|
Проблема объекта и предмета теории г-ва и права.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Проблема объекта и предмета теории г-ва и права. Традицион-я т. зрения- объект- это гос.-правовые явления, или гос-во и право, однако это определение неточно, т. к. ТГиП исследует не только многообразие гос.-прав-х явлений, но и систему знаний о гос-ве и праве. Т.е. в объект также входят знания о гос-ве и праве. А также мы рассматриваем систему способов, методов сознания, т.е. методология общетеоретич-й науки тоже входит. Для уточнения объекта нужно определить сектор, часть объекта изучением кот-го занимается только (или преимущественно) данная наука. Предмет – сектор науки, кот-й занимается данная наука. Предмет уже объекта. Предмет ТГиП (обычно так определ-ся) – общие и специфич-е закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва (и, учитывая, что мы ещё выяснили), а также система методов и способов получения общетеорет-х знаний. Общие закономерности – те, кот-е действуют в обществе в целом (общесоциальные). В качестве общих м. охарактериз-ть те, кот-е действуют в гос-правовой сфере, т.е. кот-м подчиняются гос-во и право. Специфические – те, кот-е присущи либо только гос-ву или только праву.
2. Понятие методологии теории г-ва и права. Классификация научных методов исследования г-ва и права. Методология ТГП представляет собой систему особых методов - приемов, способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Методы ТГП в зависимости от степени их распространенности: 1) Всеобщие методы - философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую ГиП как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный или субъективный идеализм). 2) Общенаучные методы - Анализ - условное разделениесложного государственно - правового явления на отдельные части. Синтез - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Системный подход - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Функциональный подход - ориентирует на выяснение форм воздействия одних соц явлений на др. Метод соц эксперимента - связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. 3) Частнонаучные методы. Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и др приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений (правонарушения, юр практика и т.д.) Кибернетический метод - прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Математический метод - совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. 4) Можно выделить 2 метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой. Формально-юридический метод - позволяет определять юр понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложе
Критерии истинности знаний о государстве и праве. Наука исходит из тезиса принципиальной познаваемости, т.е. можно получить истинные знания, Но есть и другой подход – подход агностицизма (недоступность познания) Что есть истина? Согласно диалектико-материалистическому подходу истина – это адекватное, правильное отображение изучаемого объекта в челов. сознании, в мышлении, т.е. отображение его таким, каков он есть на самом деле, т.е. истина объективна. Т.к. наши знания развиваются, то наше представление об объекте м. меняться, значит истина включает в себя 2 стороны: 1) истина абсолютная – содержит такие знания, кот-е в принципе не м. б. опровергнуты или изменены 2) истина относительная – такие знания, кот-е в процессе дальнейшего познания объекта м.б. уточнены или даже отвергнуты. Есть элементы и те и те. Нам необходимо определять какие знания соотв-т объект-й истине. КРИТЕРИИ истинности/неистинности 1. общественная практика, если подтверждает выводы ТГиП, то эти знания явл-ся истинными, и наоборот. Юр. практика + любая человеч. практика. 2. Законы и правила формальной логики. Знания д.б. получены по правилам формальной логики. Если окажется, что есть формально-логич-е нарушения, то неистинность 3. Соблюдение правил языка, т.к. научные категории и т.п. формируются с помощью слов 4. Методологич-е правила – при исследовании гос.-прав-х явлений исслед-ль д. точно придерживаться избранной методологии, если отклоняется, то выводы вызывают сомнение.
Юридический и фактический статус личности. Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными чертами: 1. права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности; 2. права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью г-ва; их реализация обеспечивается г-вом, так и самими гражданами; 3. права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и г-ва, каждой личности в отдельности; 4. права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений; 5. права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу г-ва; 6. права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении. Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое имеет личность в обществе. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками. Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено убежище.
Особенности правового положения человека на различных этапах социального развития.
Пути возникновения права. Пути возникновения права: 1) Трансформация обычая. 2) Возникновение судебных решений. 3) Решение и постановление органов власти. Право как социальный институт возникает практически вместе с г-вом, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование г-ва без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного г-ва), так и права без г-ва (которое устанавливает, применяет и гарантирует-юридические нормы). Именно органы г-ва становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Правовые нормы складывались преимущественно 3 основными путями: 1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой г-ва; 2) правотворчество г-ва, которое выражается в издании спец документов, содержащих юр нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.); 3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения др аналогичных дел).
Проблема признаков права. Признаки права определяют сущность, содержание, форму права, его соц назначение, реальные гарантии его регулятивного воздействия на общественные отношения. 1) Право - это прежде всего совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных г-вом.. 2) Право - не простая совокупность издаваемых, санкционируемых г-вом правил поведения, а систематизированная их совокупность. Система права строится с учетом объективных (реально существующие, не зависящие от сознания и воли отдельных лиц общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании), субъективных (полит, правовые представления законодательных органов, специфика планирования законодательных работ, используемые формы систематизации законодательства) факторов. Право выражает гос волю. Каждый отдельный нормативный правовой акт выражает волю издавшего его гос органа. Содержание гос воли обусловлено волей политически господствующих групп (классов. слоев общества, партий). На высоких ступенях цивилизации, в соц государстве это может быть воля большинства народа, нации. 4) Право - система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, подлежащих выполнению всеми субъектами права, обладающими определенными правовыми признаками. Общеобязательность правовых норм в полной мере распространяется и на те гос органы, которые издали содержащий соответствующие нормы правовой акт. В этой связи нельзя признать оправданными доводы представителей социологической концепции права в обоснование того, что решения судебных и админ органов не обязательно должны соответствовать правовым предписаниям, т. е. “мертвому” праву. Эти доводы, соответствующая им практика - прямая дорога к произволу, к беззаконию. 5) Право, составляющие его правовые нормы всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме. Это позволяет хоть и формально, но тем не менее достаточно точно отграничить право от др разновидностей соц норм. 6) Должная реализация норм права обеспечивается г-вом. Для этого существуют предусмотренные з-вом средства гос воздействия: поощрения, охраны, предупреждения, принуждения, ответственности и др. 7) Право как системная совокупность правовых норм характеризуется динамизмом, изменчивостью, обусловленных непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений.
Проблема сущности права. Право - система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными гос органами, принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания соц различий и демократизации общества - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается г-вом. Исходя из такого понимания права, можно попытаться охарактеризовать его сущность, т. е. то главное, основное, что определяет все остальные его признаки, включая соц ценность. Сущность права и его соц назначение (ценность) нередко отождествляются, а точнее - сущность права трактуется фактически как его соц ценность. Но соц назначение (ценность) характеризует право с точки зрения его регулятивной значимости, обеспечения устойчивого порядка в общественных отношениях, а сущность права выражает его соц природу, полит (властные) истоки. В последнем случае речь должна идти о соц обусловленности права, о том, чью волю, чьи интересы оно выражает. Представления о том, что право “должно” служить интересам всех без исключения людей, обеспечивать всеобщую справедливость, отнюдь не означает, что так всегда было и есть на самом деле. Еще никому не удалось убедительно опровергнуть то, что право в период своего возникновения и в последующие столетия было классовым, что формирование современного гражданского общества и соответствующего ему соц правового г-ва обусловлено стиранием собственно классовых различий и угасанием классовых противоречий, что, соц различия между людьми (эконом, полит, соц-культурные) еще не устранены полностью и фактически отражаются в текущем законодательстве. А именно эти обстоятельства учтены в приведенном определении права и характеризуют его сущностную сторону. Уяснение сущности права позволяет объяснить его появление в определенных исторических условиях, выявить закономерности его функционирования, развития. Сущность права, исторически изменчива в силу изменения обусловливающих ее объективных факторов (эконом, соц, полит).
Функции права. Функции права - основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Функции права рассматривают в 2 плоскостях - в зависимости от того, освещаются ли они в спец-юр (узких) или в общесоц (более широких) рамках. Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие: 1) эконом; 2) политическая; 3) воспитательная; 4) коммуникативная. На спец-юр уровне право выполняет регулятивную (развитие общественные отношений) и охранительную функции. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер; право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и г-ва соц связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Формы осуществления регулятивной функции: определение соответствующих юр фактов в гипотезах юр норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений. Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичным характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать. Специфика охранительной функции: 1) характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юр ответственности; 2) служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие соц ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; 3) показатель полит и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве. Формы осуществления охранительной функции: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.
Понятие правовой системы. ПС - совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих юр средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации общества. Данное понятие охватывает собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, соц однородных юр средств (явлении), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество др слагаемых: правотворчество, правосудие, юр практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юр доктрины и др. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, т. к. правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и др специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы. Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный, статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества. Ценность понятия правовой системы - оно дает доп аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждом сРФ - своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках.
19. Особенности отдельных видов (семей) правовых систем. Правовая семья - несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных. признаков (пути формирования и развития; общность источников принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юр терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин). 1) романо-герман. (семью континентальн. права); ( Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария, РФ и др.) Признаки: 1) единая иерархически построенная система источников писаного права, доминир место в которой занимают нормативные акты; 2) главная роль в формир права отводится з-лю; правоприменитель призван точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; 3) писаные конституции, обладающие высшей юр силой; 4) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; 5) весомое положение занимают подзаконные НА; 6) деление системы права на публичное и частное, и на отрасли; 7) правовой обычай и юр прецедент выступают в качестве вспомог., доп источников; 8) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина. 2) англосаксонс. (семью общего права); ( Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) Признаки: 1) основной источник п - судебный прецедент; 2) ведущая роль в формировании права отводится суду; 3) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; 4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное; 5) нет кодифицир. отраслей права; 6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное. 3) религиозн. (семью мусульм. и индусского права); (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.)Признаки: 1) главный творец права - Бог, поэтому юр предписания даны раз и навсегда; 2) источники права - религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в Коране, Сунне, Иджме (для мусульман),; 3) тесное переплетение юр положений с религиозными, философс. и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; 4) особое место занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения; 5) отсутствует деление права на частное и публичное; 6) нормативно-правовые акты (з-во) имеют вторичное значение. 4) традицион. (семью обычного права); ( Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока) Признаки: 1) домини место в системе источников права занимают обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение; 2) обычаи и традиции представляют собой синтез юр, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных г-вами; 3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; 4) нормативные акты имеют вторичное значение; 5) юр прецедент не выступает в качестве основного источника права; 6) архаичность многих ее обычаев и традиций.
Понятие норм права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое г-вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относит-. 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание г-ва относительно возможного и должного поведения людей), 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с г-вом (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственною воздействия – принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязываюший характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязан' Насти и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция). Правовые нормы носят волевой (соц-волевой) характер: 1) они адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адреса нормы существует выбор вариантов поведения; 2) направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется волей господствующих или влиятельных в данном обществе классов, сословий, соц групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права.
Виды норм права. Виды правовых норм в зависимости от: 1) содержания: а) исходные нормы - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления; б) общие нормы - присущи общей части отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; в) спец нормы - относятся к отдельным институтам отрасли права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т. д; 2) предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 3) характера - материальные и процессуальные; 4) методов правового регулирования: а) императивные (властные предписания); б) диспозитивные (свобода усмотрения); в) поощрительные (стимулируют соц полезное поведение); г) рекомендательные (предлагают наиболее приемлемый для г-ва и общества вариант поведения); 5) времени действия - постоянные и временные; 6) функций - регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений), охранительные (направлены на защиту нарушенных субъективных прав); 7) круга лиц, на которых распространяется действие норм - общераспространенные и специально распространенные; 8) степени определенности элементов правовой нормы - абсолютно определенные (точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия последствия несоблюдения предписаний нормы), относительно определенные (устанавливают возможные варианты поведения), альтернативные (закрепляют несколько возможных вариантов действия); 9) сферы действия - общефедеральные, региональные, локальные; 10) юр силы - правовые нормы законов и подзаконных актов; 11) способа правового регулирования - управомочивающие (предоставляют возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывают лицам совершить положительные действия), запрещающие (не разрешающие производить определенные действия); 12) субъектов правотворчества - нормы, принятые гос органами и негос структурами.
Виды правосознания. 1) По степени общности правосознание подразделяется на: Массовое - определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся господствующими (преобладающими) в обществе. Групповое - отражает правосознание определенных соц слоёв населения. Индивидуальное - суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. 2) По уровню (глубине) отражения правосознание делится на: Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. Делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране. Профессиональное - суждения о праве и др правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, лиц с высшим юр образованием). Ценность мнений - в доказательности. компетентности, убедительности. Обыденное правосознание - первичный уровень, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации.
Понятие правонарушения. Правонарушение - противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам г-ва, общества и граждан. Деяние может осуществляться в виде действия или бездействия. Правонарушение включает в себя ряд обязательных признаков, образующих его состав. В состав правонарушения входят элементы: 1) объект; 2) субъект; 3) объективная сторона; 4) субъективная сторона. Объект правонарушения - то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Различают общий (правопорядок, интересы г-ва и общества, существующий соц-эконом и полит строй, сложившиеся общественные отношения.) и специальные объекты (конкретные блага, ценности (жизнь, честь, здоровье человека, собственность, имущество, безопасность и т.д.)). Субъект правонарушения - праводееспособное лицо, совершившее правонарушение. Объективная сторона правонарушения - совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло. К ним относятся: а) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние); б) противоправность действия либо бездействия (поступок должен нарушать определенную норму права); в) вредоносный результат, ущерб, общественная опасность; г) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Субъективная сторона правонарушения - психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям (цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление). Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос; как субъект относится к своему деянию, каковы были его побуждения, т. е. его вина. Вина выступает в 2 формах: 1) умышленная (прямой или косвенный умысел), 2) неосторожная (а) преступную самонадеянность или легкомыслие; б) преступную небрежность или халатность). Прямой умысел - субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желал их наступления. Косвенный умысел - субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично. Самонадеянность (легкомыслие) - лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Небрежность (халатность) - лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Виды правонарушений. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления - виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Проступки - все остальные правонарушения, они менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях эконом, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной, производственной деятельности. И влекут за собой не наказания, а взыскания. Отнесение деяния к преступлению или проступку зависит от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда. Виды проступков: 1) гражданские, 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) материальные; 5) процессуальные. Гражданско-правовые проступки - правонарушения, наносящие вред урегулированным нормам гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определёнными нормами трудового, семейного, аграрного права. В законодательстве не содержится определения и исчерпывающего перечня гражданских правонарушений. Административные проступки - правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области гос управления, которые урегулированы нормами административного, фин, земельного и некоторых др отраслей права. Дисциплинарные проступки - правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. Материальные проступки - причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям. Процессуальные проступки - неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещдок и т.д.
Причины правонарушений. Необходимо четко разграничивать причины, условия и поводы правонарушения. Причина правонарушений - негативное явление, их вызывающее. Условия правонарушений - отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Поводы - отрицательные обстоятельства ситуативного характера, являющиеся толчком, стимулом для действия причины. Поводы провоцируют совершение правонарушения. Причина правонарушений - стремление лица удовлетворить или проявить противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции. Эта причина сопутствует всем правонарушениям в любое время, в любом обществе. Она существует объективно, так как объективны противоречия общественного развития. Условия правонарушений, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие её действие, крайне разнообразны, зависят от конкретной соц действительности общества. В юр. лит-ре сегодня идут споры о соц. и биологич. Причинах п/нарушений. Поступки чел-ка зависят от межличност-х отношений различн. Уровня. Осн. Причина противоправн. поведения чел-ка связана с разнообраз. Противоречиями в обществе, соц. среде. Разрушит. Тенденции в экон-й, полит-й и иных сферах рос. Дейст-ти. Причина наход-ся в закономерной, необходимой связи со следствием, всегда вызывает её. Не путать, не отождествлять с условиями их совершения, т. к. условия лишь способствуют формир-ю следствия. На основе объект. причин и условий п/наруш-я формир-ся субъект. причины и условия, представляющие собой опред. элементы соц. Психологии. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного прав. поведения личности.
Пути возникновения г-ва. Пути: 1) Азиатский 2)Европейский Азиатский: Считается приоритетным, для него характерно: 1) Г-во возникло из родоплеменной знати (трансформация знати). Догосударственное образование вождь, старейшины они же и стали непосредственно г-вом, когда появились силовые структуры, естественные пути возникновения. 2) Экономическая основа такого г-ва общественная и государственная собственность. 3) Политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности, чем выше должность, тем больше власти. Управлять было выгодно. 4) Чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников. 5) Г-во возникло до появления классов. Общество: 1. Правящее сословие, привилегированное. 2.Непривилегированное. 3. Бесправное. 6) Г-во подчиняется обществу. Г-во пассивно, стагнация, замедленность. Европейский: 1) Родовая знать оттесняется от власти богатой аристократией, военным, насильственньм путём. 2) Основой г-ва является частная собственность. 3) Классовая дифференциации (классы определяются по занимаемому отношению к собственности). 4) Политическое господство определяется количеством богатства. 5) Административная структура складывается после появления частной собственности. 6) Г-во отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура. 7) В Европейском пути имеются свои формы возникновения г-ва: Афинская, Римская, Германская. Афинская – возникает без внутреннего и внешнего насилия. Знать была отделена от власти мирно, в три этапа. 1 этап - учреждение центрального управления, что привело к единству населения (классы: благородные, земледельцы и ремесленники). 2 этап - к власти начинают приходить богатые. 3 этап - деление на классы и территориальное деление. 100 округов -10 демов. Римская - отделение родовой знати путём внутреннего насилия. В этот процесс вмешалась третья сила - плебс, которая имела богатство, но не имела прав, началась борьба. Общество разделилось на шесть классов. Чем богаче, тем выше положение в обществе. Германская - насилие, причём внешнее. Когда германцы захватили Рим им было необходимо управлять им, поэтому они переняли г-во у римлян. Рабства как такового не было. Германский тип способствует созданию в дальнейшем феодального г-ва.
Признаки г-ва. 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением стран ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|