Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По ознакомлению детей с народными





Задачи

1) Создание условия для развития творческой активности детей, а также знакомство с русской народной культурой

2) Ознакомление дошкольников старшего возраста с русской национальной культурой и народным календарем

3) Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора

4) Развитие коммуникативных способностей

5) Обеспечение всестороннего развития ребенка:

¾ эстетическое: эмоциональная отзывчивость, чувство прекрасного, прививать любовь к народному творчеству,

¾ умственное: развивать память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление,

¾ нравственное: формировать дружелюбие, активность в народных танцах и играх, самостоятельность.

 

Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет).

Сроки реализации 2 года.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май.

Для успешного решения поставленных задач необходимо наличие многих факторов:

1. Наличие музыкального репертуара.

2. Владение методами и приемами.

3. Креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.

4. Участие семьи в подготовке праздников и развлечений.

Осуществление организации обучения ведется в следующих формах: пение песен, попевок, частушек, логоритмика с пением, исполнение народных хороводов, плясок, разучивание народных игр, индивидуальная работа с детьми, кружковая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.

Актуальность

Обеспечение правильного подхода к музыкальному воспитанию на основе народной культуры, с учетом возрастных возможностей детей и индивидуально-творческих проявлений.

 

Формы работы

Музыкальные занятия (доминантные, тематические, комплексные, интегрированные, типовые), индивидуальная работа, праздники и развлечения, игра на детских музыкальных инструментах.

 

Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня, вызывают все большую тревогу. Одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать на самых ранних стадиях музыкальное воспитание детей на традициях народной культуры. Это является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь и откристаллизовываясь в веках, народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народной культуры убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Синкретичная природа фольклора, включающая в себя различные виды искусства (музыку, танец, поэзию, народно-прикладное творчество) дает богатейший материал для музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании старших дошкольников неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть традиционной народной культуры с позиций культурологии, искусствоведения и педагогики, проводится историко-теоретическое исследование комплексного изучения фольклора; раскрываются психолого-педагогические предпосылки овладения музыкальным фольклором; выявляются педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышление. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания. Именно обращение «К русскому национальному наследию через музыкальное воспитание» использую я в работе над программой.

Традиционная народная культура являет собой, с одной стороны, динамично развивающуюся систему, которая соединяет в себе различные культурно-исторические пласты и обеспечивает таким образом связь прошлого, настоящего и будущего; с другой стороны, проявляет черты устойчивости, стабильности, где остающееся неизменным ядро (традиция) позволяет сохранять ее характерные черты и свойства.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.

Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка”.

Психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с фольклором выявляются нами на основе анализа разработок эстетического воспитания. Так, в работах Т.В. Антоновой, Н.А. Ветлугиной, Г.П. Новиковой, О.П. Радыновой, и других ученых разрабатываются вопросы музыкального воспитания дошкольников посредством слушания-восприятия, художественно-творческой и образовательной деятельности. Отмечается особенность данного процесса – воздействие на эмоциональную сферу ребенка как основу чувствования детьми средств художественной выразительности.

Существенен вклад ученых и практиков А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.В. Флёриной, Т.Я. Шпикаловой и др. в разработку теории разностороннего воспитания дошкольников и развития их творчества средствами взаимосвязи различных видов народного искусства.

Педагогические условия ознакомления с музыкальным фольклором определяются его спецификой как ценностью устной традиции и зависят от возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, их интересов, потребностей, способностей, локального жизненного опыта.

Традиционная народная культура в педагогическом процессе представлена духовным, художественным (музыкально-фольклорным), познавательным (интеллектуальным) и бытийно-практическим компонентами. Духовное содержание составляет суть народной культуры и находит свое воплощение в произведениях фольклора посредством проявлений любви, милосердия, послушания и т.д. Психическая форма проявления духовности - переживание. Формирование сопереживания, отзывчивости ребенка на материале музыкального фольклора составляет «сверхзадачу» его приобщения к народным традициям.

 

Содержание

1. Обучение детей старшего возраста песенному фольклорному творчеству (песни, попевки, частушки)

2. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

3. Знакомство с русскими народными играми

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Усвоение детьми песенного фольклорного творчества (песен, частушек, потешек)
  2. Иметь представление о народных праздниках и традициях и принимать активное участие в их проведении
  3. Приобщение к русским народным играм детей старшего возраста
  4. Разработка тематических и перспективных планов по приобщению детей к русскому музыкальному фольклору
  5. Разработка перспективного плана работы с родителями по приобщению детей к русскому музыкальному наследию
  6. Развитие интереса и отзывчивости детей при восприятии музыкальных произведений в народных традициях
  7. Развитие умений у детей старшего возраста в музыкально-фольклорной деятельности (в пении, танцах, хороводах)

(1 занятие в неделю, 42 в год и 5 праздников)

 

Тема Количество занятий  
Обучение детей старшего возраста песенному фольклорному творчеству (песни, попевки, частушки)   21 занятие  
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками 21 занятие 5 праздников  
Знакомство с русскими народными играми    

 

Блок №1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПООБУЧЕНИЮДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ПЕСНИ, ПОПЕВКИ, ЧАСТУШКИ)

Цель - освоение музыкально-эстетического восприятия песен, частушек, попевок на фольклорной основе.

Задачи

  1. Развивать музыкально-слуховые певческие представления (знать, помнить название народной песни, учить сравнивать, обобщать их).
  2. Развивать музыкально-эстетическое сознание.
  3. Развивать целостное восприятие песни (получать эстетическое удовольствие от исполнения народной песни, чувствовать ее характер и настроение).
  4. Учить петь самостоятельно, эмоционально и выразительно исполнять частушки и попевки.
  5. Осваивать дифференцированное восприятие песен (понимает, осознает, разбирается в средствах музыкальной и внемузыкальной выразительности).
  6. Развивать яркое эмоциональное сопереживание и отзывчивость на народную песню.
  7. Учить давать оценку своему пению, эмоционально высказывать свои суждения о характере и содержании народной песни.
  8. Проявлять творчество в выразительном исполнении песен народного характера и тематики.

 

В русском письменном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве, как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представлении о добре, красоте, правде, верности.

Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор, является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Формы работы: музыкальные занятия (типовое, комплексное, тематическое, доминантное), индивидуальная работа, инсценировки, игра на музыкальных инструментах.

Методы и приемы беседа, вопросы, ответы, рассказ, зрительная и слуховая наглядность, показ, указания, музыкальные и творческие задания, объяснения, практическая работа.

Учебно-тематический план типовых и комплексных занятий по обучению детей песенному фольклору (песни, частушки, потешки), (старшая группа)

 

 

Тема занятия Содержание Время проведения  
  «Петушок и Баба Яга» Исполнение русских народных песен, закличек, частушек, танцев. Проговаривание скороговорок, рас­сказывание потешек, небылиц. Проведение русской народной игры «Бабка Ежка» Сентябрь Одно занятие 30 минут  
  «Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай!» Знакомство с особенностями со­держания колыбельных песен и приговорок Октябрь Одно занятие 30 минут  
  «Песня — душа народа» Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле березонька стояла» Ноябрь Одно занятие 30 минут  
  Лирическая песня Рассказ о том, что такое лирическая песня Исполнение песен, танцев Декабрь Одно занятие 30 минут  
  Хороводная песня Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода «Мак-маковочек» Январь Одно занятие 30 минут  
  Плясовая песня Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок Февраль Одно занятие 30 минут  
  «Без частушек про­жить можно, да чего-то не живут» Занятие первое. Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек Занятие второе. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России Март Одно занятие 30 минут  
  «Маша и медведь» Использование на занятии сюжета одноименной русской народной сказки. Исполнение русских народных песен «Во поле березонька стояла», «Куда летишь, кукушечка?», хороводной «Как пошли наши подружки», частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Ворон» Март Одно занятие 30 минут  
  «По полю» Инсценировка русской народной песни «По полю» Подыгрывание мелодии на детских музыкальных инструментах Знакомство с русскими народными инструментами (круговая трещётка, коробочка). Апрель Одно занятие 30 минут  
10. Колыбельная песенка Знакомство детей с новыми колыбельными песнями Исполнение уже знакомых колыбельных песен Май Одно занятие 30 минут  

Учебно-тематический план типовых и комплексных занятий по обучению детей песенному фольклору (песни, частушки, потешки), (подготовительная к школе группа)

Тема занятия Содержание Время проведения  
  «Веселые музыканты» Знакомство с шумовыми инстру­ментами Сентябрь Одно занятие 35 минут  
  «Теремок» Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказ­ки «Теремок». Исполнение рус­ской народной песни. Проведе­ние русской народной игры «За­инька» Октябрь Одно занятие 35 минут  
  «Колыбельная песенка» Знакомство детей с новыми ко­лыбельными песнями. Исполне­ние детьми уже знакомых колы­бельных Ноябрь Одно занятие 35 минут  
  «Козлик и дудочка» Знакомство с музыкальным ин­струментом — дудочкой. Исполь­зование на занятиях мотивов рус­ских народных сказок, чтение по­тешек. Исполнение русских на­родных песен «Как у нас-то ко­зел», «Бабушкин козлик», «Пету­шок», «Гуси вы, гуси», «Курочка-рябушка» Декабрь Одно занятие 35 минут  
  «Гусли звончатые» Знакомство русскими народными инструментами. Разучивание русской народной мелодии «Тимоня» Январь Одно занятие 35 минут  
  Плясовая песня Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок Февраль Одно занятие 35 минут  
  «Без часту­шек про­жить можно, да чего-то не живут» Занятие первое. Рассказ о характерных признаках частуш­ки. Знакомство с плясовыми час­тушками. Исполнение современ­ных частушек Занятие второе. Знаком­ство с частушками, исполняемы­ми в разных регионах России Март Одно занятие 35 минут  
  «Маша и медведь» Использование на занятии сюже­та одноименной русской народ­ной сказки. Исполнение русских народных песен «Матрёшка», частушек. Чтение потешек. Проведение рус­ской народной игры «В тёмном лесе» Март Одно занятие 35 минут  
  «По полю» Инсценировка русской народной песни «По полю» Подыгрывание мелодии на детских музыкальных инструментах Знакомство с русскими народными инструментами (круговая трещётка, коробочка). Апрель Одно занятие 35 минут  
10. Колыбельная песенка Знакомство детей с новыми колыбельными песнями Исполнение уже знакомых колыбельных песен Май Одно занятие 35 минут  
11. Дудочка Знакомство с русским народным инструментом (свирель). Май Одно занятие 35 минут  

Блок №2

ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИОННЫМИ

И ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ.

Цель - побуждать детей к творческой самореализации на народных праздниках и развлечениях.

Задачи

¾ Побуждать детей к участию в традиционных и обрядовых праздниках.

¾ Развитие музыкально-эстетического восприятия песен и хороводов народного характера

¾ Развить целостное восприятие народных праздников: получать эстетическое удовольствие от восприятия народной песни, хоровода, потешки, игры, чувствовать характер и настроение.

¾ Развивать музыкально-слуховые певческие настроения.

¾ Отмечать яркие эмоциональные переживания и отзывчивость на народные праздники.

¾ Использовать в самостоятельной деятельности народные игры и попевки.

¾ Сформировать потребность эмоционально высказываться о прошедших праздниках и развлечениях, высказывать эстетические суждения о содержании и характере народного праздника, выражать свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.

¾ Проявлять творчество в исполнении народных хороводов и игр.

 

Формы работы - музыкальные занятия (типовые, комплексные, тематические), индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей, игра на музыкальных инструментах.

Методы и приемы - беседа, вопросы, ответы, рассказ, зрительная и слуховая наглядность, показ, указания, музыкальные творческие задания, объяснения, практическая работа, песенное творчество.

 

В приобщении детей к народной культуре отводим важную роль народным праздникам и соблюдаем определенные правила и нормы в их подготовке и проведении. Так, каждый праздник реализуется в соответствующих пространственно-временных условиях, строится на определенной последовательности действий, круге исполнителей, репертуаре, атрибутах и т.д. Кроме того, важно понимание «сверхидеи» праздника - ощущение сопричастности ребенка к чреде последовательно разворачиваемых традиционных событий.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствует тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. В Рождество дети танцуют «рождественский танец», на Святках поздравляют детей из другой группы колядкой, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц, обращаются к батюшке Егорию. Сценарии обрядовых праздников представленные в программе посвящены разным циклам земледельческого календаря.

Учебно-тематическое перспективное планирование

Для старшего возраста

 

Время проведения Возрастные группы  
старшая подготовительная к школе  
Сентябрь   «В гости к бабушке и дедушке» - музыкальное занятие 30 минут «Мы потешки очень любим» - музыкальное занятие     35 минут  
Октябрь «Осенняя ярмарка» - музыкальное развлечение   30 минут «У самовара не скучаем - разговор ведем за чаем» -музыкальное развлечение   35-40 минут  
Ноябрь «Играем в оркестр» - музыкальное занятие 30 минут «Мы поем и пляшем» - музыкальное занятие 35 минут  
Декабрь «В гости к зимушке-зиме»   30 минут 35 минут  
Январь «Колядки» - Музыкальное развлечение 30 минут «Святки, святки, веселись ребятки!» - музыкальное развлечение 35-40минут  
Февраль «Играем на шумовых инструментах» -муз. Занятие 30 минут «Зима-волшебница» - музыкальное занятие   35 минут  
Март «Масленица - широкая боярыня» - музыкальное развлечение   30 минут 35 минут  
Апрель «Прибаутки и потешки» - музыкальное занятие 30 минут «Весенний хоровод» - музыкальное занятие 35 минут  
Май «Звуки весны» - Музыкальное развлечение 30 минут «У околицы» - музыкальное развлечение 35 минут  

Задачи

¾ Проявлять творчество и интерес в совместной деятельности взрослого и ребенка на праздниках и развлечениях на фольклорную тему.

¾ Приобщать родителей к народной культуре и передаче национальных ценностей (игр, хороводов, песен) своему ребенку.

¾ Формировать эстетический вкус и целостное восприятие народного фольклора.

Формы работы - консультации, беседы, тренинги, круглые столы, семинары-практикумы, праздники и развлечения, кружковая работа.

Успех музыкального воспитания по ознакомлению детей с русским народным фольклором во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке. Прежде всего, следует изучить условия жизни каждого ребенка, выявить индивидуальные особенности его окружения, занятий и интересов родителей, их отношение к развитию музыкальных интересов и способностей у малыша. И только после этого можно намечать конкретные пути, своеобразную программу воспитания в каждой семье.

Работа с семьей в этом направлении показывает, что для организации плодотворной связи сад — семья необходимо четкое, целенаправленное руководство. И осуществлять такое руководство призваны, в первую очередь, музыкальные руководители при активной помощи воспитателя.

Родители должны осознать цель и задачи приобщения детей к русскому национальному наследию и, безусловно, понять роль единых требований в развитии музыкальных способностей каждого ребенка. Нужно создать условия для ежедневной информированности родителей о музыкальной деятельности детей в детском саду. С этой целью составлен в начале учебного года план по музыкальному просвещению родителей. План утвержден на педагогическом совете детского сада. Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, посещение на дому, а также оформление папок и стендов-передвижек. Знакомство с программой детского сада по музыкальному воспитанию проводится на родительских собраниях, где раскрываются задачи, формы и методы работы по развитию творчества детей, их самостоятельной музыкальной деятельности. Родительский комитет помогает в приобретении детских музыкальных инструментов, настройке этих инструментов, участвует в оформлении помещения, изготовлении музыкальных дидактических материалов, оказывает помощь в проведении выездных детских концертов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Альбомы

«Ознакомление с национальным бытом русского народа»

«Народные музыкальные инструменты»

2. Иллюстрации и репродукции

3. Дидактические пособия:

¾ Музыкально-дидактические игры: «Будь внимательным», «Нотная азбука», «Три поросенка», «Выложи мелодию», «Узнай музыкальный инструмент».

4. Наглядный материал:

¾ Картинки: «Русский народный костюм»

¾ «Русский традиционный костюм»

5. Игровые атрибуты к народным играм и праздникам.

6. Народные музыкальные инструменты

7. Нотный стан

8. Фланелеграф

9. Аудио-материалы и видео материалы с записями русских народных песен, танцев

¾ Аудио-энциклопедия «Как жили на Руси»

10. Игрушки к занятиям и развлечениям

11. Настольные и теневые театры по русским народным сказкам

12. Оргтехника

13. Костюмы персонажей (для детей и взрослых)

¾ Детские сарафаны, картузы, кокошники

14. Театры: настольный, кукольный, Би-Ба-Бо, баночный, пальчиковый, перчаточный

15. Настольная ширма

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ

 

 

Средствами музыкального фольклора раскрываются цель и задачи работы, особенности методики обучения детей музыкальному фольклору, описываются содержание и ход педагогического эксперимента.

Анализ результатов показал, что музыкальный фольклор осваивается с точки зрения письменной культуры:

1. Используются приемы и методы профессионального искусства (произведения разучиваются по нотам, преимущественно - в обработках, неоправданно часто – с аккомпанементом, конечным результатом видится концертное исполнение и т.д.);

2. Доминируют демонстрационные задачи (преобладает сценически «выигрышный» материал, органичная связь музыки и движения подменяется эффектами и др.);

Целью этой работы было определение уровня владения детьми музыкальным фольклором, для чего были выделены качественные показатели: интерес к музыкальному фольклору, эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора, художественные представления о музыкальном фольклоре, наличие элементарных знаний о народных традициях, владение основами музыкально-фольклорной деятельности, художественно-творческое развитие. (концепция эстетического воспитания детей средствами народного искусства Т.С. Комаровой).

Диагностика выделенных показателей в ходе контрольного эксперимента проводилась в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий.

Обследование показало, что при наличии определенного интереса детей к фольклору эмоциональная отзывчивость в восприятии произведений музыкального фольклора сформирована недостаточно, на невысоком уровне находятся и знания детей о народных традициях.

Определения уровня представлений детей о музыкальном фольклоре заключалось в диагностике музыкально-тематических занятий на традициях народной культуры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В данной программе реализуется выстроенная педагогическая модель, где приобщение к традиционной народной культуре является результатом формирования интереса и отзывчивости детей к произведениям музыкального фольклора, представлений детей о жанрах музыкального фольклора и народных традициях, овладения детьми основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, народной хореографии, игры на музыкальных инструментах).

 

В разнообразных формах

¾ Проведение специально организованных комплексных и тематических музыкально-фольклорных занятий, на которых народная музыка осваивается как феномен устной традиции.

¾ Включение элементов традиционного уклада в организацию жизнедеятельности ДОУ

¾ Использование семейных форм освоения традиции - посиделки, толоки, обходы-величания, чаепития, встречи для игр, гостевания и др.

¾ Организация народных праздников на традиционной основе.

 

Разработанная методика опирается на народный опыт передачи культурного опыта и строится как на целенаправленном обучении детей основам традиционной народной культуры, так и самостоятельном ее использовании в повседневной жизни.

Подбор репертуара основывается на опыте народной педагогики, учитывающей: а) возрастные особенности и индивидуальные возможности детей; б) возможности различных жанров и конкретных произведений фольклора в обучении народной культуре; в) связь музыкального фольклора с народным календарем, чредой праздников и будней, семейными событиями.

Задачи

1) Создание условия для развития творческой активности детей, а также знакомство с русской народной культурой

2) Ознакомление дошкольников старшего возраста с русской национальной культурой и народным календарем

3) Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора

4) Развитие коммуникативных способностей

5) Обеспечение всестороннего развития ребенка:

¾ эстетическое: эмоциональная отзывчивость, чувство прекрасного, прививать любовь к народному творчеству,

¾ умственное: развивать память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление,

¾ нравственное: формировать дружелюбие, активность в народных танцах и играх, самостоятельность.

 

Предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет).

Сроки реализации 2 года.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май.

Для успешного решения поставленных задач необходимо наличие многих факторов:

1. Наличие музыкального репертуара.

2. Владение методами и приемами.

3. Креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения.

4. Участие семьи в подготовке праздников и развлечений.

Осуществление организации обучения ведется в следующих формах: пение песен, попевок, частушек, логоритмика с пением, исполнение народных хороводов, плясок, разучивание народных игр, индивидуальная работа с детьми, кружковая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.

Актуальность

Обеспечение правильного подхода к музыкальному воспитанию на основе народной культуры, с учетом возрастных возможностей детей и индивидуально-творческих проявлений.

 

Формы работы

Музыкальные занятия (доминантные, тематические, комплексные, интегрированные, типовые), индивидуальная работа, праздники и развлечения, игра на детских музыкальных инструментах.

 

Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня, вызывают все большую тревогу. Одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать на самых ранних стадиях музыкальное воспитание детей на традициях народной культуры. Это является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь и откристаллизовываясь в веках, народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народной культуры убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Синкретичная природа фольклора, включающая в себя различные виды искусства (музыку, танец, поэзию, народно-прикладное творчество) дает богатейший материал для музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании старших дошкольников неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть традиционной народной культуры с позиций культурологии, искусствоведения и педагогики, проводится историко-теоретическое исследование комплексного изучения фольклора; раскрываются психолого-педагогические предпосылки овладения музыкальным фольклором; выявляются педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора.

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышление. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания. Именно обращение «К русскому национальному наследию через музыкальное воспитание» использую я в работе над программой.

Традиционная народная культура являет собой, с одной стороны, динамично развивающуюся систему, которая соединяет в себе различные культурно-исторические пласты и обеспечивает таким образом связь прошлого, настоящего и будущего; с другой стороны, проявляет черты устойчивости, стабильности, где остающееся неизменным ядро (традиция) позволяет сохранять ее характерные черты и свойства.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.

Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка”.

Психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с фольклором выявляются нами на основе анализа разработок эстетического воспитания. Так, в работах Т.В. Антоновой, Н.А. Ветлугиной, Г.П. Новиковой, О.П. Радыновой, и других ученых разрабатываются вопросы музыкального воспитания дошкольников посредством слушания-восприятия, художественно-творческой и образовательной деятельности. Отмечается особенность данного процесса – воздействие на эмоциональную сферу ребенка как основу чувствования детьми средств художественной выразительности.

Существенен вклад ученых и практиков А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.В. Флёриной, Т.Я. Шпикаловой и др. в разработку теории разностороннего воспитания дошкольников и развития их творчества средствами взаимосвязи различных видов народного искусства.

Педагогические условия ознакомления с музыкаль<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.