Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика «Показатели индивидуализма— коллективизма» (ПИК)





(Почебут Л.Г. Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос. СПб.: Изд-во СПбГУ,2002; Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ,2005.)

 

Разработана Л. Г. Почебут на основе описания культурных синд­ромов Г. Триандиса. Предназначена для выявления индивидуалист­ских либо коллективистских установок личности.

Текст

Инструкция. Выберите одно из предложенных суждений. Отметь­те его знаком «+».

1.

А. Когда я в жизни сталкиваюсь с какими-либо трудностями, я обычно обращаюсь за помощью к друзьям или коллегам по работе.

Б. Я самостоятельно справляюсь со своими трудностями, не прибегая к помощи друзей или коллег.

2.

А. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что я могу делать то, что считаю необходимым для дела.

Б. На работе (или во время учебы) я должен быть уверен в том, что вношу существенный вклад в общее дело.

3.

А. Я считаю, что женщины должны заниматься своими дела­ми и не претендовать на мужские виды работ.

Б. Я считаю, что женщины должны выполнять те же виды ра­бот, что и мужчины.

4.

А. В нашем обществе неукоснительно соблюдаются права кон­кретного человека.

Б. В нашем обществе права группы важнее прав отдельного человека.

5.

А. Мне было бы неприятно общаться с человеком, который упорно добивается своего, не принимая в расчет интересы окружающих его людей.

Б. Человек, который настойчиво добивается своих целей, не обращая внимания на интересы окружающих, мог бы слу­жить для меня примером.

6.

А. Со старшими по возрасту или вышестоящими по статусу я привык общаться как с равными.

Б. Старшим по возрасту или вышестоящим по должности я привык оказывать уважение и почтение.

7.

А. При знакомстве с новым человеком я интересуюсь его со­циальным положением (где и кем он работает).

Б. При знакомстве с новым человеком я больше интересуюсь его личностными чертами, чем его социальным положением.

8.

А. В жизни очень важно, чтобы окружающие люди любили и уважали меня.

Б. В жизни важно сделать что-то очень существенное, что при­несло бы пользу другим людям.

9.

А. Мне нравится рассказывать друзьям и знакомым о своих успехах и достижениях.

Б. Я предпочитаю быть скромным и не хвастаться своими успехами.

10.

А. Я надеюсь, что буду поддерживать тесные, дружеские, обя­зывающие отношения с несколькими близкими друзьями всю жизнь.

Б. Я надеюсь иметь в жизни много друзей, отношения с кото­рыми будут легкими, приятными, но ни к чему не обязы­вающими.

11.

А. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с родными или друзьями.

Б. Принимая важное решение, я стараюсь обдумать его само­стоятельно, ни с кем не советуясь.

12.

А. Выбирая профессию или работу, я ориентируюсь исклю­чительно на свои потребности и интересы.

Б. Выбирая профессию или работу, я следую совету своих ро­дителей или друзей, принимая во внимание их жизненный опыт и оценку моих способностей.

13.

А. Когда меня постигает неудача, я замыкаюсь в себе и пере­живаю в одиночестве.

Б. В случае неудачи я жду сочувствия и помощи от друзей и, как правило, получаю их.

14.

А. Мое настроение повышается, когда между коллегами по ра­боте царят мир, согласие, взаимопонимание и взаимопо­мощь.

Б. На мое настроение никак не влияют взаимоотношения моих коллег по работе.

15.

А. Мои убеждения — это мое личное дело. Я никому не по­зволю ставить их под сомнение.

Б. Для меня важно, чтобы мои друзья разделяли мои убеждения.

16.

А. Я предпочитаю жить поближе к родителям (или вместе с ними), чтобы помочь им в случае необходимости.

Б. Я предпочитаю жить независимо от родителей, и финансо­во, и территориально.

17.

А. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь изменить ситуацию в свою пользу.

Б. Когда я сталкиваюсь с трудностями, то стараюсь приспо­собиться к возникшей ситуации.

18.

А. Мнение окружающих о моем поведении очень важно для меня.

Б. Мне совершенно безразлично мнение окружающих о моем поведении.

19.

А. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на че­ловека, — это обратиться за помощью к авторитетному для него лицу.

Б. Я думаю, что лучший путь для того, чтобы повлиять на че­ловека, — это обратиться к нему лично.

20.

А. Я считаю, что каждый должен заботиться о себе сам.

Б. Я считаю, что люди должны помогать друг другу, заботить­ся о ближнем.

21.

А. Мнение моих родителей для меня важнее мнения моего супруга.

Б. Мнение моего супруга для меня важнее мнения моих роди­телей.

22.

А. Я пытаюсь объяснять поведение людей правилами, норма­ми, традициями, принятыми в их культуре. Б. Я пытаюсь объяснять поведение людей их личностными особенностями и установками.

23.

А. Мне нравится рассказывать окружающим людям о себе самом.

Б. Мне нравится слушать рассказы знакомых людей об их жизни.

24.

А. Я сильно переживаю, если окружающие люди не одобряют мое поведение.

Б. Я равнодушен к оценке окружающими людьми моего по­ведения.

25.

А. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, нужно просто делать свое дело.

Б. Для того чтобы организовать свой бизнес и преуспеть в нем, необходимы добрые и долговременные взаимоотношения с партнерами.

26.

А. Мой кумир — это герой-одиночка, который борется со сво­ими врагами.

Б. Мой кумир — это человек, который организует и сплачи­вает группу людей для победы.

27.

А. Я думаю, это справедливо, когда при распределении пре­мии или любой награды каждый член группы получает ка­кую-то часть.

Б. Я думаю, это справедливо, когда при распределении пре­мии или любой награды каждый получает только то, что заработал.

28.

А. Я считаю, что если знакомый мне помог, то достаточно рас­считаться с ним деньгами.

Б. Я считаю, что если знакомый мне помог, то нужно отпла­тить ему услугой за услугу.

29.

А. Вполне возможно, что, когда я иду в гости к друзьям, я могу привести с собой еще одного человека, ранее не знакомо­го с хозяевами дома.

Б. Для меня совершенно неприемлемо привести в дом к моим друзьям ранее не знакомого им человека, предварительно не договорившись.

30.

 

А. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе вызы­вают дух конкуренции и способствуют повышению резуль­тативности труда.

Б. Я думаю, что конфликты между коллегами по работе отри­цательно влияют на результаты их труда.

Ключ

1. А - к; Б - и 11.А-к; Б - и 21.А - и; Б - к
2.А-и;Б-к 12.А - и; Б - к 22. А - к; Б - и
3.А-к; Б - и 13. А - и; Б - к 23.А - и; Б - к
4. А - и; Б - к 14.А-к; Б - и 24.А-к; Б - и
5. А - к; Б - и 15.А - и; Б - к 25.А - и; Б - к
6.А - и; Б - к 16.А-к; Б - и 26.А - и; Б - к
7.А-к; Б - и 17.А - и; Б - к 27. А - к: Б - и
8. А - к; Б - и 18.А-к; Б - и 28.А - и; Б - к
9.А - и; Б - к 19. А - к; Б - и 29.А-к; Б - и
10.А - к; Б - и 20.А-и; Б - к ЗО. А - и; Б - к

Каждое совпадение ответа респондента с ключом оценивается в один балл. Затем высчитывается сумма баллов коллективизма и сум­ма баллов индивидуализма. Превышение баллов по одной из шкал говорит о тенденции человека к тому или иному типу культуры. Ре­зультаты нашего исследования мнений 766 респондентов (жители Санкт-Петербурга разных социальных групп, возраста и пола) по­казали следующее: средние баллы коллективизма равнялись 16,23 (стандартное отклонение = 3,65); средние баллы индивидуализма равнялись 13,73 (стандартное отклонение — 3,67).

Тест «Маскулинность—фемининность» (BSRI)

(Берн Ш. Тендерная психология. М.: прайм - Еврознак, 2001. С. 72-75.)

 

Тест разработан С. Бэм (Bern, 1974). Это наиболее широко ис­пользуемая методика для измерения того, как взрослый человек оце­нивает себя с точки зрения гендера.

Текст

Инструкция. Опишите, пожалуйста, сами себя по семибалльной шкале. Женщины используют при описании определения женско­го рода. Мужчины — мужского.

1 — всегда неверно;

2 — обычно неверно;

3 — иногда, редко верно;

4 — верно время от времени;

5 — часто верно;

6 — обычно верно;

7 — в основном верно.

1. Самоуверенная 21. Надежная 41. Сердечная
2. Уступчивая 22. Аналитичная 42. Важная
3. Помогающая 23. Сочувствующая 43. Желающая занять место другого
4. Защищающая свои взгляды 24. Ревнивая 44. Мягкая
5. Бодрая 25. Имеющая способность к лидерству 45. Дружественная
6. Унылая 26. Чувствительная к нуждам других 46. Агрессивная
7. Независимая 27. Правдивая 47. Легковерная
8. Робкая 28. Готовая рисковать 48. Малорезультативная
9. Совестливая 29. Сообразительная 49. Действующая как лидер
10. Атлетическая 30. Скрытная 50. По-детски искренняя
11. Любящая 31. Принимающая легко 51. Приспосабливающаяся
12. Театральная 32. Сострадающая 52. Индивидуалистка
13. Напористая 33. Искренняя 53. Не использующая грубые слова
14. Льстивая 34. Самодостаточная 54. Не систематичная
15. Счастливая 35. Стремящаяся утешить 55. Корректирующая
16. Сильная личность 36. Тщеславная 56. Любящая детей
17. Преданная 37. Властная 57. Тактичная
18. Непредсказуемая 38. Тихо говорящая 58. Честолюбивая
19. Сильная, выносливая 39. Умеющая нравится 59. Спокойная
20. Женственная 40. Мужественная 60. Обычно традиционная

 

 


Ключ

Тест включает в себя 60 прилагательных, каждое из которых рес­пондент оценивает по 7-балльной шкале, в соответствии с тем, на­сколько точно оно его характеризует. Двадцать прилагательных из этого списка составляют шкалу мужественности: мужественный, анализирующий, амбициозный, агрессивный, доминантный и т. д. Двадцать составляют шкалу женственности: женственный, теплый, любящий детей, внимательный к нуждам окружающих и т. д. Двад­цать — нейтральные: завистливый, надежный, серьезный, с боль­шим самомнением, тактичный. Прилагательные были отобраны, исходя из того, какие характеристики считались гендерно соответ­ствующими в то время, когда создавалась шкала. Это делалось с целью определить место тендера в культурном контексте, а не в лич­ности отдельного человека.

Человек, набравший большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности, считается андрогинным; тот, кто набрал высокий бал по шкале женственности, но низкий — по шкале мужественности, считается женственным; тот же, чей балл по шкале мужественности намного превышает резуль­таты по шкале женственности, считается мужественным. Термином «недифференцированный» в этом тесте обозначается тот, кто набрал одинаково низкие баллы как по шкале мужественности, так и по шкале женственности. Полотипизированным человеком С. Бэм на­зывает того, чье самоопределение и поведение совпадают с теми, которые считаются в его обществе гендерно соответствующими.

Маскулинные женщины, в которых выражено мужское нача­ло, - 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55,58.

Фемининные, выражено женское начало — 2, 5, 8, 11,14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Андрогинный, смешанный тип, гармоничный человек — 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 48, 51, 54, 57, 60.

Оценки:

t > +2,025 — ближе к фемининному типу (F).

-1< / <1 — андрогинный тип (А).

/ < -2,025 — маскулинный тип (М).

Формула для женщин:

 

Формула для мужчин:







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.