?

- каковы могут быть последствия такой семейной жизни для девушки?

 

Ситуация 10: В семье живо обсуждается вопрос о том, как провести летний отпуск. Мама: «Можно по путевке поехать на базу отдыха нашего завода. В профкоме еще есть путевки».Отец: «Ну что интересного на базе отдыха? Мы там дважды были. Вот бы на недельку съездить к моим родственникам в деревню…какая там рыбалка! А какой лес!» Тут в диалог родителей вмешивается 14-летний сын Володя: «Мама, пап! Мы с классом едем в лагерь труда и отдыха, а на заработанные деньги поедем осенью в Москву!» Отец (раздраженно): «Да ладно тебе со своим лагерем. Как родители решат, туда и поедешь». Володя: «Но у меня могут быть свои дела, свое мнение!» Отец категорично, с расстановкой говорит: «Твоим мнением может быть только то, что я скажу! И нечего рассуждать!»

- как вы оцениваете взаимоотношения в семье?

- какой стиль семейного воспитания характерен для данной семьи?

 

Ситуация 11: У нас с мужем повторный брак и общих детей пока нет. Но мне казалось, что мы одинаково любим и его сынишку, и мою дочь. Казалось до тех пор, пока я не стала замечать, дочери он не прощает то, что сыну сходит с рук. И началось соревнование между нами в придирках к детям. Мы не хотим расставаться, но и калечить детей нельзя.

- охарактеризуйте тип представленной семьи.

- в чем вы видите проблемы данной семьи?

- есть ли выход из создавшейся ситуации?

 

Ситуация 12: Уже три года наша семья существует только фиктивно. Вернее – две семьи. Реальная, в которой живет со своей новой возлюбленной мой муж. И наша, куда он, скрепя сердцем, приходит ради детей. Приносит деньги, чтобы трое наших мальчишек не умирали с голоду. Не буду описывать свое моральное состояние – это ужасно. Я знаю, что меня разлюбили, бросили ради другой женщины, что к ней муж «летит на крыльях». Но…младшему сыну всего 4 года, а старшему – 8. дети часто болеют, я сижу дома. мы полностью зависим от мужа. Да и справиться одной с детьми и частным домом, садом, огородом мне не под силу. Вот и терплю теперь уже чужого, приходящего мужа. А он терпит меня, постылую, ради детей. Что нам делать, ведь нервы на пределе, мы уже ссорились при мальчиках, можно ли жить дальше? Оценят ли они такие жертвы?

- какая проблема лежит в основе создавшейся ситуации?

- существуют ли благоприятные пути разрешения данной ситуации?

 

Ситуация 13: «Понимаете, они делили меня как вещь. Ни один из них никогда, ни разу не спросил меня о моих желаниях. С кем я хочу жить? Что я о них думаю? Думаю ли вообще? А четыре года назад, когда они только развелись, у меня не было выбора: он был моим отцом, она – моей матерью. Мать не разрешила отцу приходить ко мне. Меня все время встречала бабка и быстро уводила из школы, иногда мать просила об этом соседку. Гулял я тоже только с бабкой, а когда она была занята – сидел дома один запертый. У меня никогда не было собственного ключа от дома, тогда я хотел уйти к отцу, я думал, что я ему нужен, но потом понял, что и ему я нужен только как орудие борьбы против матери. По-моему, они просто ослепли от злобы друг на друга. Самое страшное во всем этом, что мне никто не мог помочь. Ведь все признавали за ними права на меня. Как право на вещь! Они, между прочим, также делили дачу и машину, и, может быть, из-за этого и меня».

- назовите проблему, лежащую в основе данной ситуации, и ее признаки;

- выделите основные последствия для всех участников данной семьи.

 

Ситуация 14: «У меня нет радости в семье. Там меня бьют, злобно наказывают за любой пустяк. А знаете, кто? Мама! Она обзывает меня, как хочет. Но не думайте, что она пьяница или сумасшедшая, нет, совсем нормальная. Просто в нашем доме появился отчим. Он меня ненавидит и старается внушить это маме. Она и срывает свое зло на мне. Я не выношу своего отчима, в моей душе нет для него места. А меня заставляют любить его и даже звать «папой». Но никто меня не спрашивал, хочу ли я такого папу.

- назовите тип семьи, представленный в ситуации;

- каковы основные проблемы таких семьей и возможен ли благоприятный выход из создавшегося положения.

 

Ситуация 15: «Володя, ты хотя бы когда-нибудь поговорил со мной. Сказал что-нибудь хорошее. Не слышу от тебя добрых слов, и жизнь кажется тусклой, безрадостной. Я для тебя в последнее время вроде как мебель в квартире, как нечто неодушевленное…»

«Танюша, ты точно сегодня не с той ноги встала. Причем здесь мебель? Ты же для меня самый дорогой человек. А что речей пламенных не произношу, так это вы, педагоги, ораторствовать любите, а мы, инженеры, - молчуны большей частью».

«Ничего, до свадьбы, Володенька, ты ой как речист был, когда меня от Вадима отбивал: стихи писал, раз по 10 в день в любви признавался».

«Странная ты, Танюха, какая-то, не могу же я все время только о любви говорить. Ведь мы с тобой не мальчик с девочкой. А что я тебя люблю, можешь быть уверенной. Не любил бы – давно ушел. Ясное дело!» «Ах, Володя, так ты ничего и не понял».

- что же все-таки не понял Володя?

- какие проблемы могут возникнуть у семьи в последующем?

- каким вам видится выход из создавшейся ситуации?

 

 

Ситуация 16: Поженились мы студентами, ничего не имея. Через 5 лет были полностью обеспечены материально. Жили вроде нормально. «Благополучная семья»: на работу идем вместе, с работы – тоже. Зарплату она получала и за меня (мы работали в одном коллективе). Я не возражал. Был, что называется, «под каблуком». Особенно меня обижало, когда она говорила, что я - никудышный специалист. Конечно, звезд с неба я не хватал, но на службе меня уважали, я вел общественную работу, получал грамоты, премии. А для нее все равно ничтожество. Чуть что – скандал: если у меня больше одного рубля в кармане, если выпил кружку пива, если взглянул при ней на другую женщину…Возражать, доказывать что-либо? Бесполезно. Верх всегда ее. Иногда, правда, я срывался, бунтовал, уходил отвести душу. Только к друзьям. На шестом году появился «третий угол» треугольника. У меня. Эта, как говорится, взяла меня лаской, доброжелательностью. Честно говоря, я почувствовал себя с ней мужчиной и человеком…

- в чем причина краха «благополучной» семьи?

- чем была спровоцирована неверность мужа?

- можно ли было предотвратить распад семьи?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.