|
Экспериментальное исследование саморегуляции у детей с СДВГОрганизация, этапы и методики исследования
Целью данного исследования является изучение саморегуляции психической деятельности у младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Исследование проводилось при участии младших школьников мужского пола 7-10 лет, учащихся в 1-4 классах средней общеобразовательной школы № 410 (надомного обучения) города Москвы. Всего в исследовании приняло участие 14 человек. Из них 4 человека из 1 класса, 5 человек из 2 класса, 3 человека из 3 класса, 2 человека из 4 класса. Все дети имеют диагноз СДВГ и сопутствующие диагнозы: ММД- 10 человек, сахарный диабет - 2 человека, эпилепсию -1 человек, синдром Рассела - 1 человек. Среди испытуемых 6 левшей. Объектом исследования является процесс саморегуляции психической деятельности у младших школьников с СДВГ. Предметом исследования являются особенности саморегуляции в психомоторной, графической и мнестико-интеллектуальной деятельности. В исследовании выдвинута гипотеза: у детей с СДВГ нарушены высшие формы саморегуляции психической деятельности. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи: 1. разработать психодиагностический комплекс для выявления особенностей саморегуляции у детей младшего школьного возраста с СДВГ; 2. провести экспериментальное исследование особенностей саморегуляции психической деятельности у младших школьников с СДВГ. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методики нейропсихоло-гического исследования: 1. Проба «Кулак-ребро-ладонь» 2. Графическая проба «Забор» 3. Проба «Кулак-палец» 4. Методика «Поднимание руки на стимул» 5. Копирование куба 6. Методика «Перешифровка символов» 7. Методика «Рисунок человека» 8. Методика «Пиктограмма» Данный комплекс методик и проб направлен на исследование: - произвольной деятельности, ее организации, устойчивости; - способности к формированию психомоторной программы деятельности; - конфликтной произвольной деятельности; - исследование внимания, произвольной памяти и способности к обучению; - образа-представления. Данный комплекс выявляет нарушения ВПФ при поражении лобных систем мозга. В исследовании мы опирались на работы Л.С. Цветковой, выделившей следующие факторы, лежащие в основе нарушения ВПФ при поражении лобных долей мозга: 1) динамика психических процессов 2) способность к порождению мотивов 3) способность к удержанию мотивов и построению на их основе полноценной целенаправленной деятельности (планирование деятельности) 4) критичность к своей деятельности (включающая в себя как необходимое звено действия по контролю промежуточных результатов) [47].
Проба «Кулак-ребро-ладонь»
Цель: Исследование двигательной программы деятельности. Инструкция: «Делай как я. Смотри внимательно». Испытуемому предлагается последовательно придавать сво- ей руке три различных положения: кулака, распрямленной кисти, расположенной ребром, и ладони, ударяющей по столу плашмя. Инструкция сопровождается зрительным показом. У испытуемых с проблемами передних отделов коры «кинетическая мелодия» не устанавливается: теряется последовательность нужных ~ жестов, инертно повторяется один жест или прежнее пространственное расположение. Если исполнение пробы в ее стандартном варианте упорно не получается, экспериментатор может предложить испытуемому помочь себе речевым сопровождением - командами: «Кулак, ребро, ладонь,кулак, ребро, ладонь». Введение речевой регуляции само по себе становится дифференцирующим приемом, поскольку у больных только с дефектами премоторных систем такой дополнительный фактор может дать существенный эффект, а при более обширных или сдвинутых вперед поражениях регулирующее влияние речи настолько ослабляется, что даже при правильном повторении инструкции больной продолжает выполнять нужное действие с ошибками. При работе с ребенком предлагается воспроизводить по образу серию из 9 движений, состоящую из 3 вышеназванных движений. Если ребенок не справляется с заданием. Образец демонстрируется повторно до 5 раз. Обработка данных: Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение между движениями в автоматизированном режиме: ребенок персеверирует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них [47].
Графическая проба «Забор»
Цепь: Исследование кинетической структуры движения и возможности правильно распределить двигательные импульсы во времени. Инструкция: «Продолжай рисовать заборчик точно так же, как у меня; обрати внимание на рисунок». Испытуемому предлагается, не отрывая руки от листа бумаги, рисовать до края страницы достаточно узор с чередованием треугольных и квадратных звеньев (образец см. в приложении), сначала правой рукой, затем левой. Обработка данных: 1. Программа не усвоена - идет рисование только квадратных или треугольных зубцов (3 балла); 2. Вместо «заборчика» идет плавная волна (2,5 балла); 3. «Средний зубец» - компромисс между треугольным и квадратным (2 балла); 4. Дополнительные звенья, включенные в заданную программу - точки, черточки, дуги, пустые пространства между зубцами «заборчика» (1,5 балла); 5. Трудности переключения между зубцами, но без дополнительных звеньев - в виде «слипания» стенок треугольного и квадратного зубца (единичных) (1 балл); 6. Макрография, микрография, трудности удержания строки без нарушений выполнения программы (0,5 балла); 7. «Заборчик» нарисован безошибочно - 0 баллов. В случаях повреждения премоторных отделов будут регистрироваться различные изменения рисунка, свидетельствующие о неспособности дифференцировать кинетическую структуру движения и правильно распределить двигательные импульсы во времени. Испытуемый при упомянутых поражениях начинает вырисовывать каждый элемент отдельно, либо после 1-2 правильных по чередованию фрагментов вырабатывает простой двигательный стереотип, состоящий из одного повторяющегося звена. Возможны персеверации, контаминации, неудержание программы. Возможна дисфункция задне-лобных зон коры левого полушария [47].
Проба «Кулак-палец»
Цель: Исследование реакции выбора, при которой испытуемого своеобразно провоцируют на демонстрацию эхотоаксда. Тем самым достигается конфликтность между условным значением раздражителя с его непосредственным воздействием. Инструкция: «Я поднимаю палец, а ты в ответ должен поднять кулак и сразу опустить. А если я подниму кулак, ты должен поднять палец и сразу опустить». Обработка данных: Возможно эхопраксическое движение -на поднятый кулак поднимают кулак, на поднятый палец поднимают палец. Персеверации. Эти ошибки проявляются при поражениях или дисфункциях лобных зон мозга, при грубом нарушении -незрелость стволовых структур с влиянием на лобную кору [47].
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|