|
Билет №35. Социальное партнерство между бизнесом, властью и общественностью.Одним из основных принципов социального государства является принцип социального партнёрства, который по мнению Н. Н. Гриценко и Ф. И. Шаркова, представляет собой «один из основополагающих принципов, на котором Российское государство строит свою социально – экономическую политику»[i]. социальное партнёрство прежде всего мы можем понимать как один из основополагающих принципов социального государства и социальной политики России, являющийся неотъемлемым элементом внешне и внутриполитического инструментария по обеспечению стабильного развития и благополучия социальных процессов государства, кроме того как «инструмент социальной политики государства, способ решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве
Исходя из рассмотрения бизнеса как субъекта социального партнёрства, мы можем сделать следующие выводы: ¾ бизнес является важнейшей составляющей частью муниципального образования и выступает в качестве одного из основных источников пополнения местного бюджета; ¾ основное социально – значимое свойство бизнеса как субъекта общественных отношений проявляется в решении социальной проблемы безработицы местного (и не только) населения; ¾ социальная ответственность как широкое понятие комплексной ответственности за свои действия трактуется представителями бизнеса и внешне выражается в форме благотворительности в наиболее нуждающиеся в этом социально – незащищённые страты и учреждения социальной сферы. Как правило, данная благотворительность имеет целью поднять престиж своей организации в глазах местной общественности и сделать таким образом некую саморекламу; ¾ эффективное участие бизнеса в поддержке и развитии социальной сферы – необходимое условие современности для функционирования общества; ¾ условием для эффективного функционирования общества, основанном на активном участии в этом процессе бизнеса, является партнёрство (сотрудничество) последнего с органами местной власти с предоставлением гарантий целевого вложения социальных инвестиций представителей местного бизнеса. Обратимся к анализу общественности как субъекта социального партнёрства. Определим понятие общественности и общества. Общество рассматривается как «сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью»[i]. В словаре русского языка С. И. Ожегова приводится следующие определения общественности: 1. «общество, передовая его часть, выражающая его мнение 2. общественные организации»[i]. Таким образом, мы в данной работе определяем общественность с двух позиций: ¾ активная часть общества, местные активисты ¾ некоммерческие (общественные) организации. Активная часть общества – местные неравнодушные к проблемам остальных сограждан жители, готовые внести свой пусть и минимальный вклад в урегулирование локально негативной социальной ситуации. Выделяются две формы участия таких граждан: ¾ самостоятельная добровольная деятельность, внешне отражаемая в таких видах деятельности, как: частная благотворительность, обращения в администрацию муниципального образования по поводу решения каких – либо обычно частных социальных проблем, активные физические действия по развитию социальной и туристической инфраструктуры места проживания; ¾ деятельность в рамках активного участия в работе общественных организаций, расположенных на территории муниципального образования. Первая форма участия активистов преобладает в условиях малого города, где отсутствуют либо не имеют недостаточное развитие местные общественные организации[i]. Н. С. Нестеренко в статье «Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе» отмечает, что «НКО вовлекают отдельных индивидов в систему общественных отношений, что повышает устойчивость, предсказуемость и управляемость общества как социальной системы»[i]. Соответственно общественные организации (НКО) являются максимально желаемой формой объединения активных граждан для коррекции стихийного проявления действий по решению актуальных социальных проблем и централизованного направления их усилий на цели общественного блага для возможного повышения эффективности реализации положительных инициатив таких граждан. Проведённое нами исследование социальных проблем и способов их решения в условиях малого города, проведённое путём анализа содержания материалов местной прессы, наиболее характерной формой активности местных жителей является частная материальная и финансовая благотворительность, при этом с ухудшением экономической и социальной ситуации в малом городе, где наблюдается общий невысокий уровень материального благосостояния населения, степень участия в решении социальных проблем активистами только возрастает [i]. Следовательно, таких жителей муниципального образования следует определять как стихийных участников социального партнёрства, мотивация которых заключается в рамках норм морали и традиций, связанных с оказанием помощи ближнему своему. Такие участники характеризуются отсутствием мотива преследования собственно выгодных для себя целей, определённой безликостью и неорганизованностью проявления гражданских инициатив. К таким участникам также можно отнести представителей бизнеса (особенно малого), проявляющих активное участие в жизни общества. Соответственно мы можем говорить и о проявлении социальной ответственности граждан, что является по мнению С. В. Ивченко, М. И. Либоракиной и Т. С. Сиваевой одним из обязательных условий для эффективности системы социального партнёрства общественности, бизнеса, местного самоуправления и государственной власти [i]. Рассмотрим общественные организации как участника социального взаимодействия. Общественные организации относятся федеральным законодательством к форме некоммерческих организаций, которые согласно части 1 главы 4 Гражданского кодекса Р. Ф. от 21 октября 1994 г., и представлен следующими видами: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и объединения юридических лиц[i]. Статья 117 ГК Р. Ф. определяет общественные организации как некоммерческие и даём им право «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям»[i]. Таким образом, мы можем рассматривать общественные организации как добровольные объединения граждан и юридических лиц, созданных для достижения целей, не связанных с увеличением собственного благосостояния, занимающихся активной деятельностью для реализации концепции достижения общественного благосостояния либо лоббирования интересов определённых социальных групп. Н. С. Нестеренко отмечает, что «НКО представляют интересы и потребности различных социальных групп, также выполняя роль канала «обратной связи» между государством и обществом»[i]. В целом, данный исследователь выделяет следующие основные функции некоммерческих организаций: ¾ «полигон» инновационных технологий; ¾ объединяющая форма для концентрации наиболее активных граждан для направления их энергии в нужное русло; ¾ стимуляция различных форм гражданского участия и создание условий для использования гражданского потенциала в решении социальных проблем; ¾ обеспечение развития ресурсной и правовой базы гражданского общества; ¾ отбор и апробация социальных технологий, которые впоследствии могут быть востребованы органами власти в масштабах территории или всего государства [i]. Следовательно, некоммерческие организации являются важнейшей составляющей общественного процесса, в ходе которого происходит реализация механизма партнёрского взаимодействия по развитию социальной сферы. Обратимся к вопросу взаимодействия общественных организаций и иных субъектов социального партнёрства. Совместная работа некоммерческих организаций и представителей власти (органов местного самоуправления) реализуется в следующих формах: общественные советы, палаты, экспертные советы, постоянно действующие круглые столы, рабочие группы, конкурсные процедуры для привлечения партнеров из некоммерческого сектора, применяются методы прямого стимулирования и косвенного поощрения социальной активности [i]. Таким образом, роль общественных организаций как участника партнёрских отношений заключается в экспертной оценке готовящейся к реализации либо проводимой местными органами власти мер социальной политики, генератора идей и инициатив по решению актуальных социальных проблем, связующим звеном местного населения и органов власти, через которое до последних напрямую доносятся основные потребности граждан в реформировании социальной инфраструктуры; активного реализатора собственных проектов с учётом проводимых органами власти социальных программ и участника централизованно организуемых местными властями конкурсов на получение финансирования для воплощения идей в объективную реальность. Взаимодействие бизнеса и общественных организаций рассматривается с позиций финансирования социальных проектов. Л. В. Аврорина отмечает, что «в последние годы бизнес также начинает играть заметную роль в финансировании социальных проектов НКО, поскольку они демонстрируют высокую эффективность»[i]. Как мы видим, в данном процессе проявляется реализация благотворительности как основной формы участия бизнеса в общественном процессе. Бизнес выступает спонсором проводимых некоммерческими организациями мероприятий и реализуемых проектов, деятельности самих организаций. Нередко представители крупного бизнеса выступают в качестве создателей общественных организаций (фонды Потанина, Сороса, бывшего ЮКОСА Ходорковского, Газпрома). Таким образом, общественные организации выступают формой централизованной и целенаправленной благотворительности на постоянной основе представителей крупных бизнес – структур, одними из целей создания которых является создание положительного образа в глазах общественности и государственной власти, а также вклад в создание социальной инфраструктуры для развития собственного предприятия. Соответственно, в результате рассмотрения общественности, мы можем сделать следующие выводы: ¾ общественность представлена в двух формах – активнее граждане и общественные организации, отличие последних заключается в организованности их действий и постоянстве деятельности в социальной сфере; ¾ общественность является важным участником социального партнёрства, играя роль транслятора актуальных проблем и инициатора их решения. По итогам анализа социального партнерства как формы комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и общественность мы можем сделать следующие выводы: 2. в ходе взаимодействия муниципальная власть, бизнес и общественность играют следующие роли: ¾ муниципальная власть – центр проведения и реализации генеральной линии государственной социальной политики в рамках отведённой территории и ограниченных законодательством полномочий, а также согласования действий с общественностью и бизнесом по воплощению в жизнь добровольных гражданских инициатив ¾ общественность – проводник интересов местного населения и активный участник удовлетворения социальных потребностей жителей муниципального образования ¾ бизнес – активный спонсор общественных инициатив и социальных программ, проводимых местными властями в жизнь 2. эффективное взаимодействие данных субъектов социального партнёрства возможно при условии взаимных согласований актуальных вопросов местного (и не только) значения и совместного поиска решений социальных проблем 3. социальное взаимодействие в форме партнерства общественности, муниципальной власти и бизнеса – важный фактор реализации государственной социальной политики и воплощения в реальность принципов концепции социального государства. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|