Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессиональной, юридической этики (2 часа)





6. Юридическая этика, её особенности и взаимосвязь с философией морали. Структура профессиональной этики юриста.

7. Императивность профессионально-нравственного сознания юриста как регулятора его служебной деятельности.

8. Профессиональный долг сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности.

9. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права.

10. Совесть как нравственный механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

 

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к источникам, рекомендуемым ко второму разделу

курса (список литературы в п. 7 настоящего издания);

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов профессиональной этики юриста.

 

Лекции для заочной формы обучения

Тема лекции 1. Предмет этики и проблема соотношения

Нравственности и права. Основные вехи истории и категории

Этики (2 часа)

1. Этика как практическая философия и наука о нравственности.

2. Нравственность и мораль: общее и особенное.

3. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания.

4. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества.

5. Проблема соотношения нравственности и права.

6. Основные этические учения: история и современность.

7. Основные этические категории и ценности.

 

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к первоисточникам: Аристотель. Никомахова этика //

Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 1984; Соловьев В.С. Право и

нравственность. Мн., М., 2001;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и её связи с профессией юриста.

Тема лекции 2. Основные особенности и разновидности

Прикладной, профессиональной и юридической этики

(2 часа)

1. Прикладная и профессиональная этика: содержание и специфика.

2. Юридическая этика, её особенности и взаимосвязь с философией морали. Структура профессиональной этики юриста.

3. Императивность профессионально-нравственного сознания юриста как регулятора его служебной деятельности.

4. Профессиональный долг сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности.

5. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права.

6. Совесть как нравственный механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к источникам, рекомендуемым ко второму разделу

курса (список литературы в п. 7 настоящего издания);

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов профессиональной этики юриста.

 

Лекции для заочной формы обучения (по ускоренной программе)

Тема лекции 1. Предмет этики. Основные вехи истории и

Категории этики в контексте особенностей и задач

Юридической этики (2 часа)

1. Этика как практическая философия и наука о нравственности.

2. Нравственность и мораль: общее и особенное.

3. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания.

4. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей

современного общества.

5. Проблема соотношения нравственности и права.

6. Этические учения: история и современность.

7. Основные этические категории и ценности. Юридическая этика,

её особенности и основные задачи.

8. Структура профессиональной этики юриста.

9.Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании

служебной ответственности.

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к первоисточникам: Аристотель. Никомахова этика //

Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 1984; Соловьев В.С. Право и

нравственность. Мн., М., 2001;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и её связи с профессией юриста.

Лекции для заочной формы обучения (по сокращённой программе). Группа выходного дня.

Тема лекции 1. Предмет этики и проблема соотношения

Нравственности и права. Основные вехи истории и категории

Этики (2 часа)

1. Этика как практическая философия и наука о нравственности.

2. Нравственность и мораль: общее и особенное.

3. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания.

4. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества.

5. Проблема соотношения нравственности и права.

6. Основные этические учения: история и современность.

7. Основные этические категории и ценности.

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к первоисточникам: Аристотель. Никомахова этика //

Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 1984; Соловьев В.С. Право и

нравственность. Мн., М., 2001;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и её связи с профессией юриста.

Тема лекции 2. Основные особенности и разновидности

Прикладной, профессиональной и юридической этики

(2 часа)

1. Прикладная и профессиональная этика: содержание и специфика.

2. Юридическая этика, её особенности и взаимосвязь с философией морали. Структура профессиональной этики юриста.

3. Императивность профессионально-нравственного сознания юриста как регулятора его служебной деятельности.

4. Профессиональный долг сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности.

5. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права.

6. Совесть как нравственный механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

 

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к источникам, рекомендуемым ко второму разделу

курса (список литературы в п. 7 настоящего издания);

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов профессиональной этики юриста.

 

 

3.4. Практические (семинарские)занятия

Практические (семинарские)занятия

для очной формы обучения

 

Раздел I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА

Практическое занятие №1

Вид: дискуссия

Тема: Этика, мораль и нравственность: соотношение понятий и

практическая значимость их освоения(2 часа)

1. Предмет, структура и место этики в системе философского знания. Задачи этики в современном обществе.

2. Соотношение морали и нравственности.

3. Мораль: структура, содержание, функции и исторические формы.

4. Вариации современной этической теории.

5. Нравственность и право: проблема соотношения.

 

Задания для подготовки к дискуссии:

- продумать материал вводной лекции по проблеме;

- проанализировать 2-ю книгу «Никомаховой этики» Аристотеля;

- изучить соответствующие разделы рекомендованной литературы

(см.: список основной литературы);

- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие

высказывания классиков:

1) «Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне).

2) «Нравственное – это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель).

3) «Проповедовать мораль легко, обосновывать её – трудно» (А. Шопенгауэр).

4) «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).

5) «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И.А. Ильин).

 

Практическое занятие №2

Вид: дискуссия

Тема: Нравственность и право: проблема соотношения (2 часа)

1. Происхождение нравственности и права: что первично?

2. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.

3. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».

4. Правовое обеспечение воспроизводства и культивирования нравственности и нравственные проблемы права.

5. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.

 

Задания для подготовки к дискуссии:

- продумать материал вводной лекции по проблеме;

- проанализировать 2-ю главу книги В.С. Соловьёва «Право и

нравственность»;

- изучить соответствующие разделы рекомендованных работ (см.:

список основной и дополнительной литературы);

- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие

высказывания:

1) «Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм).

2) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).

4) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).

5) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьёв).

 

Практические занятия № 3,4

Вид: коллоквиум

Тема: История этических учений (4 часа)

1-е занятие

1. Особенности античной этики. Моральный релятивизм софистов и нравственная принципиальность Сократа.

2. Объективность добра в этических представлениях Платона.

3. «Никомахова этика» Аристотеля: учение о добродетелях.

4. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

5. Особенности этических взглядов в эпоху средневековья (А. Августин, Ф. Аквинский, Фараби). Сущность этического учения христианства.

 

2-е занятие

 

6. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения (Данте, Ф. Петрарка, Л. Валла, П. Мирандола, Н. Макиавелли, М. Монтень) и этика Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах).

7. Этика долга и категорический императив И. Канта.

8. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др.

9. Этические позиции русских философов конца XIX –начала XX вв. (В.С. Соловьёв, Л.Н. Толстой, П.А. Кропоткин, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

- продумать материал лекции по истории этики;

- проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:

 

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т.

Т.4.: Мысль, 1984. Книги II, III, IV, V, VI.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика

практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от

популярной нравственной философии к метафизике нравственности.

Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М.:

Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло»,

«хорошее и плохое».

 

- Изучить соответствующие разделы рекомендованных источников

(см.: список основной и дополнительной литературы);

- ознакомиться с книгой: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

- продумать и прокомментировать следующие изречения великих

моралистов.

1) «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия – это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций).

2) «Дар дхаммы (читай – добродетель, закон, учение…) превосходит всякий дар…; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда).

3) Раскрыть нравственный смысл софистического тезиса: «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков».

4) «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

5) В чём смысл лозунга Диогена Синопского «Без общины, без дома, без отечества!»?

6) «Живи незаметно» (Эпикур)

7) «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).

8) «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой).

9) «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).

 

Практическое занятие №5

Вид: коллоквиум

Тема: Основные категории и ценности этики (2 часа)

1. Общая характеристика категорий этики и их специфика.

2. Формирование и содержание представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики.

3. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости.

4. Долг как нравственная и правовая ценность. Профессиональный долг и личный интерес.

5. Понятие совести. Основные интерпретации совести в истории этических учений и современность.

6. Этическое содержание и правовые аспекты понятия человеческого достоинства.

7. Стыд и честь: природа и содержание понятий.

8. Проблема нравственных ценностных приоритетов и задачи совершенствования права в современной России.

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

- продумать материал лекции по основным категориям и

нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве;

- проанализировать рекомендованные лектором источники,

касающиеся категориального и ценностного уровней этики;

- ознакомиться и прокомментировать работу Э. Фромма «Духовная

сущность человека, способность к добру и злу» (Философские науки.

1990. №8);

- проанализировать позиции Ф. Ницше о происхождении совести и онтологию совести М. Хайдеггера;

- продумать и прокомментировать следующие изречения философов:

 

1) «… Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать илиувеличить наше удовольствие… Злом… называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание…» (Д. Локк).

2) « Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее» (Ф. Бэкон).

3) «… Добро – это утверждение; зло – отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах).

4) «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой).

5) «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В.С. Соловьёв).

6) « Подлинный оптимизм … состоит в стремлении к осознанному идеалу…» (А. Швейцер).

7) 1) «… Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга…» (И. Кант).

8) 2) «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель).

9) 3) «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель).

10) 4) «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро).

Проанализировать следующие проблемы:

1. Взаимосвязь служебного и нравственного долга.

2. Долг и личный интерес.

3. Честь и совесть как категория этики и их значение для осуществления права.

 

Практическое занятие № 6

Вид: дискуссия

Тема: Свобода как этическая и правовая проблема (2 часа)

1. Свобода как важнейший качественный показатель состоятельности личностного и социального бытия.

2. Свобода и нравственность: борьба противоположностей или органическая взаимосвязь?

3. Свобода и ответственность.

4. Свобода как гражданская автономия. Гражданские свободы. Политические права.

5. Свобода, нравственность, право: проблема соотношения и пути сближения.

 

Задания для подготовки к дискуссии:

- продумать материал лекции по категориям свободы и

ответственности, имея в виду их осуществление в праве;

- проанализировать следующие первоисточники:

А. Камю. Творчество и свобода: Сборник. М., 1990;

О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1 половина ХХ

века). М.: Прогресс-Традиция, 2000;

Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: «Прогресс», 1995;

- проанализировать работы современных авторов, касающиеся проблем

свободы и ответственности:

В.М. Артемов. Свобода и нравственность. М.: «Канон+», 2007;

Ганс Йонас. Принцип ответственности. Опыт этики для

технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004;

Дж. Кэмпбелл. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992.

№12;

- Продумать и прокомментировать следующие изречения философов.

1) «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).

2) «Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдёт в этот кусочек» (М.А. Бакунин).

3) «… моя свобода, как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством» (В.С. Соловьев).

4) «… мы зачарованы ростом свободы от сил, внешних по отношению к нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными её врагами» (Э. Фромм).

Попытайтесь ответить на вопросы:

1. Почему ответственность является оборотной стороной свободы?

2. Что происходит, когда свобода отрывается от нравственности?

3. Можно ли свести свободу к познанию необходимости?

4. Как соотносятся внутренний и внешний аспекты свободы?

5. Может ли быть свобода чрезмерной?

 

Практическое занятие № 7

 

Вид: коллоквиум

Тема: Актуальные проблемы прикладной этики (2 часа)

1. Факторы формирования и особенности прикладной этики.

2. Ненасилие как добро и средство достижения добра.

3. Роль насилия в истории общества. Проблема соотношения цели и средств.

4. Правовое государство и насилие: реальность и перспективы в контексте ценностных приоритетов.

5. Этические аргументы «за» и «против» эвтаназии и смертной казни.

 

Задания для подготовки к коллоквиуму:

- продумать материал лекции по данным категориям, имея в виду их

осуществление в праве;

- проанализировать рекомендованные лектором первоисточники,

касающиеся понятия ненасилия, включая работы Л.Н.Толстого и

А.Швейцера.

- ответить на вопросы:

1. Проблема самосовершенствования и насилие над самим собой.

 

2. Возможно ли нравственное оправдание средств насилия?

3. Смертная казнь: справедливое возмездие или легитимное насилие? Нравственные и правовые аргументы “за” и “против” смертной казни.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.