Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религия восточных славян. Крещение Руси.





Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий - благоприятное и враждебное. Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей. В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье. Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией. В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте. Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы.

 

7. Русские княжества в период феодальной раздробленности.

Период феодальной раздробленности охватывает XII–XV века. Если в XII веке насчитывалось 15 княжеств, то в конце XIV века – 250. Наиболее крупными из них были: Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Северское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать с 1132 г. Однако готова Русь к распаду была уже давно, не случайно В. О. Ключевский определяет начало “удельного периода”, т.е. период самостоятельности русских княжеств, не с 1132 г., а с 1054 г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми. С 1132 г. князья перестали считаться с великим князем киевским как с главой древнерусского государства. В XII веке Киевское княжество утрачивает значение политического центра Руси. С одной стороны, киевский князь стал первым среди равных. Вскоре некоторые русские земли догнали и даже опередили его в своем развитии. С другой стороны, Киев оставался “яблоком раздора” (шутили, что не было ни одного князя на Руси, не стремившегося “посидеть” в Киеве).

 

8. Культура и быт Древней Руси.

Культура — совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Древнерусская культура была подчинена единому стилю — стилю, господствовавшему в Византии и в странах ее культурного влияния. На Руси развивается монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века. Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностью, шлемовидными купола­ми и др. Из Византии на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись. Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и межславянский литературный язык — старославянский. Сформировался древнерусский литературный язык — язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы. На нем написаны русские летописи, «Русская Правда», «Слово о полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха и другие литературные памятники. По инициативе Ярослава Мудрого создается летописный свод 1093 года. Правомерно рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX—XII веков, «Повесть временных лет». Специально для князя Святослава Ярославича были написаны дошедшие с XI века до нашего времени «Изборники», которые содержали рассуждения о некоторых философских категориях: сущности, случайного, рода, вида, количества, качества и т. д. Русь была знакома и с трудами юго-западных, восточных авторов. В 1Х-Х веках насчитывалось 25 городов, в XI веке — 89, к концу XII века — 224. В городах трудились ремесленники различных специальностей (до 70). Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Высоко ценились кольчуги, русские мечи, ювелирные украшения. Развивалось школьное образование. Школы для детей бояр создавались при Владимире. Ярослав Мудрый открыл школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. В школах подготовки к государственной и церковной деятельности наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки. Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны (по торговым путям жили значительно лучше), городов и деревни, верхушки и основного населения. Одежда знати по покрою (рубахи, юбки, штаны, свитки и плащи) походила на крестьянскую, но была, конечно, иного качества, с дорогой отделкой. В богатых усадьбах имелись терема, хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Были и каменные княжеские дворцы. Крестьяне жили в небольших домах: на юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные, а на севере и по лесам строились срубные наземные постройки, с деревянными полами. Печи топились по-черному. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки. Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Организовывались и общинные пиры (братчины). Повседневная жизнь славян широко отражалась в фольклорном творчестве (песни, сказки, былины, пословицы, загадки)

 

9. Борьба Руси с монгольскими завоевателями и крестоносцами в ΧΙΙΙ в.

На рубеже XII-XIII вв. в Центральной Азии сложилось Монгольское государство, главой которого стал один из племенных вождей – Темучин, получивший имя Чингисхан (великий хан).

 

В результате серии завоевательных походов Чингисхану и его преемникам удалось создать империю, включавшую Китай, Корею, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, Сирию и степи Восточной Европы и Казахстана. На юго-восточном направлении монгольские армии высаживались в Индонезии и на Японских островах; на Ближнем Востоке они дошли до Египта, а в Европе — до границ Австрии.

31 мая 1223 г. произошло первое столкновение русских войск с монгольским в приазовских степях на реке Калке. Русские дружины выступили совместно с половцами и потерпели сокрушительное поражение.

 

В 1237 г. начался общемонгольский поход на Русь под предводительством внука Чингисхана Батыя. Княжеские распри помешали объединить силы для отпора нашествию. Основную массу русских войск составляло ополчение, уступавшее монголам в вооружении и боевых навыках.

 

Несмотря на упорное сопротивление русских войск в 1237-1238 гг. города Северо-Восточной Руси были разгромлены. Не дойдя ста километров до Новгорода, монголы отступили на юг, чтобы восстановить потери. Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, но платила дань.

В 1239-1240 гг. армия Батыя прошла по Южной и Юго-Западной Руси, после чего через Польшу, Чехию и Венгрию отправилась на завоевание Европы. Однако в 1242 г. после ряда неудач и известия о смерти великого хана Угедея, сына Чингисхана Батый повернул свои войска обратно.

 

В XII в. Прибалтика находилась под влиянием Древнерусского государства. Русские князья основали город Юрьев на земле эстов, обложили данью литовцев и финнов. В начале XIII в. у них появился опасный противник – рыцарские немецкие ордена. В 1201 г. прибывшие из Германии миссионеры и рыцари основали крепость Ригу. В Прибалтике появилось подчиненное непосредственно римскому папе епископство и рыцарский Орден Меченосцев. В 1219 г. датские войска захватили северную Эстонию и основали город и крепость Ревель (Таллинн). В 1224 г. была взята русская крепость Юрьев (Дерпт, ныне Тарту). Укрепившись на севере Финляндии, шведы в начале XIII в. предприняли наступление на юг – на земли карел и берега Невы.

 

В 1237 г. шурин шведского короля Эрика Биргер возглавил поход, в ходе которого произошла битва новгородцев и шведов на реке Неве летом 1240 г., за победу в которой князь Александр Ярославич, командовавший русским войском, заслужил прозвище «Невский».

Невская битва

 

Вскоре борьба между боярством и князем в Новгороде привела к изгнанию Александра Невского из города. Часть новгородской знати, заинтересованную в прибалтийской торговле, больше привлекали порядки феодальной ливонской конфедерации, чем властная рука князей. Воспользовавшись этим, войска ливонского ордена совместно с датскими и германскими рыцарями захватили Изборск, Псков, подошли к Новгороду.

 

Военная угроза и опасность народного возмущения заставили правителей Новгорода вновь призвать Александра Ярославича.

Александр со своей дружиной освободил захваченные русские города и дал решающее сражение 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера.

 

Александр Невский выбрал политику подчинения Орде. Когда Новгород вместе с сыном князя Василием выступили против проводимой по всей монгольской империи переписи населения для обложения данью, Александр подавил это восстание и обеспечил единство Руси под властью хана. Избранный им курс был продолжен его детьми и другими русскими князьями XIII-XIV вв.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.