Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Социально-исторические основы и философская база классицизма.





Предтечей литературного классицизма класса европейская литература Барокко XVII в. в лице таких писателей как Сервантес, Кальдерон, Гримльзгаузен, с меланхоличной иронией, а порой и в самых мрачных тонах говорила о разочаровании в гуманистических идеалах искусства и литературы Ренессанса XIV – XVI вв.

Литература Ренессанса (Шекспир, Петрарка) XIV – XVI вв.

Она стала воплощением утопической концепции гуманизма, согласно которой человеческая личность прекрасна и самостоятельна перед Богом и людьми. Человек способен быть гением, творцом и первооткрывателем.

Знание есть свет и добро, поэтому человек нравственен, потому что наделён разумом и свободен от церкви.

Однако наиболее прогрессивные деятели ренессансной литературы и искусства, исследовав потаённые умы чистой личности, открыли бездны порока, как во внутреннем мире человека, так и в общественном устройстве («Битва кентавров», «Страшный суд»).

Пути выхода из сложившейся ситуации (кризис ренессанса):

1. Вера в Бога. Люди не могут уповать на собственный разум, человек беспомощен перед жизнью, словно корабль во время бури, поэтому вера в Бога для него – спасительный свет маяка (литература Барокко, Сервантес);

2. Вера в силу человеческого разума, который подчинён чёткими критериями рациональности (литература классицизма).

Рационализм эпохи Просвещения – это философия, которая признаёт разум основой познания и поведения людей. Гуманисты тоже верили в разум, но они полагали, что разум и чувства не мешают друг другу, ведь человек способен быть гармонично развитой личностью. Рационалисты уже понимали, что это возможно уже не всегда, они пришли к следующему выводу: разум должен преобладать над чувствами, а общественные блага важнее личного счастья человека.

Литературный классицизм – нормативный литературный метод, сложившийся в европейской литературе XVII в., в основе которого лежат:

1. Философия рационализма и культ разума в ущерб эмоциональному восприятию;

2. Активное обращение к общественной, государственной жизни;

3. Строгая композиция;

4. Разделение героев только на положительных и отрицательных;

5. Строгая трёхуровневая иерархия жанров и стилей:

- Высокие (ода, трагедия, элегия);

- Средние (письма, дневник);

- Низкие (комедия, сатира, басня).

6. Признание древнеримской литературы эстетическим идеалом, к которому нужно стремиться.

II. Классицизм за рубежом и в России.

Рождение русского классицизма приходится на 20 – 30 гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве Контимира, Тредиаковского, Ломоносова, Державина, Фонвизина. Русские классицисты не могли подняться на мировой уровень литературы. Это связано с переходным состоянием всей русской литературы XVIII в.: древнерусский язык был выведен из повседневной жизни, а новый литературный язык еще не сформировался.

Концептуальный уровень литературного произведения: тематика; идея (концепция); конфликт; проблематика; идейный пафос; творческий метод.

Тематика – те аспекты жизни человека, которые раскрываются с помощью сюжета, тематика объединяет несколько тем в одну главную.

Идея (концепция) – основной философский тезис, который отстаивает писатель в своём произведении.

Конфликт – внутреннее противоречие, которое является главной двигающей силой развития сюжета произведения; один из главных структурных элементов произведения.

Проблематика – социально-исторические и философско-психологические проблемы, лежащие в основе концепции произведения; проблематика неразрывно связана с конфликтом и сюжетом произведения, поэтому она присутствует в древнейших мифах человечества.

Идейный пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой действительности, общий эмоциональный настрой произведения, идейный пафос неразрывно связан с концепцией и жанром произведения.

Творческий метод – система основных принципов художественного освоения писателем окружающей действительности.

 

 

Билет №6

 

1. Литературный сентиментализм: определение, значение сентиментализма как творческого метода, европейский и русский сентиментализм, кризис сентименталистской литературы и варианты выхода из него.

Основные понятия: сентиментализм.

  1. Определение сентиментализма и значение.

Сентиментализм – творческий метод в литературе второй половины XVIII – начала XIX вв., в отличие от классицизма, признающий не разум, а чувства, полемизируя с нормативной политикой классицизма, сентименталисты избрали главной темой своих произведений не жизнь государства, а обратились к изображению частной жизни человека, к теме любви и семейного счастья, к теме красоты внутреннего мира человека.

Главный герой сентименталистского произведения – идеальный образ крестьянина, либо городского человека, который не имеет высокого социального положения. Такой герой вырос не в светском обществе, поэтому он не испорчен негативным влиянием города, он наделён врождённой нравственной чистотой и богатым духовным миром («Бедная Лиза»).

Основные жанры сентиментализма: роман в письмах, повесть, дневник, путешествия, элегия, идиллия.

Значение сентиментализма для российского и мирового литературного процесса:

- Утверждение отдельной человеческой личности;

- Демократизация искусства;

- Сближение литературного языка с разговорным;

- Способность людей чувствовать – это общественная ценность.

В целом, сентименталистская литература с её субъективным подходом к человеку и окружающему миру подготовила появление литературного романтизма.

  1. Европейский и русский сентиментализм.

Родоначальник: Джон Томпсон («Времена года» 1730).

Крупнейшие представители: Стерн, Жан Жак Руссо, Ридчарсон, Гёте. В России – Карамзин, Радищев, ранний Жуковский.

Характерные особенности русского сентиментализма: гражданская проблематика и активное совершенствование русского литературного языка, посредством введения в него французской лексики.

  1. Кризис сентименталистской литературы и варианты выхода из него.

В конце XVIII в. в российском и европейском литературном процесса наблюдается кризис сентименталистской литературы, который был вызван тремя факторами:

- Разочарование в идеальном образе сентименталистского героя. Как результат такого разочарования в Европе появилась литература любовно-авандардного толка, где главным героем становится негативный, но обаятельный персонаж (Казанова). Литература самопародии и флирта;

- Крестьянская война Пугачёва и Великая французская революция. Эти факты потрясли общество и заставили писателей-сентименталистов вернуться в своих произведениях к просветительскому дидактизму и гражданской проблематике. Ярким образцом просветительского реализма явился роман Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», где писатель выступил с открытой критикой монархизма и изобразил подлинное тяжелейшее состояние российского крестьянства в эпоху Екатерины II.

- Потребность в создании литературы не только о человеке эмоциональном, но и об уникальной человеческой личности, которая способна не только чувствовать, но и мыслить так, как никто ещё не мыслил. Данный фактор является основополагающим для формирования литературного романтизма сначала в Британии, а затем в континентальной Европе и России.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.