Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игры животных — фактор развития





Игра для животного не просто возможность заполнить свободное время. Это необходимая для существования вида форма поведения.

Видя, как котенок гоняется за клубком, мы, не задумываясь, говорим, что он играет. Собака, приносящая брошенную палку, тоже играет. Играет ребенок, изображающий шофера. Понятно, что играть можно, имея для этого соответствующие условия: такие условия обеспечиваются заботами и опекой родителей. Даже детеныши животных освобождены от необходимости добывать себе пищу и защищаться от врагов. Но было бы ошибкой'считать, что играют только малыши. Взрослые животные тоже играют, когда чувствуют себя в безопасности, не испытывают ни голода, ни жажды и не заняты никакими другими делами.

Так, в природе белый медведь время проводит в одиночестве и ему не до игр. В неволе эти животные часто играют с партнерами. Играя, животные используют приемы, с помощью которых ловят добычу, атакуют противника, защищаются.

Бамбук

Есть растения, вырастающие чуть ли не на глазах. Рекорд скорости роста принадлежит бамбуку — до 40 см за сутки. Молодой проросток бамбука вытягивается на полмиллиметра в минуту. Это

скорость движения минутной стрелки небольших наручных часов, движения которой мы способны заметить.

Самая верная проба души

Люди часто отказываются от того, что сулит удовольствие, потому, что существует другая сила, которая руководит человеческими поступками. Эта сила — воля. Эта сила проявляется как желание одолеть препятствие на пути удовлетворения какой-либо потребности. Ярчайший пример тому — любой спорт. Всегда интересно выиграть усильного противника, что побуждает проявить волю. Воля нужда­ется в препятствиях.



Поющие бизнесмены

Пассажиры, вышедшие из соседнего вагона, толпятся на перроне вокзала в японском городе Фудзиномя. В середине стоит солидный мужчина, который раскланивается и сообщает: «Здравствуйте! Я Тосиноси Ямиуо из Токио! Сейчас я вам исполню чудесную песню. Слушайте». И при этом начинает петь перед удивленной публикой, безжалостно фальшивя. Толпа недоумевает. Сумасшествие? Или рекламный трюк? Певца сменяет другой, продолжающий тот же спектакль. Эта сцена на вокзале — обычное занятие слушателей специальных курсов, где обучаются бизнесмены — директора фирм, заводов, магазинов. Они изучают около 13 дисциплин. А на перроне бизнесмены усваивают самое трудное — учиться непринужденно и хладнокровно вести себя даже в самой странной ситуации, на виду усотен людей.

Самый, самый...

Самый сложный язык в мире — китайский. В самом полном толковом словаре собрано 49 905 иероглифов. Только один звук «и» имеет 84 значения, причем нередко далеких по смыслу («широко», «весьма», «одежда», «озорной»). Самым сложным описанием отли­чается выражение «сие». Чтобы изобразить его, требуется 64 движе­ния кисточкой или пером. Оно означает слово «общительный».

Самые большие животные, жившие до сих пор на Земле,— праисторические ящеры, вес их достигал 80 тонн. По подсчетам финского зоолога Ж. Хаканена из Хельсинского университета, животное не может превышать в весе 100 тонн. Иначе его существование в условиях земной гравитации невозможно.

Совершенствованию нового речевого навыка способствует участие подростков в различных инсценировках. Обычно инсценировки готовятся для концертов в конце определенного периода логопедиче­ской работы. Выступая на сцене, ученики привыкают правильно говорить, уверенно и свободно держаться при различной психологиче­ской нагрузке. В этих условиях им приходится не только общаться со своими партнерами, но и преодолевать волнение и страх речи, выступая перед зрителями.

При драматизации появляются условия для творческого перево-

площения. Ученик играет определенную роль, часто человека с противоречивыми чертами характера.

Например, застенчивый подросток может весь раскрыться в изображении смелого, решительного героя. Увлекаясь игрой, заикающиеся сосредоточиваются на особенностях характера и речи исполняемой роли и забывают о собственном дефекте, что освобождает их от волнения и напряженности. Во время репетиций ученики подыскивают разнообразные средства выразительности речи, новые жесты, мимику. Их подсказывает не только режиссерская работа логопеда, но и собственная фантазия, творческие возможнот сти, жизненный опыт и уровень культуры подростков. Во время работы над речью очень полезно наблюдать, как держатся на сцене и говорят настоящие актеры, дикторы телевидения и т. д. Участие в драматизациях помогает обрести уверенность и естественность не только при исполнении данной роли. Успех на сцене помогает самоутвердиться и свободно общаться в жизни.

Сначала разыгрываются диалоги, желательно, юмористического характера, чтобы создать непринужденную, радостную атмосферу на занятиях. Затем берутся более сложные со.чинения из репертуара школьных театров.

Краткая беседа логопеда знакомит подростков группы с содержа­нием драматического произведения, с, целями и особенностями этой формы речевой работы. Затем ученики читают по ролям выбранную сценку. Каждый сообщает, какую роль он хочет' исполнять, как представляет себе характер, поведение, манеру речи своего героя.

Предлагаемые ниже отрывки из драматических произведений ученики могут просто читать по ролям по книге. Небольшие сценки заучиваются наизусть, разыгрываются на логопедических занятиях, на концертах и т. д. Эти представления значительно скрасит соответствующий нехитрый реквизит, который изготавливается участниками концерта. Обсуждение необходимых костюмов, совме­стный труд во время создания декорации являются хорошим условием для естественного общения и закрепления речевого навыка.

Что может робот

{Веселые лекции профессора Фортрана.)

Действующие лица. Профессор Фортран и кот Икс.

Профессор. Икс, иди чистить картошку.

Икс. Уже иду. Эх, робота бы сюда.

Профессор. Робот не знает, как чистить картошку.

Икс. Хе! Пара пустяков!

Профессор. Пара пустяков? Сейчас посмотрим. Давай я буду роботом. Командуй!

Икс. Робот Фортран, чисти картошку.

Профессор (изображающий робота): Я чищу. (Вытирает картошку носовым платком.)

Икс. Мой носовой платок! Остановись!

Профессор. Ты должен давать подробные и точные команды. Попробуй еще разок.

Икс. Робот Фортран, возьми в правую руку нож и чисти картошку. (Профессор, изображающий робота, берет нож за Лезвие и ручкой скребет картошку.) Опять не так. Лучше я сам картошку

почищу.

Профессор. Теперь ты понял, что управлять роботами не просто? Надо было командовать по-другому.

И кс . Как?

Профессор. А вот как. (Показывает таблицу, на которой

написана:

1. Взять правой рукой нож за ручку.

2 В левую руку взять неочищенную картошку.

3. Острой стороной лезвия срезать у'картошки всю кожуру.

4. Положить картошку в кэстрюлю.

5. Если не вся картошка почищена, перейти к пункту 2.

6. Конец работы.)

Икс. А с вареной картошкой я и без робота справлюсь. Профессор. Ребята! Вы можете и сами придумывать такие веселые истории.

(А. Зарецкий, А. Труханов)

Цветы для бабушки

Действующие лица. Вася,« Коля.

Вася. А сейчас, ребята, вы увидите... (Входит Коля с букетом цветов.) Вы увидите чудака, который средь бела дня ходит с цветочками. (Коле.) Тебе не стыдно?

Коля. Почему мне должно быть стыдно?

Вася. Что это за лютики-цветочки? Ты бы еще бантик нацепил!

Коля. А! Ну... У бабушки моей завтра день рождения. Ну, я решил подарить ей цветы.

Вася. Вот уж не знал, что ты так любишь цветы.

Коля. При чем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать. *

В а с я . А ты, оказывается эгоист! «Вот тебе, бабуля, цветочки и ра­дуйся!» Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник — это мой праздник.

Коля. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость.

Вася. Да кто же так делит?! Цветочки! У моего деда был день рождения, я'ему знаешь что подарил? Клюшку хоккейную!

Коля. Ну что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже полезно спортом заниматься.

Вася. При чем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит — не до хоккея ему. Но ты же знаешь — не важен подарок, важно внимание.

Коля. А что ты маме подарил?

Вася. Маме — щенка.

Коля. Твоя мама, наверное, любит животных?

Вася. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок — выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить. . ПглАг>™\

Это мой папа

В телефонную кабину заходит Васечкин. Он ставит портфель на пол и решительно набирает номер.

— Феликс Александрович? — говорит он явно измененным голо­сом.— Петя Васечкин сегодня в школу не придет. Он. заболел.

— Чем?

— У него грипп. Вирусный. Да, температура высокая.

— Кто говорит?

— Как кто? Васечкин говорит, Владимир Эдуардович.

— Кто такой Владимир Эдуардович?

— Как кто такой? Это мой папа!

Джентльмены

Прозвонил звонок на урок. Пятый «А», сокрушая все на своем пу­ти, ворвался в класс и расселся. Девочки, которым не хватало места, стояли сзади. Вошла учительница Алла Ивановна. Все встали, потом сели. Девочки по-прежнему стояли. Алла Ивановна не выдержала:

— Неужели в нашем классе нет ни одного джентльмена?— спросила она.

— Да что вы, Алла Ивановна! — ответил ей с места удивленный Петров.— Джентльменов у нас навалбм, а вот стульев вечно не хватает.

Прогадал

Васечкин и Петров идут по улице, едят мороженое. Они останавливаются около газетного, стенда.

— Смотри-ка, про меня напечатали! — изумленно говорит Васечкин.

— Иди ты! — поражается Петров.— Где? Дай поглядеть-то.

— Да не толкайся ты. Сам прочту! — осадил его Васечкин.— Вот слушай, слушай: «За истекший квартал автобусы нашего города перевезли 1 678 323 пассажира». Ну, как? — удовлетворенно спраши­вает он.

— Что ну как? — недоумевает Петров.— А что же здесь про тебя?

— Ну и балда же ты! — презрительно говорит Васечкин и, явно подражая какому-то учителю, объясняет:

— Я же в истекшем квартале ездил на автобусе, значит, это и про меня написано. Теперь понял?

— Ага,— соображает Петров. И вдруг его осеняет.

— Слушай,— говорит он,— значит, это и про меня! Я ведь тоже ездил на автобусе.

Но Васечкину эта идея явно не нравится. Прежде чем ответить, он секунду раздумывает.

— А вот и нет! — неожиданно произносит он.

— Как нет? — обижается Петров.— Это почему про тебя «да», а про меня «нет»?

— Да потому, что ты все это время без билета ездил. А пассажи­ров считали по оторванным билетам. А раз ты билет не отрывал, значит, тебя никто не сосчитал. Поэтому здесь про тебя не сказано. Понял? (В.Алейников, В. Зеликовский)

Абсолютно верно

Действующие лица. Учитель, автор, Маша, Миша, Коля.

Учитель. Ты опять завтракаешь на уроке?

Автор. Валя быстро спрятала завтрак в парту.

Учитель. Что будет, если все будут завтракать на уроке?

Автор. Класс зашумел, потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.

Коля. Будет очень смешно!

М и Ш а . Жевание будет!

Маша. Все сытые будут!

Учитель. А чего не будет?

Автор. Класс молчал. Чего не будет — никто не знал. Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул...

Петя. Урока не будет!

Учитель. Абсолютно верно!

(В. Голявкин) Болтуны

Действующие лица. Автор, учитель, Сеня, Юра. Автор. Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошел учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу. Сеня. Это я. Похоже? Юра. Нисколько, у тебя не такие уши. Сеня. А какие у меня уши? Юра. Как у осла. Сеня. А у тебя нос как у бегемота. Юра. А у тебя голова как еловая шишка. Сеня. А у тебя голова как ведро. Юра. А у тебя во рту зуба нет!.. Сеня. А ты — рыжий! Ю р а . А ты — селедка!.. Сеня. А ты — вуалехвост!.. Ю р а . А что это такое? Сеня. Вуалехвост — и все! Юра. А ты — первердер... Сеня. Это еще что значит?.. Юра. Значит, что ты первердер! Сеня. А ты — дырбыртыр! Юра. А ты — выртырвыр! С е н я . А ты — р-р-ррррррр! Ю р а . А ты — з-з-ззззззз! Сеня. А ты...

Автор. И Сеня увидел рядом учителя. Учитель. Хотел бы я знать, кто' же все-таки вы такие?

(В. Голявкин) Ну и что же?

— Ты опять на мороз выбегаешь без шапки?

— Ну и что же? — говорит Ника.

— Ты опять болтал на уроках?

— Ну и что же? — говорит Ника.

— Ты опять твердишь «ну и что же»?

— Ну и что же? — говорит Ника.

— Прямо сладу с ним нет!

Вот однажды Ника лег спать, и ему приснилось: идет он по дорожке, навстречу ослик бежит.

— Кря-кря,— сказал ослик.

— Не кря-кря, а иа! — сказал Ника.

— Ну и что же? — сказал ослик.

Удивился Ника и дальше пошел. Навстречу — курица°скачет. -

— Ау,— сказала -курица.

— Не ау, а куд-кудах! —сказал Ника-.

— Ну и что же? — сказала курица.

Удивился Ника и дальше пошел. Навстречу верблюд бежит.

— Мяу-мяу! — сказал верблюд.

— Не мяу, а по-другому,— сказал Ника.

— Ну и что же? — сказал верблюд.

— Опять «ну и что же»! — крикнул Ника и проснулся: Сел на кровати и думает: «Как хорошо, что это сон!»

С тех пор он не говорит «ну и что. же». (В. Голявкин)

Гипнотизер

Сидит раз Генка со мной, пристально смотрит на учительницу и что-то под нос бормочет.

— Ты что? — спрашиваю.— Колдуешь, что ли?

— Зою Федоровну гипнотизирую!

— Зачем?

— Хочу, чтобы она меня сегодня не спросила. Я урок не выучил...

— Ты все шутишь! — смеюсь я.— Какой из тебя гипнотизер?

— А вот и не шучу! — шепчет Генка.— Вчера, например, схватил сестренку за косу, а сам смотрю ей в глаза и внушаю: «Не смей реветь!..» И что ты думаешь? Даже не пикнула.

Генка самодовольно улыбается и начинает снова в упор смотреть на учительницу.

— Что ты ей сейчас внушаешь? — спрашиваю.

— Чтобы она не меня, а тебя спросила.

— Ну и как?

— Сейчас увидишь.

Учительница подходит к нам*и говорит:

— Что-то ты сегодня, Гена, глаз с меня не сводишь... Урок отвечать хочешь?

Генка молчит.

— Иди же, не стесняйся!..

Учительница улыбается, я смеюсь, а Генка стоит у доски и сердито косится на меня. Будто я виноват, что гипноз наоборот сработал!

(Б. Крекотин) Больной

Надоело Генке писать. Каждый день пиши и пиши! Согнул палец

СППЯТЯП тртгппк в nnnTv и ГЦПИТ ПТПЧУЯРТ

Подяодит учительница:

— Почему не пишешь?

— Не могу,—отвечает Генка.— Вот, смотрите! — И согнутый палец показывает.

Покачала учительница головой:

— Плохи твои дела! Придется после уроков отвести тебя к врачу.. Генка испугался.

— Не надо,— говорит.— Палец и без врача выпрямится!

— Не.выпрямится! — восклицает учительница.— Ведь ты и вчера из-за него ничего не писал.

— Это только сегодня! — уверяет Генка.— А вчера я просто так не писал!

— Как это просто так?

— Перышко сломалось — вот и не писал!

— Странно...— говорит учительница.— А мне показалось, что палец у тебя и вчера был таким...

— Каким?

— А вот таким согнутым!

— Что вы,— смеется Генка.—Вчера он у меня был совсем не такой!

— А какой?

— Вот какой!

И показал, каким палец у него был вчера. Тут все рассмеялись, а Генка покраснел и полез в парту за тетрадкой. (Б. Крекотин)

Двоечник

Действующие лица. Двоечник, первый, второй, третий, четвертый, пятый ученики.

Первый. Внести действующую модель двоечника. (Несколько человек вводят, держа под локти, двоечника. «Не кантовать!» кричит двоечник.)

Первый. Модель выполнена в натуральную величину. Внешне она не отличается от хорошего ученика, но внутренне... Впрочем, все по порядку. (Показывая на голову «модели».) Что это, по-вашему?

Все. Голова.

Первый. Правильно. А что вы знаете про голову?

Реплики. Одна голова — хорошо, а две лучше.

Первый. Правильно, но только теоретически. На деле же и с одной головой у вас у всех голова кругом пойдет.

Двоечник. Потому что мы со своей больной головы на ваши здоровые все свалим.

Первый. Пойдем дальше. Два уха. Зачем, спрашивается, два?

Двоечник. Чтобы в одно влетало, а в другое вылетало.

Первый. Глаза.

Двоечник. Пара штук.

Первый. Смотрят на все четыре стороны, только не в книгу.

Двоечник. А чего туда смотреть? К соседу в тетрадь нужно смотреть... Зыркнул, кое-как списал — и порядок...

Первый. Рот, при помощи которого он часто произносит...

Двоечник. А я не выучил. А я тетрадь забыл... За что двойка?..

Первый. Руки вечно заняты посторонним делом...

Двоечник. А чего ты так вскользь про руки про мои прошелся? Про руки отличника наверняка бы часа полтора разглагольствовал... А про мои — так молчок. Да от моих рук, может, весь класс...

Реплики. Вся школа... Весь район рыдает...

Двоечник. Выбитые стекла, сорванные уроки; дерганье за косы — разве не моих рук дело?!

Реплики. Твоих, твоих...

Первый. Вопросы есть?

Реплики. Есть. А сколько вот таких в школе осталось?

Первый. С десяток наберется.

Двоечник. Устаревшая у вас информация, прошлогодняя. Нынче совсем я одинок. Ни одного отстающего рядом.

Первый. Еще вопросы будут?

Реплики. Нет! Все ясно! Увести двоечника!

Двоечник (вырываясь). Да с таким отношением я и сам уйду! Тоже мне, моду взяли — критиковать! (Обиженно уходит.)

Все участники исполняют и обыгрывают куплеты на мело­дию В. Шаинского «Голубой вагон». ,

Нет, не ерунда, ребята, двойки. И на двойку слепленная стройка Двойка, она словно динамит. Дунь сильнее — в щепки полетит.

Первый. В чем же причина? В чем же причина?

Второй. Может, стихийное бедствие?

Третий . Сработала двойка! Двойка — как мина...

Все. Замедленно вредного действия!

Четвертый. Сегодня двойка лишь в учительском журнале.

Или в твоем, увы, плачевном' дневнике. Пятый. А завтра треснут очень.важные детали, Что изготовлены на двойки на станке.

(Б. Володарский)

Верните музыку

Действующие лица. Музыковед, маль.чик, девочка.

Музыковед. Дорогие ребята! Сегодня на наш не совсем обычный музыкальный урок я пригласил двух своих помощников. Уже пора начинать занятия, а их еще нет. (Дверь открывается, входят мальчик и девочка и о чем-то спорят.)

А вот и они. Интересно, о чем идет разговор? Давайте послушаем. (Садится в сторонке.)

Девочка.Я совершенно уверена, что без музыки не может жить ни один человек.

Мальчик. А я?

Девочка. Что «а ты»?

Мальчик. Я же живу без нее. Я, если хочешь знать, терпеть не могу эту твою музыку! И как только по радио или по телику начинают передавать какую-то .там. симфонию или оперу, я вырубаю яшик.

Девочка. А что ты про них знаешь?

Мальчик. Про кого?

Девочка. Про оперы, симфонии.-

Мальчик. Не знаю ничего и, главное, знать не хочу.

Девочка. Вот это правильно. Понятно во всяком случае. Тогда ответь еще на один вопрос — можно ли любить или не любить то, чего не знаешь?

-М а л ь ч и к. Нет. Нельзя любить или не любить то, чего не знаешь... Но опера...

Девочка. Погоди. До оперы доберемся. Скажи мне, ты когда-нибудь напеваешь про себя, например из песни, которую слышал?

Мальчик. Что-нибудь — это не музыка! Музыка — это когда оркестр, хор...

Девочка. Вот опять — не знаешь, а говоришь! Музыка — это все: журчанье ручья, шелест листвы...

Мальчик. Никому эти твои журчанья и шелест не нужны. Будущее — это мир техники и точных наук.

Девочка. И в мире техники и точных наук всегда была и будет музыка. Как ты, например, относишься к истории?

Мальчик. Хорошо отношусь. История — это наука о том, что было.

Девочка. Что это? {Показывает изображение древнегреческого певца Орфея.)

Мальчик. Ты хочешь спросить — кто это? Отвечаю. Это один из героев древнегреческих мифов Орфей. (Музыковед включил магнито­фон звучит музыка арфы.)

Музыковед. Вы слышите музыку арфы. Она напоминает звучание кифары — музыкальный инструмент, на котором играл Орфей. Однажды жители его родного города пришли к Орфею и сказали: «Лаодикяне в пятидесяти стадиях ходьбы от нашего города. Они несут нам смерть, разорение, голод, горе... Только ты можешь спасти от разорения родной город. Все взрослые мужчины ушли на войну и город остался беззащитным. Вся надежда на тебя». Отвечал Орфей: «Что я могу сделать один с целым войском? Я стар и немощен. У меня нет меча и лука со стрелами. Все мое богатство — это кифара».— «Играй, сколько сможешь. Сколько выдержишь. Волшебные звуки твоей кифары соберутся послушать валуны со всей округи, и за ними спрячется все население города».

Орфей заиграл. Жители города окружили его. Огромные валуны, прислушиваясь к его игре, образовали высокую, неприступную для врага ограду. Прошли годы, а великий подвиг Орфея, спасшего жизнь людей, остался в памяти человечества. Слава великому искусству, слава всепобеждающей силе музыки. {Музыка звучит до конца.)

Мальчик. Ну, это мифы, выдумки.

Девочка. Сказка ложь, да в ней намек.

Мальчик.Я не добрый молодец, и мне урок нужен посерьезней.

Девочка. Хорошо. Будь по-твоему. Вот послушай.

Музыковед. Город был окружен. Каждый вечер на крышу дома в каске пожарника и в брезентовых рукавицах выходил человек

и смотрел, чтобы на крышу дома не упала ни одна зажигательная бомба. А утром возвращался в свою квартиру иззябший, голодный, вместо того чтобы отдохнуть — садился писать музыку. Этот человек — Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Шла война. Был август 1941 года. Он писал симфонию, которая теперь называется «Ленинградская». (Звучит музыка.)

Мальчик. Это как в кинофильме «Чапаев»? Психическая атака каппелевцев?

Музыковед. Совершенно верно. Как писали впоследствии газеты: «Музыка Шостаковича, не произнося - ни единого слова, заставила слушателей обнаженными сердцами прикоснуться к обжи­гающему пламени войны, заставила ощутить свою причастность к делу борьбы с фашизмом». (Звучит музыка Д. Д. Шостаковича.) Девочка. Ну? (Музыка закончилась.) Мальчик. Что ну?

Девочка. Понял, что без музыки человек просто не может существовать?

Музыковед. Не надо его торопить. Заставить полюбить музыку нельзя. Но задуматвся над тем, что м-ы обсуждали,—можно. В заключение я хочу прочитать одно стихотворение Т. Некрасовой. Когда простую песню слышишь, Когда ты сам ее поешь — Одним дыханьем с нею дышишь И в ногу вместе с ней идешь. Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поет волна, Как дождь в окно твое стучится,— Повсюду музыка слышна.

(М. Мануйлов. В сокращении)

Кортик

Действующие лица. Ведущий, Полевой, Алексей Ивано­вич, директор школы, Миша Поляков, Генка Петров, Коля Се­вастьянов.

Ведущий. Вы все, конечно, читали увлекательную по­весть А. Рыбакова «Кортик». По этой повести написана пьеса. Вот ее краткое содержание. Во время гражданской войны Миша Поляков помог спастись матросу-комиссару Полевому от белобандита Никитского. Полевой отдает Мише на хранение старинный кортик и говорит при этом, что благодаря этому кортику можно найти клад. Прошло несколько лет. Полевой не возвращался, и Миша со своим другом Генкой решили сами раскрыть тайну кортика и найти клад. О том, что у ребят есть старинный кортик, узнал директор школы Алексей Иванович и помог им расшифровать надпись на кортике.

Коля. Миша, я рассказал о вашей тайне. Алексею Ивановичу. Вы доверили ее мне, а сейчас расскажите обо всем Алексею Ивановичу. Может быть, за вашим кортиком кроется что-то такое, что нужно расшифровать скорее, чем вы сможете сами. (Миша достает кортик, вынимает его из ножен, вывинчивает рукоятку, достает пластинку и подает Алексею Ивановичу.)

Миша: На этой пластинке, Алексей Иванович, что-то зашифрова­но. Мы два месяца бьемся и никак не можем расшифровать эту надпись. Мы слышали, что это литорея, но не знаем, что такое литорея. (Алексей Иванович внимательно рассматривает пластинку.)

Алексей Иванович. Да, это похоже на литорею. Литорея — это тайнопись. В ней алфавит разбивается на три группы, по десять букв в каждой. Первый десяток точками. Например, «а» — одна точка, «б» — две точки и т. д. Второй десяток обозначается черточками и, наконец, третий десяток обозначается кружками. Древний способ. Значки эти писались столбиками. Поняли теперь?

Миша. Это же очень просто.

Генка. Теперь понятно, как прочесть пластинку. Давайте, скорее прочитаем, найдем клад и такую школу построим!

Алексей Иванович. До «клада» еще далеко. Пластинку было бы просто прочитать в том случае, если бы на ней в каждом столбике было от одного до десяти значков. А здесь самое большое — пять.

Миша. Так, значит...

Алексей Иванович. Значит, если это литорея, то здесь только половина текста. Где-то должна быть и другая. (Задумывается.) Дай сюда ножны. Вы обследовали ножны?

Миша (смущенно). Нет ... ножны, они ... как ножны...

Алексей Иванович. Ну, ножны часто скрывали большие секреты. (Повертел ножны, и вдруг ножны развертываются веером.) Видите, из ножен мы получили веер. А вот и вторая половина текста.

Генка. Смотри-ка!

Алексей Иванович (берет какую-то книгу, листает ее, потом говорит Мише). Вооружись карандашом, бумагой и пиши. (Миша садится к столу.) Пиши «с». Написал? «И», «м». Что получилось?.

Миша. Сим.

Алексей Иванович. Пиши дальше: «г», «а», «д», «о», «м». Что написал? о

Миша. Сим гадом.

Генка. Ой, получается!

Алексей Иванович. Пиши дальше: «з», «а», «в», «е», «с», ЦТ*, «и», «ч», «а», «с», «ы» ...

Генка. Завести часы! Вот это да!

Алексей Иванович. Дай-ка мне твой листок, (Дальше, расшифровывая, ведет запись текста сам.) Все. Ну-ка, что у вас получилось? (Медленно читает.) «Сим гадом завести часы, понеже проследует стрелка полудень, башне самой повернутой быть». Странная надпись.

Генка. Ерунда какая-то... Какие-то гады... Часы... Я- думал, написано: клад там-то, денег столькотто...

Алексей Иванович. Ножны и рукоятка с секретом — вещь весьма распространенная в средние века... Так... Бронзовая змейка, по-видимому, и есть искомый гад. Следовательно, не достает только часов, которые следует завести... Ну, Поляков, теперь рассказывай все, что знаешь об этом кортике.

(по А. Рыбакову)

ОБЩАЕМСЯ, КАК В ЖИЗНИ

В начале логопедических занятий самостоятельную' речь заикаю­щихся специально ограничивают. Они осваивают технику правильной речи, используют ее в условиях игры на конкретном, обычно заранее подготовленном материале. Тренировка нового речевого навыка протекает в психологически благоприятной обстановке. Логопед старается побудить школьников к самостоятельной речи в предло­женных ситуациях, моделирующих жизненные в форме коротких диалогов. На логопедических занятиях, ъ школе и дома заикающимся рекомендуется при разговоре пользоваться только отдельными словами и короткими фразами.

Постепенно учащиеся осваивают технику правильной речи, у них появляются свободное речевое дыхание, ненапряженная артикуля­ция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного расслабления и самовну­шения. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Перед подростками стоит задача не ограничивать себя в речевом общенииг а использовать любые жизненные ситуации для закрепления нового речевого навыка. Одновременно на логопедических занятиях продолжается тренировка правильной речи в различных играх и игровых приемах, в которых высказывания и спонтанная речь увеличиваются.

На завершающем этапе логопедических занятий подросток проверяется на «речевую выносливость» и умение справиться с собственными эмоциями. Ученикам предлагается увеличивать продолжительность высказываний на логопедических занятиях и в жизни..Это помогает им в кругу своих сверстников и в семье как бы раскрыться, почувствовать себя интересным собеседником, используя опыт удачных выступлений в группе.

Во время тренировок речи на занятиях предлагаются темы для самостоятельного рассказа, для сюжетно-ролевой, игры или психологи­ческие задачи, где учащиеся могут представить себя в определенных условиях и рассказать, как они будут поступать, что чувствовать и что говорить при этом. Позже эти ситуации разыгрываются как сценки из повседневной жизни. Подростки выступают уже .не с короткими рассказами, а с обстоятельными рассказами на 10—15 минут. Участники группы внимательно слушают, дополняют сказанное новыми сведениями, обсуждают содержание рассказа и умение рассказчика говорить и держаться во время выступления. Как только подростки убедятся, что могут выступать с Докладами в логопедиче­ской группе, можно усложнить им обстановку, т.е. предложить выступить в школе перед одноклассниками с обзором газет, с сообщением о жизни ученого, с рассказами о туристическом походе и т. д. ■ ■ .

Следующим этапом речевой и психологической адаптации подростков будет общение вне стен логопедического учреждения. Это экскурсии в различные музеи и по городу, посещение магазинов, ярмарки, кинотеатров и т. д. Во время этих мероприятий логопеду помогают дежурные родители. Они организуют и сопровождают учащихся. Подростки сами заказывают экскурсии, приобретают билеты, уточняют маршрут, задают вопросы экскурсоводу. Это необходимо им для воспитания смелости при общении. Очень полезно для речевой практики объединять в группы школьников разного возраста. Во время экскурсии к каждому старшекласснику прикрепля­ется один или несколько младших школьников. Так создаются условия для естественного общения, для формирования чувства ответственности за другого человека и заботы о нем. Это вызывает переориентировку личности и повышает самооценку подростков. При необходимости опекать младшего и быть ему примером исчезает концентрация внимания на собственных переживаниях, вызванных боязнью речи. Оценивая себя в роли старшего, наставника, руководителя, старшеклассники лучше управляют своей речью, у них повышается чувство собственного достоинства. Такие экскурсии и совместные поездки являются практикой новых форм речи, укрепляют речевой навык и веру в свои силы.

Логопед напоминает родителям, что на завершающем этапе для автоматизации нового речевого навыка детям также нужна их помощь. С этой целью родителям предлагается заранее продумывать для подростков определенные поручения, которые обычно даются в завуалированной форме, чтобы избежать негативизма с их стороны. Желательно, чтобы взрослые чаще советовались с ними, просили помочь в каком-либо домашнем деле и т. д. Подросткам очень важно постоянно убеждаться, в том, что в любых ситуациях они могут свободно говорить. Поэтому родители не просто дают им какие-либо поручения, а подводят к мысли,. что это вызвано жизненной необходимостью. Так появляются условия не только для речевой практики в разных ситуациях, но и для воспитания воли, речевой смелости, умения управлять своими эмоциями. Например, подросткам предлагают: узнать по телефону часы приема и условия записи к врачу, в библиотеку, в бассейн, зайти по поручению к соседям, показать прие*хавшим издалека родственникам свой город и расска­зать о нем, договориться о совместной поездке в лес с родителями

друга и т. п.

Родители каждый раз должны отмечать, как важно, что дети им помогают, участвуют в семейных делах, как приятно родителям видеть самостоятельность детей, как радует их правильная речь... Только собственный опыт подскажет родителям новые формы целенаправленного общения, содействующего совершенствованию личности и речи их детей.

Логопед разъясняет родителям, что в завершающий период логопедических занятий углубляется работа подростка над собой. В период дальнейшей активизации речевого общения заикающиеся также нуждаются в щадящем режиме. Родителям приходится

проявлять особое внимание и чуткость к своему ребенку. Иногда родители сердятся, что подростки не сразу отвечают на их вопросы. В таких случаях не следует требовать, чтобы бывший заикающийся немедленно говорил. У некоторых еще периодически бывают скрытые судороги. Необходмо время, чтобы с ними справиться и настроиться говорить по-новому.

Во время разговора с подростком не следует употреблять слово «заикание», а тем более не высказывать вслух свои опасения, что заикание может вернуться. Если бывшему заикающемуся предстоит какая-то волнующая встреча или ответственный-разговор" в сложной для него ситуации, родители должны заранее психологически подготовить его, убедить, что он успешно' справится.

Особенно важно, чтобы в этот период у подростка была благоприятная обстановка в школе, где он проводит большую часть своего времени и много общается. Закрепление навыка правильной речи будет успешным, если подростка поддержат школьные педагоги. Поэтому желательно, чтобы логопед направил классному руководите­лю письмо, в котором излагаются сущность речевого дефекта и пути его исправления, а также совет терпеливо относиться к речи бывших заикающихся, не торопить их с ответом урока.

Часто такие школьники свободно разговаривают на перемене со сверстниками, но на уроке от волнения не могут быстро собраться и легко начать говорить. У них еще возникают скрытые судороги, препятствующие дыханию и речи. Тогда школьники замолкают и отказываются отвечать. Учитель это воспринимает как незнание урока и ставит плохую отметку. А поможет доброжелательное напоминание: «Не волнуйся, говори смелее. Если учил, сейчас все ответишь...» Такого ученика лучше не оставлять для ответа после урока. Это лишь подрывает его уверенность в своих силах и усугубляет речевой дефект. Иногда одноклассники смеются над заикающимися и передразнивают их. Совершенно необходимо объяснить, что ошибки могут быть в речи любого человека, что такая реакция неуместна. Доброжелательность и терпимость поможет их товарищу восстановить речь.

Беседа логопеда со школьниками может проводиться по данному образцу с учетом возраста учеников:

— Заканчивается путешествие в страну правильной речи — Дивноречие. Вы выходите в открытый океан большой жизни. Вы стали опытными, закаленными моряками. Всегда уверенны, собранны, смело вступаете в речь. Вам не страшны бури и скрытые рифы на вашем пути, потому что вы хорошо усвоили команды правильной речи. Научились говорить спокойно и четко. Ваше дыхание легкое, свободное. Ушло напряжение. Вы умеете расслабляться, когда это нужно. Теперь не избегайте речи, особенно в тех случаях, где вы раньше отмалчивались, а всегда и везде говорите так же, как на занятиях. Вы умеете быстро собраться, хорошо представить себе, о чем будете говорить, и четко формулировать свои мысли. Совершая любые путешествия в океане жизни, теперь каждый сам себе капи­тан. Постоянно выполняйте команды кпясивой печи чтобы нр гойти

с правильного курса и легко говорить со всеми. Особенно в тех случаях, когда на вашем пути встретятся люди, очень быстро и неправильно говорящие. Удержитесь, не подражайте им. Помните:

Сказать тебе нужно немало, Но с этим не надо спешить.

Заканчиваете эту команду сами. (Так проводится повторение всех речевых правил. Логопед начинает, а школьники по одному или хором заканчивают каждое правило.)

На занятиях завершающего периода будут продолжаться речевые игры, где вам придется много общаться, но при новых условиях. Вы будете фантазировать и говорить без подготовки. Вы будете изображать людей разных профессий, делать доклады на интересные для вас темы. Пойдете на экскурсии по городу, в парк отдыха, в музей. У нас будут и общие развлечения: вместе посетим театр, кино, побываем на празднике...









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.