|
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРАВО И ИСТОРИЯ»
ЛИПЕЦК 2015
Тематика лабораторных занятий посвящена формированию у студентов умению разрабатывать и применять современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности на уроках истории. Своим содержанием она ориентирует будущих учителей на дальнейшее, но более самостоятельное, чем в лекционном курсе, изучение в рамках уроков закономерного процесса обучения и его методики. В целях интенсификации лабораторных занятий подготовительная работа по каждой теме переносится на домашние занятия студентов. Ее результаты преподаватель проверяет и оценивает на соответствующих занятиях. Каждое занятие рекомендуется начинать с разбора и обсуждения результатов выполнения студентами домашнего задания. После этого вводится новая тема, по ней повторяется теоретический материал, изложенный в лекционном курсе, преподаватель обстоятельно разбирает содержание и последовательность предстоящей самостоятельной работы студентов, показывает образцы выполнения наиболее сложных ее частей. На занятии студенты знакомятся с государственным образовательным стандартом по истории и школьными программами по предмету. Это подводит их к последующей работе над планированием урока. Далее проводится блок лабораторных занятий, предусматривающих отработку конкретных умений структурно-функционального анализа учебного исторического материала конкретных уроков в средних и старших классах общеобразовательной школы. Поскольку эта работа определяет весь дальнейший ход планирования урока, к ней студенты возвращаются на последующих практических и лабораторных занятиях неоднократно. Отдельное занятие посвящено анализу современных школьных учебников. На следующих занятиях отрабатывается методика отбора адекватных учебному историческому материалу средств и приемов преподавания учителя и учения учащихся на эмпирическом и теоретическом уровнях. На лабораторных занятиях по этой тематике студенты разрабатывают конкретные приемы эмпирического и теоретического уровней изучения учебного исторического материала. Кроме того, на этих занятиях студенты обучаются умению формулировать посильные для учеников разных возрастных групп познавательные задания. На лабораторные занятия выносятся вопросы методики работы с картографическим материалом и изобразительными наглядными средствами. Студенты готовят фрагменты объяснения нового материала с использование карты, учебной исторической картины и экранных наглядных средств. Часть занятий посвящена отработке умений определять образовательные, воспитательные и развивающие цели урока и, в конечном счете, планировать учебное занятие. Итогом работы является составление конспектов уроков различных типов. Студенты самостоятельно разрабатывают от 5 до 7 конспектов уроков После такой работы студенты дают пробные уроки в группе. Пробные уроки проходят в форме ролевых игр. Практическое занятие № 1 Предмет и содержание ТМО истории в школе
План 1. Общее представление о теории и методике обучения истории как учебной дисциплине. 2. Задачи и функции теории и методики обучения истории. 3. Основные факторы процесса обучения истории. 4. Связь теории методики обучения истории с другими науками. Методы научного исследования. Литература Основная Вагин А.А. Методика обучения истории. М., 1972. С. 3 – 16. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. С. 7 – 11. Короткова М.В. Противоречивые проблемы преподавания истории // Преподавание истории в школе. 1997. № 1. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978. Ч. 1. С. 39 – 45. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С. 5 – 10. Дополнительная Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель – властитель дум. М., 1991. Организация и методика экспериментальных педагогических исследований. М., 1983. Саранцев Г.И. Методы обучения как категория методики преподавания // Педагогика. 1998. №1. Практическое занятие № 2 Историческое образование в дореволюционной России 1. Становление и развитие обучения истории в XVII – XVIII веках. 2. Историческое образование в XIX веке. 3. Методика обучения истории в XX веке. Литература Воронин В.Е. Либеральные и консервативные преобразования в сфере образования (конец 1850-х – 1860-е гг.) // ПИШ. 2009. № 7. Грицков Н.Н. Устрялов – автор школьных учебников по истории // ПИШ. 2002. № 2. Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. Ч.1. М., 1978. Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. С.А. Ежовой и др. М., 1986. Назарьева О.Е. Проблемы в народном образовании в начале XX в. // ПИШ. 2009. № 8. Поникарова Н.М. Школьные учебники по русской истории в оценках журнала Министерства культурного просвещения // ПИШ. 2004. № 9. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч.1. М., 2002. Студеникин М.Т. Активные методы: обучение истории в русской школе начала XX века // ПИШ. 1994. №2. Студеникин М. Т.Повторение на уроках истории в дореволюционной школе // ПИШ. 2004. № 3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2000. Фукс А.Н. «Синопсис» – первая учебная книга по русской истории // ПИШ. 2008. №5. Фукс А.Н. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории» // ПИШ. 2008. № 8. Шапарина О.Н. Государственная политика в области исторического образования в России в 1901-1917 годах // ПИШ. 2009. № 9. Юрищева И.В. Состояние народного образования в России в начале XX в. // ПИШ. 2002. № 2.
Практическое занятие № 3 Советский период в развитии теории и методики Обучения истории в школе 1. Школьное историческое образование в 1917 – 1930-х годах. 2. Историческое образование в советской школе 30-х – 50-х годов. 3. Совершенствование системы школьного исторического образования и развитие методики школьного обучения истории в 60-е – 80-е годы. 4. Изучение истории в школах за рубежом. Литература Основная Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. Ч.1. М., 1978. Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. С.А. Ежовой и др. М., 1986. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2000. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школе. М., 1966. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1968. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1986. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1976. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучение истории. М., 1968. Лернер И.Я. Развитие учащихся в процессе обучения истории. М., 1982. Дополнительная Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе. М., 1993. Воскресенская Н. Как обучают демократии в школах Канады? // Учительская газета. 1995. №15. С.4. Калуцкая Е.К.Методика преподавания истории в 1920-е годы: осмысление опыта прошлого в новых условиях // ПИШ. 2008. № 8. Кан А.С. Преподавание истории в гимназиях современной Норвегии // ПИШ (далее: ПИШ) 2005. №8. Минкина-Милко Т. Программа Совета Европы в области преподавания истории // ПИШ. 1999. №6. Найденова И.С. Современные стандарты обучения истории в школах США // ПИШ. 2009. №5. Полторак Д.И. Об американском учебнике «Всемирная история» (для старших классов) // ПИШ. 1993. №5. Пучков П.А. История в системе школьного образования Великобритании // ПИШ. 2007. №2 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.
Практическое занятие №4 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|