Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







БИЛЕТ 5 Особенности становления социального государства в европейских странах.





Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии сделана первая попытка осуществления ряда социальных ре­форм. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.

Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценнос­тям социального государства. Конституция ФРГ в 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и соци­альным федеральным государством». В ст. 23 записано, что «для создания объединенной Европы Федеративная Респуб­лика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, со­циального и федеративного государства». Понятие социаль­ного государства упоминается и в других статьях, в частности, в ст. 28 — «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства».

С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Рес­публикой»; с 1978 г. Испания по Конституции стала «право­вым, демократическим, социальным государством» и др.

В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 г. В соответствии со ст. 2 «Республика признает и гарантирует неотъемлемые пра­ва человека — как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, — и тре­бует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности».

Испания после свержения диктаторских режимов и ус­тановления демократии в 1978 г. провозгласила себя право­вым демократическим социальным государством.



Португалия в 1975 г. стала суверенной республикой, ставящей своей це­лью построение свободного, справедливого и солидарного общества.

Согласно своим конституциям Румыния — правовое демократическое и социальное госу­дарство.

Республика Польша — демократическое, право­вое государство, осуществляющее принцип социальной справедливости.

Пункт 1 ст. 22 Конституции Греции гласит: «Труд составляет право и находится под защитой государства, ко­торое заботится о создании условий полной занятости, для всех граждан».

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства.

Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Да­нии.

В конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще пред­стоит в полной мере реализовать на практике. Не менее важ­ная задача, которая стоит перед учеными стран СНГ, — это разработка различных аспектов концепции социального государства, адекватной условиям стран СНГ.

Страны СНГ — Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина и др. — прошли определенный путь по пути форми­рования социального государства. Опыт многих европейских социальных государств показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граж­дан, их социальной защите, развивают солидарность и забо­ту самого общества о социальном состоянии этого общества, всемерно, как базу для сильной социальной политики, разви­вают социальную рыночную экономику, повышают социальную ответственность бизнеса, т. е. социальные государства не по­лагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.

Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Государство в лице своих ор­ганов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуж­даемыми и принадлежат каждому от рождения.

В Конституции Азербайджанской Республики, принятой всенародным референдумом 12 ноября 1995 г., в ст. 13 обеспе­чение прав и свобод человека и гражданина признается выс­шей целью государства, а в ст. 17 записано: «Азербайджан­ская Республика заботится о повышении благосостояния на­рода и каждого гражданина, его социальной защите и дос­тойном уровне жизни». Права и свободы человека и гражда­нина подробно прописаны в гл. 3 и 4 соответственно.

В ст. 4 Конституции Республики Армения, принятой 5 июля 1995 г., провозглашено: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и за­конов — в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права». В ст. 31 дана формула условий жизни: «Каж­дый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удов­летворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпри­нимает необходимые меры для осуществления этого права».

Всенародным референдумом Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. принята Конституция страны, где в ст. 2 устанавливается: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью обще­ства и государства». Государство ответственно перед граж­данином «за создание условий для свободного и достойного развития личности», а в ст. 21: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью госу­дарства». В ст. 60 подчеркнута обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено испол­нение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

В ст. 7 Конституции Грузии от 24 августа 1995 г. установ­лено следующее: «Грузия признает и соблюдает общеприз­нанные права и свободы человека как непреходящие и выс­шие человеческие ценности. При осуществлении власти на­род и государство ограничены этими правами и свободами как непосредственно действующим правом». В ч. 5 ст. 37 спе­циально отмечено: «Человек имеет право на получение пол­ной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда».

В принятой 30 августа 1995 г. всенародным референду­мом Конституции Республики Казахстан провозглашается, что для государства «высшими ценностями являются чело­век, его жизнь, права и свободы» (ст. 1). В ч. 2 ст. 12 утверж­дается: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных пра­вовых актов».

Верховный совет Республики Кыргызстан 12-го созыва 5 мая 1993 г., принимая Конституцию, подтвердил свою при­верженность правам и свободам человека. В ст. 7 Конституции с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 г. зафик­сирована «ответственность государственных органов перед на­родом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа», а далее подчеркнуто: «Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения» (ст. 15) и «В Кыргызской Республике признаются и гарантируются основ­ные права и свободы человека в соответствии с общепризнан­ными принципами и нормами международного права, межго­сударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой» (ст. 16). Программы социальной защиты населения утверждаются и контролируются органами местного самоуправления.

В ст. 1 (ч. 3) принятой депутатами Парламента 29 июля 1994 г. Конституции Республики Молдова подчеркнута выс­шая ценность: «достоинства человека, его прав и свобод», а в ст. 24 (ч. 1) — гарантируются со стороны государства «каждо­му человеку права на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность». Статья 4 (ч. 2) утверждает: «При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Респуб­лика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют меж­дународные нормы» (абсолютный примат).

Принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства» (ст. 2). При этом политика Российского государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека» (ч. 1 ст. 7). Подробно права и свободы человека и граж­данина изложены в гл. 2. В России защита прав и свобод чело­века и гражданина относится к совместному ведению Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. подчеркивает, что политика государства «направлена на со­здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека» (ст. 1) и что «права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защища­ются государством» (ст. 5).

Верховная Рада Украины, принимая на V сессии 28 июня 1996 г. Основной закон страны, подчеркнула, что она «прояв­ляет заботу об обеспечении прав и свобод человека и достой­ных условий его жизни». Этой теме прямо посвящена ст. 3 Конституции, гласящая: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность при­знаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Пра­ва и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство от­вечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обя­занностью государства».

Социальное государство современной России находится на самом раннем этапе на всех уровнях:

1. концептуальном,

2. нормативном,

3. практическом (реальном).

Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодатель­ная база — узка и явно несовершенна. В п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации перечислены лишь некоторые из ос­новных направлений деятельности государства в социальной сфере:

§ охрана труда и здоровья людей;

§ установление мини­мального размера оплаты труда;

§ поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

§ развитие системы социальных служб;

§ установление государственных пенсий и иных гаран­тий социальной защиты.

 

Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37—43 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». В то же время в Конститу­ции не отражены многие существенно важные положения, без которых принципы социального государства могут остаться лишь декларацией.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.