Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности.





Педагогика

Общие основы педагогики

1.Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение и развитие педагогики. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах известных педагогов. Предмет педагогики как науки и ее основные проблемы. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, формирование, социализация, обучение, образование. Педагогика в системе современного научного знания, ее социальные функции. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимодействие педагогической науки и практики, их взаимообогащение. Педагогика как наука и искусство. Новаторский педагогический опыт. Задачи педагогической науки на современном этапе ее развития.

2. Образование как социокультурный феномен. Образование как единый процесс физического и духовного становления личности, процесс ориентирования на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Качества образования как социального явления: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (по Б.Г.Гершунскому). Диалектичность и противоречивость системы образования.

Аксиологические основы педагогики. Ценностные приоритеты образования. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Самодостаточные ценности. Инструментальные ценности. Образование как общечеловеческая ценность.

Личность как объект и субъект воспитания. Человек как существо природное и социальное. Теории развития личности, их характеристика. Развитие личности как процесс. Движущие силы развития. Становление как результат развития. Факторы, влияющие на развитие личности и их взаимовлияние. Соотношение развития и воспитания. Понятие активности. Виды и уровни активности.

Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности.

Понятие возрастной периодизации. Периодизации детского возраста (педагогическая и психологическая). Значение возрастных периодизаций для педагогики. Понятие акселерации. Закономерности развития личности.

Возрастное развитие и сензитивность. Понятие возрастного кризиса. Характеристика возрастных особенностей младшего, среднего и старшего возраста: биологические проявления (рост, вес, сила, моторика, нервная система), психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), социальные роли, нравственное формирование, отношения со взрослыми и сверстниками, с противоположным полом. Индивидуальные особенности. Их учет в воспитании. Новая этика отношения к детству. Понятие о декларации и конвенции. Содержание Конвенции о правах ребенка. Основные законодательные акты Российской Федерации, отражающие идеи Конвенции. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.). Гуманистическая ориентация нового педагогического мышления.

Теория обучения

16. Дидактика в системе педагогических наук. Предмет дидактики как науки, ее категориальный аппарат. Основные проблемы, разрабатываемые дидактикой. Структура дидактики. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры. Место дидактики в системе педагогических наук. Повышение роли дидактики в условиях непрерывного образования. Основные источники развития дидактики как науки. Методы дидактических исследований. Модели образования, их характеристика. Образование как система и процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

17. Учебный процесс как социальная, психологическая и педагогическая категория. Комплексный характер процесса обучения. Единство познавательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный харак­тер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотвор­чество учителя и ученика. Учебный процесс как процесс взаимодействия обучающего и обучаемого. Диалектика перехода от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию. Понятие объекта и субъекта в обучении. Учебный процесс как целостная структура.Единство образовательной, воспита­тельной и развивающей функций обучения. Возможности учебного процесса в овладении социальным опытом. Знания, умения и навыки как элементы социального опыта, их взаимосвязь в обучении. Классификация знаний, умений и навыков. Психолого-педагогический анализ учебного процесса. Психологическая природа восприятия, осмысления, запоминания и применения. Факторы, обеспечивающие эффективность учебного процесса. Современные модели органи­зации обучения.

18. Закономерности и принципы обучения. Закон и закономерность.Закономерность как результат совокупного действия множества законов. Взаимосязь закономерностей и принципов в образовании. Всеобщие законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания. Специфические педагогические закономерности. Принципы построения и реализации процесса обучения. Правила обучения. Классификация оснований для выделения принципов. Анализ основных систем принципов обучения и характеристика их реализации. Направленность системы принципов на гуманизацию обучения.

19. Содержание современного обучения. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стан­дарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содер­жания образования. Социальный опыт как основной источник определения содержания обучения. Отражение структуры социального опыта в содержании обучения. Различные подходы к отбору содержания обучения (теории энциклопедизма, теории формального и материального образования, педоцентрическая теория, проблемно-комплексная теория, теория структурализма). Критерии отбора содержания образования. Вопросы совершенствования содержания образования на современном этапе. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание образования: стандарт образования, базисный учебный план, учебная программа, учебники. Анализ современ­ных дидактических концепций.

20. Методы современного обучения. Метод обучения как одна из категорий дидактики. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Различные подходы к классификации методов обучения. Соответствие методов целям и содержанию обучения. Самостоятельная работа как метод обучения. Особенности использования различных методов обучения на различных этапах непрерывного образования. Требования к выбору оптимального сочетания методов обучения. Классификация средств обучения. Контроль в процессе обучения.

21. Формы организации современного обучения. Формы организации учебной работы в истории школьного образования. Урок как элемент целостной системы. Дидактические требования к современному уроку. Типы и структура урока. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока. Характеристика ошибок, допускаемых в организации и проведении урока. Домашняя работа как одна из форм обучения в современной школе. Типология и многообразие образовательных учреж­дений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.

Социальная педагогика

22. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. С оциальное воспитание и социализация личности. Понятие социальной педагогики и ее предмет. Методологические основы социальной педагогики. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Основные категории социальной педагогики: социализация, социум, микросоциум, факторы социализации, социальный институт, институты десоциализации, социальная роль, социальная адаптация, социальная запущенность, педагогическая запущенность, защита детства, права ребенка, опекунство, сиротство, социальная работа и пр. Генезис идей социальной педагогики. Вклад религии и церкви в утверждение общечеловеческих ценностей. Понятие благотворительности. Течение филантропизма. Педология как наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка. Теоретические изыскания в сфере социальной педагогики на современном этапе. Методы социальной педагогики. Связь социальной педагогики с другими науками. Сущность, принципы, ценности, механизмы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании.

23. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление. Соотношение социализации и воспитания. Воспитание как механизм ускорения и корректировки социализации. Общие принципы социального воспитания: принцип гуманизма, принцип культуросообразности, принцип природосообразности, принцип целостности, принцип непрерывности. Механизмы социализации: подавление, изоляции, самоограничения, проекции, идентификации, интроекции, эмпатии, интеллектуализации, рационализации, аннулирования действия, сублимации. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

24. Факторы социального воспитания. Факторы социализации личности ребенка. Определение и классификация факторов социализации. Мега-, макро-, мезо- и микрофакторы. Этнические особенности и их роль в социализации. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни. Средства массовой коммуникации и их роль в процессах коммуникации. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания. Общество сверстников как фактор социализации. Детская субкультура.

Педагогика

Общие основы педагогики

1.Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение и развитие педагогики. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах известных педагогов. Предмет педагогики как науки и ее основные проблемы. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, формирование, социализация, обучение, образование. Педагогика в системе современного научного знания, ее социальные функции. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимодействие педагогической науки и практики, их взаимообогащение. Педагогика как наука и искусство. Новаторский педагогический опыт. Задачи педагогической науки на современном этапе ее развития.

2. Образование как социокультурный феномен. Образование как единый процесс физического и духовного становления личности, процесс ориентирования на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Качества образования как социального явления: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (по Б.Г.Гершунскому). Диалектичность и противоречивость системы образования.

Аксиологические основы педагогики. Ценностные приоритеты образования. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Самодостаточные ценности. Инструментальные ценности. Образование как общечеловеческая ценность.

Личность как объект и субъект воспитания. Человек как существо природное и социальное. Теории развития личности, их характеристика. Развитие личности как процесс. Движущие силы развития. Становление как результат развития. Факторы, влияющие на развитие личности и их взаимовлияние. Соотношение развития и воспитания. Понятие активности. Виды и уровни активности.

Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности.

Понятие возрастной периодизации. Периодизации детского возраста (педагогическая и психологическая). Значение возрастных периодизаций для педагогики. Понятие акселерации. Закономерности развития личности.

Возрастное развитие и сензитивность. Понятие возрастного кризиса. Характеристика возрастных особенностей младшего, среднего и старшего возраста: биологические проявления (рост, вес, сила, моторика, нервная система), психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), социальные роли, нравственное формирование, отношения со взрослыми и сверстниками, с противоположным полом. Индивидуальные особенности. Их учет в воспитании. Новая этика отношения к детству. Понятие о декларации и конвенции. Содержание Конвенции о правах ребенка. Основные законодательные акты Российской Федерации, отражающие идеи Конвенции. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.). Гуманистическая ориентация нового педагогического мышления.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.