|
Узнавание наглядного материалаСтр 1 из 2Следующая ⇒ происходит в момент повторного восприятия. Точность, конкретность узнавания зависит: v От сформированности образов, (успешнее узнаются объекты, к-е чаще встречаются в ППД. Уменьшается время); v владения аналитико-синтетической деятельностью (становится более объемным, разносторонним благодаря умению дифференцировать свойства); v умения выделять и использовать информативные признаки в качестве оперативных эталонов, быстро их актуализировать. По мере обучения в процесс узнавания включается все больше признаков. Допущенные при первом восприятии ошибки нередко исправляются; N У слабовидящих отмечаются особенности - следствия формирования познавательной деятельности в условиях зрительной депривации (Григорьева). Слабовидящие по успешности узнавания отстают, особенно заметно в 1-2 кл. К 3-4 кл. разница сглаживается, но не исчезает. С возрастом число точных узнаваний возрастает медленно. N У слабовидящих чаще узнавание неконкретное (вместо «сирень» — «незабудки»). Обобщения более высокого уровня и попытки дифференциации появляются позже, но и к 10 классу развиты недостаточно: при узнавании натуральных объектов (злаки) анализ неточен, т.к. мало дифференцированы признаки. Младшие школьники склонны выделять признаки по «заметности» (называет табурет столом: «У него есть ножки»). N Несколько успешнее узнавание изображений предметов, т.к. предъявлялись изображения знакомых предметов, учащиеся могли воспринимать повторно, не ограниченно по времени: чаще отмечается общее (репа, свекла: «Свёкла») или ошибочное узнавание (чаще у I — II классов), особенно при первом восприятии изображений. Повторные предъявления эти различия нивелируют. N Слабовидящие дети правильно узнают и называют в 1,5 раза меньшепредметов. Затруднение чаще возникает в группах «цветы», «музыкальные инструменты». Требуется большее количество предъявлений и более длительноевремя при рассмотрении изображений. Нередко первоклассники и после третьего предъявления не могут назвать. // Особенности зрительного узнавания у слабовидящих школьников - следствие неполноценного зрения, когда: 1. нарушается восприятие признаков натуральных предметов, изображений. 2.вторичное отрицательное влияние на формирование зрительных образов и опознание: в корковые центры поступает искаженная и неполноценная информация о признаках объектов îнеточные зрительные образы. Сличение объектов с неточными эталонами приводит к ошибочному опознанию. Таким образом, нарушения на начальных этапах зрительного восприятия приводят к цепи ошибок на всех стадиях познания. Неумение выделить информативные признаки влияет на формирование перцептивного образа, его опознание, узнавание и категоризацию.
N Узнавание посредством осязания (Т.Н.Головина). Осязание слабовидящих (особенно первоклассников), развиваясь во взаимодействии с неполноценным зрением, не достигает уровня осязательного узнавания нормально видящих и незрячих. ü НЗ значительно медленнее овладевают умением распознавать в объекте общее и частное, что является основой систематизации. ü Легче узнавание объемных предметов. НО: В процессе ОБУЧЕНИЯ процесс узнавания становится более конкретным и правильным, совершенствуется анализ, развивается умение выделять общее и частное. Непроизвольное запоминание наглядного материала запоминание места расположения предмета: Æ Слабовидящие младшие школьники довольно успешно запоминали, в разных возрастах были дети, которые запоминали и воспроизводили места расположения изображений с той же точностью, как зрячие. Æ Наиболее характерные ошибки — смешение местоположения предметов, расположенных рядом, или в углах, сходных по родовой принадлежности и функциям. Æ Индивидуальный разброс показателей успешности запоминания и воспроизведения у слабовидящих в два с лишним раза больше. X Прямой корреляции успешности с остротой зрения не установлено. X Компенсаторное значение речи – регулятор процессов памяти. Называние изображений помогает при воспроизведении мест предметов. При правильно сформированных представлениях, слабовидящие дают адекватные названия и показывают высокие результаты. Непроизвольное запоминание изображений в условиях деятельности у младших школьников ú менее успешно (В. А. Ленина), т.к. процессы памяти отстают по полноте, точности и скорости, Ò образы хуже запоминаются и сохраняются. ú когда представления были неточными, даже правильное название, сказанное экспериментатором, не повышало продуктивность запоминания. При сформированных образах памяти помощь экспериментатора влияла позитивно. ú запомнив изображение, могли воспроизвести название, которое дали сами (сахарница– «ваза»). ú Различия в продуктивности запоминания уменьшаются к средним классам. НО слабовидящим требуется в 1,5 — 2 раза больше времени на воспроизведение. ú положительна роль активной деятельности в непроизвольном запоминании наглядности: после классификации (деревья, цветы) и обобщения групп (растения) – выше объем и точность запоминания, скорость воспроизведения достигает нормальных сверстников. :В условиях классификации и правильного называния прямой зависимости продуктивности запоминания от остроты зрения нет. Вербальная память Исследований запоминания вербального материала у детей дошкольного возраста с НЗ не проводилось. В тифлопсихологии в основном изучалось произвольное запоминание слов, чисел и связных текстов у школьников в разных условиях восприятия и деятельности. В произвольном запоминанииряда из12 слов, лучше и точнее при меньшей затрате времени запоминается и воспроизводится слова старшими учащимися. Продуктивность запоминания увеличивается с количеством повторений и воспроизведений материала (значительно - после 3-го предъявления во всех возрастах, незначительное — при последующих предъявлениях). При первых трех воспроизведениях действует «закон края», + частота употребления слов, степень знакомства с предметом. N У незрячих и слабовидящих младших школьников меньшие объем, точность и скорость запоминания слов, более медленное их воспроизведение (и после 4-го воспроизведения число слов не увеличилось. Сказывались повышенная утомляемость, истощаемость; снижалась концентрация внимания). N Требуется больше времени на чтение слов (при зрительном восприятии у слабовидящих, осязательном — у незрячих). N Отмечается тенденция некоторого преимущества слухового восприятия. N Многократное (шестикратное) предъявление слов нерезультативно. Изучение В.Ф. Моревой произвольного запоминания у слабовидящих учащихся среднего возраста ◊ преимущество слухового восприятия менее выражено, но сохраняется (играет роль педагогическая установка на охрану зрения). Все большее значение приобретает осязательное восприятие и слуховое (продолжают пользоваться «говорящими книгами»). ◊ Значительны индивидуальные различия в продуктивности запоминания чисел и слов. ◊ неточность зрительных/осязательных образов тормозит запоминание слов и актуализацию значенийÒменьше предметных связей (цветок, бабочка, солнце– объединяются по ассоциации в группу) Ò Это снижает возможности перегруппировывать слова и затрудняет овладение опосредствованным запоминанием (больше ошибок-замен).
Y С повышением компенсаторной роли мышления в познании у средних и старших возрастов память совершенствуется.
// Прямой зависимости успешности запоминания и непосредственного воспроизведения слов от остроты центрального зрения и диагноза заболевания не наблюдается. Отсроченное воспроизведение Изучение произвольного запоминания текстов (В.А.Ленина и Л.В.Егорова). ü Умение устанавливать причинно-следственные связи, логические отношения у младших школьников с НЗ не на должном уровне: понимание смысла одних частей и механическое заучивание других, особенно начала и конца рассказа. ü Проявление «закона края» при актуализации рассказов у НЗ весьма выражено. ü Запоминание рассказа, большого по объему и более сложного по логической структуре, вызывает затруднения. Одноразовое его восприятие для НЗ было недостаточным для запоминания. ü Пересказы чаще всего начинались с первых микротем, сообщающих о месте действия, состоянии погоды. Однако при выделении главных мыслей в виде плана эти микротемы нередко отсутствовали. ü Углубленный смысловой анализ запоминаемого материала, его мыслительная переработка у детей с нарушением зрения зачастую еще недостаточно сформированы. ü немалая часть запоминаемого материала сохранялась в памяти на уровне ее «скрытого» слоя. Поэтому кроме обычной установки на запоминание и последующее воспроизведение для них необходимы дополнительные условия, в большей мере активизирующие мнемические и мыслительные процессы. ü На запоминание влияло быстро наступающее общее утомление. ! Положительное влияние на процессы запоминания и воспроизведения рассказа оказывало повторное чтение, ответы на вопросы Память детей с НЗ характеризуется меньшей продуктивностью запоминания наглядного и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запоминания, особенно младшие школьники, отстают. Запоминаемое недостаточно осмысливается,Ìснижается продуктивность логической памяти. Действие «закона края» выражено слабее: лучше запоминается конец ряда, очевидно, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти начало. Более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью у младших школьников. Вариативность индивидуальных показателей процессов памяти значительно большая. Наряду с успешным запоминанием и длительным сохранением у них чаще наблюдается быстрое забывание, которое происходит из-за недостаточной прочности и полноты имеющихся представлений предметов и объектов, их изображений, а также соответствующих понятий. Узнавание объектов замедленно, не полно (ограниченность чувственного опыта). Характерно менее конкретное узнавание, причиной которого является выделение второстепенных признаков предметов. В ходе обучения, овладения навыками зрительного восприятия и выработки умения правильно анализировать объекты, выделять их информативные признаки, сопоставлять их, узнавание совершенствуется.
Задания для самостоятельной работы с текстом по теме «Память..»: 1. Знать классификации лиц с НЗ (клиническую; предложенную Денискиной) для устного опроса без опоры на конспект!!! 2. Знать виды и процессы памяти для разбора примеров. 3. Выявите в тексте ПРИЧИНЫ нарушений разных процессов памяти у детей с нз. Продумайте пути, способы профилактики нарушений развития процессов памяти и компенсации нарушенных видов и процессов.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|