|
Сущность, объект, предмет, задачи педагогической психологииСтр 1 из 10Следующая ⇒ Сущность, объект, предмет, задачи педагогической психологии Сущность- Предмет - факты, мех-мы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельгости, организуемое и управляемое педагогом в разных условиях образовательного процесса. Объект- педагогический процесс Задачи Главная задача- выявление, изучение и описание психологич особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития чел в разных условиях уч-восп деятельности, образоват процесса. Задачи пед.пси.: - раскрытие мех-ов и закономернстей обучающегося и воспитывающее воздействие на интеллект и личностн развитие обучающегося. - определение мех-ов и закономерностей освоения учащимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивид сознании обучаемого и использование в различных ситуациях -определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего процесса -изучение психологич основ деятельности педагога -определение особенностей организации и управления уч деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуально-личностное развитие и учебно-познавательную активность - определение закономерностей условий, критериев усвоений знаний и формирование необходимых навыков и умений - опред психологич основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательным стандартом - разработка психологических основ совершенствования образоват процесса на всех уровнях образовательной системы
Задачи педагогической психологии Главная задача- выявление, изучение и описание психологич особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития чел в разных условиях уч-восп деятельности, образоват процесса. Задачи пед.пси.: - раскрытие мех-ов и закономернстей обучающегося и воспитывающее воздействие на интеллект и личностн развитие обучающегося. - определение мех-ов и закономерностей освоения учащимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивид сознании обучаемого и использование в различных ситуациях -определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего процесса -изучение психологич основ деятельности педагога -определение особенностей организации и управления уч деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуально-личностное развитие и учебно-познавательную активность - определение закономерностей условий, критериев усвоений знаний и формирование необходимых навыков и умений - опред психологич основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательным стандартом - разработка психологических основ совершенствования образоват процесса на всех уровнях образовательной системы
Подходы ученых к определению структуры педагогической психологии
4. Методы исследования в педагогической психологии Достижением любой науки в значительной степени определяется развитием ее методического аппарата, позволяющего добывать новые научные факты и на их основе строить научную картину мира. Принято выделять в психологии три уровня методологического[1] анализа: - Общая методология - философский подход к анализу явлений действительности (у нас такими общими принципами являются исторический и диалектический материализм). - Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования. - Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого- педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования. Педагогическая психология используется все те методы, которые есть в арсенале других отраслей психологии (психологии человека, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент ит.д. Кроме общих методов в педагогической психологии есть еще специальные методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка. Особое место среди прочих методов занимает психолого-педагогический эксперимент -исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью– для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на: -организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки). - процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей). - оценочные (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования). - методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собираются необходимая информация о испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации). Кроме того, выделяют еще две группы методов, имеющие целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка. Это психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование - оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Форма проведения консультации - беседа с ребенком, родителями или людьми, участвующими в его обучении и воспитании (носит рекомендательный характер). Коррекция предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо
Показатели обучаемости Основные показатели обучаемости — темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала. Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Существенны предложенные А.К. Марковой показатели обучаемости: — активность ориентировки в новых условиях; — инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской); — настойчивость в достижений поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий; — восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления. По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмыковой, лежат следующие положения: — диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь; — методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.; — обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;
18. Суммарные и существенные показатели обучаемости (по З.И. Калмыковой, А.К. Марковой) Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Существенны предложенные А.К. Марковой показатели обучаемости: — активность ориентировки в новых условиях; — инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской); — настойчивость в достижений поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий; — восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления. По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмыковой, лежат следующие положения: — диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь; — методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.; — обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;
Сущность, объект, предмет, задачи педагогической психологии Сущность- Предмет - факты, мех-мы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельгости, организуемое и управляемое педагогом в разных условиях образовательного процесса. Объект- педагогический процесс Задачи Главная задача- выявление, изучение и описание психологич особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития чел в разных условиях уч-восп деятельности, образоват процесса. Задачи пед.пси.: - раскрытие мех-ов и закономернстей обучающегося и воспитывающее воздействие на интеллект и личностн развитие обучающегося. - определение мех-ов и закономерностей освоения учащимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивид сознании обучаемого и использование в различных ситуациях -определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего процесса -изучение психологич основ деятельности педагога -определение особенностей организации и управления уч деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуально-личностное развитие и учебно-познавательную активность - определение закономерностей условий, критериев усвоений знаний и формирование необходимых навыков и умений - опред психологич основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательным стандартом - разработка психологических основ совершенствования образоват процесса на всех уровнях образовательной системы
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|