Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета





1. Дети стоят по кругу, у каждого в руках по мешочку. Передача мешочков вправо (влево) по сигналу. То же с различными заданиями на слуховое внимание.

2. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает — передача прекращается, с возобновлением музыкального сопровождения игра продолжается.

3. Дети стоят по кругу, водящий — в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймав­ший мяч становится водящим.

Каждое упражнение необходимо тщательно отрабатывать, добиваясь правильного выполнения всех составляющих его компонентов и соблюдения условий, от которых зависит чистота выполнения. Такой подход обеспечит ребенку в даль­нейшем успешное освоение более сложных двигательных навыков. Навыки, сформированные в упражнениях с утя­желенными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: мячами, кольцами и т.д. Наиболее сложным предметом для манипуляции явля­ется кольцо.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ РАБОТЫ

С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Девиантное поведение всегда связано с отклонением от существующих социальных норм, стереотипов, ценностей и ожиданий. Ученые выделяют психологические, биологи­ческие и социальные причины отклоняющегося поведе­ния.

Формирование индивидуальных особенностей подрост­ка зависит от очередности и темпов созревания функцио­нальных систем головного мозга, т.е. у каждого подростка есть своя индивидуальная траектория развития.

Основные этапы созревания коры больших полушарий головного мозга, формирование функциональной и мотор­ной асимметрий, интенсивное развитие мозолистого тела отмечаются к 6—7 годам — к началу школьного обучения. Учитывая психофизиологические особенности когнитивных стилей обучения ребенка, можно оптимизировать развитие познавательных процессов и создать предпосылки форми­рования ситуации успеха в учебной деятельности.



В последнюю очередь завершают свое созревание наибо­лее молодые образования — фронтальные зоны передних отделов коры больших полушарий. Фронтальные зоны игра­ют важнейшую роль в аналитико-синтетической деятельно­сти мозга, в построении программ поведения и контроле их исполнения, в переработке информации эмоционального содержания.

Интересно отметить, что функциональные показатели, получаемые по электроэнцефалограмме, свидетельствуют о некоторых регрессивных изменениях в биоэлектрической активности мозга подростков. В подростковый период отме­чается определенная дестабилизация электрической актив­ности мозга. Значительно нарастает амплитуда фонового альфа-ритма, появляются высокоамплитудные разряды тета-ритма в теменных и центральных отделах обоих полушарий. Все это отражает повышенную активность диэнцефальных структур мозга в период гормональных перестроек.

Эти изменения возникают в начальном периоде полово­го созревания вследствие возросшей активности ряда обра­зований в глубоких структурах мозга, которые отвечают за эндокринную перестройку организма. На поведенческом уровне избыточная подкорковая активация может прояв­ляться в повышенной возбудимости, эмоциональной неус­тойчивости, девиациях.

На заключительных этапах полового созревания регрес­сивные сдвиги в электроэнцефалограмме подростков исче­зают. К этому времени по морфологическим и функциональ­ным критериям передние отделы мозга достигают состоя­ния зрелости. Это рассматривается как физиологическое условие возникновения способностей к произвольной регу­ляции поведения и абстрактному мышлению. У большин­ства девиантных подростков наблюдаются нарушения в оче­редности и темпах созревания головного мозга.

Другой причиной, приводящей подростков к тяжелой социальной дезадаптации, является наличие остаточных явлений патологии центральной нервной системы.

С точки зрения психофизиологии девиантные подростки в своей деятельности используют только ведущее полушарие из-за недостаточной сформированности мозолистого тела и, вследствие этого, неинтегрированной работы мозга. Исследование девиантных подростков по пробе Хеда показало низкую степень сохранности премоторной зоны. По тесту Б. В. Зейгарнек выявлены перекрестные синкинезии (чере­дование функционального блокирования полушарий) и дву­сторонние синкинезии (каждое из полушарий одновремен­но выполняет функции образного и логического мышле­ния), меньшая степень межполушарного взаимодействия и более позднее созревание головного мозга, чем у детей без социальных отклонений.

Согласно исследованиям американских психофизиологов, у девиантных подростков отмечается дисфункция пра­вого полушария, неразвиты желудочки мозолистого тела и комиссуры.

У девиантных подростков способность центров коры пра­вого и левого полушария вступать в функциональные меж-полушарные контакты значительно ниже, чем у социально благополучных детей. Поэтому для них характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Отме­чается высокая потребность к поисковой деятельности, ко­торая требует ухода от комфортных условий (бродяжниче­ство, наркотизм, рискованные игры, создание стрессовых ситуаций).

При левополушарной стратегии обучения у правополу-шарных подростков происходят перегрузки левого полуша­рия. Как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария становятся заметны раздра­жительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения, неудовлетворенность собой. Часто подоб­ные нарушения представлены картиной девиантности. По­мочь подросткам можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведуще­го, но приторможенного,правого полушария. При этом бу­дет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.

В коррекционной работе с девиантными подростками особенно успешны психотерапевтические приемы, гармо­низирующие работу правого и левого полушарий, а также развивающие межполушарные связи.

КОМПЛЕКС № 1

1. Горизонтальная восьмерка.Вначале нарисуйте на доске или большом плакате восьмерку. Потренируйтесь рисовать восьмерку в воздухе. Первая фаза. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на правое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Правой рукой захватите нижнюю часть голени левой ноги и за ее стопу (левую) возьмитесь левой рукой, рот полуоткройте, язык на небе. Необходимо делать вдох через нос на счет «1-2-3-4». Упражнение делайте с закрытыми глазами. На вдохе необходимо представить кольцо, идущее сверху вправо и вверх (счет «1-2-3-4»), на выдохе кольцо, идущее сверху вправо и вниз (счет «1-2-3-4»). В дальнейшем эта восьмерка с уровня представления должна перерасти в четкую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.

2. Доминирующее опускание руки.Упражнение выполняется стоя вдвоем. Один медленно и равномерно поднимает правую руку до горизонтального положения (счет «1 -2-3-4»), после чего другой опускает эту руку в три шага: Первый шаг: создание легкого усилия мышцы руки (счет «1-2-3-4-5-6-7»), время — 7 с. Второй шаг: создание большого напряжения (счет «1-2-3-4-5-6-7»), время — 7 с. Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет «1-2-3-4-5-6-7»), время — 7 с. Опускание руки повторяется 3 раза. При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять удовольствие. Левую руку можно включать вместо правой руки, если усиливают правое полушарие. Праворукость или леворукость не учитываются.

3. Перекрестная марионетка (для правого полушария).Упражнение выполняется стоя. На счет «1-2-3-4-5-6-7» медленно и равномерно поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте усилие для ноги в три шага: Первый шаг: легкое усилие мышцы ноги — 7 с. Второй шаг: сильное усиление — 7 с. Третий шаг: доминирующее опускание ноги — 7 с. Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опереться или удержать ее, отставив в сторону и согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.

4. Перекрестная марионетка (для левого полушария).Выполняется, как и для правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.

5. Односторонняя марионетка.Выполняется стоя. Медленно на счет «1-2-3-4-5-6-7» поднимается правая нога, усиление в три шага создается тоже правой ногой. Спина прямая. Дети повторяют 3 раза, взрослые — 8 раз.

6. Усиление руки(без доминирующего опускания). Выполняется вдвоем. Один медленно и равномерно на счет «1-2-3-4-5-6-7» поднимает правую руку до горизонтального положения. Другой делает усиление руки в два шага. Первый шаг: легкое усиление (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Второй шаг: большое усиление (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Чтобы рука ребенка не взмывала вверх после второго усиления, партнер плавно, постепенно и легко опускает его руку, а тот, в свою оче­редь, так же плавно продолжает опускать ее до конца (счет «1-2-3-4-5-6-7»). Дети выполняют это упражнение 3 раза, а взрослые — 8 раз.

КОМПЛЕКС № 2

1.Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории горизонтальной восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем — разнонаправленные.

3. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

4. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять упражнение, сидя или лежа на полу.

5. Можно сидеть или стоять, поставив ноги на ширину плеч. Руки, согнув в локтях, расположите на уровне груди и соедините пальцы в виде шатра. Внимание сосредоточьте на пульсации в пальцах. Рот полуоткройте, язык на небе, вдох через нос, выдох через рот. Закройте глаза. Это упражнение выполняется три раза.

6. Параллели.Для выполнения упражнения предлагается лист плотной бумаги с нарисованными на нем черной тушью двумя параллелями. Располагается на расстоянии 20 см от глаз, освещение нормальное и равномерное. Необходимо в течение 45 с смотреть на центр листа, между параллелями, после чего взгляд переведите на светлый фон. С появлением постобраза глаза закройте, а «параллели» мысленно переведите в центр лба, после чего некоторое время «смотрите» на них в таком положении. Упражнение можно повторять до трех раз.

7. Пуантизм.Возьмите большой лист бумаги и акварельные краски. Используя краски, пальцами рук (без кисточки) на бумаге сделайте рисунки на свободную тему. Можно использовать зеркальное рисование двумя руками одновременно. Хорошие результаты приносит рисование красками пальцами ног.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.