Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие науки. Методы научного познания





Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Знание – это проверенной практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.Метод любого познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.

Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью, как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. Рациональный (от лат. разумный – соответствующий разуму, целесообразный, практический, всегда осмысленный. В противовес – «иррациональный»- недоступный рассудку (от лат. неразумный). То, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики. Итог научного познания – научное знание, которое отличается от вне научного также как научное познание отличается от обыденного. В научном знании доминируют такие критерии как

– рациональность;

– логика;

– опыт;

– эксперимент;

– системность и т.п.

Научное познание невозможно без таких категорий как понимание и объяснение. Понимание - это способность понять смысл и значение чего-либо, и достигнутый благодаря этому результат. То есть - это, прежде всего, правильное понятие того или иного феномена. Объяснение – это функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить – значит пролить свет на какой-либо более или мене запутанный факт, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установление закономерности происходящего, в котором может быть включен и частный случай. Научное знание - это теория, подтвержденная практикой. Это особого рода творчество, нацеленное на изменении окружающей действительности.

Методы научного познания:

1. Восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом.

2. Моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;

3.Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фиксация фактов. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

 

Научные революции и смены типов рациональности

Новое время – период, начало которому было положено буржуазными революциями XVII века (нидерландской и английской). В хронологическом плане это: XVII, XVIII и XIX века. У этого периода единый базис – буржуазный способ производства,единая основа, сформированная еще в возрожденческую эпоху – развития человеческой индивидуальности.Именно в этот период на сцену мировой истории выходит такой глобальный фактор развития как наука, превратившаяся в особый социальный институт, необходимое условие функционирования общества.

Но прежде чем приступить к анализу этого культурного явления, следует остановиться на предпосылках возникновения науки в европейской цивилизации. Справедливым будет сказать, что эти предпосылки формируются в европейской культуре на протяжении столетий. Первоосновы научных знаний можно найти и в первых мифологических представлениях о мире, и в народной магии, и в средневековой алхимии. Но в данных формах осознания мира зачатки научного познания слишком хаотичны, разрозненны и случайны, чтобы подробно останавливаться на этих проявлениях.

Всерьез о предпосылках формирования научного миропонимания следует говорить лишь с XV века, с его второй половины. Начало этому процессу было положено великими географическими открытиями (XV-XVI веков).

– 1446-1506 – путешествия Колумба: открытия Кубы, Гаити, Багамских островов;

– 1497г. – Джон Кабот открыл п-ов Лабрадор, исследовал побережье Сев.Америки;

– 1466-1472 – путешествия Афанасия Никитина в Индию;

– 1498 –путешествия Васко да Гама в Индию вокруг Африки;

– 1519-1522 – кругосветное путешествие Магелана.

Великие географические открытия глобально изменили представления о времени и пространстве. Уже в эпоху возрождения человек с удивлением начинает всматриваться в окружающий его мир, изумленно открывая внешнее пространство, открывая и постигая законы линейной и воздушной перспективы; на холстах мастеров сначала робко, а затем все более уверенно появляется пейзаж. Но самые значительные изменения в освоении окружающего пространства происходят именно в XV-XVI веках, в период Великих географических открытий. Европа впервые осознает, что мир не ограничивается христианской ойкуменой, и даже не заканчивается за пределами Индийского океана. Макрокосм человека стремительно разрастается до грандиозных размеров, включая в свои пределы Африку, Индию, Китай, Японию и загадочную Америку. Телескоп Галилея и микроскоп Левенгука превращают окружающий мир просто в беспредельное пространство. Пространство и время как категории становятся очень важными теоретическими объектами философии и других наук.

Земля перестает быть центром мира. Джордано Бруно провозглашает в своих неистовых сочинениях философию бесконечного мира. Более того, – бесконечного числа миров, так что исключительное значение данного мира становится сомнительным.

Другим значительным фактором, обеспечившим становление науки нового времени было возникновение и формирование естествознания, которое происходило со второй половины XV века. Расцвет культуры Возрождения обеспечивал этот процесс. Интерес к античной культуре возрождает физику и химию как науки о природе, изучение природы человека, анатомические театры – провоцируют зарождение начальных форм биологии, анатомии. Хрестоматийным примером, иллюстрирующим этот период, являются удивительные открытия Леонардо да Винчи (1459-1519), сделанные в области математики, механики, физики, астрономии, ботаники, анатомии, физиологии. Так в механике он определил коэффициент трения скольжения, явления удара, сопротивление материалов, падение тел и др.

Период со второй половины XV – XVI века следует считать временем вызревания предпосылок для зарождения науки современного типа. Еще этот период называют механическим естествознанием, т.к. именно в области механики были сделаны наиболее значительные открытия, особенно в области небесной механики и медицине. Достаточно назвать таким имена как Николай Коперник, Парацельс, Андрей Везалий. Но подлинное преобразование действительности происходит в XVII веке – веке значительных открытий, веке первого научно-технического переворота. Именно в этот период совершают свои удивительные открытия Галилей, Кеплер, Ньютон, Левенгук, Спиноза, Декарт, Паскаль и другие.

Характеризуя XVII век в целом, следует отметить, что в этот период наиболее быстро развиваются механико-математические знания. Открытия, произошедшие в этот период, столь грандиозны и значительны, что их влияние на европейскую, да и мировую культуру, возможно, сравнить с периодом «греческого чуда» V-VI вв.до н.э. Именно с XVII века наука и техника как таковые превращаются в значительный фактор культурного развития.

Если для средневекового человека истина означала, прежде всего, осмысление того, что дано ему в авторитетных источниках. Теперь положение резко меняется: независимо от заданных образцов необходимо увидеть своими глазами, испытать собственным рассудком и получить критически обоснованное суждение.

Человек обращается к природе, и возникает эксперимент как орудие и метод познания. Именно эксперимент отличает современную науку от античной и средневековой форм теоретического знания. Из созерцателя и наблюдателя ученый превращается в испытателя природы, принуждая ее подчиняться своей воле, раскрывать свои тайны. Наука высвобождается как автономная область культуры из существовавшего до тех пор единства жизни и деятельности, определяемого религией, и утверждается самостоятельно.

Становление науки, все более плотное вхождение ее в ткань общественной жизни завершило собой формирование идеологии рационализма, которое произошло в XVII веке. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей; научное знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума, источника знания и критерия его истинности.

Благодаря идеям рационализма мироощущение эпохи Декарта, Спинозы и Ньютона очень оптимистическое, не отвергающее, а принимающее мир, проникнутое верой в возможность его разумного переустройства и совершенствования. XVII век был веком только зарождающегося капитализма, еще не обнажились все противоречия эпохи. Еще достижения науки вселяют только оптимизм и надежду, человечество еще не пережило глобальных войн, не успело подойти к грани самоуничтожения, не ужаснулось еще плодами своего собственного прогресса. Лозунг столетия – слова Френсиса Бэкон – «Знания – сила».

Значительной характеристикой эпохи является и изменение отношения государства к науке. Оно принимает на себя все большую заботу о науке и ее творцах. Из затворника-одиночки, каковыми были исследователи XV века, естествоиспытатель XVII века становится легальной фигурой в обществе. Государство настолько интересуется научными изысканиями, что берет на себя труд субсидирования научных работ, а так же всячески поощряет создание научных обществ. 1603 год – в Риме открывается «Академия зорких» – первое общество ученых. 1657 год – во Флоренции – «Академия опыта». В 1660-1662 годах организовывается Лондонское королевское общество, выполняющее функции Академии наук, в 1666 году открывается Французская академия наук, а в 1724 – основана Академия наук в России.

 

Европейская культура XVIII века не только продолжает культурное развитие предшествующего столетия, но и формирует ряд отличительных особенностей. XVII – век рационализма. XVIII – век Просвещения, когда рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой «третьего сословия» в его борьбе с феодальным, абсолютистским строем.

В это время в базисной структуре общества осуществляется переход от мануфактуры к более развитым и сложным технологиям, к освоению новых видов сырья и источников энергии. В науке монополия механико-математического знания уступает место выдвижению опытных и описательных дисциплин: физики, географии, биологии. Естествоиспытатели-натуралисты коллекционировали, систематизировали великое множество явлений природы. Именно в этот период формируются основные принципы хранения интеллектуальной информации: создаются ноты, библиотечные архивы, каталоги, словари, энциклопедии. Но поистине грандиозные изменения происходят в гуманитарных, общественных науках – социальной философии. Именно в этих областях идет активное формирование идеологии века – идеологии просвещения. Рационально-рассудочное XVII столетие, существующее только в дуалистическом мире, различающее исключительно одномерные противопоставления: черное-белое, да-нет, добро-зло не могло представить даже глубины изменений, произошедших в XVIII веке, который уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменения, совершенствование своей природы, т.е. право на «просвещение» и образование как на процессы, требующие и предполагающие время. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах и морального совершенствования личности предполагала уже элементы историзма и самосознания эпохи.

Определил сущность эпохи Просвещения Иммануил Кант. Он утверждал, что основой культуры Просвещения является, во-первых, последовательное, во-вторых, свободное, и, в-третьих, критическое (не доверяющее догматам) мышление. Последовательное – это рациональное, логическое, математическое мышление, которым во внимание принимаются только рассуждения и доказательства, а не эмоции.

Определив сущность эпохи, Кантом был сделан вывод, что, однажды начавшись, она, будет теперь бесконечно развиваться на основе определенных им принципов, человечеству ничего не остается, как только беспредельно совершенствоваться и улучшаться. Вообще, идея последовательного совершенствования, прогресса является своеобразным лейтмотивом эпохи, этаким прожектором, осветившим историческое развитие. Впервые мысль о прогрессивном развитии человечества (т.е. развитии поступательном, совершенствующем предыдущие достижения и стоящем на их основе будущие победы) выдвинул Ж.-Ж. Руссо в работе «О пользе наук, искусства и ремесел…». Следует отметить, что, несмотря на всю позитивную роль этой идеи, она в значительной степени примитивизирует восприятие окружающей действительности, т.к. строится на количественных показателях. За тезис берется идея, что если есть прогресс в технике (а он к тому времени был уже налицо), то, наверное, он есть и в социальном развитии. Таким образом, идеи прогресса в ремеслах были перенесены на все человеческие взаимоотношения, на всю жизнь. Прогрессивное, развитое – значит хорошее, именно на этом тезисе европейцы стали стоить свою политику освоения мира, жестоко перекраивая по своему образу и подобию. Если наука и техника данного общества высокоразвита, значит, делался вывод, что остальной мир должен подражать европейской культуре, отказываясь от собственных культурных традиций. Аборигены Австралии, зулусы Африки, американские индейцы – примеров беспардонного «цивилизирования» история знает слишком много.

Эпоха Просвещения начинается с критики общественного строя и идеологии этого строя – религии. Во Франции, где социальные противоречия достигли наиболее острых и открытых форм классового противостояния, критика религии (католицизма) велась с радикальных, атеистических позиций. Гольбах называет религию ложью и бредом, «священной заразой». Вольтер считает обращение к религии глупостью, т.к. глупость есть обращение к предрассудкам, традициям, к стремлению поступать по стандартам, неприятие нового.

Век Просвещения начался с идеальных постулатов о прогрессивном развитии, «…однажды начавшись, он должен был длиться бесконечно», призывая человечество к разуму, образованию, стремлению прекратить нищету, болезни, голод и невежество. Но заканчивается этот век разума кровавой катастрофой Французской революции, революции сделавшей террор основой своего существования. Но самое трагическое заключается в том, что именно из светлых, разумных идей Просвещения она сформулировала свои лозунги. Именно «Свобода, равенство и братство», вопреки логике, стали оправданием не только теории, но и практике массового истребления. Это была первая крупнейшая метаморфоза гуманизма в культуре Нового времени. Революция и диктатура выводятся как практический результат теоретических идей и принципов Просвещения, а политический террор оценивается как абсолютный пункт отчуждения, основу абсолютного равенства.

В других странах Просвещение приобрело более сглаженный и спокойный характер. Особенно хорошо это заметно на примере Германии. Все дело в том, что идеи Просвещения распространились по Европе к тому моменту, когда в стране-родительнице произошла кровавая развязка. Поэтому то в других странах были приложены все усилия, чтобы избежать трагических финалов, а значит, следовало предать идее более уравновешенный, академический характер. Идеи Просвещения стали восприниматься и воплощаться в жизнь буквально – т. е как образование, совершенствование человека. Не важно, в каких условиях человек живет – социальные проблемы старались вообще вывести за рамки просветительских идей – главное, дать человеку образование, после этого он сам, разумно сможет сделать свой выбор. Базируясь на этом принципе, в Германии начинается невиданный рост учебных заведений: школ, начальных классов, курсов для неграмотных, а главное – грандиозное разрастание системы университетского образования. Каждое мелкое княжество, герцогство, графство считало своим долгом завести себе университет. Сейчас в Германии есть настолько малые и незначительные города, но имеющие свои университеты, что все городское население занимается исключительно обслуживанием университетской инфрастуктуры.

С ростом учебных заведений растет количество ученых (прямой процесс), а, следовательно, еще более увеличиваются успехи в научных изысканиях. Формулируются основные принципы педагогики – науки об образовании. Вырабатывается система современного образования, его методика.

Европейское Просвещение вписалось в историю культуры как эпоха гордого и самонадеянного сознания. Ее современники гордились собой и своим временем, видя в нем только разумность и моральную оправданность действительности. «Все разумное – действительно» - этой фразой отражается самосознание эпохи.

Но век Просвещения значителен для современной цивилизации еще и тем, что именно в это время, вопреки подавляющему превознесению разума, рациональности и научности, начинают зарождаться антитехнократические идеи. Родоначальником этого направления следует считать Ж.-Ж.Руссо, который первым выразил протест против тяжелой поступи цивилизации, которая осуществлялась не для, а за счет народа. На заре первой промышленной революции Руссо не дал себя обольстить скороспелыми плодами материального прогресса, предупредив об опасности неконтролируемого воздействия человека на природу, громко заявив об ответственности ученых и политиков не только за ближайшее, но и за отдаленные последствия принимаемых ими решений. Но ничего не могло тогда разубедить европейца в том, что именно на его земле, в его век совершаются или должны вот-вот совершиться великие, поворотные события мировой истории, все происходящее базируется на основе разумности и рациональности, а, следовательно, глубоко оправданно. Лишь последующие столетия заставили людей усомниться в этой аксиоме.

 

В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. Это – век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости. В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих предпосылках, что и вся культура Нового времени. Это – рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др.

Справедливым будет отметить, что нижняя граница последнего периода Нового времени немного смещается в век предыдущий, он берет свое начало с Великой Французской революции, верхняя логическая граница века классики тоже несколько смещается в век XX, август 1914 года – вот пункт прибытия культуры Нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.