|
О положениях, связанных с аль-гъиба в ИсламеСтр 1 из 3Следующая ⇒ О положениях, связанных с аль-гъиба в Исламе (Ведение разговоров за спиной человека)
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:
Определение слова “аль-Гъиба” От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нем есть». аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ» 1/142. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992. Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589. Передают, что однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, сказав: “Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят!” И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вы совершили гъиба за него». Они сказали: “О посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!” На это он ответил: «Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!» аль-Асбахани. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/128. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды она упомянула об одной женщине, сказав: “Она мала ростом”, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты совершила гъиба на нее!» Ахмад 6/136, Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 207. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность хадиса. Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я стала изображать перед пророком (мир ему и благословение Аллаха) одного человека, и он сказал: «Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если дадут мне за это то-то и то-то!» Абу Дауд, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5140. Однажды Мухаммад ибн Сирин упомянув о ком-то, сказал: “Это тот чернокожий мужчина”, - затем он сказал: “Да простит меня Аллаха, я считаю, что совершил гъиба”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/196. Имам ан-Науауи, разъясняя значение гъиба и его виды, сказал: “Гъиба – это упоминание о человеке тем, что не понравилось бы ему. Будь то физический недостаток, изъяны в религии или в его жизненных делах, или в его поведении, или в его детях, либо в том, что касается его жены, его слуг, даже его одежды, его походки или его радостного настроения, или его хмурого вида и тому подобного, что имеет к этому отношение. И все равно, было ли об этих недостатках упомянуто словом, жестом, или мимикой”. См. “аль-Азкар” 288. Также ученые отнесли к гъиба слова тех, кто при упоминании какого-либо мусульманина говорит: “Да простит нас Аллах”, или: “Да смилостивится над ним Аллах”, намекая при этом на того, кого упомянули, и говоря это с издевкой, делая так, что о том, кого упомянули, начинают думать плохо. См. “Фатх аль-Бари” 10/469, “аль-Азкар” 290.
Положение “аль-гъиба” в шариате Нет никаких сомнений в том, что гъиба запрещено (харам), и на это указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (аль-иджма’). Имам аль-Къуртуби говорил: “По единогласному мнению (иджма’), гъиба является большим грехом, за которое необходимо каяться перед Всевышним Аллахом”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/354. Также о единогласном мнении, что гъиба является большим грехом, передали имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир и имам Ибн Муфлих. См. “аль-Азкар” 289, “Тафсир Ибн Касир” 3/567, “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/31.
О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе
Гъиба – это поедание мяса людей Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12). В толковании этого аята Къатада сказал: “Так же как верующий обязан сторониться употребления мертвечины, так же он должен сторониться и гъиба”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 16/335. Сообщается, что имам Суфьян ас-Саури называл людей, делающих гъиба – мясоедами (ляхмийун). Однажды его спросили: “Это что, те, кто ест много мяса?” Он ответил: “Нет. Это те, которые делают гъиба!” аль-Къашири в “ар-Рисаля” 1/74. Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль!” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4878. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному человеку: «Ты избавился от кусочков мяса, застрявших в зубах?» Тот ответил: “От чего мне избавляться, если я не ел мяса?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты ел мясо своего брата!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 2837. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У арабов было принято брать с собой слуг в путешествие, и также поступили Абу Бакр с ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), взявшие с собой в путь слугу. Однажды они легли спать, а когда проснулись, обнаружили, что слуга тоже спит, не приготовив им еды. И один из них сказал другому: “Этот человек спит так, словно находится у себя дома!” Они разбудили его и сказали ему: “Пойди к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и скажи ему: “Абу Бакр и ‘Умар передают тебе салам, и просят у тебя чего-нибудь из еды!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал слуге: «Передай им салам и сообщи им, что они уже поели!» Они были потрясены этим и пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: “О посланник Аллаха! Мы послали к тебе попросить еды, а ты сказал: «Они уже поели!», - чем же мы позавтракали?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мясом вашего брата. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!» Абу Бакр с ‘Умаром сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Попроси для нас прощения у Аллаха!” На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!»” аль-Хараиты 186, ад-Дыя аль-Макъдиси 2/33. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2608. А ведь в наши дни мусульмане говорят за спинами друг друга вещи на много страшней, чем то, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) сказали за своего слугу! Однажды ‘Амр ибн аль-‘Асс, проходя с людьми мимо дохлого мула, сказал: “Если человек будет есть это до тех пор, пока не наполнит свой живот, то это будет лучше для него, чем он поест мясо мусульманина!” Абу аш-Шейх, Ибн Хиббан. См. “Сахих ат-таргъиб” № 2838.
Гъиба – это зловонье Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гъиба за спинами верующих»”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани зазвали хадис хорошим. Имам ас-Самаркъанди говорил: “Некоторые могут спросить: «Почему гъиба во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) имела скверный запах, а в наши дни мы его не чувствуем?» Ответом им служит то, что гъиба в наше время увеличилась и носы, переполнившись ею, перестали чувствовать ее скверный запах. В пример этому можно привести человека, который зайдет в то место, где совершают дубление шкур животных, он не сможет из-за сильного зловонья долго там находиться. Однако те, кто работает в этих местах кушают и пьют там, не чувствуя этого зловонья, поскольку они уже привыкли к этому запаху. То же самое обстоит и с гъиба в наше время!” См. “Танбихуль-гъафилин” 1/175. Свят Аллах, а ведь это было сказано более, чем тысячу лет назад! Трудно себе представить насколько увеличилось гъиба за эти тысячу лет!
Как покаяться за гъиба?
Человек, совершивший гъиба должен принести искреннее покаяние (ат-тауба) за этот большой грех, выполнив все его условия. Условий покаяния три: 1. Прекращение совершения греха; 2. Раскаяние в совершенном; 3. Решимость никогда не совершать подобное. В отношении необходимости этих трех условий, для того, чтобы покаяние было действительным, среди ученых нет разногласий. И если одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние не будет действительным. См. “Сыфату тауба” 9. Однако у искреннего покаяния есть и четвертое условие. В том случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает права другого человека, то необходимо загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т.п. Что же касается покаяния за гъиба, является ли необходимым условием для покаяния за него сообщение тому, за чьей спиной оно совершалось или нет, ученые разошлись. Группа ученых считала необходимым попросить прощение у того, за кого совершалось гъиба, поскольку этот грех не только между рабом и Аллахом, но также коснулся и прав другого человека. В доказательство на это они опирались на хадис посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим 2581. Таким образом, эти ученые считали, что необходимо загладить свою вину перед человеком, за которого было совершено гъиба, чтобы это грех был искуплен, и чтобы он не был спрошен за него обиженным в Судный день. При извещении человека, за которого было совершено гъиба не обязательно раскрывать все подробности своего греха. Следует просто сказать, что ты был несправедлив к нему в своих речах, но теперь покаялся перед Аллахом и просишь прощения у него самого. См. “Гъазауль-альбаб” 1/93, “Мадариджу-ссаликин” 1/290-291. Что же касается того, у кого просит прощение раскаявшийся, то он должен простит его и не таить злобу. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я клянусь вам Аллахом о трех вещах: что имущество никогда не уменьшится по причине милостыни; что человека, который простит тому, кто поступил по отношению к нему несправедливо, Аллах Всемогущий обязательно возвеличит за это; и что если человек откроет врата для просьб у людей, то Аллах откроет для него врата нищеты!» Ибн Абу ад-Дунья. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3025. Разве не желает мусульман того, чтобы Аллах его возвеличил?! Второе мнение же мнение состоит в том, что необязательно извещать человека о том, что ты совершил гъиба за него и просить у него прощения. Хафиз Ибн Касир говорил: “Некоторые ученые говорили: «Не является условием покаяния за гъиба извещение обидчика, ибо может быть так, что это принесет еще больше вреда»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/129. И это является наилучшим мнением, что в случае, если при сообщении о том, в чем именно заключалась гъиба, сплетня или клевета обиженный разгневается (как правило, так и происходит) и это усилит его ненависть, то не следует говорить ему об этом, потому что шариат не одобряет увеличения вреда. Одной из целей шариата является сплочение сердец и укрепление братских чувств между мусульманами. Возможно, что это приведет к вражде, после которой сердце мусульманина никогда не очистится в отношении сплетника. В таких ситуациях для покаяния достаточно: - Раскаяться и молить Аллаха о прощении, осознав мерзость содеянного. - Молить Аллаха о прощении за того, о ком было сделано гъиба. Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Если человек совершил гъиба за другого человека, то пусть не сообщает ему об этом, а просит прощения для него!” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/317. - Признать свою вину перед теми, кто слышал от тебя гъиба или клевету на мусульманина, оправдав его перед ними. - Защищать честь того, о ком ты делал гъиба и возражать, если кто-либо захочет сделать гъиба за него. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/291 и “аль-Мугъни” 12/78. О мусульмане! Обратите внимание на разницу между имущественными и телесными преступлениями с одной стороны и между гъиба – с другой. Материальный ущерб отличается тем, что потерпевшие с удовольствием прощают ворам и грабителям при возмещении им ущерба, а человек, которому нанесли моральный урон, как правило, скуп на прощение и сохраняет обиду в своем сердце надолго или же навсегда.
Www.Salaf-forum.com О положениях, связанных с аль-гъиба в Исламе (Ведение разговоров за спиной человека)
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:
Определение слова “аль-Гъиба” От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нем есть». аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ» 1/142. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992. Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589. Передают, что однажды при пророке (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, сказав: “Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят!” И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Вы совершили гъиба за него». Они сказали: “О посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!” На это он ответил: «Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!» аль-Асбахани. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/128. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды она упомянула об одной женщине, сказав: “Она мала ростом”, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты совершила гъиба на нее!» Ахмад 6/136, Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 207. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность хадиса. Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я стала изображать перед пророком (мир ему и благословение Аллаха) одного человека, и он сказал: «Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если дадут мне за это то-то и то-то!» Абу Дауд, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5140. Однажды Мухаммад ибн Сирин упомянув о ком-то, сказал: “Это тот чернокожий мужчина”, - затем он сказал: “Да простит меня Аллаха, я считаю, что совершил гъиба”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/196. Имам ан-Науауи, разъясняя значение гъиба и его виды, сказал: “Гъиба – это упоминание о человеке тем, что не понравилось бы ему. Будь то физический недостаток, изъяны в религии или в его жизненных делах, или в его поведении, или в его детях, либо в том, что касается его жены, его слуг, даже его одежды, его походки или его радостного настроения, или его хмурого вида и тому подобного, что имеет к этому отношение. И все равно, было ли об этих недостатках упомянуто словом, жестом, или мимикой”. См. “аль-Азкар” 288. Также ученые отнесли к гъиба слова тех, кто при упоминании какого-либо мусульманина говорит: “Да простит нас Аллах”, или: “Да смилостивится над ним Аллах”, намекая при этом на того, кого упомянули, и говоря это с издевкой, делая так, что о том, кого упомянули, начинают думать плохо. См. “Фатх аль-Бари” 10/469, “аль-Азкар” 290.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|