|
Литературный классицизм: социально-исторические предпосылки, философская база, определение, классицизм за рубежом и в России.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Билет №5
Литературный классицизм: социально-исторические предпосылки, философская база, определение, классицизм за рубежом и в России. Основные понятия: литература Ренессанса, литература Барокко, рационализм, сентиментализм. I. Социально-исторические основы и философская база классицизма. Предтечей литературного классицизма класса европейская литература Барокко XVII в. в лице таких писателей как Сервантес, Кальдерон, Гримльзгаузен, с меланхоличной иронией, а порой и в самых мрачных тонах говорила о разочаровании в гуманистических идеалах искусства и литературы Ренессанса XIV – XVI вв. Литература Ренессанса (Шекспир, Петрарка) XIV – XVI вв. Она стала воплощением утопической концепции гуманизма, согласно которой человеческая личность прекрасна и самостоятельна перед Богом и людьми. Человек способен быть гением, творцом и первооткрывателем. Знание есть свет и добро, поэтому человек нравственен, потому что наделён разумом и свободен от церкви. Однако наиболее прогрессивные деятели ренессансной литературы и искусства, исследовав потаённые умы чистой личности, открыли бездны порока, как во внутреннем мире человека, так и в общественном устройстве («Битва кентавров», «Страшный суд»). Пути выхода из сложившейся ситуации (кризис ренессанса): 1. Вера в Бога. Люди не могут уповать на собственный разум, человек беспомощен перед жизнью, словно корабль во время бури, поэтому вера в Бога для него – спасительный свет маяка (литература Барокко, Сервантес); 2. Вера в силу человеческого разума, который подчинён чёткими критериями рациональности (литература классицизма). Рационализм эпохи Просвещения – это философия, которая признаёт разум основой познания и поведения людей. Гуманисты тоже верили в разум, но они полагали, что разум и чувства не мешают друг другу, ведь человек способен быть гармонично развитой личностью. Рационалисты уже понимали, что это возможно уже не всегда, они пришли к следующему выводу: разум должен преобладать над чувствами, а общественные блага важнее личного счастья человека. Литературный классицизм – нормативный литературный метод, сложившийся в европейской литературе XVII в., в основе которого лежат: 1. Философия рационализма и культ разума в ущерб эмоциональному восприятию; 2. Активное обращение к общественной, государственной жизни; 3. Строгая композиция; 4. Разделение героев только на положительных и отрицательных; 5. Строгая трёхуровневая иерархия жанров и стилей: - Высокие (ода, трагедия, элегия); - Средние (письма, дневник); - Низкие (комедия, сатира, басня). 6. Признание древнеримской литературы эстетическим идеалом, к которому нужно стремиться. II. Классицизм за рубежом и в России. Рождение русского классицизма приходится на 20 – 30 гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве Контимира, Тредиаковского, Ломоносова, Державина, Фонвизина. Русские классицисты не могли подняться на мировой уровень литературы. Это связано с переходным состоянием всей русской литературы XVIII в.: древнерусский язык был выведен из повседневной жизни, а новый литературный язык еще не сформировался. Концептуальный уровень литературного произведения: тематика; идея (концепция); конфликт; проблематика; идейный пафос; творческий метод. Тематика – те аспекты жизни человека, которые раскрываются с помощью сюжета, тематика объединяет несколько тем в одну главную. Идея (концепция) – основной философский тезис, который отстаивает писатель в своём произведении. Конфликт – внутреннее противоречие, которое является главной двигающей силой развития сюжета произведения; один из главных структурных элементов произведения. Проблематика – социально-исторические и философско-психологические проблемы, лежащие в основе концепции произведения; проблематика неразрывно связана с конфликтом и сюжетом произведения, поэтому она присутствует в древнейших мифах человечества. Идейный пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой действительности, общий эмоциональный настрой произведения, идейный пафос неразрывно связан с концепцией и жанром произведения. Творческий метод – система основных принципов художественного освоения писателем окружающей действительности.
Билет №6
1. Литературный сентиментализм: определение, значение сентиментализма как творческого метода, европейский и русский сентиментализм, кризис сентименталистской литературы и варианты выхода из него. Основные понятия: сентиментализм.
Сентиментализм – творческий метод в литературе второй половины XVIII – начала XIX вв., в отличие от классицизма, признающий не разум, а чувства, полемизируя с нормативной политикой классицизма, сентименталисты избрали главной темой своих произведений не жизнь государства, а обратились к изображению частной жизни человека, к теме любви и семейного счастья, к теме красоты внутреннего мира человека. Главный герой сентименталистского произведения – идеальный образ крестьянина, либо городского человека, который не имеет высокого социального положения. Такой герой вырос не в светском обществе, поэтому он не испорчен негативным влиянием города, он наделён врождённой нравственной чистотой и богатым духовным миром («Бедная Лиза»). Основные жанры сентиментализма: роман в письмах, повесть, дневник, путешествия, элегия, идиллия. Значение сентиментализма для российского и мирового литературного процесса: - Утверждение отдельной человеческой личности; - Демократизация искусства; - Сближение литературного языка с разговорным; - Способность людей чувствовать – это общественная ценность. В целом, сентименталистская литература с её субъективным подходом к человеку и окружающему миру подготовила появление литературного романтизма.
Родоначальник: Джон Томпсон («Времена года» 1730). Крупнейшие представители: Стерн, Жан Жак Руссо, Ридчарсон, Гёте. В России – Карамзин, Радищев, ранний Жуковский. Характерные особенности русского сентиментализма: гражданская проблематика и активное совершенствование русского литературного языка, посредством введения в него французской лексики.
В конце XVIII в. в российском и европейском литературном процесса наблюдается кризис сентименталистской литературы, который был вызван тремя факторами: - Разочарование в идеальном образе сентименталистского героя. Как результат такого разочарования в Европе появилась литература любовно-авандардного толка, где главным героем становится негативный, но обаятельный персонаж (Казанова). Литература самопародии и флирта; - Крестьянская война Пугачёва и Великая французская революция. Эти факты потрясли общество и заставили писателей-сентименталистов вернуться в своих произведениях к просветительскому дидактизму и гражданской проблематике. Ярким образцом просветительского реализма явился роман Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», где писатель выступил с открытой критикой монархизма и изобразил подлинное тяжелейшее состояние российского крестьянства в эпоху Екатерины II. - Потребность в создании литературы не только о человеке эмоциональном, но и об уникальной человеческой личности, которая способна не только чувствовать, но и мыслить так, как никто ещё не мыслил. Данный фактор является основополагающим для формирования литературного романтизма сначала в Британии, а затем в континентальной Европе и России.
Билет №7
II. Философия романтизма. Идеализм – философия, которая утверждает первичность духа, идей, мышления по отношению к материальной природе (Гегель). Субъективизм – философия, которая утверждает первичность субъективного восприятия мира человека, а не объективная. Иррационализм – философия, согласно которой в познании мира важен не разум, а эмоциональный опыт человека. Глубинная причина формирования творческого метода романтизма в искусстве и литературе связана с кризисом философии рационализма. Именно в этот период в литературе Европы и России сформировался новый образ человека эпохи Просвещения, который прекрасно образован и много знал об окружающем мире, но ничего не знал о себе. Можно логически объяснить многие законы природы, общества, нон как понять душу человека, как объяснить его желания и страхи, которые существуют помимо его роли в обществе и воспитания. Таким образом, рационализм утратил свою актуальность для писателей, они обратились к миру эмоций, иррационализма. Также на формирование романтизма оказал влияние Фихте (философ). Субъективный идеализм – отрицание реальности не зависимо от воли и сознания субъекта. Ещё одной из причин формирования романтизма стал кризис сентиментализма, выразившийся в потребности писателей в создании произведений эмоционального человека, но и об человеке уникальном, который способен не только чувствовать, но и мыслить так, как ещё никто не мыслил. Именно в прозе сентиментализма начала формироваться поэтика романтического гротеска (образ Парижа в «Сентиментальном путешествии» Стерна). IV. Литературный романтизм. Определение. Литературный романтизм – творческий метод, основанный на представлении писателя о том, что в окружающей действительности существует незримый и почти недосягаемый мир мечты, идеала (романтическое двоемирие как концепция мира). Романтизм предполагает создание образа романтического героя, человека с уникальным внутренним миром. Такой герой всегда стремится к своему недостижимому идеалу, отвергает действительность и вступает с ней в конфликт (концепция личности). Основные разновидности литературного романтизма: Гражданский романтизм – разновидность литературного романтизма, в котором человек ищет свой идеал в служении Отечеству. В основе – социально-исторический конфликт (герой и общество, герой и эпоха), а герой противостоит тем или иным негативным социально-историческим условиям (военная угроза Отечеству, диктатура правительства, непатриотичность современников): «Певец восстания русских воинов» Жуковский, лирика декабристов, «Дума и «Поле Бородина» Лермонтов. В XX в. – поэзия романтиков октября: «Сугробы» и «Стихи к Чехии» («Родина радия») Цветаевой. Философско-медитативный романтизм – разновидность романтизма, в которой писатель стремится к идеалу личного счастья, причём этот идеал может быть найден как во внутреннем мире человека, так и в мире природы и даже за пределами действительности. В основе – бытийный конфликт (свобода, счастье, душевная гармония и их недосягаемость до человека): любовная лирика Жуковского, Лермонтова, раннего Пушкина, поэзия Тютчева, Фета. XX век: ранний Блок, ранний Есенин, ранние Цветаева и Ахматова, Бродский, Борис Рыжий, Высоцкий. Главная заслуга классического романтизма в том, что писатели открыли уникальный мир человека. Глубокая философская база и жанро-стилевое своеобразие сделало его актуальным во всех литературах и эпохах. Уровень внутренней формы. 2.2.1. Хронотоп: универсальный принцип, организующий хронотоп романтического произведения – это принцип романтического двоемирия, согласно которому мир в художественном произведении делится на два пространственно-временных контилиума: мир повседневной реальности и мир мечты и идеала, мир идеала – это необязательно потусторонняя реальность, так как идеал можно обретать на земле в экстремальной ситуации. 2.2.2. Жанры: элегия, баллада, поэма, новелла. В первой половине XIX века в Европе и России получает развитие жанр повести (Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек», Ирлин «Легенда о сонной лощине», Гоголь «Петербургские повести», Эдгар По (детективная новелла, литература ужасов и психологическая проза) «Береника»), романа (Гофман «Эликсир дьявола», Скотт «Айвенго», Купер «Последний из Могикан», Гюго «Собор Парижской богоматери»). Билет №5
Литературный классицизм: социально-исторические предпосылки, философская база, определение, классицизм за рубежом и в России. Основные понятия: литература Ренессанса, литература Барокко, рационализм, сентиментализм. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|