Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ





СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Методическое пособие

 

Екатеринбург

 


Методическое пособие разработано на кафедре архитектуры промышленных зданий и сооружений УралГАХА профессором, кандидатом архитектуры В.Б.Яковлевым.

Методическое пособие предназначено для студентов-архитекторов с целью подготовки и выполнения курсового проекта по теме «Станция технического обслуживания автомобилей», оформления пояснительной записки и экспозиции.

Рецензент – кандидат архитектуры, доцент Е.А.Голубева

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры архитектуры промышленных зданий и сооружений от ___ 2010 г., протокол №_________

Заведующий кафедрой АПЗиС кандидат архитектуры, профессор А.В.Попов

©Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2010.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Общие положения…………………………………………………………  
1. Генеральный план ……………………………………………………..  
2. Технологический процесс …………………………………………….  
3. Состав помещений СТОА ……………………………………………..  
3.1 Система обслуживания СТОА ………………………………….  
3.1.1. Объекты административно-управленческого аппарата........  
3.1.2. Помещения для клиентов …………………………………...  
3.1.3 Помещения санитарно-бытового назначения ……………..  
3.1.4. Предприятие общественного питания  
3.1.5. Здравпункт  
3.1.6. Предприятия торговли ……………………………………..  
3.2. Производственный блок ……………………………………….  
4. Конструирование здания СТОА ……………………………………..  
5. Инженерное оборудование …………………………………………..  
5.1. Отопление и вентиляция ………………………………………  
5.2. Водоснабжение и канализация ……………………………….  
6. Пожарная безопасность ………………………………………………  
Список литературы ……………………………………………………  
Приложение 1 …………………………………………………………  
Приложение 2 ………………………………………………………...  

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Тема проекта: эскизный архитектурный проект станции технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) на 15 рабочих постов.

Проектируемая станция относится к типу универсальных средних и обслуживает все типы и марки легковых автомобилей.

СТОА отнесена к разряду промышленных предприятий, которые могут располагаться в структуре городской застройки на небольшой территории. При этом станцию технического обслуживания предпочтительно размещать на транспортных магистралях, которые объединяют данное поселение с другими населёнными пунктами или на транспортных коммуникациях, выходящих на скоростные межгородские трассы.

В состав станции технического обслуживания автомобилей наряду с производственным блоком входят: административно-бытовой комплекс, помещения для клиентов и общественного питания, автосалон для продажи автомобилей, запасных частей и различных автоaксессуаров. В комплекс СТОА включается также стоянка для работников станции на 30 машиномест и гостевая стоянка для посетителей на пять машиномест. Кроме этого в состав СТОА входит заправочный комплекс с четырьмя колонками.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Целью работы является изучение методов и приемов проектирования основных элементов производственной среды: генерального плана, производственного здания, объектов социального обслуживания.

За время работы над проектом студенты должны решить следующие задачи:

выявить взаимосвязь проектируемого объекта с транспортной системой поселения, ландшафтной ситуацией и окружающей застройкой;

определить и использовать при проектировании принципы и закономерности формирования генеральных планов небольших промышленных объектов;

установить взаимосвязь функциональных процессов и объемно - планировочного решения предприятия;

сформулировать концепцию композиционного построения и создания художественного образа промышленного объекта с явно выраженным технологическим процессом;

установить особенности формирования объемно-пространственной ком­позиции комплекса, состоящего из различных по функциональному назначению помещений, к которым, наряду с производственными помещениями, относятся помещения социальной сферы и административно- бытового обслуживания;

создать на основе типологических особенностей разнохарактерных помещений рациональную схему функциональной организации и зонирования предприятия;

изучить и применить способы формирования оптимальной среды для функционирования человека на производстве;

освоить методы конструирования производственных объектов, сочетающих в себе простые и сложные конструктивные системы.

 


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

 

Генеральный план – важная составная часть проекта промышленного комплекса. Генплан – это комплексное решение вопросов планировки, застройки и благоустройства. Основными задачами при проектировании генерального плана станции технического обслуживания является рациональное размещение объекта в сложной транспортной системе поселения, достижение композиционной взаимосвязи с окружающей застройкой и ландшафтной ситуацией, определение и использование при проектировании принципов и закономерностей формирования генеральных планов небольших промышленных объектов.

Станция предназначается для малых городов, крупных населённых мест, поселков, является частью транспортной структуры населённого пункта. Располагается она на периферии по­селения ближе к выходу на межгородскую магистраль для удобства обслуживания не только автомобилей данного населённого пункта, но и транзитных автомобилей.

Решение генерального пана станции должно быть увязано с трассировкой магистралей и проездов всего района и в особенности примыкающих к ней территорий. При формировании генплана следует стремиться к рациональному использованию площади участка, целесообразной организации транспортных и пешеходных внутриплощадочных путей и коммуникаций, обоснованному количеству стоянок и стояночных мест для автомобилей, оптимальному решению системы благоустройства [1].

Основным при выборе площадки под размещение СТОА являются экологические и противопожарные требования. Место выбирается с учётом ветров преобладающих направлений и таким образом, чтобы запахи бензина и других токсичных веществ не распространялись в сторону жилых образований. Из условий размещения проектируемого объекта вблизи водных акваторий от здания СТОА до береговой линии водоёмов и рек создаётся санитарно-защитная зона. Допускается приближать строение на расстояние не ближе 50м до уреза воды [2]. Из условий пожарной безопасности на расстоянии 25м до ближайшей застройки [3].

Одним из важнейших принципов проектирования генерального плана является зонирование территории. Размещение здания административно-бытового назначения, входной группы и производственного блока должно исключать возвратное движение рабочих и посетителей со стороны жилых образований и автостоянок.

Участок СТОА, как правило, ограждается. Общая его площадь должна составлять примерно один - полтора гектара. Движение на территории станции организуется таким образом, чтобы не было пересечений автомобильных потоков с людопотоками. Внутриплощадочные дороги составляют ширину 5 метров. Радиусы закруглений проездов принимаются 6 метров. [1]. Плотность застройки участка станции должна составлять не менее + 50%. Перед станцией необходимо организовать «гостевую» стоянку для 5 автомобилей, прибывших на обслуживание, и для личного транспор­та работающих на станции на 30 автомобилей. Площадь стоянок принимается из расчёта 25м2 на один автомобиль, включая собственно парковочное место и проезды к нему [1].

Со стороны главного входа в СТОА чаще всего организуется остановка общественного транспорта.

Архитектурно-планировочное решение генерального плана СТОА, зоны перед входом в здание АБК, а также объёмно-пространственное построение всего комплекса станции должно выполняться с учётом интенсивности движения транспорта и пешеходов по улицам и дорогам, примыкающим к проектируемому объекту. Главный вход в здание АБК и основной въезд в производственный блок целесообразно размещать со стороны наибольших транспортных и людских потоков, осуществляемых со стороны селитебной зоны к станции. В связи с этим архитектурно-художественное решение комплекса входной зоны должно решаться с учётом максимальной интенсивности её восприятия. Следует отметить, что при построении объёмно-пространственной композиции комплекса СТОА возникает возможность восприятия здания со всех сторон. Поэтому при проектировании станции необходимо уделять внимание архитектурно-художественной композиции как всего объёма СТОА, так и всех фасадов здания и не только на уровне силуэтного или панорамного восприятий, но и на уровне фрагментарного и детального восприятий.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Станция технического обслуживания (СТОА) предназначается для сервисного и технического обслуживания, а также текущего ремонта автомобилей. Организационная структура станции основана на принципе приёма и выдачи клиентам автомобилей без допуска последних в производственный блок за исключением постов диагностики. Производственный блок состоит:

1. Зона диагностики. Помимо визуального осмотра автомобиля, при котором выявляются в основном дефекты ходовой части и кузова, и определения проблем с двигателем и топливной системой на слух, на станции производится операция диагностирования. Диагностирование – важный компонент технологического процесса, позволяющий наиболее качественно вскрыть как проблемы поступившего на СТОА автомобиля, так и определить качество проведённых на станции ремонтных работ. Посты диагностики размещаются за мойкой и перед «сухим» выездом из станции.

2. Сервисное обслуживание (СО). Технологический процесс, происходящий в зоне СО, занимает незначительный по продолжительности период времени и включает мойку, диагностику, доливку или замену масла, доливку или замену охлаждающей жидкости, заправку стеклоомывателя и кондиционера и т.п.

3. Техническое обслуживание (ТО). Технологические операции при техническом обслуживании производятся в более длительный период времени, занимая от двух до четырёх часов. ТО состоит из мелкого ремонта узлов и агрегатов автомобиля, замены и регулировки тормозной системы, регулировки бензо- и газораспределительного оборудования, клапанов, чистки форсунок, ремонта или замены световых приборов и т.п.

4. Текущий ремонт (ТР). Технологический процесс, протекающий в зоне текущего ремонта, значителен по времени и происходит в течение рабочей смены (8 -12 часов) или растягивается на несколько рабочих дней. ТР объединяет такие технологические процессы, как замену агрегатов, узлов, приборов, их ремонт. Отремонтированные двигатели и некоторые агрегаты по истечении их ремонта проходят обкатку на стендах обкатки или после установки на автомобиль. Кузовные и окрасочные работы тоже включены в процесс текущего ремонта. Следует отметить, что посты обкатки, подготовки автомобиля к покраске и окрасочные камеры изолируются от основного помещения.

5. Внепостовое обслуживание (ВО). Часть работ по обслуживанию и ремонту автомобилей производится вне постов, на специализированных участках, где ремонтируются снятые с автомобиля агрегаты, узлы и детали. К таким участкам относятся ремонт и зарядка аккумуляторов, ремонт электрооборудования, топливной аппаратуры, агрегатно-механический, шиномонтажный, кузнечно-прессовый, сварочный. Эти участки могут находиться в обособленных зонах в том же помещении, что и постовая обработка, а могут располагаться и изолированно или отделяться перегородками от основных технологических постов.

 

СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ СТОА

 

Проектируемая станция технического обслуживания должна включать следующие группы помещений согласно табл. 1.


Таблица 1.

Состав помещений СТОА

№ п/п Наименование участка или поста Кол-во постов машино-мест, помещений Площадь м2 Примечания
Производственный блок
  Главный въезд на станцию перед мойкой     Может быть объединён с тамбуром перед мойкой
  Тамбур перед мойкой     Тамбур необходим для выравнивания температур на поверхности автомобиля и внутри производственного помещения. Первичный осмотр автомобиля
  «Сухой» выезд     Производится окончательный осмотр автомобиля клиентом
  Мойка   (6м х 12м) Процесс мойки проходят все без исключения автомобили. Мойка рассчитана только на обслуживание автомобилей, прибывших для ремонта.
  Пункт осмотра автомобиля   (6м х 6м)  
  Участок сервисного обслуживания   (6м х 6м)  
  Участок технического обслуживания   (6м х 6м)  
  Участок текущего ремонта   (6м х 6м)  
- кузовные работы   (6м х12м)  
- покрасочная камера   (6м х 12м)  
- обкатка   (6м х 6м)
  Участок внепостового обслуживания        
  Склад инструмента, узлов деталей и материалов     Располагается вблизи «сухого» въезда на станцию
  Зона очистных сооружений и утилизации отходов     Располагается рядом с мойкой и у покрасочной камеры
  Зона вентиляционного оборудования      
  Внутренняя стоянка   (2,5м х 6м) Стоянка предназначена для автомобилей, с которых временно снято оборудование
  Внутренние проезды   150 - 200 Предназначены для подъезда к постам
  Помещение для уборочного инвентаря и оборудования     Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Первичный пункт бытового обслуживания рабочих
  Помещения кратковременного отдыха и курительные     Служит для кратковременного отдыха рабочих
  Санузел      
         
Объекты административно-бытового назначения
  Входная группа (вестибюль, проходная)      
Объекты для клиентов
  Помещение для оформления заказов     Возможно объединение зоны с вестибюльной группой или с торгово-выставочной зоной
  Зал ожидания     Предназначен для кратковременного ожидания выполнения работ по ремонту автомобиля
  Санузел      
Административно-управленческая группа
  Приемная      
  Директорская      
  Бухгалтерия      
  Кабинет главного инженера      
         
  Касса      
  Комната мастера      
  Здравпункт     Размещается на первом этаже административно-бытового блока, имеет автономный выход на улицу.
  Универсальный зал     Может использоваться и клиентами
  Санузел      
  Помещение для уборочного инвентаря и оборудования     Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Предприятие общественного питания
  Столовая с буфетом     Предназначена для обслуживания администрации, рабочих и клиентов. Может располагаться как на первом, так и на других этажах административно-бытового здания. Имеет самостоятельный выход на улицу для загрузки столовой продуктами питания. При размещении столовой выше первого этажа необходимо устройство лестницы и подъёмника.
  Барная стойка   4-5 Может размещаться в столовой, зале ожидания, торгово-выставочном зале автосалона
  Складское помещение     Предназначено для хранения продуктов, напитков, тары
  Помещение для персонала столовой     Предусмотрено для размещения в нём гардеробно-душевого блока, туалета и зоны отдыха
  Санузел      
  Помещение для уборочного инвентаря и оборудования     Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Предприятия торговли
  Автосалон     Предназначен для продажи новых или восстановленных на данном СТОА автомобилей
  Магазин запасных частей, масел, автокосметики и автоаксессуаров       Может объединяться с автосалоном или быть самостоятельным помещением
  Складское помещение     Предназначено для кратковременного хранения запасных частей и оборудования
  Помещение для персонала магазина     Предусмотрено для размещения в нём гардеробно-душевого блока, туалета и зоны отдыха
  Санузел      
  Помещение для уборочного инвентаря и оборудования     Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Гардеробно-душевой блок
  Мужской     237* (a х b х с) Количество мужчин составляет 90% от общего числа рабочих.
  Женский     24* (a х b х с) Количество женщин составляет 10% от общего числа рабочих.
  Помещение для уборочного инвентаря и оборудования     Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
           

*Площадь гардеробно-душевого блока рассчитывается по формуле (a * b * с),

Где а – площадь вспомогательных помещений, приходящихся на одного работающего по списочному составу – 4 м2

b – расходы площади на санитарно – гигиеническое обслуживание – 65%

с – количество мужчин/женщин по списочному составу.

 

Система обслуживания СТОА

Система обслуживания станции несёт большую социальную нагрузку в многофункциональном качественном сервисном обслуживании как работников предприятия, так и посетителей станции. Система обслуживания СТОА размещается в административно-бытовом корпусе (АБК). В его состав включаются помещения для размещения административно-управленческого аппарата, гардеробно-душевого блока для производственных рабочих, группа помещений для кратковременного пребывания клиентов, столовая и салон по продаже запчастей и автомобилей. Первичное обслуживание работников СТОА осуществляется в производственном блоке и включает в себя помещения кратковременного отдыха и санузлы

Каждая функциональная группа помещений обладает определённой самостоятельностью и требует проработки планировочных решений с учётом их функциональных особенностей. В то же время при проектировании необходимо учитывать как взаимосвязь между отдельными функциональными частями административно-бытового корпуса (АБК), так и перечисленных выше помещений с производственным блоком.

Для ориентировочных расчётов суммарной величины площади помещений административно-бытового назначения возможно пользоваться следующими укрупнёнными показателями:

1) Площадь вспомогательных помещений, приходящихся на одного работающего, по списочному составу составляет 4 м2;

2) Расходы площади по видам обслуживания на объекты:

- санитарно-гигиенического обслуживания - 65%

- общественного питания - 25%

- медицинского обслуживания - 2%

- культурного обслуживания - 8%

Для обслуживания рабочих в производственном блоке, включающего прежде всего зоны отдыха и санитарно-гигиенические помещения, можно применять 2м2 на одного работающего. Общая площадь зоны внутрицехового обслуживания рассчитывается на количество производственных рабочих, работающих в наибольшую смену [10].

Здание АБК может быть отдельно стоящим, пристроенным или встроенным. Отдельно стоящий АБК должен соединяться с производственным блоком, закрытым отапливаемым переходом, который может быть надземным, наземным или подземным. Высота проезда под надземным переходом должна быть не менее 4,2 метра, что обусловлено габаритами пожарной машины.

Высоту этажей в здании АБК следует принимать равной 3,3 метра. В универсальном и обеденном залах высоту этажа допускается принимать 4,2 метра. Вестибюль и торговый зал автосалона может иметь высоту 4,2 метра. При двухуровневом устройстве вышеперечисленных помещений высота их может достигать 6 м. и более.

Высоту вспомогательных помещений, раз­мещаемых в производственной зоне, следует принимать не менее 3 м. от пола до потолка и не менее 2,5 м от пола до низа выступающих конструкций.

Пол первого этажа вспомогательных по­мещений, размещаемых в пристройках, к производственным зданиям, как правило, должен быть на одном уровне с полом первого этажа производственных зданий.

При главных входах в здание АБК надлежит предусматривать тамбу­ры глубиной не менее 1,2 м и вести­бюли. Площадь вестибюлей следует принимать из расчета 0,15 м2 на одно­го пользующегося вестибюлем в наиболее мно­гочисленной смене, но должна быть не менее 18 м2. [5]

Для удобства клиентов в здании следует предусмотреть пассажирский или грузопассажирские лифты.

Помещения административно-управленческой группы, а также помещения обществен­ного питания и здравпункт долж­ны иметь есте­ственное освещение. В остальных помещениях допускается освещение вторым светом или искусственное освещение.

Сантехническое оборудование не допускается размещать над универсальным залом, помеще­ниями общественного питания, административными комнатами, здравпунктом, во избежание протечек воды и канализационных стоков в эти помещения. [5].

Для хранения инвен­таря и оборудования для уборки следует предусматривать помещение не менее 4 м2, оборудованное мойкой с подводкой холодной и горячей воды [5].

Помещения для клиентов

Помещения, где происходит непосредственный контакт с клиентом, имеют особое значение. В них СТОА представляет ассортимент своих услуг. Помещения для клиентов или клиентская зона объединяют пункты оформления заказов на сервис, зону ожидания с телевизором и детским уголком с игровой зоной, оборудованный мебелью для сидения, автоматом с напитками, автосалон и магазин продажи запчастей и принадлежностей, а также бар или кафе. Клиентская зона должна быть оборудована санитарно-гигиеническими помещениями для посетителей.

Зона оформления приемки автомобилей в ремонт должна быть оборудована стендами, витринами, информаторами по предлагаемым услугам. Композиционным центром клиентской зоны может служить стойка сервисной службы.

Зал для клиентов чаще всего располагается в непосредственной близости к зоне оформления и приёмки автомобилей в ремонт, а также имеет прямую связь с диагностическим постом производственного блока для приемки автомобилей в ремонт и выдачи автомобилей после ремонта. Зал ожидания должен находиться в здании АБК вблизи основного въезда в производственный блок СТОА. При необходимости зал может иметь непосредственный выход на улицу.

Пост приемки автосервиса – контрольный для проверки и принимаемого, и отремонтированного автомобиля, это участок инструментального контроля для проверки автомобиля на соответствие требованиям по безопасности движения.

Здравпункт

Для оказания первой помощи пострадавшим в здании АБК предусматривается здравпункт площадью 36 м2. Он размещается на первом этаже административно-бытового блока и включает в себя кабинет врача, перевязочную, самостоятельный санузел. Здравпункт должен иметь самостоятельный выход на улицу.

Предприятия торговли

В комплексе с производственным блоком и зданием АБК необходимо предусмотреть автосалон и магазин запасных частей, масел, автокосметики и автоаксессуаров. Автосалон предназначен для продажи новых или восстановленных на данной СТОА автомобилей. Площадь автосалона принимается из расчёта 25 м2 на один автомобиль, включая проезды и должна быть не менее 125 м2. Магазин запчастей, автокосметики и автоаксессуаров, площадь которого должна быть не менее 72 м2, включая склад, может объединяться с автосалоном или быть самостоятельным помещением. Возможно размещение автосалона и магазина как на первом этаже комплекса, так и на других уровнях. При расположении салона-магазина выше первого этажа необходимо предусмотреть грузовой лифт, пандусы или рампы для поднятия и спуска автомобилей.

Производственный блок

 

Согласно функционально-технологической схеме автомобиль, прибывший для ремонта, проходит предварительный осмотр, который осуществляется специалистами станции на гостевой стоянке перед въездом на СТОА.

Технологический процесс представляет собой поточную линию, направленную от размещения автомобиля в тамбуре перед мойкой, который служит для выравнивания температуры поверхности кузова с внутренней температурой помещения станции, до проверки автомобиля и агрегатов на диагностическом оборудовании, осуществляемой совместно с клиентом, перед окончательным оформлением оплаты услуг по ремонту автомобиля и выездом его через «сухой выезд» из производственного блока. Технологические операции, требующие большего времени на их исполнение, логичнее размещать дальше от входа. Этим достигается уменьшение передвижений транспорта в зонах с длительным нахождением ремонтируемой техники, снижение количества пересечений при движении автомобилей внутри станции, а также появляется возможность беспрепятственного выезда с постов с кратковременным пребыванием автомобиля. Посты мойки, кузовных работ и покраски от основного помещения отделяются перегородками или представляют собой отдельно стоящие блоки с собственными стенами и покрытием. Величина покрасочной камеры должна иметь размеры, позволяющие достигнуть нагрева в ней воздуха до температуры, достаточной для быстрой и качественной сушки окрашенного автомобиля.

Зона ТО и ТР оборудуется подъёмно-транспортным оборудованием.

Необходимый перечень, а также площадь постов и помещений производственного блока представлена в таблице № 1.

Объёмно-пространственная композиция производственного блока представляет собой одноэтажное здание павильонного типа. В зависимости от расположения, материала, конструктивного решения внутренних опор и несущих конструкций покрытия, здание может быть однопролётным, многопролётным, иметь ячейковую или зальную структуру. В связи с этим при устройстве покрытия могут использоваться типовые конструкции заводского изготовления, а также пространственные конструкции. Таким же образом может быть решён и объём автосалона, архитектурная композиция которого должна подчёркивать функциональное назначение всего комплекса СТОА.

Для уменьшения площади участка СТОА, а также повышения архитектурно-художественной выразительности объёма промышленного здания автосалон или стоянка автомобилей работников станции может располагаться на крыше производственного блока. При этом в объёмно-пространственную композицию комплекса СТОА могут быть включены как различного типа рампы, так и оригинальные покрытия стоянки или автосалона.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗДАНИЯ СТОА

 

Конструктивное решение здания СТОА должно формироваться исходя из функциональных, экономических и архитектурно-художественных требований.

При проектировании станции применяются следую­щие конструктивные системы: каркасная, бескаркасная и с неполным каркасом. Возможно применение мелкоразмерных строительных изделий и деталей, а также железобетонных и стальных конструктивных элементов.

Например, при проектировании административно-бытового здания в конструктивную систему могут закладываться несущие стены из кирпича и блоков, а также каркасная конструктивная система. При этом сетку координационных осей в административно-бытовом блоке предпочтительнее использовать с ячейкой 6м х 6м, 6м х 9м, 9м х 9м.

Объемно-планировочное решение производственной зоны может быть зального, ячейкового или пролет­ного типа. При этом независимо от типа объёмно-планировочной структуры внутреннее пространство зоны решается единым пространством и не расчленяется никакими капитальными стенами и перегородками. Стенами выделяются только помещения, резко отличающиеся по температурно-влажностному режиму и степени выделения производственных вредностей. К ним относятся помещения мойки и покраски.

Железобетонный каркас применяется преимущественно при про­летах шириной до 24м при шаге колонн 6 и 12м. Стальной каркас применяется при пролетах шириной 24м и более и шаге колонн от 6м и более.

В практике строительства чаще всего используются железобетонные колонны и стальные стропильные конструкции. В рамках каркасной схемы здания возможны варианты конструктивного решения:

- с балочными и ферменными несущими конструкциями покрытия;

- только со стропильными или со стропильными и подстропильными конструкциями;

- с одинаковым и разным шагом колонн каркаса крайних и сред­них рядов;

- с продольным стеновым фахверком и без него;

- с железобетонным, стальным или смешанным каркасом и т.д.

В производственном блоке СТОА возможно применение железобетонных или стальных колонн прямоугольного или круглого сечения, а также использование рамных конструкций. При этом конструктивная схема производственного блока должна обеспечивать максималь­ную гибкость внутреннего пространства. В связи с этим шаг колонн по наружным рядам следует принимать 6м или 12м, а по внутренним рядам 12м и более. Для конструкций крайних рядов применяется «нулевая» привязка к координационным осям, а для конструкций средних рядов применяется «центральная» привязка независимо от материала каркаса. В торцах здания и между основными колон­нами крайних продольных рядов, при шаге 12м и применении 6-метровых стено­вых панелей из лёгкого или ячеистого бетона устанавливают железобетонные или металлические фахверковые колонны, которые предназначены для крепления к ним конструкции стены и восприятия ветровых нагрузок. Металлический фахверк, состоящий из стоек и прогонов, применяют при использовании в стено­вом ограждении панелей типа «сэндвич» и мелкоразмерных панелей. Шаг стоек и расстояние между прогонами по высоте зависит от типа и размеров стенового ограждения. Привязка колонн фахверка назначается такой же, как у основных колонн данного ряда.

Для повышения устойчивости здания в продольном направлении необходимо предусмотреть систему вертикальных связей, расположенных в сере­дине температурных блоков в каждом ряду колонн по всей высоте производственного корпуса.

Покрытие производственного блока бесчердачное и состоит из несущих и ограждающих конструкций. Вид и материал несущих конструкций выбирают с учетом ширины пролетов, шага колонн, типа покрытия и кровли.

Несущими конструкциями плоскостных покрытий являются балки, фермы и пространственные конструкции в виде структурных плит. В случаях, когда шаг колонн превышает шаг стропильных конструкций, в состав несущих элементов покрытия вво­дят подстропильные конструкции.

Железобетонные конструкции покрытия применяют при ширине пролетов до 18 м, стальные конструкции используют при пролетах более 18м.

В прогонном покрытии применяют железобетонные прогоны длиной 6м и стальные прогоны длиной 6м и 12м. Покрытия по прогонам устраиваются с применением мелкоразмерных легкобетонных плит, асбоцементных и металлических панелей типа «сэндвич» с применением эффективного утеплителя.

Для достижения универсального свободного пространства и повышения архитектурно-художественного качества производственного блока и автосалона в покрытиях часто используют пространственные конструкции. Для этого, например, используются оболочки двоякой положительной кривизны, бочарные своды и висячие покрытия различных конструкций, длинные и короткие цилиндрические оболочки, складки, коноидальные оболочки, оболочки отрицательной гауссовой кривизны. Пространственные конструкции покрытия могут быть выполнены из различных материалов. Применение таких конструкций позволяет перекрывать значительные площади без промежуточных опор. Их опирание может осуществляться на колонны, обвязочные балки, несущие стены или самостоятельные фундаменты.

Для освещения и аэрации производственного блока, салона и помещений административно-бытового корпуса, создания атриумных пространств в конструкциях покрытий могут использоваться светоаэрационные фонари различной величины и конфигурации.

Световые проёмы в стенах выполняются в виде ленточного остекления или имеют вид отдельных окон. Номинальные размеры оконных прое­мов по ширине и высоте назначают кратными 600 мм. Расстояние от пола до низа оконного проёма в производственном блоке должно быть не менее 1,2 м, а в здании АБК – 0,9 м.

В местах входов и въездов устраиваются дверные и воротные проемы. Размеры автомобильных ворот по внутреннему размеру рамы рекомендуется принимать 3×3 м; 4×3,6 м; 3×4,2 м; 4×4,2 м. Перед автомобильными воротами с наружной стороны здания устраивается въездной пандус с уклоном не более 11% [9,10].

 

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Отопление и вентиляция

 

Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией и отоплением, отвечающими требованиям действующих строительных норм и правил.

Помещения для хранения машин могут быть отапливаемыми и неотапливаемыми. Система отопления должна обеспечивать равномерный нагрев воздуха в помещении, возможность местного регулирования и выключения, удобство эксплуатации, а также доступ для ремонта.

Въездные ворота оборудуются механическими приспособлениями для принудительного закрывания, а также должны иметь систему тепловых завес, отсекающих попадание холодного воздуха в зимний период в производственное помещение. В рабочую зону, а также в осмотровые канавы воздух должен подаваться в холодный период года с температурой не выше 25°С и не ниже 16°С.

Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны помещений не должна превышать ПДК, установ







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.