Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Узнавание наглядного материала





происходит в момент повторного восприятия. Точность, конкретность узнавания зависит:

v От сформированности образов, (успешнее узнаются объекты, к-е чаще встречаются в ППД. Уменьшается время);

v владения аналитико-синтетической деятель­ностью (становится более объемным, разно­сторонним благодаря умению дифференцировать свойства);

v умения выделять и использовать инфор­мативные признаки в качестве оперативных эталонов, быстро их актуализировать. По мере обучения в процесс узнавания включается все больше признаков. Допущенные при первом восприятии ошиб­ки нередко исправляются;

N У слабовидя­щих отмечаются особенности - следствия фор­мирования познавательной деятельности в условиях зрительной депривации (Григорьева). Слабовидящие по успешности узнавания отстают, осо­бенно заметно в 1-2 кл. К 3-4 кл. разница сглаживается, но не исчезает. С возрастом число точных узнаваний возрастает медленно.

N У слабовидящих чаще узнавание неконкретное (вместо «сирень» — «неза­будки»). Обобщения более высокого уровня и попытки дифференциации появляются позже, но и к 10 классу развиты недостаточно: при узнавании на­туральных объектов (злаки) анализ неточен, т.к. мало дифференцированы признаки. Младшие школьни­ки склонны выделять признаки по «заметности» (называет табурет столом: «У него есть ножки»).

N Несколько успешнее узнавание изображений предметов, т.к. предъявлялись изображения знакомых предметов, учащиеся могли воспринимать повторно, не ограниченно по времени: чаще отмечается общее (репа, свекла: «Свёкла») или оши­бочное узнавание (чаще у I — II клас­сов), особенно при первом восприятии изображений. Повторные предъявле­ния эти различия нивелируют.

N Слабовидящие дети правильно узнают и называют в 1,5 раза меньшепредметов. Затруднение чаще возникает в группах «цветы», «музыкальные инструменты». Требуется большее количество предъявлений и более длительноевремя при рассмотрении изоб­ражений. Нередко первоклассники и после третье­го предъявления не могут назвать.

// Особенности зрительного узнавания у сла­бовидящих школьников - следствие неполноценного зре­ния, когда:

1. нарушается восприятие признаков натуральных предметов, изображе­ний.

2.вторичное отрицательное влияние на форми­рование зрительных образов и опознание: в кор­ковые центры поступает искаженная и неполноценная информа­ция о признаках объектов îнеточные зрительные образы. Сличе­ние объектов с неточными эталонами при­водит к ошибочному опознанию.

Таким образом, нарушения на начальных этапах зрительного восприятия приводят к цепи ошибок на всех стадиях познания. Неумение выделить информативные признаки влияет на формирование перцептивного образа, его опознание, узнавание и категоризацию.

 

N Узнавание посредством осязания (Т.Н.Головина). Осязание слабовидящих (особенно первоклассников), развиваясь во взаимодействии с не­полноценным зрением, не достигает уровня осязательного узнавания нормально видящих и незрячих.

ü НЗ значительно медленнее овладевают умением распознавать в объекте об­щее и частное, что является основой систематизации.

ü Легче узнавание объемных предме­тов.

НО: В про­цессе ОБУЧЕНИЯ процесс узнавания становится более конкретным и правильным, совершенствуется анализ, развивается умение выделять об­щее и частное.

Непроизвольное запоминание наглядного материала

запоминание места расположения предмета:

Æ Слабовидящие младшие школьники довольно успешно запо­минали, в разных возрастах были дети, которые запоминали и воспроизводили места расположения изображений с той же точностью, как зрячие.

Æ Наиболее характерные ошибки — смешение место­положения предметов, расположенных рядом, или в углах, сходных по родовой принадлежности и функциям.

Æ Индивидуальный разброс показателей успешности запоминания и воспро­изведения у слабовидящих в два с лишним раза больше.

X Прямой корреляции успешности с остротой зрения не установлено.

X Компенсаторное значение речи – регулятор процессов памяти. Называние изображений помогает при воспроизведении мест предметов. При правильно сформированных пред­ставлениях, слабовидя­щие дают адекватные названия и показывают высокие результаты.

Непроизвольное запоминание изображений в условиях деятельности у младших школь­ников

ú менее успешно (В. А. Ленина), т.к. процессы памяти отстают по полноте, точности и скорости, Ò образы хуже запоминаются и сохраняются.

ú когда представления были неточными, даже правильное название, сказанное экспериментатором, не повышало продуктивность запоминания. При сформированных образах памяти помощь экспериментатора влияла позитивно.

ú запомнив изображение, могли воспроизвести название, которое дали сами (сахарница– «ваза»).

ú Различия в продуктивности запоминания уменьшаются к средним классам. НО слабовидящим требуется в 1,5 — 2 раза боль­ше времени на воспроизведение.

ú положительна роль активной деятельности в непроизволь­ном запоминании наглядности: после классификации (деревья, цветы) и обобщения групп (растения) – выше объем и точность запоминания, скорость воспроизведения достигает нормальных свер­стников.

:В условиях классификации и правильного называния прямой зависимости продуктивности запоминания от остроты зрения нет.

Вербальная память

Исследований запоминания вербального материала у детей дошкольного возраста с НЗ не проводилось.

В тифлопсихологии в основном изучалось произвольное запо­минание слов, чисел и связных текстов у школьников в разных условиях восприятия и деятельности.

В произвольном запоминанииряда из12 слов, лучше и точнее при меньшей затрате времени запоминается и воспроизводится слова старшими учащи­мися. Продуктивность запоминания увеличивается с количеством повторений и воспроизведений материала (значительно - после 3-го предъявления во всех возрастах, незначительное — при последующих предъявлениях). При первых трех воспроизведениях действует «закон края», + частота употребления слов, степень знакомства с предметом.

N У незрячих и слабовидящих младших школьников меньшие объем, точ­ность и скорость запоминания слов, более медленное их воспро­изведение (и после 4-го воспроизведения число слов не увеличилось. Сказывались повышенная утомляемость, истощаемость; снижалась концентрация внимания).

N Требуется больше времени на чтение слов (при зрительном восприятии у слабовидящих, ося­зательном — у незрячих).

N Отмечается тенденция некоторого преимущества слухового восприятия.

N Многократное (шестикратное) предъявление слов нерезультативно.

Изучение В.Ф. Моревой произвольного запоминания у слабовидящих учащихся среднего возраста

◊ преимущество слухового восприятия менее вы­ражено, но сохраняется (играет роль педагогическая установка на охрану зрения). Все большее значение приобретает осязательное восприятие и слуховое (продолжают пользоваться «говорящими книгами»).

◊ Значительны индивидуальные различия в продуктивности запоминания чисел и слов.

◊ неточность зрительных/осязательных образов тормозит запо­минание слов и актуализацию значенийÒменьше предметных связей (цветок, бабочка, солнце– объединяются по ассоциации в группу) Ò Это снижает возможности перегруппировывать слова и затрудняет овладение опосредствованным запомина­нием (больше ошибок-замен).

 

Y С повышением компенсаторной роли мышления в познании

у средних и старших возрастов память со­вершенствуется.

Незрячие старшеклассники Слабовидящие старшеклассники
успеш­нее запоминают и актуализируют слова, запоминают их блоками, в кото­рых мало смысловых связей Меньше точность воспроиз­ведения. Больше замен по функциональному признаку. слова чаще объединяются в смысловые группы (инструменты, мебель) и присоединяются слова по функциональным признакам (ведро и чашка – для воды)
Сравнение объема кратковременной памяти при запоминании 15 пар слов, связанных и не связанных по смыслу в условиях ося­зательного и слухового восприятия - существенных различий не выявило.
Показатели долговременной памяти
при слуховом запоминании - несколь­ко выше У боль­шинства преобладает зрительный тип

// Прямой зависимости успешности запоминания и непосред­ственного воспроизведения слов от остроты центрального зрения и диагноза заболевания не наблюдается.

Отсроченное воспроизведение

Изучение произвольного запомина­ния текстов (В.А.Ленина и Л.В.Егорова).

ü Умение устанавливать причинно-следственные связи, логиче­ские отношения у младших школьников с НЗ не на должном уровне: понимание смысла одних частей и механическое заучивание других, особенно начала и конца рассказа.

ü Проявление «закона края» при актуали­зации рассказов у НЗ весьма выраже­но.

ü Запоминание рассказа, большого по объему и более сложного по логической структуре, вызывает затруд­нения. Одноразовое его восприятие для НЗ было недостаточным для запоминания.

ü Пересказы чаще всего начинались с первых микротем, сообщающих о месте действия, состоянии погоды. Однако при выделении главных мыслей в виде плана эти микротемы нередко отсут­ствовали.

ü Углубленный смысловой анализ за­поминаемого материала, его мыслительная переработка у детей с нарушением зрения зачастую еще недостаточно сформированы.

ü немалая часть запоминаемого материала сохра­нялась в памяти на уровне ее «скрытого» слоя. Поэтому кроме обычной установки на запоминание и последующее воспроизведе­ние для них необходимы дополнительные условия, в большей мере активизирующие мнемические и мыслительные процессы.

ü На запоминание влияло быстро наступающее общее утомление.

! Положительное влияние на процессы запоминания и воспро­изведения рассказа оказывало повторное чтение, ответы на вопросы

Память детей с НЗ характеризуется меньшей продуктивностью запоминания наглядного и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запомина­ния, особенно младшие школьники, отстают.

Запоминаемое недостаточно осмысливается,Ìснижается продуктивность логической памяти.

Действие «закона края» выра­жено слабее: лучше запоминается конец ряда, очевидно, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти нача­ло.

Более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью у млад­ших школьников.

Вариативность индивидуальных по­казателей процессов памяти значительно большая.

Наряду с успешным запоминанием и длитель­ным сохранением у них чаще наблюдается быстрое забывание, которое происходит из-за недостаточной прочности и полноты имеющихся представлений предметов и объектов, их изображений, а также соответствующих понятий.

Узнавание объектов замедленно, не полно (ограниченность чувственно­го опыта). Характерно менее конкретное узнавание, причиной которого явля­ется выделение второстепенных признаков предметов.

В ходе обучения, овладения навыками зрительного восприятия и выработки умения правильно анализировать объекты, выделять их информативные признаки, сопоставлять их, узнавание совершен­ствуется.

 

Задания для самостоятельной работы с текстом по теме «Память..»:

1. Знать классификации лиц с НЗ (клиническую; предложенную Денискиной) для устного опроса без опоры на конспект!!!

2. Знать виды и процессы памяти для разбора примеров.

3. Выявите в тексте ПРИЧИНЫ нарушений разных процессов памяти у детей с нз. Продумайте пути, способы профилактики нарушений развития процессов памяти и компенсации нарушенных видов и процессов.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.