Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды занятий и методы обучения





СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра культурологии и русского языка

 

 

УТВЕРЖДАЮ Директор   В.А. Шамахов «___» _____________ 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История мировых цивилизаций»

 

по направлению 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

«17» мая 2012 г., протокол № 9

 

Заведующий кафедрой ____________В.Б.Александров

 

Согласовано

Зам. директора ____________А.И.Федорков

 

 

Программу составила: проф., д.филос.н. Капустина Л.Б.

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина – история мировых цивилизаций

Направление подготовки – 081100.62: «Государственное и муниципальное управление»

Составитель – Л.Б. Капустина, д.фс.н., профессор кафедры культурологии и русского языка

 

1. Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины «История мировых цивилизаций» предполагает усвоение студентами базового культурно-исторического материала, который представляет все многообразие исторических типов культур и является фундаментом существования общечеловеческой цивилизации на ее современном этапе. Учебная программа курса направлена на изучение спирали динамики цивилизаций, ее основных циклов, исторической смены поколений локальных цивилизаций, на понимание логики развития современных геополитических процессов и все более актуальную потребность прогнозирования дальнейших путей и судеб человечества. Новая социокультурная перспектива, связанная с интеграцией мирового сообщества в единое глобальное пространство, помогает выпускнику выработать и реализовать эффективную стратегию профессионального существования в постиндустриальном мире. Эта общая цель конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач.

Задачами изучениядисциплины «История мировых цивилизаций» являются:

 

– изучение основных этапов развития мировой культуры и цивилизации в динамике их соотношений;

– выработка представлений о базовых понятиях современной теории цивилизации: цивилизационных циклах, поколениях и типах цивилизаций;

– обретение навыков практического использования полученных знаний в оценке современных геополитических процессов.

2. Требования к результатам дисциплины

В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-1: – стремлением работать на благо общества;

ОК-3: – знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии;

ОК-4: – знанием законов развития природы, общества и мышления и умением анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы;

ОК-5: – пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности;

ОК-6: – способностью и готовностью к реализации основных ценностей гражданского демократического общества;

ОК-8: – владением основными способами и средствами информационного воздействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методологическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-14: – умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решения на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей;

ОК-16: – владением навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свой труд, способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации.

ПК-1: – знанием основных этапов эволюции управленческой мысли;

ПК-2: – умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно использовать управленческие решения;

ПК-3: – умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальные варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения;

ПК-4: – способность принимать решения в условиях неопределенности и риска;

ПК-5: – способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;

ПК-12: – умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры;

ПК-16: – умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

ПК-18: – умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социального развития общества и деятельности органов власти;

ПК-41: – готовностью участвовать в реализации проблем организационных изменений.

В результате изучения дисциплины «История мировых цивилизаций» обучающийся должен

 

знать:

 

· законы развития природы, общества и мышления (ОК-1, ПК-1);

· основные этапы мировой культуры и цивилизации в динамике их соотношений (ОК-5, ПК-3);

· базовые понятия современной теории: спираль динамики цивилизаций, их циклы, поколения и типы, глобальной мультикультурной цивилизации (ОК-14);

· причины и характер социокультурных противоречий современного мира (ОК-16, ПК-4, ПК-12);

· содержание и направленность культурно-цивилизационных процессов XX-XXI вв. (ПК-18).

·

· уметь:

· анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы (ОК-1, ПК-41);

· выявлять типологическую общность и национальное своеобразие культур и цивилизаций, характеризовать их место и роль в культурно-историческом процессе (ПК-1),

· пользоваться методами новой социокультурной теории, которая исследует процесс интеграции мирового сообщества в единое глобальное пространство (ОК-6);

· вырабатывать и реализовывать эффективную стратегию профессионального существования в условиях развивающегося информационного общества (ПК-16).

 

· владеть:

 

· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3, ОК-4);

· понятийно-категориальным аппаратом, навыками целостного подхода к анализу социокультурных явлений прошлого и современности (ОК-8, ПК-2);

· навыками практического использования полученных общекультурных и цивилизационных знаний (ОК-5, ОК-6, ПК-5).

№ п/п Тема 1     Тема 2     Тема 3   Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10 Тема 11 Тема 12 Тема 13 Наименование раздела дисциплины (темы) Основные цивилизационные концепции исторического процесса   «Культура» и «цивилизация»: соотношение этих понятий в истории и современной теории   Восточная и западная цивилизации   Первобытные корни мировых цивилизаций. Палеолит, мезолит, неолит и эволюция человека   Цивилизационные миры традиционных обществ. Египет, Индия, Китай, Япония. Арабо-исламский мир   У истоков европейской цивилизации. Культура и цивилизация средневекового Запада   Культура Возрождения: оформление цивилизации городского типа и капиталистических форм производства   Новое время: возникновение национальной европейской культуры и цивилизации   Кризис культуры «общества быстрых перемен». Глобальные проблемы современности   Глобализация как явление информационного общества. Глобализация в экономике, политике и культуре (искусстве)   Феномен «глобальной мультикультурной цивилизации» и его основные характеристики   Культура и цивилизационные процессы в России   Круглый стол: «Конфликт цивилизаций: миф или реальность?»

 

Программа содержания дисциплины «История мировых цивилизаций» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Гуманитарный, социальный и экономический» (В 002) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 081100.62: «Государственное и муниципальное управление». Форма контроля – зачет.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель изучения дисциплины «История мировых цивилизаций» предполагает усвоение студентами базового культурно-исторического материала, который представляет все многообразие исторических типов культур и является фундаментом существования общечеловеческой цивилизации на ее современном этапе. Учебная программа курса направлена на изучение спирали динамики цивилизаций, ее основных циклов, исторической смены поколений локальных цивилизаций, на понимание логики развития современных геополитических процессов и все более актуальную потребность прогнозирования дальнейших путей и судеб человечества. Новая социокультурная перспектива, связанная с интеграцией мирового сообщества в единое глобальное пространство, помогает выпускнику выработать и реализовать эффективную стратегию профессионального существования в постиндустриальном мире. Эта общая цель конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач.

 

1.2. Основные задачи дисциплины формулируются следующим образом:

– обратить внимание на основные этапы развития мировой культуры и цивилизации в динамике их соотношений;

– дать представление о базовых понятиях современной теории цивилизации: цивилизационных циклах, поколениях и типах цивилизаций;

– способствовать практическому использованию полученных знаний в оценке современных геополитических процессов.

Исходя из п.п. 1.1 и 1.2, выпускник должен обладать следующими компетенциями.

 

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате успешного освоения данной учебной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями:

ОК-1: – стремлением работать на благо общества;

ОК-3: – знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии;

ОК-4: – знанием законов развития природы, общества и мышления и умением анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы;

ОК-5: – пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности;

ОК-6: – способностью и готовностью к реализации основных ценностей гражданского демократического общества;

ОК-8: – владением основными способами и средствами информационного воздействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методологическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-14: – умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решения на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей;

ОК-16: – владением навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свой труд, способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации.

ПК-1: – знанием основных этапов эволюции управленческой мысли;

ПК-2: – умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно использовать управленческие решения;

ПК-3: – умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальные варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения;

ПК-4: – способность принимать решения в условиях неопределенности и риска;

ПК-5: – способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;

ПК-12: – умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры;

ПК-16: – умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

ПК-18: – умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социального развития общества и деятельности органов власти;

ПК-41: – готовностью участвовать в реализации проблем организационных изменений.

В результате изучения дисциплины «История мировых цивилизаций» обучающийся должен

 

знать:

 

· законы развития природы, общества и мышления (ОК-1, ПК-1);

· основные этапы мировой культуры и цивилизации в динамике их соотношений (ОК-5, ПК-3);

· базовые понятия современной теории: спираль динамики цивилизаций, их циклы, поколения и типы, глобальной мультикультурной цивилизации (ОК-14);

· причины и характер социокультурных противоречий современного мира (ОК-16, ПК-4, ПК-12);

· содержание и направленность культурно-цивилизационных процессов XX-XXI вв. (ПК-18).

·

· уметь:

· анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы (ОК-1, ПК-41);

· выявлять типологическую общность и национальное своеобразие культур и цивилизаций, характеризовать их место и роль в культурно-историческом процессе (ПК-1),

· пользоваться методами новой социокультурной теории, которая исследует процесс интеграции мирового сообщества в единое глобальное пространство (ОК-6);

· вырабатывать и реализовывать эффективную стратегию профессионального существования в условиях развивающегося информационного общества (ПК-16).

 

· владеть:

 

· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3, ОК-4);

· понятийно-категориальным аппаратом, навыками целостного подхода к анализу социокультурных явлений прошлого и современности (ОК-8, ПК-2);

· навыками практического использования полученных общекультурных и цивилизационных знаний (ОК-5, ОК-6, ПК-5).

Тема 1.

Тема 2.

«Культура» и «цивилизация»:

Тема 3.

Тема 4.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Ашенкампф, Николай Николаевич. Геополитика: учебник / Н. Н. Ашенкампф, С. В. Погорельская. - М.: Академ. Проект, 2010. - 447 c.

2. Бродель, Фернан. Грамматика цивилизаций / Фернан Бродель; [пер. с франц. Б.А. Ситников]. - М.: Весь мир, 2008. - 545 c.

3. Викторов, Вячеслав Викторович. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие / В. В. Викторов; Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 336 c.

4. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов, рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации / [Г.В. Драч и др.]; под науч. ред. Г.В. Драча. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 533 c.

5. Основы теории и истории культуры // Уч. пособие под ред. Александрова В.Б., Алякринской М.А. – СПб., 2011.

 

Дополнительная литература

 

1. Американская цивилизация как исторический феномен: [Текст] Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли = American civilization as a Historical Phenomenon / РАН, Ин-т всеобщей истории; Отв. ред.: Н. Н. Болховитинов. - М.: Наука, 2001. - 495 c.

2. Бенедикт, Рут. Хризантема и меч: модели японской культуры / Рут Бенедикт; пер. с англ.: М. Н. Корнилов, Е. М. Лазарева, В. Г. Николаев; Ин-т "Открытое общество". - М.: РОССПЭН, 2004. - 255 c.

3. Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / Конрад Бурдах; [пер. с нем. М. И. Левина]; Ин- т "Открытое общество". - М.: РОССПЭН, 2004. - 207 c.

4. Великолепие исчезнувших цивилизаций. Новое открытие великих культур прошлого: Пер. с англ. / [М. А. Альбанезе, Ф. Бурбон, Г. М. Корради и др.];Под общ. ред. Ф. Бурбона и В. М. Де Фабианис. - М.: БММ АО, 2001. - 352 c.

5. Гизо, Франсуа. История цивилизации в Европе: [пер. с фр.] / Франсуа Гизо. - М.: Территория будущего, 2007. - 330 c.

6. Данилевский, Николай Яковлевич. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / Николай Яковлевич Данилевский; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: А.В. Репников, М.А. Емельянов-Лукьянчиков; Ин-т обществ. мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 663 c.

7. Малявин, Владимир Вячеславович. Конфуций / Владимир Малявин. - Изд. 4-е. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 357 c.

8. Пути Евразии. – М., 1992.

9. Россия в многообразии цивилизаций / [Н. П. Шмелёв и др.; редкол.: Н. П. Шмелёв (рук.), Т. Т. Тимофеев, В. П. Фёдоров]; Рос. акад. наук, Ин-т Европы. - М.: Весь мир, 2011. - 889 c.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

11. Тойнби, Арнольд Дж. Постижение истории [Текст]: избранное = A study of history: [сборник] / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. Е. Д. Жаркова; под ред. В. И. Уколовой и Д. Э. Харитоновича. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 638 c.

12. Тойнби, Арнольд Дж. Цивилизация перед судом истории = A study of histori. Civilization on trial. The world and the west: сборник / А. Дж. Тойнби; под ред. В. И. Уколовой, Д. Э. Харитоновича; пер. с англ. [Е. Д. Жариков, А. Д. Харитонович, И. Е. Киселева]. - [3-е изд.]. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 589 c.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011.

14. Шпенглер О. Закат Западного мира. (Очерки морфологии мировой истории). – М., 2010.

 

Словари и энциклопедии

16. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М. – СПб. – Н.-Й., 2006.

 

17. Глобалистика: энциклопедия / [Г. А. Аванесова и др.]; гл. ред. и сост.: И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. - М.: Радуга, 2003. - 1328 c.

 

Альбомы

18. Аркаим: У истоков цивилизации [Изоматериал]: [альбом / Г. Б. Зданович и др.; науч. ред. Г. Б. Зданович; лит. обраб. текста М. В. Загидуллина; Историко-культур. заповедник "Аркаим"]. - Челябинск: Аркаим, 2009. - 222 c.

19. Эстон, Маргарет. Ренессанс: более 1000 иллюстраций [Изоматериал]: [альбом] / Маргарет Эстон; [пер. и ред. Р. Володько, О. Ойстрах, А. Чернышева]. - М.: Белый Город, 1997. - 367 c.

Художественные тексты

20. Оруэлл, Дж. 1984.– М., 2011.

21. Шекспир, У. Полное собрание сочинений в одном томе: [пер. с англ.] / Уильям Шекспир. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Альфа-книга, 2008. - 1248 c.

Статьи в журналах

22. Карелова Л.Б., Чугров С.В. Глобализация: японские интерпретации социокультурных процессов // Вопросы философии. – М., 2009. № 7. С. 44 – 51.

 

Интернет-ресурсы

Интернет-портал «Open Space»:

ОpenSpace ru [Электронный ресурс]. URL:http://www.openspace.ru

Планы семинарских занятий

Основная литература

Семинар 4.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Античная цивилизация, или эллинская цивилизация – совокупность материально-технических достижений, культурных кодов, архетипов (образцов), мифов и символов греко-римского мира, полнота и значимость которых позволяет считать Античность основанием цивилизации европейского типа и неистощимой сокровищницей общекультурного и общецивилизационного опыта. В теориях XX века существуют различные взгляды на соотношение «греческой» и «римской» составляющих античной культуры. О. Шпенглер, например, считал, что в античном ареале стадию собственно культуры являет собою греческая традиция, в то время как римская представляет этап цивилизации.

Вестернизация – связанный с глобализацией процесс распространения западных ценностей и западного образа жизни по всему миру: борьба за свободы, либерализация экономики, исчезновение различий, неравенство и т.д. В современной теории вестернизация понимается как культурная ассимиляция доминирующей цивилизацией немодернизированных территорий, и, как следствие, формирование единой культуры на основе ценностей либерализма и универсализма. Процесс вестернизации следует отличать от процессов локализации и глокализации.

Возрождение – эпоха становления современной цивилизации городского типа и капиталистических форм производства. Заложила основы гуманистического понимания человека как духовно развитой личности. В процессе развития гуманистических идей – в новое, и особенно в новейшее время, – человек понимается уже как яркая творческая индивидуальность (согласно кантовской теории гения и концепции романтического героя) или как активно самореализующаяся современная личность, по праву рождения обладающая целым «набором» свобод («Декларация прав человека»). Таким образом, взгляд на человека как совершенствующуюся личность, имеющий свои корни еще в культуре Ренессанса, – по сию пору декларируется как величайшая из достигнутых в европейской культуре свобод.

Глобализация (лат. globus – земной шар) – закономерный, объективно развивающийся культурно-исторический процесс, свидетельствующий о переходе индустриального общества к обществу постиндустриальному (информационному). В начале третьего тысячелетия глобализация понимается также как переход от широко понятой «современности» (эпохи «модерна») – через «постсовременность» (эпоху «постмодерна») – к новым рубежам мировой эволюции. В глобализации видят, прежде всего, объективный процесс, который стягивает мир в некое информационное и общекультурное целое, существующее по определенным законам и осуществляющее себя в едином для всех ритме времени. Конечная цель глобализации – перерастание, путем преодоления противоречий, мирового сообщества в глобальное, в котором все народы найдут свой общий дом. Глобализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества: экономику, политику, науку, религию, культуру. Под глобальной культурой, например, следует понимать не какую-то одинаковую и обязательную для всех культуру, а такую всемирную сеть культурной коммуникации, которая позволяет каждому жителю планеты на равных правах пользоваться благами и достижениями любой культуры.

Глокализация – термин Р. Робертсона, который был образован из слов «глобализация» и «локализация», с целью фиксации взаимодействия в глобальном мире двух процессов: «гетерогенизации» (утверждения различий) и «гомегенизации» (единообразия). У. Бек утверждает, что массовое производство культурных символов в пространстве интернета приводит вовсе не к унификации культуры, а к ее глокализации: в Лондоне, например, «макдональдсы» и джинсы вполне уживаются с африканским карнавалом, рождая «третьи формы» культуры. Именно эта тенденция позволяет воспринимать и расшифровывать противоречивые элементы различных культур в их парадоксально новом, – глокальном, или транснациональном, – единстве. Таким образом, глокализация, как процесс взаимообогащения культур, реализует себя путем синтеза модернизирующихся локальных культур и достижений формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации.

Евразийство – идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, которое обосновывает в своих манифестах идею уникальности лика русской культуры: Россия не Европа и не Азия, но отдельный, своеобразный, целостный и органический мир (Н. Трубецкой, Г. Флоровский, Г. Вернадский, В.Ильин и др.).

Индустриальная цивилизация – наследница «индустриального общества» (Сен-Симон), термина, который так же активно использовал О. Конт. По мнению этих ученых, общество индустриального типа пришло на смену «военному обществу» и характеризуется, прежде всего, внедрением технических новшеств. Техника дала импульс науке, и, по прошествии XIX-го в., человечество пожинает плоды развитой цивилизации: развитое социальное законодательство пытается обеспечить лучшую долю все большему числу людей и тем самым предотвратить революционные потрясения.

Космополитизм (от греч. Κοσμοπολίτης – космополит, гражданин мира) – идея мирового гражданства и мировоззрение, которое ставит общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Культура, этнос, нация. Культура – многоуровневая система, а ее структура признана одной из самых сложных в современной науке. Однако структурирование культуры возможно и необходимо, для этого важно правильно определить основания деления: подобные процедуры получили в науках о культуре определение «типологических». Тип – идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные, «типичные» черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Типология выделяет типы культурных объектов (явлений) по тем или иным существенным признакам. Например, принято подразделять культуру по ее носителю: этносу или нации. Этническая культура – культура отдельных племен и этносов, или культура этнической общности как определенной культурной целостности.Речь идет о культуре конкретного, исторически определенного общества, специфические черты и особенности которого определяются различиями в географических, природно-климатических, хозяйственно-экономических и прочих условиях. Национальная культура – культура нации, возникающая (или не возникающая) поверх этического разнообразия. Н.Я. Данилевский писал, что нация появляется на арене истории, когда каждое из племен, составивших этнос, выходит из «бессознательного» существования на уровне быта. Нация обладает исторической волей и создает самобытные политические единицы, практически осуществляет свои идеалы правды, свободы, разумного общественного благоустройства, своеобразия своей духовной природы, достигает определенного уровня личного благосостояния. В этом случае, поверх этнического разнообразия, и возникает общенациональная культура, которую определяют также как национальную, государственную, имперскую.Нация обладает единой культурой и – в идеале – единым правовым пространством, она ставит задачу воспитания гражданина, ответственного перед государством, для которого понятия «честь» и «долг» не являются простой формальностью.Примеры в истории: Франция, классическая страна становления национального государства, которая доводит идею нации до ее логического завершения сначала в форме «абсолютистского государства» (Париж XVIII столетия), затем в форме «буржуазной республики». Или Германия последней трети XIX века, которая набирала силу в эпоху управления Бисмарка, опираясь на лозунг философа Фихте «государство – выражение коллективного духа нации». Этот лозунг великий философ вывел, в свою очередь, опираясь на философское наследие эпохи Просвещения. Именно эта идея государственности побеждает в Германии после Второй мировой, когда утверждается идея правового государства.

Культурная идентичность – процедура идентификации, то есть соотнесения «я», как субъективной составляющей личности, с типологическими характеристиками «другого», посредством представлений о норме, статусе, ценностях, культурных различиях и т.д. Любую культуру как специфическую целостность характеризует стержневая оппозиция «я» – «другой», или «свой» – «чужой», которая является законом развития культуры и фактом осознания принадлежности человека к той или иной культурной среде.

Культурно-исторический тип – семейство народов, объединенных общим языком и политической независимостью. Такое определение дает Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа», где, на основе анализа динамики культурно-исторического процесса, выявляются десять культурно-исторических типов и уделяется особое внимание одиннадцатому – славянскому культурно-исторический типу, который, по мнению этого исследователя, оформляется, в качестве альтернативы европейскому, в последней четверти XIX в.

Локализация – объединение этнических и цивилизационных общностей на основе политики культурной изоляции, – зачастую на основе фундаменталистских идеологий (например, в исламе), отвергающих любое обновление религиозной традиции.

Модернизм – исторический этап, философское мировоззрение, художественная платформа и состояние европейского культурного сознания конца XIX – первой половины XX вв. Общее настроение эпохи, противопоставившей искусству реализма догмат новизны, ставку на эксперимент и свободу творческой индивидуальности, – порождается разочарованием в идее общественного прогресса и определяется как кризис культуры.

Мультикультурная цивилизация рассматривается как результат политики, направленной на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, а также обосновывающая такую политику теория или идеология. Мультикультурализм противопоставляется концепции символического «плавильного котла», в котором якобы и происходит слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду или США, где мультикультурализм культивируется на уровне государственной поддержки. Основанием такой политики выступает требование параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития. Подобная идеология выдвигается, главным образом, в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает, прежде всего, включение в её культурное поле культур из стран «третьего мира», в том числе из бывших колоний европейских стран. Однако в последние годы политика мультикультурализма, например, в Англии, подвергается развернутой критике.

Просвещение – эпоха, которая положила начало формированию в XVIII в. новоевропейской культуры рационалистического типа, определяющим основанием которой является расцвет материальной культуры и техники. Кроме того, именно в эту эпоху зарождается национальная европейская культура и цивилизация во всех ее «блестящих составляющих» (Ф. Бродель): человек, его разум, отношение к природе и государству, а также наука, искусство, философия и другие достижения европейской цивилизации. Ф. Бродель, как и многие другие ученые, считает, что научная мысль в Европе до XVIII в. – это «детство» современной науки, или «преднаука», поскольку именно научные достижения эпохи Просвещения заложили фундамент индустриализации и связанного с ней расцвета всех сфер жизни европейского человека. Однако в конце XX столетия немецкий философ Ю. Хабермас подверг резкой критике «проект Просвещения», и постмодернистская философия в целом поставила под сомнение ценности просветительской либерально-гуманистической идеологии, доминировавшие в западной культуре
с XVIII в.: культ разума, культурный прогресс, академическую науку и т.д.

Постиндустриальная цивилизация – общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, происходит переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом на стадии постиндустриальной цивилизации становятся информация и знания, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, а наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм и креативность работника. При этом под услугами понимается не только сфера торговли, коммунального хозяйства и бытового обслуживания, но любая инфраструктура, которая создаётся обществом для оказания услуг: государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет, производство и продажа программного обеспечения и т.д.
В основе концепции постиндустриального общества лежит традиционное разделение человеческой истории на три стадии: аграрную (доиндустриальную), где доминировали сельскохозяйственная сфера, а также церковь и армия; индустриальную, с развитой промышленностью, корпорациями и фирмами; постиндустриальную, с определяющей ролью информации, теоретического знания и инфраструктур, которые их производят (университет, научно-исследовательский институт и т.д.).

Реформация – социально-политическое антифеодальное движение в Западной Европе в XVI в. в форме религиозной борьбы (протестантов) против католической церкви и папской власти. Немецкий исследователь К. Бурдах в работе «Реформация. Ренессанс. Гуманизм» проводит органичную связь между культурой Возрождения, породившей цивилизацию городского типа и раскрепостившей человека, – и гуманизмом Реформации. Последний называют еще «протестантским гуманизмом», с двумя его «волнами»: тезисами М. Лютера на дверях замковой церкви в Виттенберге против торговли индульгенциями (1517 г.), и деятельностью Ж. Кальвина, который провел ряд реформ для утверждения религиозного «аскетизма» и придал протестантизму универсальный характер.

Российская (русско-православная) цивилизация – имеет многовековую историю и уходит своими корнями в праславянскую историю. Ученые предполагают, что праславяне вышли из единой индоевропейской общности, и в V – VI вв. жили на общей прародине, предположительно в двух историко-культурных регионах: Передней Азии и Центральной Европе. История российской (русско-православной) цивилизации полна нерешенных загадок и тайн, поскольку летописание началось не ранее второй половины XI в., а при идентификации событий предшествующих этому веков приходилось пользоваться немногими греческими источниками и устными народными преданиями. Общепризнанно, что только с принятием христианства русский народ получает основания «для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, без которых для народа нет истории» (Н. Костомаров). Российская цивилизация в своем развитии прошла несколько этапов: «детство» – Древнерусское государство VIII – XIII вв.; «становление» российской цивилизации, когда она утрачивает свой восточнославянский характер и обретает русско-православные черты в Московии XIII – середине XV вв.; Великая Русь (Российская империя, Великороссия) середины XV – XVII вв.; императорский (всероссийский) период «развития» всех составляющих элементов российской цивилизации в XVIII – 1917 гг., советский этап существования российской цивилизации в качестве нового, рабоче-крестьянского, типа государства – Союза Советских Социалистических республик (1917 – 1992), сменил постсоветский, еще во многом экономически и политически не определившийся период развития (с 1992
г.). Один из самых ярких и глубоких историков прошлого века, Ф. Бродель в 1963г., в своей работе «Грамматика цивилизаций», писал о «русской цивилизации» так: «Другая Европа, развившаяся почти так же поздно, как и Америка, но на сей раз на самом Европейском континенте, что означает ее тесную связь с Западом, – это Россия, бывшее Московское княжество, ставшая сегодня Советским Союзом». Историк известной «Школы Анналов», Бродель восхищался «истоками» русской цивилизации и ее «нескончаемым прошлым», «большим революционным опытом» и восприятием идей марксизма после революции 1917 г., мощным прорывом «культурной» и «индустриальной» революций». Успех «русской цивилизации» представлялся ему очевидным: из страны, г<







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.