Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Госсударственный аппарат. Государственный орган.





Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.
Признаки: 1) Гос аппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями. 2) Первичными структурными элементами гос аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие.3) Для обеспечения государственно-властных велений гос аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения4) При помощи гос аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. с изменением функций Г неизбежно следует и изменение гос аппарата. Структура гос аппарата: 1 органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти. 2 органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы,они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления); 3 правоохранительные органы (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы). Государственный орган это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенный властными полномочиями. Государственные органы построены по иерархическому принципу. Признаки государственного органа:
- является самостоятельным элементом, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма -действует от имени государства и по его поручению -образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов) -выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью принуждения) -имеет соответствующую компетенцию, осуществляет ее тремя способами: 1.принятием нормативных актов (предписания общего характера) 2.принятием правоприменительных актов (индивидуальное предписание) 3.конкретно-организационной деятельностью.
-состоит из госслужащих и подразделений скрепленных единством целей, ради которых -действует на определенной территории.

14. Функции гос-ва.Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:

-функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

- в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;-функции государства объективно заданы целями и задачами государства; -функции государства подвержены эволюции: а) исчезать одни функции и появляться другие; б) меняться содержание одной и той же функции. Функции дел на виды: общесоциальные и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние; постоянные и временные; основные и не основные. К внутренним функциям: - функцию обеспечения народовластия; - экономическую функцию; - социальную функцию; - функцию налогообложения и финансового контроля; - экологическую функцию; - функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. К внешним функциям: - функцию интеграции в мировую экономику; - обороны страны; - поддержки мирового правопорядка; - сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

 

19. Соотношение власти, права и закона.Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом. В контексте данной проблемы под "законом" следует понимать не закон в строгом, а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления и др.). Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода: а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправым законом и выражать политический произвол. 1. Право и закон следует различать. Закон - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания. 2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. 3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - "неправовым законом".

15. Формы осуществления функций гос-ва. Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства. Функции — то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.Различают следующие формы осуществления функций государства:1 правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;2 организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:1.на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;2. правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;3. оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права.4. правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.Вместе с тем организационная деятельность включает в себя: организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;1. организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;2. организационно-идеологическую деятельность — это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы. ДРУГОЕ МНЕНИЕ -В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:1. законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;2. исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;3. судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;4. контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

16. Эволюция функций Российского гос-ва. Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно подразделить на: а) функции, выте­кающие из классовых противоречий (подавление сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытека­ющие из потребностей общества в целом (обеспечение пра­вопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.). По направленности функции государства подразделя­ются на внутренние и внешние. 1. Внутренние функции наце­лены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное об­щество, а внешние — на установление и поддержание оп­ределенных отношений с другими государствами. Внутрен­ние и внешние функции тесно связаны между собой, вза­имно дополняют друг друга. Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собственнос­ти, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции. С экономической тесно связана социальная функция го­сударства. В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития науч­но-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государ­ственной основе. Это вызвано тем, что современные масш­табы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязан­ность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоре­тическим исследованиям. 2. Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захватни­ческих войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная тор­говля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функ­ций.

17. Особенности современной формы российского гос-ва. Статья 1 Конституции РФ провозгласила: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее. Форма правления. Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству, республики и монархии, в стране действует республиканская форма правления, что означает выборность главы государства. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента РФ (ст. ст. 81, 96 Конституции). Форма государственного устройства. В соответствии с КонституциейРоссийская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Конституция закрепила следующие принципы федеративного устройства России: 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) единство российского гражданства; 6) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы (конституции и законодательства – у республик, устава и законодательства – у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов); 7) единство системы государственной власти; 8) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; 9) равноправие и самоопределение народов РФ.

18. Понятие и система гос-ой власти. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Признаки государственной власти:1-ый – государственная власть, это социальная - публичная власть – важнейшая разновидность социальной власти. 2-ой, государственная власть - это политическая власть, основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической). Часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенстваТак как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий. Государственная власть это лишь основная, главная разновидность политической власти. 3-ий признак, государственная власть это власть действующая в пределах территории государства. 4-ый, государственная власть это суверенная власть (верховенство и независимость). 5-ый, государственная власть это власть, которая осуществляется при помощи органов государства и других государственных средств. 6-ой, государственная власть легитимированная власть. Легитимность – имеет две стороны, с одной стороны она выражается в законности власти. С другой стороны легитимность означает поддержку этой власти населением. 7-ой признак, государственная власть – это власть коллективов, руководство обществом, которое осуществляется в чьих-либо интересах, всего населения либо классов.

 

20. Правовая основа гос-ой власти.В правовом государстве власть строится на основе права. Существует два способа построения управления государством: “соединение” и “разделение властей”. Принцип соединения: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий. Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве.Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам. Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация

 

21. Основные концепции происхождения права. Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явленияМногие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теория естественного права Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек.-Гоббс,Локк,Радищев.Создатели историческая (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем.Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.Создатель нормативистской теории праваГ.Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Социологическая -право есть реализация законов,юридические действия(Эрлих,Паунд)

 

22.Понятие права, принципы. Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности. Признаки права: 1. Системномность и упорядоченность.2.Нормативность3.Устанавливаетсяилисанкционируется (только или под контролем) гос-ва. 4. Выражает гос. волю., которая в свою очередь выражает волю классов, групп, и общечеловеческие интересы. 5. Общеобязательность и общедоступность.6. Формальная определённость (строгая). 7. Регуретивный характер. 8. Обеспечивается и гарантируется гос-м. Принципы права - это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающее его сущность, объективные свойства и качества права. Принципы права делятся на общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые. Общие принципы права, наиболее значимые: 1. Принцип соц. справедливости (помощь незащищённым классам), 2. Равноправие граждан (равенство широкое понятие, равноправие более конкретно выражает суть, равные права и возможности, равенство перед судом, прав и свобод человека, мужчин и женщин), 3. Единство прав и обязанностей, не только права но и обязанности, 4. Гуманизм, 5. Сочетание принципов убеждения и принуждения, 6. Демократизм, право должно выражать интересы всего народа. а не только отдельных классов или групп.

23. Система права, элементы.Система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений. Элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Правовая норма — первичный элемент системы права. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Институт права это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. Примеры правовых институтов: в уголовном праве — инсти­тут необходимой обороныВсе институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.

 

 

24.Правовой нигилизм.Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.Можно выделить следующие признаки правового нигилизма: 1) широкое распространение и повсеместность; 2) неподконтрольность; 3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления; 4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.); 5) соединение нигилизма с разными формами протеста; 6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах. Правовой нигилизм выражается в следующих формах: 1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление); 2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм; 3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия; 4) так называемая «война законов»: 5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; 6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства; 5) осуществление правового порядка в государстве; 6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания.

?25.Юридическая нормативная система.Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связиЧерты системы права: - ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли;

- ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; - имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

26.Понятие о юридической норме, её свойства. Юридическая норма — исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму.Юридическая норма (норма права) — общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера свободыволеизъявления и по­ведения человека .2. Это форма определения и закрепления прав и обязан­ностей. 3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в какомнаправлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или ино­му субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в каче­стве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия .4. Это формально-определенное правило поведения. 5. Норма права есть правило поведения, гарантирован­ное государством. 6. Она обладает качеством системности, которое прояв­ляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.Правовыми можно считать нормы, которые: • исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством; • исходят непосредственно от общества (страны), тер­риториального образования и выражают волю всего населе­ния или его большинства, т.е. нормы, принятые путем все­народного голосования (референдума), предусмотренного Конституцией; • изданы легитимными органами государства, избран­ными или назначенными в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепля­ющим естественные права человека;

27.Структура юридической нормы. Юридическая норма — исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы. Выделяют следующие элементы структуры нормы права: 1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие. В этой части нормы права излагаются те фактические обстоятельства, наличие которых ведет к возникновению у лиц юридических прав и обязанностей; 2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия. Она раскрывает само правило поведения, а также содержание юридических прав и обязанностей лиц; 3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы. Гипотезы в зависимости от их структуры могут быть: 1) простые(одно условие реализации нормы права); 2) сложные (несколько условий реализации нормы права). В зависимости от способа изложения: 1) абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права; 2) казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями. Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть: 1) простые (один вариант поведения); 2) сложные (несколько вариантов поведения). По степени определенности они различаются: 1) на абсолютно определенные;2) относительно определенные;3) неопределенные; В зависимостиотдействиядиспозициимогутбыть: 1) управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий; 2) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания. Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний). По отраслевому признаку они делятся: 1) на уголовные; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) гражданские и др. По характеру последствий: 1) на правовосстанавливающие; 2) штрафные. По степени определенности санкции делят: 1) на абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности; 2) относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания; 3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки: 1) государственновластныйхарактер;2) общеобязательность;3) формальнаяопределенность;4) обеспеченность.

28.Классификации юридических норм.Существуют различные классификации норм права .1.По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права .2. В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные(гражданско-процессуальные,уголовнопроцессуальные).

3.По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные. 4. Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права. А)Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Б)Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия. 5. В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы. 6. В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенныеи альтернативные. А)Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдениепредписанийнормы. Б)Относительноопределенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. В) Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение. 7. В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. 8.По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе. 9. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

?29.Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний. К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят: 1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы; 2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.); 3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы; 4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. Для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь.Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость

 

32.Процедура принятия и вступления в силу нормативно – правовых актов (НПА). НПА принимаются государственными органами, которые наделены правотворческой компетенцией, например, президентом, парламентом, правительством.Правотворческая компетенция органов государства закрепляется обычно в Конституции - основном законе государства. Нормативный акт обязательно содержит дату его принятия, подпись должностного лица, печать принявшего его органа. Нормативные акты публикуются в официальных печатных органах, либо доводятся до соответствующего круга лиц через иные официальные каналы информации. Действие нормативного акта (вступление его в силу) начинается со срока, указанного при его издании. Если такой срок не указан, то российские законы начинают действовать по истечении 10 дней после их первой официальной публикации (в "Российской газете" или в специальном журнале - "Собрание законодательства Российской федерации"), подзаконные нормативные акты - с момента их опубликования или принятия. По общему правилу действие нормативного акта распространяется только на те отношения, которые возникли после его вступления в силуВступивший в силу нормативный акт действует в отношении всех субъектов, находящихся на территории государства.Действиенормативного акта прекращается путем его официальной отмены или фактической замены, когда для регулирования данных общественных отношений принимается новый нормативный акт той же или более высокой юридической силы.

30.Источники (формы) права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Существуют следующие источники права: 1) в идеальном смысле слова (правосознание); 2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений); 3) в формальном смысле слова (формы права).1.Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.2.Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы3.Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные4.Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. 5.Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье. Юридическая доктрина как источник права: 1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей; 2) разрабатывает юридические термины и конструкции; 3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права. 6.Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. 7.Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

 

31. Понятие НПА, виды, свойства, структура.Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления государством; 5) по юридической силе.В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов -В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:1) на общефедеральные; 2) акты субъектов Российской Федерации; 3) акты органов местного самоуправления.В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:1) на временные акты; 2) акты неопределенно длительного действия;-В зависимости от способов установления государством нормативные акты подразделяют:1) на принимаемые; 2) санкционированные; 3) признанные.-По их юридической силе нормативные акты делят: 1) на законы; 2) подзаконные нормативные акты. Структура нормативного правового акта представлена его внешней и внутренней стру







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.