|
Лекция № 11. Банковский менеджмент36. Специфика банковского менеджмента 37. Финансовый менеджмент в банке 37.1 Управление капиталом 37.2 Управление активами и пассивами 37.3 Управление доходами банка 37.4 Управление банковскими рисками 37.5 Современные системы финансового управления 38. Менеджмент персонала 36. Специфика банковского менеджмента Менеджмент – это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение максимальной прибыли при наиболее полном удовлетворении потребительского спроса. Банки – структурообразующий элемент рыночной экономики. Эффективное управление банками – основа устойчивости всей кредитно-финансовой системы. Банковский менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности в кредитной организации. Специфика функционирования кредитной организации определяет особенности управления банком. Эта специфика состоит в следующем: · содействие движению финансовых резервов; · извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала; · высокий уровень конкуренции на финансовых рынках; · своеобразие банковского продукта; · высокие риски всех банковских операций; · наличие внешнего регулирования и надзора за текущей деятельностью со стороны Центрального банка; · необходимость использовать передовые информационные системы. Функции банковского менеджмента: Á выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности; Á координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления; Á организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.). Принципы банковского менеджмента: v учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка; v учет нормативных требований Центрального Банка; v ориентация деятельности на рыночный спрос, на услуги кредитный организаций; v оптимизация доходности и рисков банковских операций; v сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении. Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности. Процесс управления кредитной организацией включает: Ë постановку целей; Ë анализ управленческой деятельности; Ë планирование; Ë прогнозирование; Ë организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка; Ë мотивацию деятельности персонала; Ë мониторинг (слежение), контроль и учет. Виды банковского менеджмента: Ï стратегический (общий); Ï финансовый; Ï менеджмент персонала. Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка. Финансовый менеджмент – управление финансово-экономической деятельностью банка. Финансовый менеджмент включает: Á управление капиталом; Á управление активами и пассивами; Á управление ликвидностью; Á управление доходностью; Á управление банковскими рисками; Á финансовое планирование и бюджетирование; Á система учета и информации. Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка. 37. Финансовый менеджмент в банке 37.1 Управление капиталом 37.2 Управление активами и пассивами 37.3 Управление доходами банка 37.4 Управление банковскими рисками 37.5 Современные системы финансового управления
37.1 Управление капиталом Управление капиталом предполагает: · обоснование его достаточности в соответствии с объемом, структурой и содержанием активных операций банка. Чем больше доля рисковых активов, тем сравнительно большего размера требуются собственные средства. В любом случае банки с высокой долей капитала считаются более надежными и конкурентоспособными; · выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала. Различают следующие способы: - важнейший внутренний источник роста капитала – прибыль. Ее размер связан с дивидендной политикой банка (установленным размером дохода на акцию). Банк заинтересован в сохранении старых акционеров и привлечении новых, поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиций с аналогичной степенью риска; - увеличение установленного капитала банка в форме АО возможно за счет повторных эмиссий акций, что связано с высокими эмиссионными издержками. - привлечение суббординированных кредитов. · учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и других кредитных организаций. Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности различных факторов.
37.2 Управление активами и пассивами Управление активами и пассивами предполагает использование таких методов формирования ресурсов и их размещения по активным операциям, которые обеспечат оптимальное для банка соотношение ликвидности, доходности и риска. При организации депозитных операций следует: ¨ разнообразить депозиты по срокам, размерам и формам, обязательно выделяя депозиты до востребования, срочные и вклады населения; ¨ особое внимание уделять срочным депозитам, которые в наибольшей степени поддерживают ликвидность баланса банка; ¨ постоянно отслеживать остатки средств на расчетных (текущих) счетах и обороты по ним, при наличии на отдельных счетах постоянного остатка средств рекомендовать владельцам переводить их на счета срочных депозитов (возможно на условиях компенсационного депозита под кредит); ¨ сводить к минимуму свободные ресурсы средств на депозитных счетах (т.е. не использованных в активных операциях); ¨ проводить процентную политику, обеспечивающую привлечение клиентов – вкладчиков и процентную маржу (разницу между взимаемыми и выплачиваемыми процентами) не ниже, чем в сопоставимых банках. Управление активами предполагает: 1. Диверсификацию активных операций по степени их ликвидности. Выделяют: v высоколиквидные активы – первичные резервы1 (кассовые активы, средства на корреспондентских счетах в других банках); v вторичные резервы – государственные ценные бумаги, ссуды и др. платежи в пользу банка со сроком погашения в течение 30 дней; v остальные ссуды; v ценные бумаги негосударственных эмитентов; v основные средства (здания и оборудование) – неликвидные активы. 2. Отслеживание рисков и их снижение, создание резервов на возможные потери по активным операциям. 3. Поддержание доходности активов. В зависимости от доходности операции делятся на приносящие и не приносящие доход. Доходы, приносящие активы, делятся по признаку их стабильности: Ø стабильный доход – кредитные и инвестиционные операции; Ø нестабильный доход – консалтинговые и финансовые услуги, предоставляемые клиентам за комиссию.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|