|
Тема 2. Религия как фактор социальной интеграции: Э. ДюркгеймСтр 1 из 2Следующая ⇒
Элементарные формы религиозной жизни и их универсальные характеристики: определение религии, рассматриваемой как «социальный факт». "Священные вещи" и их социальная функция. Религия как "коллективное представление» (верование, миф), коллективное действие (ритуал, культ) и объединение людей в "моральную общность" ("церковь"). "Механическая солидарность": религия как фактор интеграции в традиционном обществе. Тотем и клан. Табу. Религия, право и мораль как факторы поддержания нормативного порядка и социального равновесия. «Органическая солидарность», изменение роли и возможностей религии с развитием социальной дифференциации в секулярном мире. Светские идеологии как функциональный эквивалент религии.
Тема 3. Религия в системе "социального действия": М. Вебер
Религия в социологической концепции М.Вебера. Труды М.Вебера по социологии религии. Религия как способ рационализации человеческой деятельности; ее отличие от магии; аскетизм и мистика. Сравнительный анализ мировых религий как идеальных типов отношения к миру. Религия и социальное изменение. Харизма и пророчество. Хозяйственная этика мировых религий. Протестантская этика и дух капитализма: мирская аскеза и развитие предпринимательской деятельности. Религиозная этика и мирские сферы человеческой деятельности (политика, образование, семья, художественное творчество и др.). "Расколдование мира" как завершение религиозной эволюции. Угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации; противоречие между религией и миром науки. Типология религиозных организаций: церковь и секта. Превращение харизматической группы в религиозную организацию ("рутинизация харизмы"). Церковь как социальный институт. Другие объединения людей по религиозному признаку (жреческая коллегия, религиозное братство, монашеский орден). Различие между религиями по типу их "социального носителя". Религиозные типы: пророк, законоучитель, учитель этики, священнослужитель; духовенство и миряне.
Тема 4. Религия как институт культуры: Б. Малиновский
Религия в теорииБ.Малиновского. Работы Б.Малиновского религиоведческого характера. Культура как "инструментальная система", посредством которой решаются конкретные проблемы, с которыми человек сталкивается при удовлетворении своих потребностей. Магия и религия как образ действия, система верований, социальный феномен и личный опыт. Различие в функциях между магией и религией. Религия как эмоциональный ответ на требование выживания группы, преодоления кризисных ситуаций; смерть и реинтеграция группы. Магия и религия как способы поддержания социальных связей, противостояния угрозе социального распада.
Тема 5. Религия и социокультурная динамика: П. Сорокин
Религия в социологической концепции и теоретическом наследии П.Сорокина. Религия как одна из основных культурных систем (наряду с языком наукой, философией, искусством, этикой, правом); как совокупность смыслов, ценностей и норм, образующих целостную систему. Три культурных уровня религии как эмпирического феномена: идеологическая культура, поведенческая культура и материальная культура. Религия как неотъемлемая часть общей культуры человечества. Суперсистемы культуры и типы религии, формирующиеся в зависимости от их характера: чувственная, рациональная и интегральная. Социокультурная динамика как смена суперсистемы суперсистемой другого типа. Разрушение преобладающей в Новое время чувственной системы западной культуры как сущность «кризиса нашего времени». Религия как изменяющееся "миропонимание" и одна из многих действующих сил культурной и социальной истории, которая может быть понята только во взаимодействии с другими компонентами социокультурной динамики.
Тема 6. Феноменология религии. М.Элиаде
Феноменологический подход к изучению религии, его отличие от «объективистского» подхода. Феноменологическая традиция, ее представители. Религиоведческая концепция М.Элиаде. Жизненный путь и творчество М.Элиаде. Миф и религия. Мифологическая модель мира. Понятие сакрального. Понятия линейного и циклического времени. Концепция «вечного возвращения» и социальная функция религиозного мифа. Иерофания, ее виды. Религиозный опыт, его типы. Религия и история.
Тема 7. Социальные формы организации религии
Определение религиозной принадлежности по родовой, этнической или государственной принадлежности в "диффузных религиях". Возникновение "организованной религии", ее характерные черты: образование иерархии, догматизация и конфессионализация. Типы религиозных организаций: церковь, деноминация, секта. Культ. Социологические критерии различения церкви и секты: отношение к "миру", членство, организационная структура. Возникновение и эволюция религиозных групп под влиянием депривации в различных ее формах. Социальный смысл религиозного сектантства как "подпольного мира" девиантных смыслов, значений, противостоящих контролю со стороны общества. Религиозная группа и лидерство. Внутреннее противоречие институционализации религии.
Тема 8. Религия и социальная система
Религиозная легитимация нормативного порядка; религия как фактор стабильности и "социетальной интеграции" (Т.Парсонс), поддержания культурного образца. Функция религии в социальном конструировании реальности (П.Бергер, Т.Лукман): сакрализация и космизация социального порядка. Функции религии в обществе как социальной системе, охватывающей все действия, соотносимые друг с другом в коммуникации, через взаимосогласование действий и переживаний участников общения (Н.Луман). Функциональность и дисфункциональность религии, "латентные" функции религии (Р.Мертон). Изменение характера и степени воздействия религии как символической системы (Р.Белла) на общество на разных этапах ее эволюции.
Тема 9. Религия и социальные конфликты
Религия как способ разрешения конфликта между интересами общества и индивида (Э.Дюркгейм). Классовая борьба и религия (К.Маркс). Религия в контексте противостояния несовместимых мировоззренческих ориентаций (М.Вебер). Конфликты на религиозной почве: а) внутри религиозных групп, б) между религиозными группами; в) между верующими и неверующими в условиях монополии религиозного или атеистического мировоззрения; г) этнические конфликты на религиозной почве; д) религия в межцивилизационных конфликтах. Источники религиозной нетерпимости. Религиозный фанатизм и экстремизм. Возможности религий в разрешении конфликтных ситуаций в борьбе за собственность, за власть, в межэтнических столкновениях и национальной вражде, в межличностных отношениях. Религия в плюралистическом обществе; толерантность как политическая, правовая и моральная категория.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|