|
АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Себестоимость продукции (работ, услуг) является стоимостным выражением расходов предприятия на производство и реализацию продукции. В условиях рыночной экономики уровень производственной себестоимости является основой для формирования цен и рентабельности продукции. Чем ниже себестоимость продукции, тем соответственно выше прибыль предприятия. Таким образом, снижение себестоимости при неизменных объемах производства является важным фактором увеличения собственного капитала. Составляющие себестоимости продукции (работ и услуг) на сегодняшний день определены Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», согласно которому себестоимость реализованной продукции (работ и услуг) состоит из производственной себестоимости продукции (работ и услуг), которая была реализована в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов и сверхнормативных производственных затрат. В производственную себестоимость продукции (работ и услуг) включаются: прямые материальные затраты; прямые затраты на оплату труда, прочие прямые затраты, общепроизводственные расходы. Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ и услуг) устанавливается предприятием. Объектами анализа являются следующие показатели: § полная себестоимость товарной продукции в целом и по статьям (элементам) затрат; § затраты на 1 грн. товарной продукции; § себестоимость сравнимой товарной продукции; § себестоимость отдельных изделий; § себестоимость реализованной продукции. Источники информации: Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия, плановые и отчетные калькуляции себестоимости, данные аналитического и синтетического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д. Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а, следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные. Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая получила название “директ-костинг ”. Основные положения данной теории: 1. Поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства. 2. Относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные. 3. Методы деления затрат на постоянные и переменные. К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.) Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.) Исходя из вышеизложенного, при анализе себестоимости продукции должна учитываться взаимосвязь объема производства и затрат на производство и реализацию продукции. Переменные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорционально изменению объёма производства, а в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину. Величина постоянных расходов, наоборот, не изменяется с ростом объёма производства в общей сумме затрат до определенного уровня (в пределах производственной мощности), а в расчёте на единицу продукции эти затраты уменьшаются пропорционально увеличению выпускаемой продукции. Общая сумма затрат, как уже отмечалось, может измениться из-за объема выпуска продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. Факторную модель можно представить следующим образом: , где: С – себестоимость всей выпущенной продукции; Qi – объем производства продукции; VСi – сумма переменных затрат на производство i-го вида продукции; FС – сумма постоянных затрат. Влияние факторов на результативный показатель (С) рассчитывается методом цепных подстановок: Первый условный показатель – затраты по плану, пересчитанному на фактический объем: где: Кв.л. - коэффициент выполнения плана по выпуску товарной продукции. Второй условный показатель - затраты по плановому уровню на фактический выпуск продукции: Третий условный показатель - фактические затраты при плановом уровне постоянных затрат:
Последняя подстановка (С1) соответсвует фактическому значению результативного показателя.
Для более глубокого анализа и выявления причин изменения себестоимости, изучают отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым уровнем и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат. В этом случае используется факторная модель типа:
Проведение такого анализа позволяет выявить факторы, оказывающие на себестоимость продукции доминирующее влияние и разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности управления затратами.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|