Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перечень показателей конкурентоспособности региона и их весомость





( весомость показателей конкурентоспособности региона

приведена по методике Р.А. Фатхудинова)

Показатели конкурентоспособности региона Весомость показателя
1. Инвестиционная активность в регионе, в % отвалового регионально­го продукта (ВРП) 0,15
2. Инновационная активность (удельный вес инновационных пред­приятий по объему производства), % 0,15
3. Активность малого бизнеса (доля малых предприятий по объему производства), % 0,10
4. Состояние окружающей среды в регионе (количество выбросов и сбросов) 0,10
5. Экспорт, % ВРП 0,05
6. Удельный вес убыточных предприятий, % 0,05
7. ВРП на душу населения 0,15
8. Уровень безработицы в регионе, % от экономически активного населения 0,05
9. Отношение средней заработной платы в регионе к средней зара­ботной плате в стране 0,05
10. Отношение доходов 10 % самых богатых в регионе к 10 % самых бедных 0,05
11. Средняя продолжительность жизни, лет 0,10

Потенциал может быть максимальным, высоким, средним, пониженным, низким, незначительным.

Конкурентоспособность региона ср) рекомендуется определять по формуле

(4.2.1)

где i = 1,2,..., п — количество показателей конкурентоспособ­ности региона (см. табл. 4.2.4); ai — весомость i -го показателя; Yi — уровень i -го показателя.

Если увеличение показателя повышает конкурентоспособ­ность, то

(4.2.2)

где Пфi — фактическое значение i -го показателя; Пнi — норма­тивное значение i -го показателя.

Если увеличение показателя снижает конкурентоспособ­ность, то

(4.2.3)

Предложенная методика оценки конкурентоспособ­ности региона отвечает необходимым требованиям, ориентиро­вана на стратегическое развитие региона и текущую социально-экономическую эффективность его функционирования, может быть рекомендована также для определения при необходимос­ти рейтинга региона.

В качестве дополнительной оценки конкурентоспособности региона, а также наглядности регионального позиционирования необходимо построить многоугольник конкурентоспособности региона на основе выделенных пяти ведущих показателей, представленных в табл. 4.2.4.

Сопоставление региональных и среднероссийских показателей по представленной диаграмме демонстрирует опережение или отставание исследуемого региона и позволяет сформулировать меры по повышению его конкурентоспособности:

 
 

Рис. 4.2.2 Многоугольник конкурентоспособности региона

где - отношение средней заработной платы по региону к средней заработной плате по стране.

– оценку перспектив отдельных видов промышленного производства;

– оценку уровня специализации промышленности региона;

– позиционирование региона в общероссийском пространстве и перспективы его развития;

– выделение характеристик обеспечивающих должный уровень конкурентоспособности.

В качестве итогов оценки конкурентоспособности заданного региона должна быть его итоговая характеристика с точки зрения позиционирования в общероссийской конкурентной среде. Для этого можно использовать табл. 4.2.5 и табл. 4.2.6.

Матрица конкуренции

Таблица 4.2.5

    Тип конкуренции
    Вертикальная Горизонтальная
Способ конкуренции   Ценовые – Подписание индивидуальных договоров с центром – Лоббирование финансовых трансфертов – Лоббирование региональных программ и их финансирования – Налоговые льготы – Создание зон с особым экономическим режимом – Установление фиксированных цен (на потребительские товары, на энергоносители) – Установление предельных уровней рентабельности, торговых наценок – Субсидии и льготные кредиты – Дотации и компенсации предприятиям – Ипотечные программы – Цены на недвижимость, взятки, «крышевание»
Не ценовые – Разработка законов, не принятых Центром – Выход на мировой рынок – Политические мероприятия (форумы, партийные съезда) – Развитие рыночной инфраструктуры – Развитие социальной инфраструктуры

 

Таблица 4.2.6

Тип экстерналии Вид эффекта и его описание Результаты Инструменты экономической политики
Прямые
Положительные Использование другими регионами обществен­ных благ региона Недопроизводство общественных благ в регионе Распределение источни­ков финансирования ОБ между центром и регионами
Отрицательные В результате общест­венных благ региона ухудшаются условия в другом регионе     Перепроизводство общественных благ в регионе Введение федеральных стандартов
Косвенные (опосредованные)
Горизонтальные (между регионами) Экспорт налогов. Экспорт проблем путем стимулирования перели­вов ресурсов «Гонка ко дну». Импорт ценных ресур­сов по заниженной цене Занижение налогов. Недопроизводство общественных благ в регионе Налоговая гармониза­ция. Правовые рамки налого­вой конкуренции
Вертикальные (между уровнями власти) Завышение налогов регионами вследствие совместного использо­вания одной и той же налоговой базы Снижение налоговой базы. Недофинансирование общественных благ Разграничение налого­вых баз центра и регио­нов

 

По своей конкурентной значимости все факторы инвестиционного потенциала регионов могут быть разделены на пять групп, начиная от наименее, и кончая, наиболее значимыми.

I группа. Факторы инвестиционного потенциала, по которым рассматриваемые регионы не имеют никаких конкурентных преимуществ, а наоборот, имеют абсолютное конкурентное отставание. Числовая характеристика таких факторов составляет менее 0,75 или менее 75% по отношению к среднероссийскому уровню, принятому за 1,0 или за 100%, т.е. более, чем на 25% хуже среднего по РФ.

II группа. Факторы, по которым указанные регионы имеют относительное отставание от среднероссийского уровня, с числовой характеристикой от 0,75 до 0,9 или от 75% до 90% от среднероссийского уровня.

III группа. Факторы, по которым указанные регионы находятся примерно на том же уровне, что и большинство регионов России (средний уровень, без преимуществ и без отставаний). Числовая характеристика этих факторов составляет от 0,9 до 1,1 или от 90% до 110% по отношению к среднероссийскому уровню.

IV группа. Факторы, по которым регионы имеют относительные конкурентные преимущества. К ним относятся факторы, числовая характеристика которых превосходит средний уровень и составляет от 1,1 до 1,25 или от 110% до 125% по отношению к этому уровню, принятому за 1,0 или за 100%.

V группа. Факторы (показатели), по которым данные регионы имеют абсолютное конкурентное преимущество. К ним относятся факторы, числовая характеристика которых значительно превосходит среднероссийский уровень, т.е. составляет более 1,25, или более 125% по отношению к этому уровню, принятому за 1,0, или за 100%.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите количественные и качественные показатели оценки конкурентоспособности региона.

2. Выделите формы и способы межрегиональной конкуренции.

3. Перечислите возможные источники и факторы региональной конкурентоспособности.

4. Назовите и охарактеризуйте известные Вам международные индексы региональной конкурентоспособности.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.