|
Профессиональной, юридической этики (2 часа)6. Юридическая этика, её особенности и взаимосвязь с философией морали. Структура профессиональной этики юриста. 7. Императивность профессионально-нравственного сознания юриста как регулятора его служебной деятельности. 8. Профессиональный долг сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. 9. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. 10. Совесть как нравственный механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к источникам, рекомендуемым ко второму разделу курса (список литературы в п. 7 настоящего издания); - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов профессиональной этики юриста.
Лекции для заочной формы обучения Тема лекции 1. Предмет этики и проблема соотношения Нравственности и права. Основные вехи истории и категории Этики (2 часа) 1. Этика как практическая философия и наука о нравственности. 2. Нравственность и мораль: общее и особенное. 3. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания. 4. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества. 5. Проблема соотношения нравственности и права. 6. Основные этические учения: история и современность. 7. Основные этические категории и ценности.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к первоисточникам: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 1984; Соловьев В.С. Право и нравственность. Мн., М., 2001; - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и её связи с профессией юриста. Тема лекции 2. Основные особенности и разновидности Прикладной, профессиональной и юридической этики (2 часа) 1. Прикладная и профессиональная этика: содержание и специфика. 2. Юридическая этика, её особенности и взаимосвязь с философией морали. Структура профессиональной этики юриста. 3. Императивность профессионально-нравственного сознания юриста как регулятора его служебной деятельности. 4. Профессиональный долг сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. 5. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. 6. Совесть как нравственный механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к источникам, рекомендуемым ко второму разделу курса (список литературы в п. 7 настоящего издания); - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов профессиональной этики юриста.
Лекции для заочной формы обучения (по ускоренной программе) Тема лекции 1. Предмет этики. Основные вехи истории и Категории этики в контексте особенностей и задач Юридической этики (2 часа) 1. Этика как практическая философия и наука о нравственности. 2. Нравственность и мораль: общее и особенное. 3. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания. 4. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества. 5. Проблема соотношения нравственности и права. 6. Этические учения: история и современность. 7. Основные этические категории и ценности. Юридическая этика, её особенности и основные задачи. 8. Структура профессиональной этики юриста. 9.Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к первоисточникам: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 1984; Соловьев В.С. Право и нравственность. Мн., М., 2001; - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и её связи с профессией юриста. Лекции для заочной формы обучения (по сокращённой программе). Группа выходного дня. Тема лекции 1. Предмет этики и проблема соотношения Нравственности и права. Основные вехи истории и категории Этики (2 часа) 1. Этика как практическая философия и наука о нравственности. 2. Нравственность и мораль: общее и особенное. 3. Функции морали и задачи этики. Уровни и виды этического знания. 4. Прикладная и профессиональная этики в контексте потребностей современного общества. 5. Проблема соотношения нравственности и права. 6. Основные этические учения: история и современность. 7. Основные этические категории и ценности.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к первоисточникам: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 1984; Соловьев В.С. Право и нравственность. Мн., М., 2001; - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся предметной области этики и её связи с профессией юриста. Тема лекции 2. Основные особенности и разновидности Прикладной, профессиональной и юридической этики (2 часа) 1. Прикладная и профессиональная этика: содержание и специфика. 2. Юридическая этика, её особенности и взаимосвязь с философией морали. Структура профессиональной этики юриста. 3. Императивность профессионально-нравственного сознания юриста как регулятора его служебной деятельности. 4. Профессиональный долг сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. 5. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. 6. Совесть как нравственный механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к источникам, рекомендуемым ко второму разделу курса (список литературы в п. 7 настоящего издания); - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов профессиональной этики юриста.
3.4. Практические (семинарские)занятия Практические (семинарские)занятия для очной формы обучения
Раздел I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА Практическое занятие №1 Вид: дискуссия Тема: Этика, мораль и нравственность: соотношение понятий и практическая значимость их освоения(2 часа) 1. Предмет, структура и место этики в системе философского знания. Задачи этики в современном обществе. 2. Соотношение морали и нравственности. 3. Мораль: структура, содержание, функции и исторические формы. 4. Вариации современной этической теории. 5. Нравственность и право: проблема соотношения.
Задания для подготовки к дискуссии: - продумать материал вводной лекции по проблеме; - проанализировать 2-ю книгу «Никомаховой этики» Аристотеля; - изучить соответствующие разделы рекомендованной литературы (см.: список основной литературы); - продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания классиков: 1) «Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне). 2) «Нравственное – это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель). 3) «Проповедовать мораль легко, обосновывать её – трудно» (А. Шопенгауэр). 4) «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой). 5) «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И.А. Ильин).
Практическое занятие №2 Вид: дискуссия Тема: Нравственность и право: проблема соотношения (2 часа) 1. Происхождение нравственности и права: что первично? 2. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность. 3. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против». 4. Правовое обеспечение воспроизводства и культивирования нравственности и нравственные проблемы права. 5. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.
Задания для подготовки к дискуссии: - продумать материал вводной лекции по проблеме; - проанализировать 2-ю главу книги В.С. Соловьёва «Право и нравственность»; - изучить соответствующие разделы рекомендованных работ (см.: список основной и дополнительной литературы); - продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания: 1) «Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм). 2) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций). 3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель). 4) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс). 5) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьёв).
Практические занятия № 3,4 Вид: коллоквиум Тема: История этических учений (4 часа) 1-е занятие 1. Особенности античной этики. Моральный релятивизм софистов и нравственная принципиальность Сократа. 2. Объективность добра в этических представлениях Платона. 3. «Никомахова этика» Аристотеля: учение о добродетелях. 4. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков. 5. Особенности этических взглядов в эпоху средневековья (А. Августин, Ф. Аквинский, Фараби). Сущность этического учения христианства.
2-е занятие
6. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения (Данте, Ф. Петрарка, Л. Валла, П. Мирандола, Н. Макиавелли, М. Монтень) и этика Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах). 7. Этика долга и категорический императив И. Канта. 8. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др. 9. Этические позиции русских философов конца XIX –начала XX вв. (В.С. Соловьёв, Л.Н. Толстой, П.А. Кропоткин, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).
Задания для подготовки к коллоквиуму: - продумать материал лекции по истории этики; - проанализировать основные этические идеи в следующих трудах:
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.: Мысль, 1984. Книги II, III, IV, V, VI. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое».
- Изучить соответствующие разделы рекомендованных источников (см.: список основной и дополнительной литературы); - ознакомиться с книгой: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. - продумать и прокомментировать следующие изречения великих моралистов. 1) «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия – это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций). 2) «Дар дхаммы (читай – добродетель, закон, учение…) превосходит всякий дар…; уничтожение желаний побеждает любую печаль» (Будда). 3) Раскрыть нравственный смысл софистического тезиса: «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков». 4) «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ). 5) В чём смысл лозунга Диогена Синопского «Без общины, без дома, без отечества!»? 6) «Живи незаметно» (Эпикур) 7) «Любите врагов ваших» (Иисус Христос). 8) «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л.Н. Толстой). 9) «Я – жизнь, которая хочет жить, я – жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).
Практическое занятие №5 Вид: коллоквиум Тема: Основные категории и ценности этики (2 часа) 1. Общая характеристика категорий этики и их специфика. 2. Формирование и содержание представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики. 3. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости. 4. Долг как нравственная и правовая ценность. Профессиональный долг и личный интерес. 5. Понятие совести. Основные интерпретации совести в истории этических учений и современность. 6. Этическое содержание и правовые аспекты понятия человеческого достоинства. 7. Стыд и честь: природа и содержание понятий. 8. Проблема нравственных ценностных приоритетов и задачи совершенствования права в современной России.
Задания для подготовки к коллоквиуму: - продумать материал лекции по основным категориям и нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве; - проанализировать рекомендованные лектором источники, касающиеся категориального и ценностного уровней этики; - ознакомиться и прокомментировать работу Э. Фромма «Духовная сущность человека, способность к добру и злу» (Философские науки. 1990. №8); - проанализировать позиции Ф. Ницше о происхождении совести и онтологию совести М. Хайдеггера; - продумать и прокомментировать следующие изречения философов:
1) «… Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать илиувеличить наше удовольствие… Злом… называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание…» (Д. Локк). 2) « Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее» (Ф. Бэкон). 3) «… Добро – это утверждение; зло – отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах). 4) «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой). 5) «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В.С. Соловьёв). 6) « Подлинный оптимизм … состоит в стремлении к осознанному идеалу…» (А. Швейцер). 7) 1) «… Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга…» (И. Кант). 8) 2) «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель). 9) 3) «…Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель). 10) 4) «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро). Проанализировать следующие проблемы: 1. Взаимосвязь служебного и нравственного долга. 2. Долг и личный интерес. 3. Честь и совесть как категория этики и их значение для осуществления права.
Практическое занятие № 6 Вид: дискуссия Тема: Свобода как этическая и правовая проблема (2 часа) 1. Свобода как важнейший качественный показатель состоятельности личностного и социального бытия. 2. Свобода и нравственность: борьба противоположностей или органическая взаимосвязь? 3. Свобода и ответственность. 4. Свобода как гражданская автономия. Гражданские свободы. Политические права. 5. Свобода, нравственность, право: проблема соотношения и пути сближения.
Задания для подготовки к дискуссии: - продумать материал лекции по категориям свободы и ответственности, имея в виду их осуществление в праве; - проанализировать следующие первоисточники: А. Камю. Творчество и свобода: Сборник. М., 1990; О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1 половина ХХ века). М.: Прогресс-Традиция, 2000; Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: «Прогресс», 1995; - проанализировать работы современных авторов, касающиеся проблем свободы и ответственности: В.М. Артемов. Свобода и нравственность. М.: «Канон+», 2007; Ганс Йонас. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004; Дж. Кэмпбелл. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. №12; - Продумать и прокомментировать следующие изречения философов. 1) «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит). 2) «Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдёт в этот кусочек» (М.А. Бакунин). 3) «… моя свобода, как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством» (В.С. Соловьев). 4) «… мы зачарованы ростом свободы от сил, внешних по отношению к нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными её врагами» (Э. Фромм). Попытайтесь ответить на вопросы: 1. Почему ответственность является оборотной стороной свободы? 2. Что происходит, когда свобода отрывается от нравственности? 3. Можно ли свести свободу к познанию необходимости? 4. Как соотносятся внутренний и внешний аспекты свободы? 5. Может ли быть свобода чрезмерной?
Практическое занятие № 7
Вид: коллоквиум Тема: Актуальные проблемы прикладной этики (2 часа) 1. Факторы формирования и особенности прикладной этики. 2. Ненасилие как добро и средство достижения добра. 3. Роль насилия в истории общества. Проблема соотношения цели и средств. 4. Правовое государство и насилие: реальность и перспективы в контексте ценностных приоритетов. 5. Этические аргументы «за» и «против» эвтаназии и смертной казни.
Задания для подготовки к коллоквиуму: - продумать материал лекции по данным категориям, имея в виду их осуществление в праве; - проанализировать рекомендованные лектором первоисточники, касающиеся понятия ненасилия, включая работы Л.Н.Толстого и А.Швейцера. - ответить на вопросы: 1. Проблема самосовершенствования и насилие над самим собой.
2. Возможно ли нравственное оправдание средств насилия? 3. Смертная казнь: справедливое возмездие или легитимное насилие? Нравственные и правовые аргументы “за” и “против” смертной казни.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|