|
Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Педагогика Общие основы педагогики 1.Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение и развитие педагогики. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах известных педагогов. Предмет педагогики как науки и ее основные проблемы. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, формирование, социализация, обучение, образование. Педагогика в системе современного научного знания, ее социальные функции. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимодействие педагогической науки и практики, их взаимообогащение. Педагогика как наука и искусство. Новаторский педагогический опыт. Задачи педагогической науки на современном этапе ее развития. 2. Образование как социокультурный феномен. Образование как единый процесс физического и духовного становления личности, процесс ориентирования на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Качества образования как социального явления: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (по Б.Г.Гершунскому). Диалектичность и противоречивость системы образования. Аксиологические основы педагогики. Ценностные приоритеты образования. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Самодостаточные ценности. Инструментальные ценности. Образование как общечеловеческая ценность. Личность как объект и субъект воспитания. Человек как существо природное и социальное. Теории развития личности, их характеристика. Развитие личности как процесс. Движущие силы развития. Становление как результат развития. Факторы, влияющие на развитие личности и их взаимовлияние. Соотношение развития и воспитания. Понятие активности. Виды и уровни активности. Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности. Понятие возрастной периодизации. Периодизации детского возраста (педагогическая и психологическая). Значение возрастных периодизаций для педагогики. Понятие акселерации. Закономерности развития личности. Возрастное развитие и сензитивность. Понятие возрастного кризиса. Характеристика возрастных особенностей младшего, среднего и старшего возраста: биологические проявления (рост, вес, сила, моторика, нервная система), психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), социальные роли, нравственное формирование, отношения со взрослыми и сверстниками, с противоположным полом. Индивидуальные особенности. Их учет в воспитании. Новая этика отношения к детству. Понятие о декларации и конвенции. Содержание Конвенции о правах ребенка. Основные законодательные акты Российской Федерации, отражающие идеи Конвенции. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.). Гуманистическая ориентация нового педагогического мышления. Теория обучения 16. Дидактика в системе педагогических наук. Предмет дидактики как науки, ее категориальный аппарат. Основные проблемы, разрабатываемые дидактикой. Структура дидактики. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов структуры. Место дидактики в системе педагогических наук. Повышение роли дидактики в условиях непрерывного образования. Основные источники развития дидактики как науки. Методы дидактических исследований. Модели образования, их характеристика. Образование как система и процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. 17. Учебный процесс как социальная, психологическая и педагогическая категория. Комплексный характер процесса обучения. Единство познавательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Учебный процесс как процесс взаимодействия обучающего и обучаемого. Диалектика перехода от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию. Понятие объекта и субъекта в обучении. Учебный процесс как целостная структура.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Возможности учебного процесса в овладении социальным опытом. Знания, умения и навыки как элементы социального опыта, их взаимосвязь в обучении. Классификация знаний, умений и навыков. Психолого-педагогический анализ учебного процесса. Психологическая природа восприятия, осмысления, запоминания и применения. Факторы, обеспечивающие эффективность учебного процесса. Современные модели организации обучения. 18. Закономерности и принципы обучения. Закон и закономерность.Закономерность как результат совокупного действия множества законов. Взаимосязь закономерностей и принципов в образовании. Всеобщие законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания. Специфические педагогические закономерности. Принципы построения и реализации процесса обучения. Правила обучения. Классификация оснований для выделения принципов. Анализ основных систем принципов обучения и характеристика их реализации. Направленность системы принципов на гуманизацию обучения. 19. Содержание современного обучения. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Социальный опыт как основной источник определения содержания обучения. Отражение структуры социального опыта в содержании обучения. Различные подходы к отбору содержания обучения (теории энциклопедизма, теории формального и материального образования, педоцентрическая теория, проблемно-комплексная теория, теория структурализма). Критерии отбора содержания образования. Вопросы совершенствования содержания образования на современном этапе. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание образования: стандарт образования, базисный учебный план, учебная программа, учебники. Анализ современных дидактических концепций. 20. Методы современного обучения. Метод обучения как одна из категорий дидактики. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Различные подходы к классификации методов обучения. Соответствие методов целям и содержанию обучения. Самостоятельная работа как метод обучения. Особенности использования различных методов обучения на различных этапах непрерывного образования. Требования к выбору оптимального сочетания методов обучения. Классификация средств обучения. Контроль в процессе обучения. 21. Формы организации современного обучения. Формы организации учебной работы в истории школьного образования. Урок как элемент целостной системы. Дидактические требования к современному уроку. Типы и структура урока. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока. Характеристика ошибок, допускаемых в организации и проведении урока. Домашняя работа как одна из форм обучения в современной школе. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Социальная педагогика 22. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. С оциальное воспитание и социализация личности. Понятие социальной педагогики и ее предмет. Методологические основы социальной педагогики. Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Основные категории социальной педагогики: социализация, социум, микросоциум, факторы социализации, социальный институт, институты десоциализации, социальная роль, социальная адаптация, социальная запущенность, педагогическая запущенность, защита детства, права ребенка, опекунство, сиротство, социальная работа и пр. Генезис идей социальной педагогики. Вклад религии и церкви в утверждение общечеловеческих ценностей. Понятие благотворительности. Течение филантропизма. Педология как наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка. Теоретические изыскания в сфере социальной педагогики на современном этапе. Методы социальной педагогики. Связь социальной педагогики с другими науками. Сущность, принципы, ценности, механизмы социального воспитания. Взаимодействие в социальном воспитании. 23. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление. Соотношение социализации и воспитания. Воспитание как механизм ускорения и корректировки социализации. Общие принципы социального воспитания: принцип гуманизма, принцип культуросообразности, принцип природосообразности, принцип целостности, принцип непрерывности. Механизмы социализации: подавление, изоляции, самоограничения, проекции, идентификации, интроекции, эмпатии, интеллектуализации, рационализации, аннулирования действия, сублимации. Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания. 24. Факторы социального воспитания. Факторы социализации личности ребенка. Определение и классификация факторов социализации. Мега-, макро-, мезо- и микрофакторы. Этнические особенности и их роль в социализации. Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни. Средства массовой коммуникации и их роль в процессах коммуникации. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания. Общество сверстников как фактор социализации. Детская субкультура. Педагогика Общие основы педагогики 1.Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение и развитие педагогики. Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трудах известных педагогов. Предмет педагогики как науки и ее основные проблемы. Основные категории педагогики: воспитание, развитие, формирование, социализация, обучение, образование. Педагогика в системе современного научного знания, ее социальные функции. Структура педагогической науки. Ведущие отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимодействие педагогической науки и практики, их взаимообогащение. Педагогика как наука и искусство. Новаторский педагогический опыт. Задачи педагогической науки на современном этапе ее развития. 2. Образование как социокультурный феномен. Образование как единый процесс физического и духовного становления личности, процесс ориентирования на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Качества образования как социального явления: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (по Б.Г.Гершунскому). Диалектичность и противоречивость системы образования. Аксиологические основы педагогики. Ценностные приоритеты образования. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Самодостаточные ценности. Инструментальные ценности. Образование как общечеловеческая ценность. Личность как объект и субъект воспитания. Человек как существо природное и социальное. Теории развития личности, их характеристика. Развитие личности как процесс. Движущие силы развития. Становление как результат развития. Факторы, влияющие на развитие личности и их взаимовлияние. Соотношение развития и воспитания. Понятие активности. Виды и уровни активности. Общение как особый вид деятельности. Различные виды деятельности. Понятие возрастной периодизации. Периодизации детского возраста (педагогическая и психологическая). Значение возрастных периодизаций для педагогики. Понятие акселерации. Закономерности развития личности. Возрастное развитие и сензитивность. Понятие возрастного кризиса. Характеристика возрастных особенностей младшего, среднего и старшего возраста: биологические проявления (рост, вес, сила, моторика, нервная система), психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), социальные роли, нравственное формирование, отношения со взрослыми и сверстниками, с противоположным полом. Индивидуальные особенности. Их учет в воспитании. Новая этика отношения к детству. Понятие о декларации и конвенции. Содержание Конвенции о правах ребенка. Основные законодательные акты Российской Федерации, отражающие идеи Конвенции. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.). Гуманистическая ориентация нового педагогического мышления. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|