|
Управление образовательными системами ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 32. Сущность и основные функции управления. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Становление управления педагогической системой в России как научной дисциплины. Работы Ушинского К.Д. о училищеведении. Проблемы руководства образовательными заведениями в трудах российских педагогов (Пирогов А.И., Толстой Л.Н., Каптерев П.Ф. и другие). Создание педагогического коллектива и управление им в работах Макаренко А.С. и Сухомлинского В. А. Советские специалисты Свидерская П.З., Кондаков М.И., Конаржевский Ю.А., Раченко И.П., Пикельная В.С. и другие о различных аспектах управления педагогическими системами. Определение основных понятий: управление, менеджмент, руководство, внутришкольное управление. Их соотношение и взаимовлияние. Современные принципы управления педагогическими системами: рациональное сочетание централизации и децентрализации; системность и целостность в управлении; гуманизация и демократизация управления педагогической системой; единство единоначалия и коллегиальности в управлении; объективность и полнота информации. Виды управленческой информации. 33. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Современная школа как педагогическая система и объект научного управления. Базовые задачи управления: управление становлением, управление выживанием, управление функционированием и управление развитием. Построение целостной системы управления. Системообразующие факторы педагогической системы: цели и результаты. Условия функционирования: социально – педагогические и временные. Условия общие и специфические. Структурные компоненты: управляющая система (педагогический коллектив) и управляемая система (ученический коллектив). Службы управления. Четыре уровня управления: директор, заместители, учителя, учащиеся. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация и регулирование, мотивирование и контроль. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическими системами. Сравнительный анализ управленческой деятельности до и в период реформирования системы образования в России. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Повышение квалификации и аттестация работников школы. 34. Педагогический коллектив и его развитие. Педагогический коллектив как субъект управления и саморазвития. Вклад русских педагогов (Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов) в разработку вопросов совместной деятельности педагогов и учащихся. Формирование педагогического коллектива как важнейшая задача педагогики (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко). Идея сплоченности педагогического коллектива в трудах В.А.Сухомлинского. Механизмы развития и функций управления педагогическим коллективом в работах Н.С.Дежникова, В.А.Караковского, Л.И.Новикова, Р.Х.Шакурова и других авторов. Специфические особенности педагогического коллектива: полифункциональность, самоуправляемость, коллективный характер труда и коллективная ответственность за его результаты, ненормированность рабочего дня, преимущественно женский состав коллектива. Факторы, оказывающие влияние на развитие коллектива: характер профессионально – педагогических задач, социально – демографические и индивидуально – психологические особенности членов педагогического коллектива, насколько принадлежность к коллективу удовлетворяет потребности и интересы членов коллектива, величина коллектива. Социально-психологическая структура коллектива. Организационное строение педагогического коллектива. Формальная структура коллектива. Неформальная структура коллектива. Социально – психологический климат в педагогическом коллективе как система эмоционально – психологических состояний. Функции социально – психологического климата: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая. Основные показатели положительного социально – психологического климата: удовлетворенность процессом и результатами труда; признание авторитета руководителей; жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении; сплоченность и организованность; сознательная дисциплина; продуктивность работы; практическое отсутствие текучести кадров. Пути влияния социально – психологического климата на личность (признание, подражание, эмпатия) и личности на социально – психологический климат (эмоционально – волевые качества, особенности психических процессов, отношение к делу, общительность, тактичность и т.д.). Способы воздействия личности на коллектив: убеждение, внушение, личный пример. Конфликт в педагогическом коллективе. Определение. Виды конфликтов Причины конфликтных ситуаций в организации. Причины межличностных конфликтов. Специфика конфликтных ситуаций в педагогических коллективах. Динамика развития конфликта. Инцидент. Стили разрешения конфликта. Использование переговорного процесса и медиации для разрешения конфликта. 35. Реформы и инновации в образовании. Значение изменений для развития общества. Обстоятельства, определяющие необходимость инновации: социально-педагогические преобразования, усиление гуманитаризации содержания образования, изменение характера отношений «ученик – учитель», вхождение образовательных учреждений в рыночные отношения. Различные пути совершенствования педагогической системы: интенсивный путь и экстенсивный путь. Идеи Ю.К.Бабанского об оптимизации учебно – воспитательного процесса. Критерии оптимальности. Методологические требования оптимизации педагогической системы. Способы оптимизации. Определение терминов: инновации, реформирование, нововведения. Направленность процессов преобразований: цели и задачи; педагогические теории; формы, методы, средства; содержание; педагогические технологии; внутренняя организация деятельности школы; педагогические системы в целом и др. Особенности реформирования системы образования в России в 80 – 90 годы. Причины реформирования. Этапы реформирования. Изменение функций образования в ходе реформ.
Основы профориентологии Цели и задачи профориентационной работы. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Принципы организации профконсультации и профотбора. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессиография. Психофизиологические основы способностей. Типы профессиональных планов и предпочтений. Условия эффективного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонения в развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|