Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Культура, общество, личность.





Неразрывная связь общества, культуры и личности. Общество и культура: критерии их развития. Трансляция культуры как средство воспроизводства общества. Основные параметры культуры. Локальные культуры. Соотношение локальных культур между собой. Основные социальные функции культурных систем. Исторические стадии развития общества и исторические типы культур, их характерные признаки. Взаимосвязь культуры и личности: культура как результат духовно практической деятельности личности и личность как продукт развития культуры. Понятие инкультурации личности. Инкультурация и социализация. Способы трансляции культуры и ее освоения личностью. Филогенез и антогенез личности в контексте культуры. Общее, особенное и единичное в культурогенезе личности. Личность и общество. Развитие и саморазвитие личности в ходе освоения культуры. Социокультурные цели личности и возможности их реализации в современных условиях. Пути самосохранения личности, ее адаптации к культуре.

Темы семинарских занятий

Практические занятия (семинары) являются одним из важнейших видов учебных занятий. Они способствуют максимально эффективному закреплению изучаемого материала на основе углубленной самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к занятиям, а также активного участия в самих занятиях.

На семинарах студенты, опираясь на изученные материалы, выступают с индивидуальными докладами, участвуют в общей дискуссии, сопоставляя самые разнообразные мнения и суждения специалистов, высказывают собственные точки зрения по наиболее важным, существенным положениям соответствующих разделов изучаемого курса. В соответствии с проблематикой возможны самые различные виды семинарских занятий. Однако в конечном итоге каждое из них предполагает постоянную активность всех участников дискуссии, аналитический подход к изучаемому материалу, выделение в нем главного, основного, формулирование выводов и т.д.

При подготовке к семинару рекомендуется вести конспект, специально отмечая в нем те положения, с которыми в первую очередь намерен выступить участник общей дискуссии или докладчик.

Во время семинара важна научная постановка обсуждаемых вопросов, сопровождаемая высокой активностью участников дискуссии.

Итоги практических (семинарских) занятий учитываются при выставлении общей оценки по предмету.

Тема 1. Культурология как наука.

Вопросы к теме:

1. Предмет культурологии как науки о культуре.

2. Место и роль культурологии в системе гуманитарных дисциплин.

3. Основные понятия курса культурологии.

Литература: [8, c.4-6]; [9, c.5-11]; [3, c.4-6]; [1, c.1-19].

 

Тема 2. Культура как предмет культурологии.

Вопросы к теме:

1. Сущность и структура культуры.

2. Субъекты культуры.

3. Функции культуры.

Литература: [7, c.12-19]; [8, c.6-8]; [9, c.23-41]; [3, c.6-8]; [1, c.12-19].

 

Тема 3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории.

Вопросы к теме:

1. Предыстория науки о культуре.

2. Западная культурологическая мысль XVIII XX вв.

3. Русская культурологическая мысль XIX XX вв.

Литература: [7, c.19-22]; [9, c.11-22]; [1, c.19-22].

 

Тема 4. Типология культур.

Вопросы к теме:

1. Принципы типологизации культур.

2. Типологические разновидности культур и их особенности.

3. Основные типологические концепции в европейской научной традиции.

4. Диалогизм культур в концепциях русских мыслителей.

Литература: [2, c.62-67]; [10, c.62-76].

 

Тема 5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи.

Вопросы к теме:

1. Основные культурно исторические эпохи и их культурологическое значение.

2. Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций.

3. Античность как отправная точка европейской культуры.

4. Западноевропейская средневековая культура, ее предпосылки и последствия.

5. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения.

6. Культура Нового времени и ее особенности.

7. Культура новейшего времени. Модернизм как социокультурный принцип.

Литература: [1, c.25-131]; [3, c.82-107]; [3, c.115-126]; [3, c.143-220]; [1, c.161-183]; [1, c.381-432].

 

Тема 6. Место и роль России в мировой культуре.

Вопросы к теме:

1. Этапы формирования и развития русской культуры.

2. Россия между Востоком и Западом.

3. Основные черты русского менталитета.

Литература: [7, c.533-552]; [8, c.240-283]; [3, c.127-142]; [1, c.132-146]; [1, c.191-225]; [3, c.199-208]; [3, c.221-230]; [1, c.442-493].

Тема 7. Культура и глобальные проблемы современности.

Вопросы к теме:

1. Универсализация культуры в XX в. 2.

2. Социокультурные последствия научно технического прогресса.

3. Культура и природа. Экологические проблемы в современном мире.

Литература: [8, c.284-331]; [9, c.308-315]; [3, c.12-15]; [1, c.511-552].

 

Тема 8. Культура, общество, личность.

Вопросы к теме:

1. Общество и культура: проблема множественности культур.

2. Вопросы инкультурации и социализации личности.

Литература: [2, c.91-105].

 

6. Задания для самостоятельной работы студентов

6.1. Виды и содержание самостоятельной работы

 

Главной формой самостоятельной работы студентов при изучении курса «Культурология» является изучения соответствующих разделов учебников и учебных пособий по тем или иным вопросам и темам.

Для организации самостоятельной работы важное значение приобретает подготовка и написание докладов. В ходе этой работы студент должен определить литературные источники, после изучения которых сможет грамотно сформулировать цель, задачи и актуальность выбранной темы, а также приобрести навыки изложения своих мыслей и сформулировать выводы по изучаемым вопросам и проблемам.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
   
Тема 1.Культурология как наука. 1. Проработка материала по учебной литературе [1, c.1-19]; [3, c.4-6]; [8, c.4-6]; [9, c.5-11]. 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Тестовые задания № 1-6, 11, 16, 20 (раздел 6.3 УМК).
Тема 2.Культура как предмет культурологии. 1. Проработка материала по учебной литературе [1, c.12-19]; [3, c.6-8]; [7, c.12-19]; [8, c.6-8]; [9, c.23-41]; 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Тестовые задания № 8-10 (раздел 6.3 УМК).
Тема 3.Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории. 1. Проработка материала по учебной литературе [1, c.19-22]; [7, c.19-22]; [9, c.11-22]. 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Эссе «Судьба русской культуры в трудах Н.Я.Данилевского и Н.А.Бердяева».
Тема 4.Типология культур. 1. Проработка материала по учебной литературе [2, c.62-67]; [10, c.62-76]. 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Эссе «Сравнение восточного и западного типа культур».
Тема 5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи. 1. Проработка материала по учебной литературе [1, c.25-131, c.161-183, c.381-432]; [3, c.82-107, c.115-126, c.143-220]. 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Тестовые задания № 10, 12-23 (раздел 6.3 УМК).  
 
   
Тема 6.Место и роль России в мировой культуре. 1. Проработка материала по учебной литературе [1, c.132-146, c.191-225, c.442-493]; [3, c.127-142, c.199-208, c.221-230]; [7, c.533-552]; [8, c.240-283]. 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Тестовые задания № 21, 22 (раздел 6.3 УМК).
Тема 7.Культура и природа. 1. Проработка материала по учебной литературе [1, c.511-552]; [3, c.12-15]; [8, c.284-331]; [9, c.308-315]; 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК).
Тема 8.Культура и глобальные проблемы современности. 1. Проработка материала по учебной литературе [1, c.511-552]; [3, c.12-15]; [8, c.284-331]; [9, c.308-315]; 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Эссе «Экология культуры».
Тема 9.Культура, общество, личность. 1. Проработка материала по учебной литературе [2, c.91-105]; 2. Вопросы для самоконтроля (раздел 6.2 УМК). 3. Тестовые задания № 7, 20 (раздел 6.3 УМК).
     

Вопросы для самоконтроля

 

Тема 1. Культурология как наука.

1. Назвать различные точки зрения на проблему предмета культурологии.

2. В чем особенности культурологического знания?

3. В чем состоит место и роль культурологии в системе научных знаний о культуре?

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.