Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 8. Новое время: возникновение национальной европейской культуры и цивилизации (2 ч.)





Основные вопросы:

1. Исторические предпосылки зарождения культуры рационалистического типа и основные черты эпохи Просвещения.

2. Своеобразие русского Просвещения. Петровские реформы и их культурно-исторический смысл.

3. Актуальная дискуссия. Образование США и основные черты американской цивилизации.

 

Основная литература:

1. Основы теории и истории культуры. Уч. пособие под ред. Александрова В.Б., Алякринской М.А. – СПб., 2011 (раздел II, глава 6).

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций). – Ростов н/Д., 2010 (глава 8).

3. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности. – М., 2009 (глава 4).

4. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций. – М., 2008 (раздел III: «Европейские цивилизации», часть 2: «Америка»).

 

Дополнительная литература:

 

1. Американская цивилизация как исторический феномен. – М., 2001.

 

Задание к самостоятельной работе:

 

1. Покажите на конкретных примерах, как в культуре Нового времени происходит размежевание понятий «культура» и «цивилизация».

Семинар 9. Глобализация как явление информационного общества. Глобализация в экономике, политике и культуре (искусстве). (2 ч.)

Основные вопросы:

1. Достижения и противоречия Запада к началу XX века. Кризис культуры «общества быстрых перемен».

2. Глобализация как явление информационного общества, ее оценки в литературе.

3. Глобализация в экономике, политике и культуре (искусстве).

4. Актуальная дискуссия. Глобализация и современное искусство. Как противостоит глобализации современный театр?

 

Основная литература:

1. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций. – М., 2008 (раздел III, глава 3: «Индустриализация Европы»).

2. Основы теории и истории культуры. Уч. пособие под ред. Александрова В.Б., Алякринской М.А. – СПб., 2011 (раздел III, главы 1 – 4).

3. Ашенкампф Н. Н. Геополитика. – М., 2010 (главы 5, 7 – 9).

Дополнительная литература:

 

1. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М. – СПб. – Н.-Й., 2006. Статьи: «Глобализация» (С. 163 – 173), «Глобализация и локализация» (175 – 176), Глокализация (243 – 244), «Глобализация культуры» (180 – 181), «Глобализация художественной культуры» (185 – 187), «Глобализация образования» (181 – 183), «Глобальные информационные сети» (223 – 224), «Антиглобализм» (30 – 32), «Киберкультура» (402 – 403), «Цивилизация и модернизация» (С. 991 – 992).

2. Глобалистика: энциклопедия. – М., 2003.

3. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 2006. (глава «Мир и Запад»).

4. Оруэлл, Д. 1984 (роман).– М., 2011.

5. Давыдова М. «Европа: признание в любви» // Статья театрального критика опубликована на Интернет-портале «Open Space» ( ОpenSpace ru [Электронный ресурс]. URL:http://www.openspace.ru).

Дискуссия о том, как искусство реагирует на трансформирующийся под влиянием глобализации мир.

 

Задание к самостоятельной работе:

 

1. Приведите примеры, когда современное искусство оказывает сопротивление процессам глобализации и возвращаются к «человеку», его духовному и экзистенциальному опыту, к его привычным чувствам и потребностям.

 

Семинар 10. Культура рубежа XX-XXI веков. Феномен «глобальной мультикультурной цивилизации» и его основные характеристики. (2 ч.)

Основные вопросы:

1. Как трансформируется глобализация на современном нам рубеже веков?

2. Феномен «глобальной мультикультурной цивилизации» и его основные характеристики.

3. Актуальная дискуссия. Какие сценарии глобального мира предлагают в первом десятилетии XXI века Китай, Япония, Индия? Что такое «культурная идентичность» и как она меняется под влиянием глобализации?

 

Основная литература:

1. Основы теории и истории культуры. Уч. пособие под ред. Александрова В.Б., Алякринской М.А. – СПб., 2011 (раздел III, глава 4).

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций). – Ростов н/Д., 2010 (глава 9).

 

Дополнительная литература:

 

1. Карелова Л.Б., Чугров С.В. Глобализация: взгляд с Востока // Вопросы философии. – М., 2009. № 7. С. 44 – 53.

 

Задание к самостоятельной работе:

 

1. Какие сценарии глобального будущего возможны? Аргументируйте свой сценарий ближайшего глобального развития до 2050 года.

 

Семинар 11. Культура и цивилизационные процессы в России (4 ч.)

Основные вопросы:

1. Основные этапы русской культуры и роль России в общецивилизационном развитии.

2. Россия в глобальном мире.

 

Основная литература:

1. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций. – М., 2008 (раздел III, часть 3: «Другая Европа»).

2. Основы теории и истории культуры. Уч. пособие под ред. Александрова В.Б., Алякринской М.А. – СПб., 2011 (раздел II, главы 5 и 8).

3. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности. – М., 2009 (главы 2 – 3, 5 – 8, 10).

4. История мировой культуры (мировых цивилизаций). – Ростов н/Д., 2010 (глава 11).

5. Ашенкампф Н. Н. Геополитика. – М., 2010 (глава 3).

 

 

Дополнительная литература:

1. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии. – М., 1992. С.347 – 415.

2. Россия в многообразии цивилизаций. – М., 2011.

Семинар 12. Круглый стол: «Конфликт цивилизаций: миф или реальность?» (2 ч.)

Основные вопросы:

1. «Конфликт цивилизаций» С. Хантингтона и будущее цивилизаций.

2. Актуальная дискуссия. В книге «Закат Европы» О. Шпенглер писал: «Мировая история есть история великих культур». Всего лишь несколько десятилетий спустя, в работе «Столкновение цивилизаций», С. Хантингтон парафразирует Шпенглера: «Человеческая история – это история цивилизаций». Чем обусловлен этот «сдвиг» от «культуры» к «цивилизации» на современном нам рубеже веков?

 

Основная литература:

1. Основы теории и истории культуры. Уч. пособие под ред. Александрова В.Б., Алякринской М.А. – СПб., 2011 (раздел I, глава 2, параграф 2.7).

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Античная цивилизация, или эллинская цивилизация – совокупность материально-технических достижений, культурных кодов, архетипов (образцов), мифов и символов греко-римского мира, полнота и значимость которых позволяет считать Античность основанием цивилизации европейского типа и неистощимой сокровищницей общекультурного и общецивилизационного опыта. В теориях XX века существуют различные взгляды на соотношение «греческой» и «римской» составляющих античной культуры. О. Шпенглер, например, считал, что в античном ареале стадию собственно культуры являет собою греческая традиция, в то время как римская представляет этап цивилизации.

Вестернизация – связанный с глобализацией процесс распространения западных ценностей и западного образа жизни по всему миру: борьба за свободы, либерализация экономики, исчезновение различий, неравенство и т.д. В современной теории вестернизация понимается как культурная ассимиляция доминирующей цивилизацией немодернизированных территорий, и, как следствие, формирование единой культуры на основе ценностей либерализма и универсализма. Процесс вестернизации следует отличать от процессов локализации и глокализации.

Возрождение – эпоха становления современной цивилизации городского типа и капиталистических форм производства. Заложила основы гуманистического понимания человека как духовно развитой личности. В процессе развития гуманистических идей – в новое, и особенно в новейшее время, – человек понимается уже как яркая творческая индивидуальность (согласно кантовской теории гения и концепции романтического героя) или как активно самореализующаяся современная личность, по праву рождения обладающая целым «набором» свобод («Декларация прав человека»). Таким образом, взгляд на человека как совершенствующуюся личность, имеющий свои корни еще в культуре Ренессанса, – по сию пору декларируется как величайшая из достигнутых в европейской культуре свобод.

Глобализация (лат. globus – земной шар) – закономерный, объективно развивающийся культурно-исторический процесс, свидетельствующий о переходе индустриального общества к обществу постиндустриальному (информационному). В начале третьего тысячелетия глобализация понимается также как переход от широко понятой «современности» (эпохи «модерна») – через «постсовременность» (эпоху «постмодерна») – к новым рубежам мировой эволюции. В глобализации видят, прежде всего, объективный процесс, который стягивает мир в некое информационное и общекультурное целое, существующее по определенным законам и осуществляющее себя в едином для всех ритме времени. Конечная цель глобализации – перерастание, путем преодоления противоречий, мирового сообщества в глобальное, в котором все народы найдут свой общий дом. Глобализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества: экономику, политику, науку, религию, культуру. Под глобальной культурой, например, следует понимать не какую-то одинаковую и обязательную для всех культуру, а такую всемирную сеть культурной коммуникации, которая позволяет каждому жителю планеты на равных правах пользоваться благами и достижениями любой культуры.

Глокализация – термин Р. Робертсона, который был образован из слов «глобализация» и «локализация», с целью фиксации взаимодействия в глобальном мире двух процессов: «гетерогенизации» (утверждения различий) и «гомегенизации» (единообразия). У. Бек утверждает, что массовое производство культурных символов в пространстве интернета приводит вовсе не к унификации культуры, а к ее глокализации: в Лондоне, например, «макдональдсы» и джинсы вполне уживаются с африканским карнавалом, рождая «третьи формы» культуры. Именно эта тенденция позволяет воспринимать и расшифровывать противоречивые элементы различных культур в их парадоксально новом, – глокальном, или транснациональном, – единстве. Таким образом, глокализация, как процесс взаимообогащения культур, реализует себя путем синтеза модернизирующихся локальных культур и достижений формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации.

Евразийство – идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, которое обосновывает в своих манифестах идею уникальности лика русской культуры: Россия не Европа и не Азия, но отдельный, своеобразный, целостный и органический мир (Н. Трубецкой, Г. Флоровский, Г. Вернадский, В.Ильин и др.).

Индустриальная цивилизация – наследница «индустриального общества» (Сен-Симон), термина, который так же активно использовал О. Конт. По мнению этих ученых, общество индустриального типа пришло на смену «военному обществу» и характеризуется, прежде всего, внедрением технических новшеств. Техника дала импульс науке, и, по прошествии XIX-го в., человечество пожинает плоды развитой цивилизации: развитое социальное законодательство пытается обеспечить лучшую долю все большему числу людей и тем самым предотвратить революционные потрясения.

Космополитизм (от греч. Κοσμοπολίτης – космополит, гражданин мира) – идея мирового гражданства и мировоззрение, которое ставит общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Культура, этнос, нация. Культура – многоуровневая система, а ее структура признана одной из самых сложных в современной науке. Однако структурирование культуры возможно и необходимо, для этого важно правильно определить основания деления: подобные процедуры получили в науках о культуре определение «типологических». Тип – идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные, «типичные» черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Типология выделяет типы культурных объектов (явлений) по тем или иным существенным признакам. Например, принято подразделять культуру по ее носителю: этносу или нации. Этническая культура – культура отдельных племен и этносов, или культура этнической общности как определенной культурной целостности.Речь идет о культуре конкретного, исторически определенного общества, специфические черты и особенности которого определяются различиями в географических, природно-климатических, хозяйственно-экономических и прочих условиях. Национальная культура – культура нации, возникающая (или не возникающая) поверх этического разнообразия. Н.Я. Данилевский писал, что нация появляется на арене истории, когда каждое из племен, составивших этнос, выходит из «бессознательного» существования на уровне быта. Нация обладает исторической волей и создает самобытные политические единицы, практически осуществляет свои идеалы правды, свободы, разумного общественного благоустройства, своеобразия своей духовной природы, достигает определенного уровня личного благосостояния. В этом случае, поверх этнического разнообразия, и возникает общенациональная культура, которую определяют также как национальную, государственную, имперскую.Нация обладает единой культурой и – в идеале – единым правовым пространством, она ставит задачу воспитания гражданина, ответственного перед государством, для которого понятия «честь» и «долг» не являются простой формальностью.Примеры в истории: Франция, классическая страна становления национального государства, которая доводит идею нации до ее логического завершения сначала в форме «абсолютистского государства» (Париж XVIII столетия), затем в форме «буржуазной республики». Или Германия последней трети XIX века, которая набирала силу в эпоху управления Бисмарка, опираясь на лозунг философа Фихте «государство – выражение коллективного духа нации». Этот лозунг великий философ вывел, в свою очередь, опираясь на философское наследие эпохи Просвещения. Именно эта идея государственности побеждает в Германии после Второй мировой, когда утверждается идея правового государства.

Культурная идентичность – процедура идентификации, то есть соотнесения «я», как субъективной составляющей личности, с типологическими характеристиками «другого», посредством представлений о норме, статусе, ценностях, культурных различиях и т.д. Любую культуру как специфическую целостность характеризует стержневая оппозиция «я» – «другой», или «свой» – «чужой», которая является законом развития культуры и фактом осознания принадлежности человека к той или иной культурной среде.

Культурно-исторический тип – семейство народов, объединенных общим языком и политической независимостью. Такое определение дает Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа», где, на основе анализа динамики культурно-исторического процесса, выявляются десять культурно-исторических типов и уделяется особое внимание одиннадцатому – славянскому культурно-исторический типу, который, по мнению этого исследователя, оформляется, в качестве альтернативы европейскому, в последней четверти XIX в.

Локализация – объединение этнических и цивилизационных общностей на основе политики культурной изоляции, – зачастую на основе фундаменталистских идеологий (например, в исламе), отвергающих любое обновление религиозной традиции.

Модернизм – исторический этап, философское мировоззрение, художественная платформа и состояние европейского культурного сознания конца XIX – первой половины XX вв. Общее настроение эпохи, противопоставившей искусству реализма догмат новизны, ставку на эксперимент и свободу творческой индивидуальности, – порождается разочарованием в идее общественного прогресса и определяется как кризис культуры.

Мультикультурная цивилизация рассматривается как результат политики, направленной на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, а также обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм противопоставляется концепции символического «плавильного котла», в котором якобы и происходит слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду или США, где мультикультурализм культивируется на уровне государственной поддержки. Основанием такой политики выступает требование параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития. Подобная идеология выдвигается, главным образом, в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает, прежде всего, включение в её культурное поле культур из стран «третьего мира», в том числе из бывших колоний европейских стран. Однако в последние годы политика мультикультурализма, например, в Англии, подвергается развернутой критике.

Просвещение – эпоха, которая положила начало формированию в XVIII в. новоевропейской культуры рационалистического типа, определяющим основанием которой является расцвет материальной культуры и техники. Кроме того, именно в эту эпоху зарождается национальная европейская культура и цивилизация во всех ее «блестящих составляющих» (Ф. Бродель): человек, его разум, отношение к природе и государству, а также наука, искусство, философия и другие достижения европейской цивилизации. Ф. Бродель, как и многие другие ученые, считает, что научная мысль в Европе до XVIII в. – это «детство» современной науки, или «преднаука», поскольку именно научные достижения эпохи Просвещения заложили фундамент индустриализации и связанного с ней расцвета всех сфер жизни европейского человека. Однако в конце XX столетия немецкий философ Ю. Хабермас подверг резкой критике «проект Просвещения», и постмодернистская философия в целом поставила под сомнение ценности просветительской либерально-гуманистической идеологии, доминировавшие в западной культуре
с XVIII в.: культ разума, культурный прогресс, академическую науку и т.д.

Постиндустриальная цивилизация – общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, происходит переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом на стадии постиндустриальной цивилизации становятся информация и знания, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, а наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм и креативность работника. При этом под услугами понимается не только сфера торговли, коммунального хозяйства и бытового обслуживания, но любая инфраструктура, которая создаётся обществом для оказания услуг: государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет, производство и продажа программного обеспечения и т.д.
В основе концепции постиндустриального общества лежит традиционное разделение человеческой истории на три стадии: аграрную (доиндустриальную), где доминировали сельскохозяйственная сфера, а также церковь и армия; индустриальную, с развитой промышленностью, корпорациями и фирмами; постиндустриальную, с определяющей ролью информации, теоретического знания и инфраструктур, которые их производят (университет, научно-исследовательский институт и т.д.).

Реформация – социально-политическое антифеодальное движение в Западной Европе в XVI в. в форме религиозной борьбы (протестантов) против католической церкви и папской власти. Немецкий исследователь К. Бурдах в работе «Реформация. Ренессанс. Гуманизм» проводит органичную связь между культурой Возрождения, породившей цивилизацию городского типа и раскрепостившей человека, – и гуманизмом Реформации. Последний называют еще «протестантским гуманизмом», с двумя его «волнами»: тезисами М. Лютера на дверях замковой церкви в Виттенберге против торговли индульгенциями (1517 г.), и деятельностью Ж. Кальвина, который провел ряд реформ для утверждения религиозного «аскетизма» и придал протестантизму универсальный характер.

Российская (русско-православная) цивилизация – имеет многовековую историю и уходит своими корнями в праславянскую историю. Ученые предполагают, что праславяне вышли из единой индоевропейской общности, и в V – VI вв. жили на общей прародине, предположительно в двух историко-культурных регионах: Передней Азии и Центральной Европе. История российской (русско-православной) цивилизации полна нерешенных загадок и тайн, поскольку летописание началось не ранее второй половины XI в., а при идентификации событий предшествующих этому веков приходилось пользоваться немногими греческими источниками и устными народными преданиями. Общепризнанно, что только с принятием христианства русский народ получает основания «для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, без которых для народа нет истории» (Н. Костомаров). Российская цивилизация в своем развитии прошла несколько этапов: «детство» – Древнерусское государство VIII – XIII вв.; «становление» российской цивилизации, когда она утрачивает свой восточнославянский характер и обретает русско-православные черты в Московии XIII – середине XV вв.; Великая Русь (Российская империя, Великороссия) середины XV – XVII вв.; императорский (всероссийский) период «развития» всех составляющих элементов российской цивилизации в XVIII – 1917 гг., советский этап существования российской цивилизации в качестве нового, рабоче-крестьянского, типа государства – Союза Советских Социалистических республик (1917 – 1992), сменил постсоветский, еще во многом экономически и политически не определившийся период развития (с 1992
г.). Один из самых ярких и глубоких историков прошлого века, Ф. Бродель в 1963г., в своей работе «Грамматика цивилизаций», писал о «русской цивилизации» так: «Другая Европа, развившаяся почти так же поздно, как и Америка, но на сей раз на самом Европейском континенте, что означает ее тесную связь с Западом, – это Россия, бывшее Московское княжество, ставшая сегодня Советским Союзом». Историк известной «Школы Анналов», Бродель восхищался «истоками» русской цивилизации и ее «нескончаемым прошлым», «большим революционным опытом» и восприятием идей марксизма после революции 1917 г., мощным прорывом «культурной» и «индустриальной» революций». Успех «русской цивилизации» представлялся ему очевидным: из страны, где к 1917 г. существовали лишь зачатки промышленности, СССР превратился к 1962 г. в могучую державу, пример для слаборазвитых стран. Вопрос, который Бродель объективно оставляет без ответа: удастся ли доказать, что за годы жизни при социализме СССР стал другой, отличной от России 1917 г., страной, существовавшей в рамках западной цивилизации, что Россия образца 1962 г. достигнет духовного и материального благополучия вне принятых «буржуазным» Западом норм? Ответ на этот вопрос актуален по сию пору, только он звучит уже по отношению к исторической преемнице Советского Союза – России современной.

Теория локальных цивилизаций рассматривает индивидуальное разнообразие исторического процесса. Локальные цивилизации выступают как социокультурные системы, порожденные конкретными условиями существования обществ, особенностями национального характера, а также взаимодействием отдельных культур в масштабах мировой истории. Теории локальных цивилизаций, которые разрабатывают О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, Ф. Бродель и др., исследуют большие, сложившиеся общности, которые имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Наиболее полный «каталог» локальных цивилизаций у Тойнби, который выделяет следующие их разновидности: западное общество;

православно-христианское (или византийское) – Юго-Восточная Европа и Россия; исламское – от Сев. Африки и Среднего Востока до Великой китайской стены; индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии; дальневосточное общество в субтропических и умеренных районах Юго-Восточной Азии и др.

К. Ясперс, скептически относится к теориям локальных цивилизаций и полагает, что человечество, несмотря на различия в жизни отдельных народов и культур, имеет единые истоки и единый путь развития. Выделение цивилизаций как определенных целостностей представляется Ясперсу ценным, но только при условии, что оно не противоречит концепции универсальной истории: нельзя возводить в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой. При всей объективности универсалистской точки зрения Ясперса, в современном глобальном мире, который исходит уже из общепланетарных принципов, «равновесие» в динамике цивилизационного развития пока не достигнуто, а понятию локальной цивилизации зачастую отводится роль идеологического противовеса нарастающей тенденции космополитизма.

Теория линейно-стадиального развития – изучает цивилизации как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы, формации). Сторонники стадиального подхода основываются на поиске источника развития общества и движущих сил истории: например, марксизм объясняет смену общественно-экономических формаций антагонистическими противоречиями между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Основоположник теории локальных цивилизаций О. Шпенглер уже в первые десятилетия прошлого века. подвергает критике стадиальную теорию, которую в научной литературе определяют также как «эпохальную» или «формационную».

Типы цивилизаций и «техногенная» цивилизация – «циклообразующие», «традиционные», «территориально разбросанные», «перманентно развивающиеся» и др. История цивилизаций показывает, что далеко не каждая из них оказалась способной дать жизнь новым цивилизационным образованиям: погибли египетская, шумерская, андская и другие когда-то очень развитые цивилизации. Однако есть и противоположные примеры. Так, эллинская цивилизация породила западноевропейскую (романо-германскую) и две православные: византийскую и российскую. В условиях глобального исторического развития человечества наметилась тенденция слияния человеческих культур в единую цивилизацию, которая обусловлена динамикой развития информационного общества и получает название «техногенной» цивилизации.

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – динамично развивающееся историческое сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено различными природными и социокультурными факторами: разнообразием климата, рельефа, культурного ландшафта, развитием науки и коммуникаций, техническим прогрессом и т. д. Понятие цивилизации является многозначным, и различные аспекты проявления цивилизации порождают многообразие характеристик этого феномена. Под цивилизацией, как правило, понимается:

этап развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Тюрго, Мирабо, Вольтер, Морган, Энгельс и др.);

– синоним слова «культура» (Тайлор, Ключевский), или «социокультура» (П. Сорокин), как мир, созданный человеком; социально-культурные образования;

– совокупность уникальных цивилизаций («европейская цивилизация», «исламская цивилизация», «американская цивилизация», «российская цивилизация» и т.д.);

– сложная, упорядоченная социальная система запретов, принципов и моделей освоения окружающего мира, определяющая своеобразие системы мышления, умонастроений и действий своих индивидов (Ф. Бродель);

– одна из основных единиц исторического времени, специфический тип исторической целостности, а также совокупность характеристик, свойственных коллективной жизни. Наряду с «цивилизациями», Ф. Бродель, например, выделяет также «эпохи», как более крупные единицы исторического времени, способные вмещать в себя несколько разных цивилизаций;

– синоним развитого состояния общества, в отличие, скажем, от «примитивных культур»;

– эпоха деградации и упадка (О. Шпенглер) и др.

Цивилизация, культура и история – в современном обществе актуальной проблемой становится соотношение «культуры» и «истории» как «равнодействующей составляющей» суммы накопленных знаний (совокупного результата человеческой деятельности) и динамики социальных перемен. Речь идет, прежде всего, о связи с динамикой социальной жизни выявленного потенциала культуры, ее внутренних резервов, накопленного опыта и возможностей ретрансляции традиции. При таком ракурсе прошлое рассматривается через призму сосуществования крупных целостных образований, социальных и культурных феноменов: Н.Я. Данилевский назвал их культурно-историческими типами, О. Шпенглер – развитыми культурами, А. Тойнби и С. Хантингтон – цивилизациями. Эти крупные общественные системы, социально-культурные образования можно назвать одним общим термином – цивилизация. Таким образом, общецивилизационный потенциал рассматривается сегодня как ресурс и стратегия активизации прошлого культурного опыта для решения новых эволюционных задач.

Цивилизационные циклы и всемирная история – соотношение этих понятий для современной цивилизационной теории является определяющим. Классическая идея единства мировой истории подверглась критике уже в начале прошлого столетия, начиная с О. Шпенглера, который доказывал, что всемирной истории как единого поступательного движения не существует, поскольку история – это совокупность циклов, кругов, которые проходит всякая культура, совершающая предназначенный ей судьбой цикл рождения, расцвета и умирания. Шпенглер был убежден, что всякая культура не только переживает возраст отдельного человека (детство, юность, возмужалость и старость), но и имеет свою «душу».

Цивилизационный кризис и «угрозы» цивилизации – современные цивилизации стоят перед выбором: исчезнуть или преодолеть возникшие перед человечеством угрозы. Альтернативы имеются: либо человечество пойдет по пути, ведущему его к гибели, либо оно выживет, сохранит свою уникальность, культурные достижения и саму жизнь на Земле. К деструктивным силам современной цивилизации обычно относят: использование научно-технических достижений для установления господства элит, термоядерную войну, расизм, тоталитаризм, конфронтацию в отношениях между государствами, регионами и цивилизациями, международный терроризм, экологическую катастрофу, демографическое давление на окружающую среду, истощение природных ресурсов, антропологическую катастрофу и др. По мнению экспертов, нависшие над постиндустриальным обществом угрозы возникли от неразумной человеческой деятельности, порождены стихийным развитием цивилизаций, неравномерным научно-техническим, экономическим, социально-политическим, культурным развитием стран и регионов, нравственным уровнем развития общества.

Циклическая концепция культурно-исторического процесса, появление которой связано с угасанием во второй половине XIX в. исторического оптимизма. Идея прогресса ставится под сомнение, и хотя представления о целостности и связности истории продолжали сохраняться, большее значение придавалось различным цивилизационным факторам, а развитие структуры общества связывалось с его приспособлением к окружающей среде, господствующей религии, традициям и т.п. (О. Конт, Г. Спенсер, Г.Т. Бокль, Г. Риккерт и др.). Все это постепенно создавало почву для возникновения уже в начале XX в. представления об истории как совокупности локальных цивилизаций. Мировая история стала истолковываться как производная от взаимодействия разных цивилизаций, а монистическая концепция истории была окончательно вытеснена плюралистической.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

2. Теория локальных цивилизаций и их типология А. Дж. Тойнби, П.А. Сорокина, Ф. Броделя.

3. Теория кризиса П.А. Сорокина.

4. Историческая эволюция соотношений понятий «культура» и «цивилизация».

5. «Восток» и «Запад» как цивилизационные парадигмы: общая характеристика и сравнительный анализ.

6. История человечества как «игра цивилизаций». Покажите, на примере любой главы книги Ф. Броделя «Грамматика цивилизаций», каким образом работает принцип «культурных различий» и «цивилизационного родства».

7. Культура традиционных обществ и цивилизации рационалистического Запада: назовите основные признаки отличия.

8. Цивилизационные миры традиционных обществ. Египет, Индия, Китай, Япония.

9. Арабо-исламский мир.

10. Истоки европейской цивилизации: античный мир.

11. Иудео-христианская традиция. Исторические условия зарождения и основные черты религиозного типа культуры.

12. Культура и цивилизация средневекового Запада.

13. Ренессанс Европы: оформление цивилизации городского типа и начало «новой истории».

14. Культурный облик Возрождения и Реформации.

15. Исторические предпосылки зарождения культуры рационалистического типа и основные черты эпохи Просвещения.

16. Своеобразие русского Просвещения. Петровские реформы и их культурно-исторический смысл.

17. Образование США и основные черты американской цивилизации.

18. Кризис культуры «общества быстрых перемен».

19. Глобализация как явление информационного общества, ее оценки в литературе.

20. Глобализация в экономике.

21. Глобализация в политике.

22. Глобализация в культуре и искусстве.

23. Глобализация и ее трансформации на современном нам рубеже веков.

24. Феномен «глобальной мультикультурной цивилизации» и его основные характеристики.

25. Глобализация на Востоке: дайте общую характеристику тех сценариев глобального мира, которые предлагают в первом десятилетии XXI века Китай, Япония, Индия.

26. Основные этапы русской культуры и роль России в общецивилизационном развитии.

27. Россия в глобальном мире.

28. «Конфликт цивилизаций» С. Хантингтона и будущее цивилизаций.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.