Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТАРЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА





ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТАРЦИИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 405» ГОРОДА ДОНЕЦКА

 

 

«Корректурные таблицы как одно из средств экономического воспитания детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие

 

 

Донецк, 2017 г.

Утверждено на заседании педагогического совета муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЯСЛИ – САД № 405 ГОРОДА ДОНЕЦКА» (протокол № 2 от 24.02.2016г.)

 

Согласовано с Методическим кабинетом отдела образования администрации Калининского района г. Донецка

(протокол № 7 от 27.04.2016г.)

Рецензенты:

Котова Л.Н. – методист дошкольного отдела ДРИДПО

Гараева С.В. - старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 212 Г. ДОНЕЦКА».

Шевченко Н.А. – и.о.заведующего МДОУ «ЯСЛИ – САД № 21 Г. ДОНЕЦКА»

Составители:

Михайличенко Т.П. Заведующий МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА».

Кладиева Э.А. Старший воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории, имеет звание «Старший воспитатель».

Гармаш И.П. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», специалист высшей категории.

Зюкина Г.Ш. Воспитатель МДОУ «ЯСЛИ – САД № 405 Г. ДОНЕЦКА», имеет звание «Воспитатель – методист».

 

Данное пособие содержит материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями с использованием принципа корректурных таблиц Н.Гавриш.

Представленные конспекты занятий по экономическому воспитанию с использованием корректурных таблиц и разнообразный практический материал по экономике (сказки, схемы, раздаточный и наглядный материал) поможет педагогам ДОУ организовать работу по социализации дошкольников, обеспечить деятельностный подход, реализовать работу в трёх направлениях: педагоги – дети – родители.

Методическое пособие может быть полезно педагогам – практикам дошкольных образовательных учреждений, которые работают в профильных группах экономического направления с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание

 

Раздел I

Экономическое воспитание – современный вектор в дошкольном образовании

1.1. Теоретическая база экономического образования

и воспитания дошкольников…………………………………………………… 6

1.2. Пути реализации экономического образования при организации

учебно-воспитательного процесса…………………………………………….. 9

 

Раздел II

Корректурные таблицы как одно из средств познавательной активности детей

2.1. Использование корректурных таблиц в экономическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………..15

2.2. Алгоритм работы по экономическим корректурным таблицам, составленным по принципу корректурныхтаблиц

Н.Гавриш…………………………………………………………....................17

2.3. Пример реализации алгоритма работы по корректурным таблицам, имеющим экономическую основу по теме «Семейная экономика»………………………………………………………………………20

Раздел III

Практический материал работы по тематическим блокам экономического содержания.

3.1. Тематический блок - «Семейная экономика»……………..........24

3.2. Тематический блок - «Потребности»…………………….......... 28

3.3. Тематический блок - «Валюта»………………………………….33

3.4. Тематический блок – «Ресурсы»………………………………....37

 

Приложения

Сказки экономического содержания

v Сказки к блоку «Потребности» …………………………………………42

v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»………………………………………46

 

 

Литература ……………………………...........................................................50

 

Введение

Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования и Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (далее Программа) ориентируют нас:

- на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства,

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

- формирование основ базовой культуры личности,

- подготовке к жизни в современном обществе, обучению в школе.

Для реализации этих направлений педагоги ищут различные пути, формы и методы, позволяющие обеспечить системно-деятельностный подходв образовании дошкольников. Одним из таких путей является использование технологий развивающего обучения, которые обогащены экономическими содержанием.

На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в Донецкой Республике, разностороннее воспитание и образование дошкольников, в том числе и экономическое, приобретают особое значение. Появляется необходимость в формировании нового экономического мышления детей, соответствующего изменённым условиям жизни.

Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических процессах, необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Вопросами экономического воспитания детей в разных аспектах занимались социологи, философы, экономисты, психологи и педагоги. Проблемами вхождения личности в социальную жизнь занимались - Л.С.Выготский, О.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.Степенью влияния трудового воспитания – З.Зайченко, Г.Могилевская; содержанием и методикой экономического воспитания детей – И.Барило, Л.Горина, Н.Грама, Р.Жадан, В. Кондратьев. Изучению отдельных экономических понятий хозяйственной деятельности посвящены труды - П.Матвеева, М.Ибрагимова. Формированию экономической грамотности у детей дошкольного возраста, подготовке педагогов к экономическому воспитанию детей уделяли внимание - Р.Жадан и Г.Григоренко.

В трудах Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци отображены идеи по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудиться, овладение практическими навыками, которые дают человеку независимость, жизненность.

В различных научных исследованиях, направленных на усовершенствование экономического воспитания детей в разных возрастных группах, наиболее разработанными являются проблемы формирования нравственных качеств: заботливости, экономности, рациональности, бережливости, воспитания уважения к традиционным ценностям.

Наилучший результат усвоения экономических знаний, может быть достигнут только через приобретение детьми первичного экономического опыта, формирование которого происходит при участии детей в разнообразных видах деятельности, что является личностно-ориентированным подходом и обеспечивает системно-деятельностное обучение, т.е. позволяет ребёнку находиться в постоянном поиске, делать выводы, анализировать, решать проблемные ситуации, задания, проводить поисково-исследовательскую деятельность.

Анализ изученной психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применим к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

Поэтому экономическое воспитание в дошкольном образовании – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

 

 

Раздел I

Й блок «Семейная экономика»

Й этап: (подготовительный)

§ Знакомство с теоретическим материалом с использованием наглядности (карточки, картинки, схемы)

§ Проведение занятий по темам: «Семья», «Взаимоотношения в семье»,

«Что такое Семейный бюджет, его составляющие, динамика (расход-доход),«Как правильно вести домашнее хозяйство»

§ Изготовление моделей семейного бюджета, карточек «Доход», «Расход».

Й этап:(основной)

§ Расширение и углубление знаний с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки, где дети учатся ориентироваться на листе бумаги (над, под, слева, справа), устанавливаются разноплановые связи.

Й блок «Потребности»

Й этап: (подготовительный)

§ Проведение занятий по темам: «Потребности: человека, животных, растений», «Общие потребности».

§ Изготовление карточек «Возможности», «Основные – неосновные потребности», «Потребности девочек и мальчиков; взрослых и детей; школьников и дошкольников»

§ Составление морфологических таблиц «Потребности животных», «Потребности растений»

§ Проведение опытов, экспериментов с растениями.

Й этап:(основной)

§ Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания.

§ Решение проблемных ситуаций.

Й блок «Ресурсы»

Й этап: (подготовительный)

§ Проведение интегрированных занятий по темам: «Природные ресурсы», «Капитальные ресурсы», «Трудовые ресурсы».

§ Изготовление морфологических таблиц:

«Чей инструмент», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть?»

Й этап:(основной)

ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:

- по сказкам: «Белоснежка и семь гномов», «Колосок»;

- по произведениям: С. Маршак «Как печатали вашу книгу», А.Барков и Р.Сурьянинов- «Откуда пришла книга», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», «От зёрнышка до хлебушка».

Й блок «Валюта»

Й этап: (подготовительный)

ü Проведение интегрированных занятий по темам: «Бартер. Что это?», «Где рождаются деньги?», «Где хранят деньги?», «Валюта – деньги разных стран»

ü Изготовление детской валюты – «Улыбчики», книги «Валюта».

ü Пополнение детской библиотеки «Со сказочными героями в мир экономики».

Й этап:(основной)

ü Использование интеллектуально-сопроводительной карточки с заданиями экономического содержания:

-назвать, что изображено в нижнем ряду в 1-ой клеточке слева и др.,

- предложи, используя рисунок, возможный бартер с товарищем в группе.

СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

ДОХОД - РАСХОД.

 

Конспект занятия

«Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки)

Программное содержание:

«Познавательное развитие»:

- дать детям знания о понятии«Семейный бюджет», его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);

- углубить представления о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение), показать многообразие доходов;

- формировать познавательную активность дошкольников, побуждать к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы;

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

«Речевое развитие»

- продолжать развивать речь как средство общения;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий, членам своей семьи;

- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать сюжетные картинки.

 

Материалы: гном Эконом, фишки ЗП, ЗМ, С, ПБ, ПД; картинки с изображением семьи, простые карандаши, интеллектуально-сопроводительная карточка «Семья. Семейный бюджет. Доход - Расход»

 

Ход занятия

Сюрпризный момент

Воспитатель: приносит в группу гнома эконома.

- Как вы думаете, что это значит? (мы будем изучать с гномом Экономом экономику)

Давайте вспомним стихотворение о гноме Экономе.

Я весёлый, добрый гном,

Добрый гном Эконом.

С вами рядом я живу,

С экономикой дружу,

Люблю денежки считать,

И хозяйство возглавлять.

Пословицы о труде.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит…

11. Работа с таблицами.

Воспитатель задаёт детям вопрос:

- Как вы думаете, семейный бюджет это только – доход? Есть пословица - «Доход не бывает без хлопот».

Укажите, в какой клеточке изображена схема Дохода, а в какой схема Расхода.

- Прочитайте, что написано в клеточке № 8. Подчеркните, каким должен быть Доход? Почему?

В последнем нижнем ряду изображён цветок. Давайте прочитаем, что написано на его лепестках (доброта, вера, надежда, истина…) относятся ли эти слова к семье, семейному бюджету?

- В одном ряду с цветочком расположена клеточка под №…? Что там изображено? (скрипичный ключ и ноты) Это значит, что сейчас у нас музыкальный номер.

Песня «Экономическая»

Воспитатель сообщает детям, что занятие подошло к концу. Гном Эконом благодарит детей за трудолюбие, за внимание и правильно выполненные задания.

Итоги занятия.

 

Конспект занятия

«Потребности человека»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Потребности человека»)

 

Программное содержание:

«Познавательное развитие»:

- формировать представления о потребностях человека;

-учить выделять основные потребности человека;

- понимать разницу понятий «хочу» и «могу»;

- развивать воображение, самостоятельность мышления.

«Речевое развитие»

- ввести в активный словарь детей понятие «Потребности»;

- развивать связную речь.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать трудолюбие, желание заниматься любимым делом.

 

Материалы: гном Эконом, простые карандаши, сказка К.И.Чуковского «Телефон»; фишки, интеллектуально-сопроводительная карточка «Потребности человека».

 

 

Ход занятия.

Сюрпризный момент

В гости к детям пришёл гном Эконом и принёс сказку К.Чуковского «Телефон».

 

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада…

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

— Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше…

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, книжки!

Беседа с детьми.

Воспитатель спрашивает у детей - что попросил слон? (крокодил, зайчатки, мартышки) А что попросили бы вы?

Гном Эконом говорит детям, что все желания детей, высказывания героев сказки - можно назвать одним словом «Потребности».

Беседа с детьми.

Воспитатель спрашивает у детей - что заказал сын маме? Как вы считаете, всё, что он заказал, относится к основным потребностям человека?

Итог занятия.

Воспитатель сообщает детям, что всё закончилось хорошо, всех спасли, и все возвратились домой, отправились на прогулку по родным местам; может, светит яркое солнце, а может неожиданно начались дожди.

- Найдите глазками, в какой клеточке изображены эти природные явления: дорисуй предметы, которые помогут удовлетворить потребности человека (зонтик, солнцезащитные очки…)

- Итак, ребята, мы узнали, что потребности у людей очень разнообразные и одну из них очень трудно заменить другой.

Конспект занятия

«Деньги. Валюта»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Валюта»)

Программное содержание:

«Познавательное развитие»:

- формировать у детей представление о деньгах, их видах;

- продолжать знакомить с денежными единицами разных стран;

- уточнить понятие «Бартер»;

- развивать логическое мышление, воображение, внимание и память.

«Речевое развитие»

- ввести в активный словарь детей понятие «Деньги. Валюта», «отчеканили»;

- развивать связную речь.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать бережное отношение к деньгам, культуру обращения с ними.

 

Материалы: гном Эконом, простые карандаши, кошелёк с разными купюрами и монетами, портфель со сказками: «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», Мена», «Золотой ключик или приключения Буратино», интеллектуально-сопроводительная таблица «Валюта».

Ход занятия.

 

Сюрпризный момент

В гости к детям пришёл гном Эконом с кошельком и портфелем с книгами («Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Серебряная монета», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ивасик-Телесик», «Золотой ключик или приключения Буратино», Мена»)

Гном Эконом показывает кошелёк и спрашивает у детей – как они думают, что там находится? (деньги)

- Какие они? (бумажные, металлические, разного номинала)

- А какие бывают деньги, нам помогут узнать эти сказки (показывает книжки со сказками)

2. Воспитатель открывает сказку «Серебряная монета» и читает отрывок из неё:

«Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки, чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела. Ару! Теперь я пойду гулять по белу свету! И монетка покатилась дальше!...»

Воспитатель уточняет у детей, как они думают, а где монетку отчеканили? (на монетном дворе; на специальном заводе по изготовлению денег – там чеканят монеты и печатают денежные знаки)

Работа с карточкой.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что изображено в клеточке № 1, и указать стрелочкой, где рождаются деньги.

Работа с карточкой.

Воспитатель говорит, что деньги разных стран называются – «Валюта». Предлагает провести линии от сказочных героев к валюте той страны, где живут сказки.

- Слева от клеточки № 4 (клеточка № 3) изображены купюры разных стран, раскрасьте их нужным цветом.

- Назовите, что изображено под клеточкой № 3? Как вы думаете, чья стоимость купюр выше? Поставьте знаки больше, меньше, равно.

- Какие деньги были у Буратино? (золотые монеты)

- А какие деньги у других сказочных героев? (купюры). Давайте сравним, какие деньги удобнее в обращении? Из чего они изготовлены? Справа от клеточки № 5, рассмотрите, какие деньги изображены? Соедините стрелочкой, из какого материала их изготовили.

Работа с карточкой.

Воспитатель предлагает придумать и предложить, используя рисунок в клеточке № 8, возможный бартер с товарищами в группе.

- В последнем ряду, в клеточке слева, изображён кроссворд. Давайте его решим: 1-американская валюта, 2-денежная единица любой страны, 3-валюта Германии.

- Справа от клеточки № 9, находится клеточка, под каким номером? (№ 10) Какой товар, изображённый в клеточке, стоит дороже? Почему?

Итог занятия.

Воспитатель подводит итог и говорит, что сегодня мы рассмотрели все сказки от гнома Эконома, узнали много интересного о деньгах, валюте.

- Так для чего нужны деньги? (чтобы жить, отдыхать, учиться, покупать одежду, еду и т.д.) Чтобы на всё хватало, деньги надо экономить, знать цену всем вещам, всем товарам. Гном Эконом благодарит детей за правильно выполненные задания, дарит детям сказки, забирает портфель и прощается.

 

Конспект занятия

«Ресурсы»

«Природные. Трудовые. Капитальные»

(с использованием интеллектуально-сопроводительной карточки «Ресурсы»)

Программное содержание:

«Познавательное развитие»:

- закрепить понятие «Ресурсы», их разнообразие (природные, трудовые, капитальные);

- уточнить представление об использовании ресурсов, их рациональном использовании;

- развивать логическое мышление, воображение, внимание и память.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- воспитывать бережное отношение к ресурсам; умение экономично и разумно решать проблемные ситуации, которые возникают.

 

Материалы: гном Эконом, простые карандаши, полезное ископаемое – уголь, картинки с изображением профессий и орудий труда, альбом «Донбасс – мой край родной», интеллектуально-сопроводительная карточка «Ресурсы».

 

Ход занятия.

Сюрпризный момент

Гном Эконом принёс детям альбом «Донбасс – мой край родной» и предлагает рассмотреть его.

Беседа с детьми.

- Как называется наш край? (Донбасс)

- В каком городе мы живём? (Донецк)

Наш родной город Донецк очень красивый зелёный город – обладатель удивительного лесного пояса, скверов, занимающих площадь между жилыми массивами, и садов внутри кварталов!

- Какие растения растут в городе? Есть ли водоёмы?

- Чем же славится наш край – Донбасс? (больше всего он славится углём)

В Донбассе под землёй большие запасы каменного угля.

Донецк – это уголь,

Донецк – это сталь,

Донецк – это люди,

Смотрящие вдаль.

(Гном Эконом напоминает детям, что слово «запасы» означает «ресурсы»)

Залежи угля нам создала природа, значит это - «Природные ресурсы».

- Что ещё относится к природным ресурсам? (солнце, воздух, вода, земля, растения и животные)

Работа с карточкой.

Воспитатель просит детей, в клеточке № 1 обозначить буквами, что относится к природным ресурсам (В-вода, З-земля, Р-растения, Ж-животные).

- Без природы жизнь невозможна. Природа без человека обойтись может, а человек без природы – нет. Мы пользуемся всем, что дала нам природа бесплатно и называем «дары природы».

- Найдите глазками клеточку № 2. Рассмотрите, что там изображено и соедините пары картинок правильно: река – рыба, лес – горы, гора – полезные ископаемые, поле – грибы.

- Под клеточкой № 1 находится клеточка, под каким номером? (№ 3)

- Что там изображено? (полезные ископаемые)

- Обведите, какое полезное ископаемое находится в нашем крае? (уголь)

Работа с карточкой.

Воспитатель даёт задание: внизу, под клеточкой № 2 изображено предприятие по добыче угля. Как оно называется? Как вы догадались? Перечислите шахты, которые есть в Донецке (им. Горького, им. Засядько, шахта Заперевальная и др.)

Во многих местах в глубине земли находится уголь, и он нам говорит:

«Я хитёр – не возьмёшь меня шахтёр!

Ты – вверху, я – в глубине,

Как ты спустишься ко мне?»

А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду, шахту строить буду!»

Необходимо найти клеточку в 3 ряду слева. Кто там изображён? (люди разных профессий) Назовите их. Все профессии важны, все профессии нужны. Гном Эконом напоминает, что всё это – «Трудовые ресурсы».

- Укажите стрелочкой, люди какой профессии добывают уголь. Как она называется?

На помощь сильным и смелым людям – шахтёрам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, транспортерная лента, отбойный молоток. Что это? (орудия труда).

«Машины на помощь шахтёру

Ползут, грохоча и пыля.

И словно под тяжестью танка

Дрожит под комбайном земля»

- А у людей других профессий есть орудия труда?

Беседа с детьми.

Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Каждый день днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать людями угля.

«Трудом добытый из глубин,

Что даст нам уголь чёрный?

Тепло в квартиры.

Он даст заводам – силу для машин,

Большое пламя горнам.

Даст пароходам плавный ход,

Движенье паровозам»

А также из угля путём чудесных превращений получают таблетки, разноцветные краски, духи, стекло, нитки, мех и др.

Работа с карточкой.

В 4 ряду слева находится клеточка, под каким номером? (№7). Нужно обозначить буквой «У» то, что люди имеют благодаря добытому углю, его чудесным превращениям.

В Донецке есть не только шахты, но и фабрики, заводы, много других предприятий. Найдите клеточку № 8. Соедините линией – какое предприятие - что производит.

Итог занятия.

Как много интересного и увлекательного мы сегодня узнали о нашем любимом городе, где живут и работают люди разных профессий. И недаром наш город называют краем тружеников. Пусть каждый из вас, когда вырастет, выберет себе любимое дело, которое будет украшать и развивать наш город!

 

 

Лиса, заяц и петух.

(русская народная сказка)

Цели: закрепить представления о свойствах природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании; формировать отрицательное отношение к равнодушию, злу.

Краткое содержание.

«Жили – были лиса и заяц. Лиса построила себе избушку ледяную, а зайка – лубяную. Пришла весна, у лисы ледяная избушка растаяла, а у зайки как стояла, так и стоит. Лиса выгнала его из лубяной избушки. Идет зайчик и плачет. По дороге встретил собаку, волка, медведя, но никто ему не смог помочь. Повстречал петушка. Он выслушал зайчика и выгнал лису из лубяной избушки».

Материал: ширма, кукольный театр «Лиса, заяц и петух».

Экономическая категория: рациональное использование природных материалов.

Вопросы:

- Почему заяц построил лубяную избушку?

- Почему лиса построила дом изо льда?

- Из каких материалов дома самые прочные?

Социально-нравственные качества: практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.

Вопросы:

- Почему лиса выгнала зайчика из его избушки?

- Кто откликнулся на буде зайчика?

- Каким образом петух помог зайчику?

Вывод:

- заяц правильно использовал природные ресурсы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. Заяц был добрым, этим воспользовалась злая лиса и выгнала его из дому;

- лиса была не практичная, она не знала из каких материалов надо строить дом. Вот и построила дом изо льда, который растаял;

- помог зайчику умный, смелый петушок.

 

«Сивка-бурка»

(русская народная сказка)

Цели: формировать представление о взаимосвязи потребностей и возможностей; Объяснить, что настойчивость, обязанность помогают добиться успехов в любом деле

Краткое содержание.

«У старика было три сына: два умных да Иван- дурак. Отец наказал им, что, когда он умрет, каждый из них должен переночевать у него на могиле. Когда он умер, два старших сына побоялись идти к нему на могилу и отправили вместо себя Ивана. Узнал об этом отец и подарил Ивану Сивку-бурку. Издал в скорее царь приказ: кто сорвет портрет царевны с дома через много бревен, за того и отдаст свою дочь. Братья уехали посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван пошел в поле, позвал Сивку-бурку. В одну ушко залез-напился, наелся, в другое вылез-приоделся, стал красным молодцем и поехал портрет срывать. Лишь на третий раз сорвал Иван портрет да ширинку царевны и ускакал. Через несколько дней царь устроил бал. Царевна всем пиво подносила. В углу сидел Иван. Увидела у него царевна свою ширинку, обрадовалась. Царь выдал ее замуж за Ивана».

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: Потребности, возможности

Вопросы:

- Зачем Иван поехал к царю?

- Почему царь выдал дочь за Ивана?

- Какие возможности были у Ивана с Сивкой-буркой?

- А у братьев?

Социально-нравственные качества: обязательность, настойчивость, целеустремленность.

Вопросы:

- Почему Иван выполнил наказ отца?

- Сразу ли Иван сорвал портрет царевны?

Вывод: Иван выполнил обязательство перед отцом, за что получил коня. Благодаря своей настойчивости женился на царевне.

 

Братья Гримм

«Бременские музыканты»

Цели: уточнить сформированные представления потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения; развивать сообразительность, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

Краткое содержание.

«Встретились осел, собака, кот, петух и пошли в город Бремен чтобы сделаться уличными музыкантами. По дорогу их настигла ночь. Петух и кот в забрались на дерево и увидели в дали свет. Свет горел в доме, в котором жили разбойники. Стали звери между собой судить да рядить, как выгнать разбойников из дома. Осел поставил передние ноги на окно, собака прыгнула к ослу на спину, кот взобрался на собаку, а петух взлетел и сел коту на голову. Закричали звери разными голосами и ворвались в дом, разбойники испугались, убежали в лес и больше не когда здесь не появлялись. Осел, собака, кот, петух поели и легли спать, а потом им и уходить не захотелось»

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: Потребности, возможности

Вопросы:

- Зачем звери выгнали разбойников из дома?

- Каким образом они заняли дом?

- Какие потребности (интересы) были у петуха, собаки, осела, кота?

- Были ли такие же потребности у разбойников?

- Что будет с ними? Где они будут жить?

- Без каких потребностей нельзя прожить?

Социально-нравственные качества: сообразительность, умение дружить, уверенность в своих силах.

Вопросы:

- Как звери напугали разбойников?

- Почему разбойники испугались?

- Стали ли звери уличными музыкантами?

Вывод: когда звери ушли от своих хозяев, у них появилось потребность приобретении жилья. Обсудив свои возможности и проявив сообразительность, они завладели домом разбойников.

 

К.И. Чуковский

«Телефон»

Цели: расширить представления о разнообразии потребностей, прививать доброе отношение к живому миру.

Краткое содержание.

«Три ночи звонили дедушке Корнею звери и птицы: слон просил для сына шоколад, крокодил – калоши, зайчатки – перчатки, мартышки – книжки, а потом звонили – медведь, цапли, свинья, олень, газели, кенгуру. А потом позвонил носорог – попросил спасти бегемота, который провалился в болото. Всем помогал дедушка Корней и давал добрые советы»

Материал: фланелеграф с материалом к сказке.

Экономические категории: потребности и возможности.

Вопросы:

- Почему Чуковскому звонили звери и птицы?

- Какие потребности были у зверей?

- Почему носорог попросил помочь бегемоту?

- Какие из всех потребностей были самыми главными?

Социально – нравственное качество: доброта.

Вопрос:

- Почему К. Чуковский помогал зверям и птицам?

Вывод: звери и птицы видели в К.Чуковском доброго, отзывчивого человека, который мог бы им помочь. У каждого были свои потребности. Но не всегда у дедушки Корнея была возможность удовлетворить все их потребности (пример с медведем, крокодилом).

 

v Сказки к блоку «Валюта. Деньги»

К. И. Чуковский

«Муха-Цокотуха»

Цели: формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок развевать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания героям сказок, терпевшим сострадание.

Краткое содержание:

«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. Пригласила друзей к чаю. Приводили к ней гости – тараканы, букашки, блошки, бабушка пчела, бабочки красавицы, приносили к ней подарки. Веселились, пили, ели. Вдруг откуда ни возьмись, появился Паук и захотел погубить Муху. Все гости испугались, по углам разбежались, некто не откликнулся на просьбу о помощи. Друг откуда-то летит маленький Комарик, подлетает к Пауку, сабля вынимает и ему на всем скаку голову срубает. Муху за руку берет и предлагает выйти за него замуж. Веселится народ Муха за муж идет за лихого, удалого, молодого Комара»

Материал: иллюстрация к сказке.

Экономические категории: покупка, выгода, базар.

Вопросы:

- Почему Муха - Цокотуха купила самовар?

- Почему Комар спас Муху?

Социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.

Вопросы:

- Для чего Муха пригласила гостей?

- Почему Комар не испугался Паука?

Вывод: Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.

 

В. Катаев

«Дудочка и кувшинчик»

Цель: подвести к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный).

Краткое содержание:

«Девочка Женя со своей семьёй пошла в лес собирать ягоды. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Встретила Женя старичка Боровичка. Предложил старичок ей обменять кувшинчик на дудочку. Как только дудочка заиграла, из-под листиков выглянули ягоды. Отдала Женя кувшинчик, а ягоды собрать не во что. Побежала она к старичку Боровичку, отдала ему дудочку, забрала свой кувшинчик, а ягоды опять спрятались под листики. Так бегала она несколько раз. Рассердился на нее старичок, сказал, что она лентяйка, и не дал ей больше дудочки. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, стала собирать ягоды. Набрала полный кувшинчик»

Материал: иллюстрация к сказке.

Экономические категории: равноценный обмен.

Вопросы:

- Для чего Жене нежна была дудочка?

- Зачем старичок Боровичок попросил за дудочку кувшинчик?

- Почему старичок рассердился на Женю?

- К какому решению пришла в итоге Женя?

Социально-нравственные качества: чувства справедливости, старательность.

Вопрос:

- Почему старик предложил обменять кувшинчик на дудочку?

Вывод: Женя не хотела искать ягоды под каждым листиком, поэтому она согласилась с предложением старичка обменять кувшинчик на дудочку. Оказалось, что необходимо иметь и дудочку и кувшинчик. Женя не смогла разрешить эту проблему. Взяла и сама собрала полный кувшинчик ягод.

 

Г.Х. Андерсен

«Серебряная монетка»

Цели: формировать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах; понимание ценностей денежных знаков в определенной стране.

Краткое содержание:

«Серебряная монетка - чистенькая, светленькая, ее только что отчеканили, и она пошла, гулять по свету. Отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника. Прошло много не<







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.