Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие о сознании, Структура соз-я, самосоз-я, образ собственного «Я»,





Особенности психики человека, которые выделили его из животного мира, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

С точки зрения марксизма ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Она получила в работах советских психологов конкретно-психологическую разработку.

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания.

Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта».

В этом определении подчеркивается «объективность», т.е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения.

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по Леонтьеву, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

Как это стало возможным?

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условия его достижения. Рассматриваемые сами по себе, они представляются биологически бессмысленными. Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. «открыть» для себя смысл. Смысл, по определению Леонтьева, и есть отражение цели действия к мотиву.

Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Здесь и появляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка.

Скорее всего, первые элементы речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия предметы, но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять общие устойчивые свойства. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания.

Усложнение форм труда, вовлечение в сферу труда все более широкого круга предметов и орудий требовало постоянного расширения познаваемых или осознаваемых содержаний, и поэтому процессы развития труда и языка шли параллельно друг с другом.

Уникальная способность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.

Существует несколько определения сознания:

1. (Вунд) Со-знание (дословно знание со мной) – это совокупность знаний, непосредственно имеющихся в данный момент времени о себе и окружающем его сейчас мире.

2. Со-знание – совокупное совместное коллективное знание о закономерностях внешнего мира, возникающее у каждого, с помощью усвоения и присвоения языка или его отдельных единиц – понятий.

3. Сознание – это процессы целеполагания, т.е. создания, выполнения, удержание цели. Цель – знаемый результат.

4. Сознание – это особая деятельность по самооцениванию себя, это рефлексирующая деятельность субъекта, благодаря которой мы познаем себя.

Сознание – это высший уровень психического отражения субъективной реальности, то высший уровень саморегуляции, присущий только человеку, как социальному существу. Способность актуализировать в своей психике представления – главное достижение на пути развития сознания как в филогенезе, так и в онтогенезе. Благодаря представлениям человек получает возможность отслеживать работу своей психики (рефлексия), вторгаться в ее протекание (произвольность), познавать предметы и явления без непосредственного чувственного взаимодействия с ними (мышление), выходить в прошлое (воспоминания) и будущее (воображение), изменять наличную мотивацию и отношение (воля). Совокупность этих возможностей – сознание.

Соз-е представляет собой особое л-тное образование, позволяющее чел-ку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать ее как часть самого себя. Структурные компоненты: Значение – это зафиксированный в слове общественный опыт. Значения лежит в основе понятийного мышления. Они являются носителями знаний. Смысл проявляется в ощущении причастности чел-ка к соответствующим событиям и ситуациям и включенности в них (л-тная значимость событий). Чувственная ткань – этот обобщенное название сенсорно-перцептивных элементов, из к-ых строятся субъективные образы: различные ощущения, восприятие пространства, времени, формы и др. сознательное бытие чел-ка можно представить как систему поступков, содействий и предметных действий. Они построены из особого материала, называемого биодинамической тканью.

Свойства сознания и их характеристика.

1. Многообразие содержания сознания. Зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания – все это одновременно. Аномальное сознание – резкое сужение сознания.

2. Наличие определенной структуры. Свойство структурности сознания состоит в том, что наше сознание имеет центральную область – это «поле внимания» или «фокус сознания», за пределами её находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленённы; это – «периферия сознания».







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.