Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политическая психология. Политический экстремизм и терроризм.





Политическая психология — внутренне противоречивое явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всем ее многообразии, допуская одновременное сосуществование самых разноречивых и даже противоположных эмоций.

Политическая психология представляет собой совокупность духовных образований, которые содержат в основном эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях и которые складываются в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения. К политико-психологическим явлениям относятся как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и проч.).

Экстремизм(от лат. "extremus" - крайний) означает приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. Вместе с радикализмом он выступает сутью, основой всех идеологических доктрин, мировоззренчески обрамляющих современный терроризм и питающий его идейно и духовно.

Экстремизм в политике:- выступает против сложившихся структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность в основном силовыми методами; - использует откровенную демагогию, провокации, беспорядки, теракты, методы партизанской войны; - отрицает компромиссы, переговоры, соглашения, основанные на вза-имных уступках, руководствуясь принципом "всё или ничего".



Экстремизм в идеологии:- отрицает всякое инакомыслие; - навязывает свою систему взглядов оппонентам любой ценой; - требует от своих сторонников слепого повиновения и исполнения лю-бых, даже самых абсурдных приказов и инструкций; - обращается не к разуму, а к чувствам и предрассудкам, ориентируясь не на знание, а на примитивное сознание и инстинкт толпы; - доведённая до крайности идеологизация экстремистских действий создаёт особый тип сторонников, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением.

Экстремизм находит своё проявление в различных формах:

1. Экономический экстремизм:- уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства; - наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в хозяйственной сфере; - своё выражение в террористической деятельности экономический экстремизм получает в форме диверсий.

2. Политический экстремизм направлен на уничтожение сущест-вующих государственных структур, разрушение политической системы и установление политического порядка антидемократического толка. Традиционно в политическом экстремизме выделяется две разновидности: - левый - аппелирует к идеям марксизма-ленинизма, анархизма, революционного радикализма, объявляет себя "наиболее по-следовательным борцом за дело пролетариата"; - правый - занимает крайне консервативные позиции, проникнут духом шовинизма, расизма, национализма и т.п.

3. Национальный экстремизм:- нетерпимость к другим национальным, расовым и этническим группам;

- репрессивная политика против определённых этнических групп, на-циональных меньшинств и т.п.

4. Религиозный экстремизм: - крайняя нетерпимость к инаковерующим; - фундаментализм.

5. Экологический экстремизм - новый вид экстремизма, вызванный резким обострением экологических проблем; выступает за закрытие и ликвидацию неблагополучных в экологическом отношении производств, научно-технического прогресса вообще.

6. Духовный экстремизм:- культурная изоляция, отвержение опыта других культур; - крайнее неуважение к традициям; - принудительное и назойливое навязывание чуждых для общества ценностей, что способствует взламыванию культурного кода общества.

7. Антиглобалистский экстремизм.

Терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывание определённой линии поведения.

Террор - это особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью, кажущейся эффективностью. Эта особенность предопределила широкое использование террора на протяжении всей человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных групп лиц.

Причины современного терроризма:

1. Возрастание кризисных явлений в мировом сообществе и его неспособность в ряде случаев регулировать сложнейшие социально-политические процессы.

2. Быстрая смена мировоззренческих парадигм человечества (сис-темный кризис социализма, переход к постиндустриальной цивилизации, глобализм).

3. Подключение к активной политической жизни широких масс населения, ранее вообще не имевших политического опыта.

4. Многие общества с традиционно сильными устоями ощутили опасность утраты своей культурной идентичности и растворения в массо-вой культуре западного общества.

В результате активизировалось стремление использовать слабости мировой политической системы и проложить "кратчайший путь к цели", каким видится путь террора и насилия. Это способствовало формированию сложных идеологических конструкций, которые стали использоваться для воодушевления и оправдания терроризма.

Идеологической основой терроризма выступают радикализм и экстремизм как приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям (подробнее см. вопросы об экстремизме и радикализме).

Однако по сравнению с ними терроризм имеет свои особенности:

а) если радикализм отражает, прежде всего, содержательную сторону тех или иных крайних идей и только во вторую очередь, методы их реализации, то экстремизм, в первую очередь, фиксирует внимание на методах и средствах борьбы, отодвигая содержательные идеи на второй план; терроризм же выступает естественным продолжением радикализма и экстремизма, воплощённым в непосредственных практических действиях, осуществляемых с редким фанатизмом во имя абсолютно радикальных идей и ценностей;

б) если экстремизм вырастает из крайностей восприятия общественной жизни, то терроризм рождается из крайностей экстремизма;

в) если экстремизм, борясь с политической системой, стоит на позиции радикального реформизма, то терроризм стоит на позиции разрушения.

В современных условиях можно выделить следующие формы терроризма:

- политический терроризм;

- религиозно-экстремистский терроризм (исламизм);

- криминальный терроризм;

- информационный терроризм;

- международный терроризм и др.

 

 

Политические идеи либерализма (неолиберализма), социализма, (коммунизма), консерватизма (неоконсерватизма).

Либерализм и неолиберализм

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII— XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими» .

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, напрочь отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

В целом же, усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновленной форме — неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства — ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях. С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д. И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (например, Ф. Фукуяме) полагать, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.