|
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИСтр 1 из 4Следующая ⇒ 1.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции Жизнедеятельность промышленного предприятия зависит в основном от величины прибыли, получаемой от реализации, производимой им продукции, спрос на которую определяется ее качественными характеристиками, преимуществами по сравнению с конкурирующими товарами. От изменения показателей объема производства и реализации зависят все технико-экономические и финансовые показатели, поэтому анализ работы промышленных предприятий, как правило, начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции. Задачи, решаемые в процессе анализа, включают: · оценку степени выполнения плана и изменения динамики производства и реализации продукции; · определение влияния факторов на изменение величины показателей; · выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции в соответствии с имеющимся на рынке спросом; · разработку мероприятий по использованию выявленных резервов и расчет экономической эффективности ожидаемой от их внедрения. Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Обобщающими показателями объема производства являются товарная (ТП), реализованная продукция (РП) и валовая продукция (ВП). Товарная продукция – это стоимость продукции произведенной в текущем году и предназначенной для отгрузки на сторону, а также стоимость оказанных услуг сторонним организациям. Реализованная продукция и товарная продукция по составу однородны, но количественно эти показатели отличаются на величину изменения остатков готовой продукции на складе. Валовая продукция отличается от товарной тем, что в нее включают остатки незавершенного производства и полуфабрикаты собственного производства. Объекты анализа представлены на рис. 1 Рис. 1.1. Объекты анализа производства и реализации продукции
Анализ начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции. С этой целью анализируются показатели выпуска продукции за ряд лет. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. Анализ динамики позволяет выявить закономерности и тенденции в изменении показателя, наличие сезонности и цикличности спроса на продукцию. Выполняют анализ с помощью расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Например, по среднегеометрической взвешенной расчет производится по формуле: где: - среднегодовой темп роста товарной продукции; - среднегодовой темп прироста товарной продукции. Для более глубокого анализа дается оценка выполнению плана и проводится сравнение достигнутых показателей с аналогичными за предшествующий отчетному год. В зависимости от качественных характеристик продукта, особенностей производства и организации сбыта на предприятии формируются запасы готовой продукции, находящейся некоторое время на складе. Очень важно определить оптимальный размер запаса. Наличие сверхнормативных запасов готовой продукции приводит к увеличению издержек предприятия связанных с их хранением. Этот фактор необходимо учитывать при определении плановых показателей производства и реализации продукции. В процессе анализа реализации продукции выполняется анализ выполнения договорных обязательств по ее поставкам покупателям. Недовыполнение плана по договорам приводит к снижению прибыли предприятия в результате выплаты штрафных санкций за нарушение договорных обязательств. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Анализ включает оценку выполнения плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка выполнению договорных обязательств. Процент выполнения договорных обязательств (Кд.о.) рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (Опл) и его недовыполнением (Он) на плановый объем:
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на работу данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе следует обращать внимание на выполнение обязательств по государственным заказам, кооперированным поставкам, экспорту. Среди основных причин недопоставки продукции: высокий износ оборудования, который приводит к внеплановым его остановкам, нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение сроков поставки материалов поставщиками и др. 1.2. Анализ выполнения плана по ассортименту Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование всех видов ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя такие основные моменты: определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: а) по способу наименьшего процента; б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции; в) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). В процессе анализа вскрываются причины недовыполнения плана. Они могут быть внешние и внутренние. К внешним причинам относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и др., не зависящие от предприятия. Перечень внутренних причин включает: недостатки в организации производства, неудовлетворительное техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, недостатки в системе управления и т.д. Анализ структуры продукции Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на экономические и финансовые показатели предприятия (объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.). Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. Увеличение удельного веса высокорентабельной продукции в общей стоимости обусловливает рост прибыли предприятия. Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции можно использовать способы абсолютных разниц и процентных разностей. При использовании первого способа сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены продукта (ΔЦстр.) за счет структуры.
, где: и - соответственно фактический и плановый удельный вес i -ого вида продукции в общем ее количестве; - плановый уровень цен каждого вида продукции.
Далее определяется изменение выпуска продукции в стоимостном выражении за счет изменения среднего уровня цены. , где: - фактический выпуск продукции в натуральном измерении. При использовании способа процентных разностей расчет влияния структуры на выпуск продукции () будет следующим:
, где: и - коэффициенты выполнения плана по выпуску продукции, исчисленные на основе соответственно стоимостных и натуральных показателей.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении: ;
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: выручку, прибыль, рентабельность, материалоемкость, трудоемкость.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|